«НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ-ГРАТТАЖ»
план-конспект занятия на тему

Деева Татьяна Сергеевна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass-_grattazh.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Непрерывное образование

 воспитывающих взрослых

МАСТЕР - КЛАСС

   Тема: «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ-ГРАТТАЖ»

Цель мастер-класса:  осуществление непрерывного образования воспитывающих взрослых,  через обучение родителей нетрадиционной технике рисования — граттаж.

Задачи:

- Познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной техникой рисования «граттаж».

- Показать основные приемы выполнения техники «граттаж».

- Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия и штрих.

Развивать творческий потенциал.

- Способствовать развитию воображения, фантазии  участников мастер-класса;

- Содействовать формированию эмоциональных, позитивных  чувств, настроения у родителей, желания сотрудничать с ДОУ в рамках разнообразных проектов.  

 Методы: словесный, наглядный, практический.

 Используемые материалы:

Гуашь, акварель, пастель, альбомный лист или картон, свечи восковые, спички, зубочистки, родители могут использовать спицу, маникюрную деревянную палочку для обработки ногтей, кисти разных размеров, мыло, стеки, емкость для воды.

Основные этапы мастер-класса:

1. Теоретическая часть.

Актуальность темы

Воспитатель: 

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня  мы поговорим о художественном творчестве. Все в детстве рисуют, но у кого-то это получается хорошо, а у кого-то не очень. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. Тем не менее, рисование является одним из самых интересных и увлекательных видов деятельности дошкольников. Нетрадиционные изобразительные техники помогают ребёнку выразить в рисунке задуманное и развивают познавательные способности и эстетическое восприятие. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Включение в работу нетрадиционных методов рисования позволяет развивать познавательные интересы ребенка: использование предметов по - новому – рисовать своей ладонью, пальцами, использовать вместо кисти различные предметы. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

Воспитатель: 

- Что такое граттаж?

Обязательно уделяет внимание вариантам ответов участников

Воспитатель:  Граттаж - это способ выполнения рисунка путём процарапывания или соскребания, каким либо инструментом бумаги или картона, залитых тушью или гуашью. Другое название техники — воскография. Эта техника открывает много различных возможностей, которые Вы сможете использовать  дома со своими детьми.

Возьмите в  руки шпажку, зубочистку

И лист бумаги непростой,

И словно фокусник - царапкой

Рисунок вы создайте  свой.

Здесь равнодушием не пахнет,

Простор для творчества такой,

Что иногда не веришь даже,

Что это сделано тобой!  

       (стихотворение Н.В. Тишковой)

          

Посмотрите,  какие работы можно выполнить в этой технике. А если проявить немного фантазии и терпения, то вы научите этому волшебству и своих малышей!

2. Практическая часть. 

Воспитатель:  Для выполнения работы нам потребуется особая аккуратность, точность и  внимание. На Ваших столах, есть защита, чтобы их не испачкать,  положите  сверху лист.

Прежде чем приступить к работе, решите, что вы хотели бы изобразить. Пейзаж, портрет или предметные картинки. Может космический мир или морских обитателей… можно рисовать на цветной основе или на белой, это зависит от вашей фантазии.

1 этап

Воспитатель:  Для рисунка берется лист очень плотной бумаги, лучше картона. Его можно оставить белым, тогда процарапанные участки будут белыми, и работа на выходе получится черно-белой. Чаще лист бумаги или картона произвольно окрашивают, особенно это предпочтительнее для новичков.

Более опытные художники выполняют предварительный рисунок на бумаге, переводят его на  картон, затем  раскрашивают в нужные цвета. Нужно заранее с обратной стороны картона указать, где верх, а где низ рисунка, чтобы потом не ошибиться при процарапывании, когда весь рисунок будет залит черным цветом.

Обычно используют акварельные краски, гуашь или акрил. Допустимо использовать для цветного фона масляную или восковую пастель. Мы сегодня с Вами используем те материалы, которые есть у каждого дома – это акварельные краски и гуашь, на выбор.

