«Универсальная ловушка для внимания детей- сказкатерапия как метод взаимодействия и развития внимания у дошкольиков»
консультация на тему

Сивохина Александра Александровна

Анализ материалов по сказкатерапии..приемы удержания внимания детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказкатерапия и внимание45.93 КБ

Предварительный просмотр:

Статью подготовила:

Педагог-психолог МБДОУ д/с «Золотой петушок»

Сивохина А.А.

ТЕМА: «Универсальная ловушка для внимания детей-

сказкатерапия как метод взаимодействия и

развития внимания у дошкольиков»

Адресность: для родителей и педагогов

Одна очень замечательная женщина педагог-психолог ДОУ дала мне дельный совет. Она сказала, -«все, что ты пишешь и с чем выступаешь на семинарах пустое, без личного опыта и осознанности».

Масса материалов на разную тему пестрит на просторах нашего интернета, и хочется благодарить людей за их труд, но очень редко можно увидеть личность в данной работе. Берешь смело убираешь инициалы и бац работа уже никому не пренадлежит. С одной стороны прекрасно..четко, сухо, системно и по- деловому. Но с другой стороны нет доверия к материалу потому, что он обезличен. Данная статья написана с мотивом поделиться размышлениями, опытом, проблемами. Если она получит отклик, то таких как я много и у нас есть общее: мы стремимся к развитию себя.

-Мама расскажи сказку?

-А про кого?

-Про Ивасика-Телесика и его сестренку Аришу..Ну слушайте..В прекрасном лесу на берегу реки. Жила семья в красивом доме……В каких только приключениях не участвовали выдуманные герои выдуманной сказки. Каждый рассказ решает разные цели и задачи. Каждая сказка поднимает свои вопросы. Дети активно додумывают сюжет и приписывают героям свои лица. Я как мать двоих детей могу четко выявить ту проблему которая была зафиксирована в течении дня или даже какой-то одной очень важной ситуации. Динамика сказки на ночь переменчива, она чувствительна к настроению детей.

Сказка –поощрение детям. Сказка-конфетка. Сказка- думалка. Сказка- развивалка. Сказка-монолог, в котором идет живой открытый диалог.

Для каждой семьи сказкатерапия будет решать разные проблемы. Нет повторяющейся ситуации в семье. Нет повторяющихся детей и их внутреннего восприятия и как следствие внешних проявлений. 

В моем случае сказкатерапия это спасение. Дети мои чудесные, но есть одно большое но!!! Наше время ограниченно сутками, мне нужно ходить на работу, я психолог-педагог доу, а не робот продуцирующий 100% энергии 24 часа…Внимания всегда мало..Даже максимум для ребенка недостаточно. Понимая, что есть свои личные потребности, увлечения, интересы, физическое и эмоциональное состояние, я не идеальная мать и не всегда психолог. И на этот счет у меня запасен козырь в рукаве- сказка на ночь. Многим нужны шаблоны я же сочиняю по наитию и на ходу. За основу беру цель: научить ребенка думать, осознавать, слушать и слышать.

Немного теории сказкатерапии из прекрасных интернет источников и книг по тематике:

Сказка ИНФОРМАТОР ЧЕГО?:

-Об Обществе и его законах

-Поведении и нормах

-Правилах писанных и нет.

Сказка МОТИВАТОР ЧЕГО?:

-Воображения,

-Эмоций,

-Правильных поведенческих реакций.:

- Исследовательских стремлений  понять окружающий мир,

-Надежды на лучшее и веру в победу добра над злом.

Мотив можно заложить по ходу сказки, можно положить его в блестящий мешочек сказочной мишуры и повесить на рог летающего единорога и всегда основной мотив- это сообщение детям о своей любви к ним. Забота о их здоровье и благополучии.

