Статья:Развитие эмоциональной выразительности средствами хореографического искусства в дошкольном образовании.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шевчук Наталья Анатольевна

Эмоциональная выразительность - это умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства. Как правило, эмоциональная выразительность окружающими оценивается положительно: выразительность делает человека понятным, а общение с ним интересным.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шевчук Наталья Анатольевна

Педагог дополнительного образования -

хореограф

МБДОУ « ДС № 73-ЦРР»

Г.Бийск

Развитие эмоциональной выразительности средствами хореографического искусства в дошкольном образовании.

 

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Привлечение к миру общечеловеческих ценностей, установление первых отношений с людьми, безусловно, оказывает влияние на разные стороны развивающейся личности ребенка.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

То, что писал Л.С. Выготский о феномене "засушенное сердце" (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, "обесчувствованию" способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Сложившаяся система музыкально-ритмического воспитания не обеспечивает в должной мере ни развития двигательной активности, не общего психофизиологического развития дошкольникам. Возникают противоречия между возрастающими требованиями общества к уровню развития личности ребенка и качеством образовательной деятельности в детском саду.

Подчеркивая значение формирования в ребенке способности выражать свои чувства, оценочное отношение к себе, окружающему миру, событиям и явлениям фактам в нем происходящим, находя для этого соответствующую форму, можно определить обоснование развития его эмоциональной сферы, в частности работы над эмоциональной выразительностью.

Эмоциональная выразительность - это умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства. Как правило, эмоциональная выразительность окружающими оценивается положительно: выразительность делает человека понятным, а общение с ним интересным.  Эмоциональная выразительность зависит в первую очередь от уровня развития мимики, степени развития пластики тела человека, использования им выразительных движений, богатства жестов, темперамента, энергетики человека.

Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С.Л. Рубинштейна: "Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его".

Особая роль в эмоциональном развитии ребенка-дошкольника отводится искусству. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они так же развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а так же  помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.

Искусство танца - средство воспитания и развития ребенка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей еще маленького человека. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым.

Специфика  танца состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека передается без помощи речи, средствами движений и мимики. Посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают раскрывать себя эмоционально и музыкально в творчестве, воспитать внимание, волю и коммуникабельность.

Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность у малышей.

Кроме того, занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения оказывают положительное воздействие на психологическое здоровье детей. Занятия танцем формирует правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.  

Поэтому так важно научить каждого ребенка не только понимать хореографический язык, но и пользоваться им для самовыражения.

Моя идея направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. Научить ребенка воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений  – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее, подготовить к дальнейшей социализации в обществе.  Активная деятельность детей в танце позволяет оптимально развивать качества личности. Это эмоциональное, интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально – нравственное, эстетическое развитие, которое достигается в образовательной танцевальной деятельности.

Эффективность идеи заключается в широком  использовании игрового метода проведения совместной с детьми деятельности. Учебный материал объединяется в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры и этюды, что придает  образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятий и отдаляет момент усталости.

Важным является взаимосвязь нравственной сферы и интеллектуальной посредством игр с танцевальными движениями и пластических этюдов. Главной задачей является, научить детей осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), которые используются в танце для образного воплощения – сначала на материале простейших упражнений и этюдов, а затем в развернутых сюжетных танцах, и музыкально – пантомимических спектаклях, в импровизации детьми собственных танцевальных композиций.

 При слушании музыки, дети передают свое отношении к музыке и чувствам через движение своего тела. На занятиях хореографией учатся слушать и понимать музыкальное произведение и одновременно ритмично двигаться и выполнять определенные движения, согласовывая их с музыкой.

Занятия хореографией являются дополнительным источником здоровья детей, радости, положительных эмоций, содействуют повышению трудоспособности, разрядке умственного и психологического напряжения, значит одним из условий их успешной подготовки к учебной деятельности.

Возможность раннего знакомства детей 5 – 7 лет с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности, обучение детей языку танцевальных движений с целью формирования у них эмоциональной выразительности  в танце – сущностная основа моей идеи.

Основная используемая литература:

1. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. – М., 1973.

2. Горшкова Е. О музыкальном творчестве в танце. – Дошкольное воспитание, 1991. – №12.

3. Горшкова Е.От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце. – М.: Издательство «Гном и Д»., 2002. – 120с.

4. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.

5. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.

6. Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972.

7. Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением». – Научный руководитель Н.М. Лаврухина. Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн. – Национальный институт образования. – 2005.

8. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства»

Программа по предмету "Ритмика о хореография" для детей старшей группы....

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства"

Для развития творческих способностей у детей используются различные формы, приемы, технологии на основе всех видов искусства. Хореография является одним из этих видов,способствующая максимальному разв...

"Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства"

"Самое лучшее, чтоесть в жизни-это свободное движение под музыку" А.И.Буренина...

Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Исскуство играет огромную роль в развитии личности ребенка, его эстетической ценностной ориентации в  окружа...

Презентация "Экологическое воспитание дошкольников средствами хореографического искусства"

Данная презентация подготовлена для педагогического совета в целях ознакомления с методами, применяемыми мной в хореографической деятельности....

«Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства».

laquo;Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства»....