Программа по арт - терапии для детей старшего дошкольного возраста " Бусинка"
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Шильникова Анастасия Сергеевна

Программа по арт - терапии для детей старшего дошкольного возраста " Бусинка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл businka.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по арт – терапии для детей старшего дошкольного возраста.

« Бусинка»

                                       Пояснительная записка.

Дошкольное образование  в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития ребёнка. С психологической же точки зрения, специфика развития в дошкольном возрасте заключается не столько в овладении ребенком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

                                            Актуальность:

 Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы дает мощный толчок для творчества ребенка.

Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено, либо не принято, и они позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее.

В процессе арт-терапевтической работы развиваются коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Таким образом,  арт-терапия дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру,  развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие.

Цель:

 Гармонизация развития личности ребенка, через развитие способности самовыражения и самопознания.

Задачи:

- Устранение или ослабление имеющихся у детей и поведенческих и эмоциональных нарушений, проявляющихся в форме депрессивных, тревожно-фобических реакций и невротических симптомов, агрессивных тенденций, импульсивности, а также симптомов психосоматических расстройств.

- Формирование у детей  положительной самооценки, реализация их творческого потенциала, развитие навыков коммуникации, способности к самостоятельному принятию решений и проявлению инициативы, навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации к школе и социуму;

- Усвоение детьми опыта творческой активности и структуры творческого процесса, включающего такие «узловые» этапы, как замысел, воплощение и результат, в качестве основы для разных видов деятельности в повседневной жизни.

Особенности арт-терапевтического подхода:

1. Безоценочное восприятие всех работ: ведь в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.

2. Дети являются своего рода экспертами. Работу лучше строить таким образом, чтобы отправной точкой был опыт каждого ребенка. В этом смысле дети — сами «эксперты» в отношении своих работ.

3. Важен и уникален вклад каждого из детей. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.

4. Сохранение тайны необходимо, поскольку произведения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно охранять.

5. Важен рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка, детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.

6. При работе с группой желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.

Принципы работы:

1.Принцип ритуала (начинать и заканчивать каждое занятие каким-либо одинаковым  действием);

2.Принцип эмоциональной вовлечённости взрослого (реагируйте на творчество детей, но воздерживайтесь от оценок «хорошо» — «плохо», используйте фразы «это очень интересная идея», «какой живой образ» и т. д. );

3.Принцип личностного общения (все дети могут высказывать своё мнение, но стоит установить правило, которое гласит об уважении индивидуальной позиции каждого ребёнка);

4.Принцип авторства(подписывать работы детей);

5.Принцип выставки (организация выставки работ — это очень важно для юных творцов);

6.Принцип диалогического обсуждения ( каждый ребёнок может высказаться и быть выслушанным);

7.Принцип похвалы, поощрения (подбадривание своих подопечных);

8.Принцип права на ошибку (каждый иммеет право на ошибку, её нужно обернуть  в необычное творческое решение).

Арт-терапевтические занятия проводятся в три этапа:

 Первый этап  « развивающий» - ( где ребёнка нужно научить  делать разные работы) заключается в предоставлении ребёнку возможности изготовления поделки из бусинок по образцу на заданную тему. Это позволяет увидеть поразительные необыкновенные сочетания цветов, самобытное выражение сюжета и его своеобразную форму.

Второй этап  « Основной» представляет собой неструктурированное занятие, на котором детям предлагается самим выбрать тему или сюжет поделки.

Третий этап «Заключительный» -  является обсуждение темы или сюжета, манеры исполнения.

                                                Ожидаемый результат:

В результативности и несомненной пользе применения арт-терапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее:

  • устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса, появляется демократизм отношений;
  • у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
  • воспитывается чувство коллективизма;
  • отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
  • на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
  • стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
  • формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать свою точку зрения;
  • идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
  • уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.

Тематический план занятий.

Участники:  педагог – психолог, дети 5-7 лет

Режим занятий: 1 раз в неделю (20– 30 минут).

Форма занятий: групповая ( оптимальное количество детей 5-6 человек.)

Месяц

Занятие

Работа на занятии

Оборудование

Декабрь

 « Гусеница»

 Ребёнок на тонкую проволочку одевает бусинки по образцу.

Проволока, бусины

« Бусы из макарон»

Изготовление бус

Макароны, разноцветная краска, толстая нить, игла с большим ухом.

« Новогоднее украшение»

Ребёнок сам придумывает ёлочную игрушку и изготавливает её.

Проволока, бусины

 « Необычный дом»

 Изготовление по примерному образцу.

Зубочистки и бусины, пластилин.

Январь

 « Волшебная палочка»

Украшение палочки бусинами, блёстками.( бусины приматываются к палочке проволокой)

Палочки от мороженного, бусины, блёстки, клей пва, тонкая проволока.

Коллективная работа

 Изготовление мобиля

Ребёнок изготавливает свою  одинарную конструкцию, по своему желанию.

Проволока, бусинки, палочки или прутики.

« Снежинки»

Выполнение снежинок по замыслу.

Бусины, проволока.

Февраль

 « Ёлочка из бисера»

Выполнение елочек по замыслу.

Проволока, бусины, конус.

Картина « Мой мир»

Вылаживание из бус картины.

Бусы, тканевые салфетки.

 Коллективная работа.

Изготовление мобиля

Сбор бусинок и крепление пёрышек, привязывание к мобилю.

Контуры круга, проволока, бусины, пёрышки разноцветные.

« Гусеница на ножках»

Ребёнок на тонкую проволочку одевает бусинки.

Бусинки, проволока.

Март

« Бабочка»

Ребёнок на тонкую проволочку одевает бусинки.

Проволока, бусины

« Волшебный цветок»

Выполнение по замыслу.

Бусины, проволока.

« Волшебный цветок»

Выполнение по замыслу.

Бусины, проволока.

« Моё настроение»

Вылаживание из бус картины.

Бусы, тканевые салфетки.

Апрель

Итоговая работа

« Сказочное дерево»

 

Выполнение по замыслу.

Стаканчики, гипс, проволока, бусинки, пайетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зелёные лягушата" организованная деятельность (цветомузыкальная терапия) для детей старшего дошкольного возраста с особыми корреционно-образовательными потребностями

Организованная деятельность детей старшего дошкольного возраста по курсу "Цветомузыкальная терапия" (зелёный цвет)...

Методическая разработка психологического занятия с использованием арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные окна»

Цель занятия: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.Основные задачи:1.      Создание условий, обеспечивающих свободное выражение настроение ребенком;2....

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием приемов арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста "Веселые котята"

Конспект предназначен для открытого просмотра по кружковой работе "Разноцветные ладошки" (нетрадиционное рисование)...

Конспект занятия по песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста "В поисках радуги".

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...