Статья "Индивидуальный подход к детскому голосу"
статья на тему

Кулаткина Юлия Геннадьевна

На основе общих рекомендаций каждый педагог, варьируя методы, по-разному их сочетая, в зависимости от учебных задач, разрабатывает свою

методику обучения пению.

          Но, как свидетельствует опыт работы,  эффективность  обучения  пения  во многом   зависит  не  столько   от  методов, форм, организации   певческой деятельности  детей на занятии, сколько от знания и учёта их ндивидуальных  особенностей.
          В исследованиях  Г.П. Стуловой выявлен ряд психо - физиологических причин, влияющих на плохое пение детей:
- стеснительность и связанная с этим неуверенность в пении;
- вялость и, наоборот, чрезмерная возбудимость характера;
- отсутствие интереса к певческой деятельности.

      Все дети отличаются один от другого. Одни слишком возбудимы, со слаборазвитым торможением. Другие слишком заторможенные, безучастные. Есть застенчивые, робкие, невнимательные, с замедленной речью. Методы подхода к этим детям различны. К одним приходится быть более снисходительными, к другим, наоборот, более требовательными, но к каждому надо найти свой путь воздействия.

         Важно развивать в каждом ребенке заинтересованность к исполнению, помогать детям приобрести веру в себя, освободиться от напряженности и стеснения, создать положительную атмосферу отношений между педагогом и ребенком.

        Реалиями  музыкально  -  педагогической  практики   является  различный уровень  певческого  развития  воспитанников.  В  пределах  одного  возраста дети имеют различные вокальные и слуховые способности.

      К первой группе  можно отнести детей,  которые  поют  правильно. Эта группа  не  однородна  по своему составу. В  нее входят дети,  которые  могут петь правильно совершенно самостоятельно, без чьей бы то ни было помощи, и  дети,  которые  верно поют лишь  с  опорой  на звучание  инструмента  или голос педагога.
         Ко второй группе – следует отнести детей, которые лишь приблизительно воспроизводят звуковысотный рисунок мелодии. Эта группа составляет  обычно  большинство. Неуверенно  и  неточно поющие  дети этой группы нуждаются при пении в постоянной поддержке голосом педагога или игрой на инструментах. При этих условиях они  поют  значительно увереннее и точнее.
         К третьей группе – следует  отнести  детей, которые  по  тем или иным причинам  совсем  еще  не  умеют верно петь. Эта  группа  бывает  довольно многочисленной. Эти дети не могут даже приблизительно петь песни. Они либо сочиняют какую-то свою маловыразительную мелодию на текст данной песни – иногда  громко, отрывисто, иногда  невнятно,  почти шёпотом.  При этом совершенно не выполняются мелодический рисунок песни. Эти дети не могут   также   воспроизводить   предлагаемые   им  отдельные  звуки,   за исключением одного – двух наиболее для них удобных.
 

     Педагоги-музыканты очень часто встречаются в своей практике со случаями так называемого «немузыкального слуха».

        У всех физически здоровых детей есть музыкальный слух, развитый в разной мере. Фальшивое пение обусловлено следующими причинами:

- нарушение координации между голосом и слухом;
- отклонение от нормы в голосовом аппарате или органах слуха;
- смещение диапазона от примарного звука на кварту или квинту (вниз, и значительно реже - вверх);

- отсутствие певческих навыков;

- вредные привычки при пении – крикливость, подражание пению взрослых.
 

Если ребёнок слышит, что он поёт не ту мелодию или отдельные звуки, которые заданы педагогом, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема неумения правильно интонировать заключается не столько в качестве звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования.

Детям при грудном регистре звучания голоса трудно правильно проинтонировать какую либо мелодию в диапазоне больше терции. Имея часто неплохой музыкальный слух, они гудят в пределах 2-3-х звуков («гудошники»). Речь их отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном.

Если педагог сумеет настроить голос такого « гудошника» на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвинется вширь.

Именно произвольное имитирование голосовых сигналов доречевой коммуникации помогает детям снять внутренние эмоциональные зажимы, позволяет вытащить резервы голоса (фонопедический метод В.В.Емельянова). Способность выражать голосом эмоции считается исторически более древней по сравнению с логической речью. Задолго до овладения речью ребёнок уже прекрасно умеет выражать голосом эмоции. Поэтому «гудошиики» при исполнении этих упражнений ни чем не отличаются от интонирующих детей.

      Можно применять также приёмы вибрации губ, имитации «р» и т. д.


       Этой же точки зрения придерживается и О.А.Апраксина. В своих статьях она подчеркивает важную роль певческих навыков в формировании чистоты интонирования. Так она отмечает, что неправильности пения во многом содействует  плохая  артикуляция.  

     Дети,  не  учившиеся   пению,  при    пении  песен  едва  открывают  рот, почти   не  двигают  губами,  нечетко  произносят  слова и отдельные слоги  и буквы. Опыт работы показывает, что многие дети начинают  верно  петь,  как  только  они  научатся  хорошо  открывать  рот, протяжно петь  гласные  и четко произносить согласные.
 

   Одна из причин неверной интонации – низкий диапазон звучания голоса. В этом случае помогает транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Если ему удается уловить рисунок мелодии и воспроизвести ее в удобной тесситуре, он может начать петь правильно и вместе с другими детьми в более высоком звучании. Постепенно расширяется диапазон , начиная с примарных – удобных для ребенка звуков.