Интернет источник:

«Главное оружие сказки – метафора. А самая важная цель сказки – развитие эмпатии – способности сопереживать персонажам в горе и в радости. Сказка выводит ребенка из узкого пространства собственных интересов и чувств и аккумулирует в нем человечность………. Благодаря всем перечисленным качествам сказка не подвластна ни социально-экономическим преобразованиям, ни моде, ни стремительному научно-техническому прогрессу, который, казалось бы, развенчал все сказочные выдумки. Наоборот, нынешним детям как никогда необходима сказка, ведь это самый доступный и эффективный метод как корректирования сознания и поведения, так и развития связной речи, поскольку, как ни парадоксально, коммуникационный взрыв последних десятилетий привел к ощутимому угнетению коммуникативных функций подрастающего поколения…… 

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

При кажущейся простоте данная методика имеет серьезные цели:

- овладение родным языком как средством приобщения к культурным ценностям человечества;

- развитие диалогической и монологической речи;

- расширение словарного запаса, совершенствование звуковой стороны речи;

- развитие просодической стороны речи;

- формирование коммуникативной направленности речи;

- развитие творческих способностей ребенка.

В соответствии с целями определяется круг задач, решаемых с помощью сказкотерапии:

- стимулирование познавательной деятельности, накопление и систематизация представлений об окружающем мире;

- развитие воображения, творческого мышления;

- развитие связной фразовой речи, ее логическое, лексико грамматическое и фонетическое оформление;

- развитие образности, выразительности речи;

- эмоциональное оформление речи: использование интонации и силы голоса, управление темпом речи, паузами, мимикой, жестами, движениями.

- снятие эмоционального напряжения.

Другими словами, «сказочные» занятия как творчески организованный вид образовательной и воспитательной деятельности, расширяя кругозор, обогащая словарный запас, тренируя речевые навыки, способствуют раскрепощению ребенка, росту его уверенности в себе.

Принципы сказкатерапии:

- постепенно переходить от простого к более сложному;

- создавать оптимальные условия для того, чтобы каждый ребенок в процессе получения знаний мог проявить свои познавательные способности, использовать накопленный опыт, эмоционально самовыразиться;

- организовывать деятельность ребенка таким образом, чтобы он постоянно находился в процессе получения новых знаний и умений;

- сделать процесс развития связной речи непрерывным и интегративным, чтобы, начавшись с деятельности педагога, он продолжился в совместной деятельности ребенка и родителей.

Диапазон методов работы со сказкой очень велик. Сказки можно просто рассказывать и слушать, можно обсуждать, анализировать, додумывать, переиначивать, рисовать, сочинять, проигрывать..»

Автор заинтересовавшей меня статьи рассматривает сказкатерапию со стороны развития речи и форм общения. Я с ним полностью согласна но в статье хочу рассмотреть данную тему с другой стороны. Со стороны внимания!!!!Это как? А так, работая, всего три месяца педагогом-психологом ДОУ я поставила тему самообразования развитие внимания. Дети в возрасте от 3 до 7 лет очень спонтанны, внимание, прописанное в нормах не соответствует фактическому.

ПОЛИТИКА, ПАРАДИГМА, НАШЕ СТРЕМЛЕНИЕ  ДАТЬ МАКСИМУМ ИНФОРМАЦИИ СДЕЛАЛО НАШИХ ДЕТЕЙ МУЛЬТЯШКАМИ С ПЕРЕСКАКИВАЮЩИМ ВНИМАНИЕМ. ТАМ ГДЕ ДОЛЖНО БЫТЬ 10 МИНУТ УСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ ПО ФАКТУ ОТ 3 ДО 5. ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ СОХРАНЯЮТ УСТОЙЧИВОЕ 15-ТИ МИНУТНОЕ ВНИМАНИЕ ЛИШЬ ПРИ ОДНОМ УСЛОВИИ: ВОСПИТАТЕЛЬ-МУЛЬТЯШКА, КРИВЛЯЕТСЯ, ПОДСКАКИВАЕТ, НА ГОЛОВЕ СМЕШНОЙ КОЛПАК, ЗА ПЛЕЧАМИ КРЫЛЬЯ А НОС БАБЫ ЯГИ. ДЕТИ СКОРО РАЗУЧАТСЯ УДИВЛЯТЬСЯ, ФАНТАЗИРОВАТЬ, ВЖИВАТЬСЯ В РОЛЬ.

Данная информация это анализ всех проведенных занятий с детьми. Очень не просто постоянно находиться на волне театральности, когда есть проблема сохранения устойчивого внимания. И как ищущий человек я начала ставить следующие вопросы:

Что максимально может зафиксировать внимание?

И нашла для себя простой ответ-сказкатерапия.

Одно только Жили-были- ключ и знак ОБРАТИ ВНИМАНИЕ, настрой воспринимающую систему, в тридевятом царстве в тридесятом государстве –РАСШИРЬ! пространственное воображение уйди от бытовых форм мышления…В лесу дремучем за горой высокой треугольно-квадратной серо-буро малиновой жила маленькая девочка, совсем одна одинешенько и если бы не кот совсем бы тяжело ей пришлось, акцент на домашнего питомца, уже выводит на тему «цени и береги своего друга» Ситуация сказки может координально измениться в любую  секунду рассказа…ребенок задает встречный вопрос …А где папа и мама? –Папа и мама ушли в лес и заблудились…сострадание..переживание, восклицание…как? ведь они уже большие и взрослые?…Да они большие и взрослы, но без помощи своей малышки и ее кота никак не обойтись..Малышка думает….А что ей нужно сделать?..и тут ключевой момент сказкатерапии ребенок подходит к тому, что с его стороны необходимо действие, чтобы изменить ситуацию, как?…вернуть потерявшихся родителей?….стать радостнее?..счастливее?..целостнее?…Не обходится конечно и без ошибок в сказке..тут  нужно четко знать своего ребенка..что его расстроит и что успокоит..так же понимает ли ребенок где иллюзия а где реальность.

Что касается работы с детьми в ДОУ по сказкатерапии,  необходимо придерживаться общих правил и методических рекомендаций так как пед. процесс это -выверенная координируемая деятельность, имеющая четкий скелет:

1.Возраст дошкольников (Чем богаче речь дошкольников тем интереснее и витиеватее сюжет).

2. Уровень развития (Простой доступный язык обеспечит сотрудничество в сказке)

3. Материал подбирается в соответствии с выбранной темой (Тема задает настроение сказки)

Не последнее место играет выбор вида сказкатерапии:

- чтение и обсуждение сказок во время занятий и в свободное время;

- рассматривание иллюстраций со словесным описанием;

- рисование иллюстраций, лепка, аппликация, создание книжек и лэпбуков;

- разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации;

- кукольные мини-театры: пальчиковые, настольные, бибабо;

- прослушивание музыки для усиления эмоциональных впечатлений, развития слухового восприятия, пробуждения фантазии.

И ТАК КАК НАПРАВЛЕННОСТЬ МОЕЙ СКАЗКАТЕРАПИИ В ДОУ ЭТО РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ СКАЗОК- ИНТЕГРАЦИЯ БУДЕТ ОСНОВНЫМ МЕХАНИЗМОР ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ: ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ. УДЕРЖАНИЕ ВНИМАНИЯ. РАСШИРЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

Для максимального привлечения внимания в процессе сказкатерапии можно использовать следующие приемы:

1. «Вовлечение», который содержит в себе следующие приемы:

- задать вопрос, который должен быть легким, подразумевающим односложный ответ, чтобы не ввести детей в затруднение,

- допустить намеренно ошибку,

- попросить поднять руку тем, кто…(например, любит кататься на санках, зависит от темы занятия). При этом педагог может сам поднять руку в качестве примера.

- можно спросить, все ли видно с доски, может, сделать свет ярче, или наоборот, приглушить.

Таким образом, дети вовлекаются  в принятие решения, а это им, как правило, льстит.

