Педагогический тренинг Тема «Развитие детских инициатив детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Карнеева Оксана Викторовна

Материал предназначен для педагогов дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический тренинг

Тема «Развитие детских инициатив детей дошкольного возраста»

Подготовила и провела

воспитатель

Карнеева Оксана Викторовна


Санкт-Петербург  

2018 г.

Введение

Как вам известно, дошкольное детство – период интенсивного развития ребенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые определяют поведение ребенка, формируют фундамент развития личности.  

 Цель современного ДОУ полноценно реализовать интересы ребенка, потребности и инициативы. ФГОС ДО определяет необходимость поддержки индивидуальности и инициативности детей. Сегодня мы рассмотрим и подберем «Способы и направления поддержки детской инициативы».

Формированию инициативности уделяется особое внимание в Новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования. ФГОС ДО выдвигает на первое место полноценное проживание ребенком дошкольного детства, при котором он становится субъектом образовательных отношений, а детская инициатива ставится во главу угла – и как средство развития личности ребенка, и как цель. Инициатива дошкольников должна поддерживается в различных видах культурных практик – разнообразных, инициируемых взрослым или самим ребенком, основанных на текущих и перспективных интересах ребенка видах самостоятельной деятельности. Среди культурных практик традиционно выделяют следующие виды: поисково-исследовательская деятельность, продуктивные виды деятельности, экспериментирование, игра, манипуляция с предметами, фантазирование, творческая деятельность.

Цель тренинга: оказание педагогической поддержки педагогов ДОУ в вопросах систематизации и актуализации знаний о способах поддержки детской инициативы, через тренинговые занятия, игры, решение проблемных ситуаций.

Задачи:

- сплочение коллектива педагогов и создание благоприятного эмоционального настроения, открытости;

- систематизация информации о формах и способах поддержки и развития детской инициативы;

- выявление затруднений и оказание помощи в практике применения методов поддержки и развития детской инициативы;

Участники: педагоги ДОУ.

Условия проведения: методический кабинет.

Материалы и оборудование:

  1. Стулья по количеству участников.
  2. Ручки, карандаши для каждого участника.
  3. Магнитная доска с бумагой для записей .
  4. Музыкальное сопровождение (ноутбук, колонки, DVD диск – звуки природы);

5.Бумага формата А4.

1.Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального настроя группы.

«РАЗГОВОР РУКАМИ» Эта разминка способствует установлению более доверительных отношений в группе, помогает участникам преодолеть барьеры в общении, улучшает атмосферу на тренинге. Для выполнения задания участникам необходимо образовать два круга, внутренний и внешний, и встать лицом друг к другу. Число человек в каждом круге должно быть одинаковым, чтобы все участники образовали пары. Если в группе нечетное число участников, тренер принимает участие в упражнении. Задача участников — пообщаться со своим партнером, используя только руки. Тренер задает тему для «разговора» и через две-три минуты просит круги сместиться относительно друг друга на одного человека. Далее общение продолжается уже в новых парах и на новую тему. Через две-три минуты пары и тема снова. Ведущий может предложить следующие ситуации, в кортоых происходит общение: ■ участники только что встретились и рады видеть друг друга; ■ чувства возникали в процессе один участник обижен, а второй хочет с ним помириться; ■ один пытается поддержать, подбодрить второго. После выполнения упражнения нужно обязательно меняются обсудить с участниками, какие игры; на какие темы было легко общаться, а на какие, наоборот, сложно; было ли проще самому передавать эмоцию или получать ее от партнера; с кем из участников было легче всего общаться.

1.Мозговой штурм «Что такое инициатива!?»

Цель: актуализация имеющихся знаний.

Ведущий предлагает подумать и ответить на вопрос:

ЧТО ТАКОЕ ИНИЦИАТИВНОСТЬ?

Что такое   детская инициатива?

       Для чего нужно развивать инициативность?.

Ответы педагогов записываются на маркерной доске.  Затем происходит обсуждение.