Демонстрация действий    

2 этап

Воспитатель:   Когда краска высохнет, следует приступить к затирке воском или парафином. Обязательным условием качественной работы будет то, насколько тщательно и добросовестно затерт каждый миллиметр листа. Это легко проверить на свет — нет ли пропусков.

Демонстрация действий
3 этап  

Воспитатель:  Следующий этап после затирки – нанесение черной краски.  В наше случае, это черная гуашь Если используется тушь, то нужно подготовить для работы обычное или жидкое мыло, периодически макать кисть в мыльную водичку. Если — гуашь, то в отдельной баночке смешать ее с жидким мылом. Это делается для того, чтобы равномерно нанести тушь или гуашь и избежать ее скатывания с жирной поверхности воска или парафина.

Демонстрация действий.

4 этап

Воспитатель:  Следует подождать, чтобы краска хорошо просохла, ни в коем случае не сушить вблизи отопительных приборов, иначе воск расплавится, впитается в бумагу или в верхний слой картона и его невозможно будет процарапать. Пока краска сохнет, возьмите другой лист и нанесите эскиз своей работы, что вы предполагаете нарисовать. Это поможет вам не делать лишних линий потом.

Демонстрация действий                       

5 этап

Воспитатель:  Следующий этап – это повторное накладывание того же рисунка, только теперь на черный просохший фон. Нужно обвести рисунок шариковой ручкой. В процессе работы  изображение будет передавлено на мягкую восковую поверхность. Убираем листик с обведенным рисунком. В результате на черном фоне появится проступившее изображение. Теперь осталось доцарапать, доскоблить или подправить, нанести еще штрихи, где это нужно. Если же необходимости в предварительном рисунке изначально не было, то можно процарапывать сразу по просохшему черному фону то, что хочется, что задумывалось. Главное, определить, какие части рисунка должны остаться черного цвета.

Не торопитесь и у вас всё получится.

 Демонстрация действий.

Воспитатель: Я постаралась рассказать обо всех этапах обучения нетрадиционной технике рисования «Граттаж».

Подведение итогов 

Воспитатель:

Уважаемые родители,  скажите, пожалуйста, было ли Вам интересно на нашем мастер-классе, хотели бы вы применить полученные знания дома со своими детьми?

Продемонстрируйте свои работы.

         Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие в мастер–классе. Очень приятно было с вами работать. Чудесные картины останутся Вам на память.

Воспитатель:

Рисуют дети на стекле,

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет ещё на карте.

 

В руках мелки, карандаши…

Детишки – маленькие маги.

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге!

(отрывок из стихотворения Татьяны Щербачевой).

Воспитатель:

Желаю Вам и вашим малышам творческих успехов!

Тема: «Нетрадиционная техника рисования - ГРАТТАЖ»  МАСТЕР - КЛАСС

Автор конспекта мастер-класса для воспитателей: педагог ДОП №5   Журавлева Л.И., данный материал полностью модифицирован  старшим воспитателем Деевой Т.С.

         Цель: осуществление непрерывного образования воспитывающих взрослых,  через обучение родителей нетрадиционной технике рисования — граттаж.

         Задачи:

 - Познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной техникой рисования «граттаж», показать основные приемы выполнения техники «граттаж»

- Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия и штрих.

Развивать творческий потенциал. Способствовать развитию воображения, фантазии  участников мастер-класса;

- Содействовать формированию эмоциональных, позитивных  чувств, настроения у родителей, желания сотрудничать с ДОУ в рамках разнообразных проектов.  

          Ход мероприятия: 

Мастер-класс для родителей  был проведен в форме практической работы. Были представлены работы, выполненные  в технике «граттаж». Участники мероприятия   были обеспечены материалами для выполнения творческой работы. Вводная часть состояла из объявления темы мастер-класса  и его содержания. В основной части были рассмотрены этапы выполнения работы. В заключительной части  был подведен итог с элементами рефлексии.