2. «Раздаточный материал» (Для сказкатерапии это базис..перевоплощение, фантазирование, все тут) Действует метод так: например, обыкновенный лист бумаги для рисования. Вы предлагаете следующее: «Возьмите лист бумаги и поднимите над головой. Так, вижу. А у тебя нет? Вот, возьми. Или Передайте, пожалуйста, товарищу. А теперь положите его горизонтально. Так, начнем». А дальше можно говорить то, что к листу бумаги не имеет отношения и одновременно косвенно с ним связано, например анализ настроения во время сказкатерапии .

3. «Включаем помогатор и помогаторов». Как ни удивительно, к нам больше всего привязываются люди, которых мы просим о помощи. Здесь, главное, правильно произнести фразу. Не «Сделайте, пожалуйста!», а «Помогите мне, пожалуйста!» (расставить стулья, раздать листочки и т. д.). Особенно этот прием эффективен в работе с гиперактивными детьми. В этом случае, неважно, что помогает один человек, коллектив часто ощущает себя единым организмом и воспринимает это, как мы помогли.

4. И непосредственно касающийся сказкатерапии это «Оживление»:

- присутствие сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого);

- обыгрывание проблемной ситуации;

- опора на личный опыт детей;

5.Это волшебное слово СЮРПРИЗ «Коробка с сюрпризом» - в начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат подарок в конце занятия.

6. «Контрастные раздражители»: интонации, паузы, темп речи, жесты, движения педагога. Самым важным в работе педагога-психолога, воспитателя, родителя является наличие чувство психологического состояния коллектива, каждого отдельного ребенка только тогда прием будет вовремя и соответственно внимание активизируется.

А сказка дома всегда рядом. Дорогие коллеги, родители, тети, дяди, фантазируйте, сочиняйте, ведите ребенка за собой в мир сказки, УЧИТЕ РЕБЕНКА МЕЧТАТЬ, ПРИДУМЫВАТЬ СОЗДАВАТЬ СВОЙ МИР СКАЗКИ где решаются за частую очень насущные проблемы. Ребенок с нами когда мы с ним и сказка наш общий друг. Наш пятый элемент –КЛЮЧЬ К СЕРДЦУ РЕБЕНКА.

Литература

  • Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной школе): Гл. чтение сказок. – М.: Владос, 1999.
  • Веракса А.Н. Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду:Пособие для психологов и педагогов.-2-е изд., испр .-М.:Мозаика-Синтез, 2014.
  • Годфруа Ж. Что такое психология в 2-х томах Том I-М, «Мир»1992.
  • Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.:Питер, 2002.
  • Белоборыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия Развития», «Академия К», 1998.
  • Боголюбская М. К., Шевченко В.В. Художественное чтение ирассказывание в детском саду. М.:Издательство «Просвещение», 1966.
  • Бочаров Г. К. За сорок лет: Записки словесника. – М., 1972.
  • Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода мнемотехники для развития внимания, памяти и мышления у детей с ОНР

В последнее время все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта - общим недоразвитием речи на фоне дизартрии. Дизартрия связана с органическим поражением центральной и периферическо...

игры и упражнения для детей на сплочение детского коллектива,на развитие внимания,мимики.

Игра -один из приемов сплочения детского коллектива.Развивает интерес к сверстникам,устанавливает гуманные отношения между детьми.А также развивает память,внимание,фантазию...

Особенности агрессивности детей дошкольного возраста. Методы взаимодействия с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики з...

Сказкатерапия, как метод коррекции эмоциональной сферы детей.

Сказкатерапия,  как метод коррекции является очень эффективным,  способный решать серьёзные психологические проблемы. Причина тому,  положительная реакция детей на сказку. Она не вызыва...

Методы и приемы развития внимания у детей с ОВЗ

Внимание среди психических явлений занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельн...

Онлайн консультация с родителями детей до 3 лет по теме: "Развитие внимания у детей до 3 лет"

У маленького ребенка внимание носит непроизвольный характер, малыш обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание. И именно в играх происходит развитие внимательно...