Итог: Мини – лекция «Инициативность – важный показатель интеллекта»: Инициативность является важной характеристикой воли. Инициатива (Советский энциклопедический словарь) – почин, первый шаг в каком – либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких – либо действиях. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

Это важнейший показатель интеллекта, его развития. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

2.Упражнение «Черты инициативной личности»

Цель: осознание различий в представлениях об инициативной личности.

Педагогам предлагается назвать черты инициативной личности. сделать коллаж – черты инициативной личности. Варианты записываются на доску. Затем происходит обсуждение, обмен мнениями, взаимоконтроль.

В итоге  демонстрируется следующее:

ДЛЯ ИНИЦИАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ХАРАКТЕРНО:

  • Произвольность поведения;
  • Самостоятельность;
  • Развитая эмоционально волевая сфера;
  • Инициатива в различных видах деятельности;
  • Стремление к самореализации;
  • Общительность;
  • Творческий подход к деятельности;
  • Высокий уровень умственных способностей;
  • Познавательная активность.

Физминутка

Мы гуляем, мы гуляем

в садике садочке.

(погулять по кабинету)

Собираем, собираем

в садике цветочки

(наклоны с продвижением вперед)

Вот какой у нас букет,

Лучше в целом мире нет!

(потянуться-»показать букет»)

3.Упражнение «Педагогическая копилка»

Цель: углубление знаний о способах развития детской инициативы в разные возрастные периоды.

Комментарий ведущего: в разные возрастные периоды деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы будет разная. Необходимо разбиться на 4 группы, каждой группе будет предложен возрастной период 3 – 4 года, 4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 8 лет (вариант: можно сделать карточки, на которых указывается возрастной период, один педагог из каждой подгруппы вытягивает карточку). Затем вам необходимо обсудить и написать, что необходимо делать педагогу для развития детской инициативы в тот или иной возрастной период.

Каждая подгруппа представляет, что в результате группового обсуждения у них получилось. После демонстрируется следующий материал - методические рекомендации О.А. Скоролуповой.

3 – 4 года.

Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
  • Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
  • Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
  • Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу;
  • Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
  • Поддерживать стремление научиться делать что – то и радостное ощущение возрастающей умелости;
  • В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе;
  • Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности;
  • Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход в застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
  • Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.

4 – 5 лет.

Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду;
  • Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»);
  • Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку;
  • Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр;
  • Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы;
  • Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность;
  • Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.
  • Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
  • Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день.

5 – 6 лет.

Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно – личностное общение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям; выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • Поощрять желание создавать что – либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому – то (маме, бабушке, папе, другу);
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.;
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

 

6 – 8 лет.

Приоритетная сфера инициативы – научение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Водить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта;
  • Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.д. Рассказать детям о трудностях, которые вы сами испытали при обучении новым видам деятельности;
  • Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
  • Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого;
  • Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами;
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения;
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Таким образом, создается копилка деятельности воспитателя по поддержке детской инициативы в разные возрастные периоды.

6. Игра «ХИМС»

Цель: рефлексия, отреагирование чувств и эмоций, полученных знаний.

Ведущий передает мяч по кругу и  говорит: «Наша встреча подошла к концу. Прошу вас поделиться своими мыслями и ощущениями по поводу прошедшего занятия, продолжая предложенные фразы:

- Хорошо, что…

- Интересно…

- Мешало…

  • С собой возьму…»

Использованная литература:

  1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт.-сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014г.
  2. Справочник педагога – психолога №7, 2014г. Кремлякова А.Ю. «Рефлексивные техники в работе педагога - психолога».
  3. Толстикова О.В. Разработка основной образовательной программы – образовательной программы дошкольного образования: метод. рекомендации / О.В. Толстикова, О.В. Савельева - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...

Обобщение педагогического опыта работы тема "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной"

Данный педагогический  опыт направлен на поиск наиболее эффективных  путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психолог...

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

Презентация «Мой инновационный педагогический опыт» по теме: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

Презентация «Мой инновационный педагогический опыт» по теме:«Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера"

Материал раскрывает тему сюжетно-ролевой игры и этапы её развития. О том , как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста....

Моя работа. Аналитический отчет Анализ результатов педагогической деятельности за период 2015-2020 год Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Аналитический отчет. Анализ результатов педагогической деятельности за период 2015-2020 год Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактическ...