Конспект родительского собрания "В детский сад с улыбкой"
консультация (младшая группа) на тему

Деева Татьяна Сергеевна

для педагогов дошкольного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya_ml._gr.docx44.25 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимопознание

Конспект  Родительского собрания (с элементами тренинга)

в младшей группе «Бусинки»

Тема родительского собрания: «В детский сад с улыбкой»

      Составила: старший воспитатель Деева Т.С.

   Цели:

  1. познакомить родителей младшей группы «Бусинки» с понятиями «адаптация» и  «адаптационный период»;
  2. помочь родителям  лучше понимать своих детей, научить, как можно еще проявлять заботу о психологическом здоровье своего ребенка;
  3.  помочь в создании благоприятной атмосферы общения в семье.

Задачи:

1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду.

     2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения.

4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.

 Предварительный организационный этап:

 - подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных    материалов, дидактических игр;

-подборка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

- разработка информационного материала для родительского уголка «День начинается с улыбки»;

- разработка анкет для родителей;

- подбор видео  слайдов с детьми группы «Бусинки».

      Ожидаемые результаты:

    - безболезненная адаптация детей к условиям детского сада, сохранение чувства защищенности и доверия;

   - позитивное развитие отношений в детском коллективе;

   - повышение компетентности родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

  - снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;

  - вовлечение родителей в жизнедеятельность группы «Бусинки» и установление партнерских отношений с семьями воспитанников

  - формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с детским садом.

    Ход собрания. (Собрание проводится за круглым столом).

-  Здравствуйте, Уважаемые папы и мамы! Вашему малышу уже три года! Он удивляет Вас каждый день своим любопытством, активным  взаимодействием с миром? Ваш малыш вырос! Добро пожаловать в детский сад! Детский сад –  это новый период в жизни не только  Вашего малыша, но и вас – взрослых.

 ( чтение стихотворения Е. Химич)

Дети - это счастье, дети - это радость,

Дети - это в жизни свежий ветерок.

Их не заработать, это не награда,

Их по благодати взрослым дарит Бог.

Дети, как ни странно, также испытанье,

Дети, как деревья, сами не растут.

Им нужна забота, ласка, пониманье,

Дети - это время, дети – это труд!

Упражнение «Знакомство»

Цель: познакомить родителей  группы «Бусинки» между собой, создать положительный эмоциональный настрой.

 Воспитатель:

- Я предлагаю Вам, подписать визитную карточку, которая  лежит перед каждым родителем, затем, передавая  мягкую игрушку, создать круг и  познакомиться: «Меня зовут Татьяна, я мама Кати Марковой», « Я - Олег Николаевич, папа Димы Коасари»,  каждый родитель передает игрушку  по кругу и представляется.

Воспитатель:

- Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации, ведь вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость действовать самому, резко уменьшается количество персонального внимания.

Воспитатель:

 - Давайте поразмышляем, что же такое адаптация? (воспитатель слушает ответы родителей).

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. В новой обстановке малыш постоянно находится в определенном напряжении, стрессе, который  может не прекращаться для него, особенно в первые дни.

Главная совместная задача педагогов и родителей – помочь детям в прохождении этого сложного периода жизни. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием и улыбкой!

Воспитатель:

Выделяют 3 степени адаптации ребенка к  новым условиям:  с 1 до 15 дней – лёгкая степень, от 15 до 25 дней – средняя степень,  более 25 дней – тяжелая степень.

Степень адаптации учитывается по таким параметрам, как:

1. Эмоциональное состояние ребёнка.

2. Социальные контакты ребёнка.

3. Познавательная активность.

4.  Сформированные навыки.

5. Двигательные навыки.

6. Сон ребёнка.

7. Аппетит ребёнка.

 8. Здоровье малыша.

  1. Эмоции ребенка.

В первые дни пребывания в саду, практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки, боится новых взрослых, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу.) На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.

  1. Контакты со сверстниками и воспитателем.

Нужно помнить, что малыши 3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

  1. Познавательная активность.

Первое время познавательная активность у малыша может  быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. В процессе успешной адаптации ребенок постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного характера воспитателю.

  1. Навыки.

 Под влиянием новых внешних воздействий, в первые дни адаптации к детскому саду, ребёнок может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания. Не волнуйтесь! Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился  за день в детском саду.

  1. Двигательная активность.

Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в  группе детского сада.

  1. Сон.

 Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в первые дни он может засыпать плохо. Иногда дети просыпаются, или засыпают с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

  1. Аппетит.

В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей и   стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита.

  1. Здоровье.

Отдаленность от близких, смена привычной обстановки может приводить к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц. Часто случается так, что причина простуд не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется – «бегство в болезнь». Организм начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 2-3 месяца.

Воспитатель:

Со стороны нашего педагогического коллектива, для  более легкого  привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья малышей в адаптационный период, применяется система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Для организации процесса адаптации ребенка к новым условиям воспитатели группы «Бусинки» используют следующие формы и способы:

- элементы телесной терапии (обнять, погладить);

- засыпание с любимой игрушкой;

- релаксационные игры (песок, вода, сухой бассейн);

- «сказкотерапия» — это процесс воспитания ребенка, развитие его души, повышение уровня осознанности событий.

- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода, это формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

- культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Принципы работы группы «Бусинки» по адаптации детей:

1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы детского сада;

2. постепенное заполнение группы;

3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

5. осуществление систематического контроля самочувствия ребенка в группе (термометрия, кожные покровы, зев, стул), наблюдение за состоянием здоровья (аппетит, сон, физическое здоровье).

Родителям предлагается поучаствовать в  мини-тренинге:

Упражнение «Салфетка»

Цель упражнения: показать, что каждый ребенок индивидуален, и родители должны принимать малыша таким, какой он есть.

Каждому участнику тренинга дается салфетка и предлагается устная инструкция:

  1. Свернуть салфетку пополам;
  2. Отрезать верхний правый угол;
  3. Отрезать нижний правый угол;
  4. Свернуть ещё раз пополам;
  5. Отрезать правый верхний угол;
  6. Отрезать верхний левый угол.

Родители разворачивают салфетку. Наглядно показываем родителям,  подводим итог:

Уважаемые родители,  при одинаковой инструкции получились совершенно разные снежинки! Так и в жизни, мы растём и живём в одной стране, в одном городе, в одной квартире, но при этом все мы разные! У каждого свой вкус, своя точка зрения и,  поэтому, к каждому нужен индивидуальный подход. Все дети разные, но все мы должны жить в мире и согласии, принимать каждую индивидуальную личность».

Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей!

Чем могут помочь родители? Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно!

Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность:

1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о  Ваших воспитателях, других детках и детском саде.

2. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка.

3. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по голове, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, не ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

4. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

5. Дайте с собой в  детский сад небольшую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то родное, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

Родителям предлагается поучаствовать в игре « Собери фразу»

Цель: Сплотить родительский коллектив через игровые приемы.

Задачи: Развивать доброжелательные отношения между родителями,  установление тесного положительного контакта между педагогами и родителями, повышение педагогической культуры родителей.

Ход игры:

Родители делятся на микро группы по 5 человек  (6-7 групп).

-  Каждая микро группа получает комплект карточек с частями фразы. Нужно восстановить авторское высказывание, реконструируя его по смыслу.

- Затем группа обсуждает справедливость фразы и выбирает участника для выступления на собрании с итогами обсуждения. Предлагаемые фразы:

1 группа: «Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание». (У.Джеймс);

2 группа:  «Самостоятельность не получают в подарок, в этом качестве утверждаются, и прежде всего поступками, делами, ответственностью». (А.Маркуша);

3 группа:  «Тот, кто знает, ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК». (Ницше.);

      4 группа:  «Не существует такой проблемы, в которой не было бы бесценного дара для тебя. (Р.Бах.);

5 группа:  «Если твое счастье зависит от того,  что делает или не делает кто-то другой, то я полагаю, что у тебя все-таки есть проблема». (Р.Бах.);

6 группа:  «Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение — и вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — владеть всем». (А.Грин.);

7 группа: «Если ты не знаешь, куда плыть, то никакой ветер не будет попутным». (Сенека.)

Цитирование пословиц:

- Ребенок, что тесто, как замесил, так и выросло.

-Верная указка не кулак, а ласка.

-Хорошему-  надо учиться года, а плохому и часа хватит.

Педагог дает устные рекомендации родителям и знакомит с папкой передвижкой:

«Что делать, если Ваш малыш начал посещать в детский сад»?

1. Установите тесный контакт с воспитателями группы детского сада.

2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.

3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.

4. Расскажите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.

5. Поддерживайте дома спокойную обстановку.

6. Не перегружайте ребенка новой информацией.

7. Будьте внимательны к ребенку, ласковы, заботливы и терпеливы.

«Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями»?

1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в  детском саду.

2. Будьте позитивно настроены и  не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.

4. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спине).

5. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

6. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.

7. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу. Будьте терпеливы!

На  интерактивной доске появляется надпись: Р О Д И Т Е Л И

Р-родные

      О-ответственные

Д-добрые

И-инициативные

Т-терпеливые

     Е-единственные

    Л-любимые

    И-идеальные

 В заключении воспитатель  цитирует  «рецепт счастья» от Ирины Беляевой:

«Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте, как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте и предлагайте своим деткам каждый  день! До новых встреч!

Методы и приемы, используемые  в мероприятии по активизации взрослых:  

1) Мотивирование родителей - проведение подготовительной работы с  родителями, принимающими активное участие в  жизни  группы. Размещение объявления, с полной представленной информацией, и фразами, направленными на мотивирование родителей к участию в родительском собрании с  обозначенной темой). Е.О. Смирнова «Детская психология» учебное пособие для бакалавров, КИОРУС, 2018 г. 

2.) Нетрадиционная форма организации родительских собраний «Круглый стол» в  нетрадиционной обстановке обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания. Встречи за Круглым столом расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно  только в  рамках открытого детского сада. Конспект родительского собрания «Традиции семьи»,  социальная сеть работников образования  https://nsportal.ru/ ).

3) Сообщение–диалог - оптимальная форма работы, по словам Дуброва В.П. и Милашевич  Е.П., позволяющая решить задачи формирования самостоятельности и оригинальности мышления и усваивать не готовую истину, а в некотором смысле открывать её.  Само содержание материала является тем основанием, на котором развёртывается диалог.  Е.С.Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева «Детский сад и семья: взаимодействие по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» изд. Мозаика-Синтез, Богданова Елена Леопольдовна. Педагогические функции диалога: Диссертация кпн, Томск, 1997г., 223 c., РГБ ОД, 61:98-13/162-8

4) Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя ребенка,  увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Данный метод дает возможность высказаться по теме встречи тем родителям, которые не всегда могут (или им не всегда удается) выразить словами свое отношение к чему-либо. Кравченко М.Б. «Разговор с начинающим педагогом - исследователем». Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика».

 5) Ассоциативный  ряд «Родители», воспитатель показывает на интерактивной доске  слово РОДИТЕЛИ, служащее стимулом для творческого размышления. Это опорное слово имеет непосредственное отношение к тематике встречи с родителями и затрагивает их эмоциональную сферу. Родителям предлагается в отведенное на встрече время продолжить этот ряд, придумывая ассоциации( возможна помощь из «разбросанных»  табличек со словами). Родители   участвуют в этом задании  охотно, не ожидая повторной стимуляции со стороны воспитателей. Этот метод способствует снятию эмоционального напряжения и вносит во взаимодействие педагогов с родителями момент занимательности. Козлова С. А., Куликова Т. А. К 59 Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с., Родительское собрание на тему: «Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи» https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie.

6) Элементы «Мозгового штурма»  или  «мозговой атаки, в данном случае самостоятельным мероприятием он не проводится, а входит составной частью в, «педагогическую игру» на родительском собрании. Существует несколько методик проведения мозговой атаки – брейнсторминг,  мозговая атака –  66 Д. Филипса,  двойное кольцо Сократа,  «Совет пиратов». «Формы и методы активного обучения» http://txt.ru/88/22.html.

 5. Используемая литература:

  1. Активные формы  методической  работы с педагогическими кадрами. Составитель Паламарчук Е.И., изд. Хабаровский краевой институт усовершенствования учителей, 1991.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Изд. Творческий центр «Сфера», М., 2005
  3. Богославец Л.Г., Давыдова О.И. Методический аудит в ДОУ. / Управление ДОУ №6, 2008.
  4. Борытко Н. Технологизация работы классного руководителя./ Школьные технологии, № 3, 2006
  5. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. Изд. Творческий центр «Сфера», М., 2004.
  6. Волобуева Л.М., Мирко И.А. Активные методы обучения в методической работе. / Управление ДОУ, № 6, 2006.
  7. Голицына Н.С. Система  методической работы с кадрами в дошкольном учреждении. Изд. «Скрипторий 2003», М., 2005.
  8. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. Изд. «Новая школа», М., 1995.
  9.  Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Изд. 2-е – «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007.
  10. Зебзеева  В., Байкова Г., Мартынова С. Активные методы обучения на методических объединениях. Журнал «Дошкольное воспитание» №      2008.
  11. Ильина Т.Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. / Управление ДОУ, № 1, 2008
  12. Микляева Н.В., Микляева Ю.В.  Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Изд. «Айрис Пресс», М., 2008.
  13. Нуждина Н.И. Консультация как вид работы старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов. / Управление ДОУ, № 6, 2006.
  14.  Пенькова Л.  Стремление дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности. / Дошкольное воспитание, №10 2008.
  15. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Учебное пособие. М., 1997
  16. Образовательное пространство ДОУ. Компакт-диск. Изд. «Учитель», Волгоград, 2007
  17. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?» – М.: «ЧеРо», 2004г.
  18. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.» – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.
  19. Некрасова З., Некрасова Н. «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. Том 1.» – М.: ООО Издательство «София», 2007.
  20. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие»,в 4-х томах. Т. 1. - М.: Генезис, 2000.
  21. Семейное воспитание -http://www.nu.tpu.ru/grnti/
  22. Картотека «Игры и упражнения для родителей на родительских собраниях», раздел «Дошкольное образование», д.п.28.10.2016 г.
  23. Семь Я - http://www.7ya.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект родительского собрания "Детские капризы и упрямства", презентация к собранию

Обучение родителей способом преодоления детских капризов и упрямства....

Конспект родительского собрания "Детские капризы"

Конспект нетрадиционного родительского собрания, включающий теоретическую часть и практическую работу с родителями ( разбор проблемных ситуаций, игры-эстафеты, творческие задания)....

Конспект родительского собрания в младшей группе «Улыбка». Тема: «Путешествие в мир красок и фантазии»

«И в десять лет, и в семь, и в пять все дети любят рисовать…»Конспект родительского собрания в младшей группе «Улыбка».Тема: «Путешествие в мир красок и фантазии»Подготовила и провела воспитательС.А.Р...

Методическая разработка - "Конспект родительского собрания "Детская дружба"

Собрание проводится в форме "круглого стола. В подготовке к собранию проводится опрос детей, создаются презентации или фильмы по результатам опросов....

Конспект родительского собрания "Детская речь: "норма" и диагностика речевого развития"+ презентация

Мероприятие для родителей воспитанников ДОУ об особенностях речевого развития в дошкольном возрасте + презентация...