На данном мероприятии были рассмотрены этапы обучения новой техники рисования. Родители  познакомились с техникой «граттаж», с  этапами обучения, которые смогут применять в дальнейшем для обучения  детей, создали творческие работы в новой технике. Были созданы условия для участников мастер-класса для развития фантазии, творческого мышления, освоения выполнения техники «граттаж».

Вывод:

Все поставленные задачи педагогу  удалось реализовать. Тема мастер-класса дала родителям  возможность узнать новое, испытать новые ощущения и положительные эмоции,  сотворить хорошие работы. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была очень позитивной и доброжелательной. С практической частью, все родители справились!

Методы: словесный, наглядный, практический.

Словесные методы обучения.

Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи педагога, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для  понимания.

Объяснение  в данном случае использовалось в процессе рассматривания картин, и в ходе упражнений, с его помощью уточнялось непосредственное восприятие - что должно быть выразительным, эмоциональным, доступным.

Также на мастер-классе использовались элементы рассказа, педагог имел возможность свободно общаться с родителями, замечать и учитывать их реакции.

Наглядные методы обучения — это способы целенаправленной совместной деятельности, нацеленные на решение образовательных задач наглядными средствами. Определение наглядных методов содержит понятие «наглядные средства».  Высказывания К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, П.Ф.Каптерева о наглядных методах обучения по прежнему актуальны и современны.  В них раскрываются психологические основания наглядных методов обучения, связанные с психологическими процессами ощущения, восприятия, мышления.

Практические методы и приемы обучения- практические методы и приемы обучения –  это  прежде всего упражнение. Любые теоретические знания должны оттачиваться на практике.  Родители освоили на практике, как правильно держать и пользоваться кистью,   другими предлагаемыми инструментами, заштриховывать, тонировать рисунок, использовать нетрадиционные методы рисования умение использовать и сочетать разные виды изобразительных техник, что наглядно подтверждает качество выполненной работы.

Задача педагога  строилась таким образом, чтобы опыт каждого участника стал достоянием всего коллектива участников.

            

Используемая литература:

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. - Скрипторий, 2003г.

2. Никитина А. В. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. - КАРО, 2008г.

3. Немешаева Е. А. Художества без кисточки. – Феникс, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по овладению нетрадиционной техники-рисования-граттаж в подготовительной группе ,,Белая берёза,,

Занятие по овладению нетрадиционной техники рисования-Граттаж в подготовительной группе ,,Белая берёза,, Задачи:Знакомство с одним из видов графики-граттаж.Повторение правил построения композиции.Выд...

Конспект ООД по рисованию в нетрадиционной технике рисования граттаж "По волнам она гуляет и покой наш охраняет"

Дети любят экспериментирвать, поэтому такое рисование как граттаж очень нравиться им, а эксперимент с "погружением подводной лодки" дает им первые научные познония в физике....

Творческая мастерская в старшей группе "Космическое путешествие" с использованием нетрадиционной техники рисования – граттаж, фроттаж и рисование трафаретами.

Уточнить представления детей о космосе и космических объектах, - вызвать интерес к теме, желание узнать новое о Космосе. Познакомить с новыми техниками рисования - «граттаж», фроттаж, рисо...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая рыбка». Нетрадиционная техника рисования «граттаж».

Познание новой техники с применением её на практике. Создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе овладения техникой «Граттаж»; способствование развитию и...

Конспект рисования по нетрадиционной технике рисования- ГРАТТАЖ

Использование нетрадиционных художественных техник является эффективным средством для создания выразительных композиций, развивают детскую ...

Конспект занятие в старшей по рисованию «Подводный мир» с применением нетрадиционной техники рисования «граттаж»

Конспект занятия в старшей группе по рисованию в технике граттаж на тему " Подводный мир"....