 

   Обучение на музыкальных занятиях проводится со всей группой детей. Но при этом педагог осуществляет индивидуальный подход к детям, который не должен превращаться в индивидуальное обучение, оставляя других пассивными наблюдателями.

    

        На занятии детей можно рассаживать следующим образом:

- в  первом  ряду, ближе  к  музыкальному  руководителю,  сажают  детей  с плохой вокально-слуховой координацией, новеньких, давно не посещавших дошкольное учреждение;

- во втором ряду - детей с неустойчивыми певческими навыками;

- в третьем - детей с чистой интонацией, поющих естественно и непринужденно.

 

        Полезен и такой прием - петь стоя всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально, находясь на значительном расстоянии от фортепиано. При таком пении дети лучше слышат себя. Желательно предлагать хорошо выученные маленькие песенки, а также отдельные музыкальные фразы, запев или припев. При этом особое внимание надо уделить детям, нечисто поющим. Их целесообразно размещать среди хорошо поющих.

      

       Уровень  индивидуального  певческого  развития  каждого  ребенка проверяют путем пения по музыкальным фразам ("цепочкой"). Кроме того, этот прием способствует формированию у детей правильного дыхания.

 

        Индивидуальный подход предполагает постоянное варьирование заданий на занятии, использование заданий различной сложности. Для одних детей использование заданий повышенной сложности, для других – временно-облегченное (использование таких приемов, как поощрение, подбадривание; применение заданий, заранее рассчитанных на успешное выполнение). Таким образом, каждый ребенок выполняет то задание, которое ему посильно.
 

Развитие вокальных способностей детей не должно идти по пути максимальной эксплуатации возможностей детского голоса, а по пути наиболее рационального развития этих возможностей. Голос может развиваться правильно в тех случаях, когда используется его природа сегодняшнего, а не завтрашнего дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход к детскому голосу

 Музыкальный руководитель: Ю.Г. Кулаткина МАДОУ №1

На основе общих рекомендаций каждый педагог, варьируя методы, по-разному их сочетая, в зависимости от учебных задач, разрабатывает свою

методику обучения пению.

          Но, как свидетельствует опыт работы,  эффективность  обучения  пения  во многом   зависит  не  столько   от  методов, форм, организации   певческой деятельности  детей на занятии, сколько от знания и учёта их ндивидуальных  особенностей.
         В исследованиях 
Г.П. Стуловой выявлен ряд психо - физиологических причин, влияющих на плохое пение детей:
- стеснительность и связанная с этим неуверенность в пении;
- вялость и, наоборот, чрезмерная возбудимость характера;
- отсутствие интереса к певческой деятельности.

      Все дети отличаются один от другого. Одни слишком возбудимы, со слаборазвитым торможением. Другие слишком заторможенные, безучастные. Есть застенчивые, робкие, невнимательные, с замедленной речью. Методы подхода к этим детям различны. К одним приходится быть более снисходительными, к другим, наоборот, более требовательными, но к каждому надо найти свой путь воздействия.

         Важно развивать в каждом ребенке заинтересованность к исполнению, помогать детям приобрести веру в себя, освободиться от напряженности и стеснения, создать положительную атмосферу отношений между педагогом и ребенком.

        Реалиями  музыкально  -  педагогической  практики   является  различный уровень  певческого  развития  воспитанников.  В  пределах  одного  возраста дети имеют различные вокальные и слуховые способности.

      К первой группе  можно отнести детей,  которые  поют  правильно. Эта группа  не  однородна  по своему составу. В  нее входят дети,  которые  могут петь правильно совершенно самостоятельно, без чьей бы то ни было помощи, и  дети,  которые  верно поют лишь  с  опорой  на звучание  инструмента  или голос педагога.
        Ко 
второй группе – следует отнести детей, которые лишь приблизительно воспроизводят звуковысотный рисунок мелодии. Эта группа составляет  обычно  большинство. Неуверенно  и  неточно поющие  дети этой группы нуждаются при пении в постоянной поддержке голосом педагога или игрой на инструментах. При этих условиях они  поют  значительно увереннее и точнее.
        К 
третьей группе – следует  отнести  детей, которые  по  тем или иным причинам  совсем  еще  не  умеют верно петь. Эта  группа  бывает  довольно многочисленной. Эти дети не могут даже приблизительно петь песни. Они либо сочиняют какую-то свою маловыразительную мелодию на текст данной песни – иногда  громко, отрывисто, иногда  невнятно,  почти шёпотом.  При этом совершенно не выполняются мелодический рисунок песни. Эти дети не могут   также   воспроизводить   предлагаемые   им  отдельные  звуки,   за исключением одного – двух наиболее для них удобных.

     Педагоги-музыканты очень часто встречаются в своей практике со случаями так называемого «немузыкального слуха».

        У всех физически здоровых детей есть музыкальный слух, развитый в разной мере. Фальшивое пение обусловлено следующими причинами:

- нарушение координации между голосом и слухом;
- отклонение от нормы в голосовом аппарате или органах слуха;
- смещение диапазона от примарного звука на кварту или квинту (вниз, и значительно реже - вверх);

- отсутствие певческих навыков;

- вредные привычки при пении – крикливость, подражание пению взрослых.

Если ребёнок слышит, что он поёт не ту мелодию или отдельные звуки, которые заданы педагогом, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема неумения правильно интонировать заключается не столько в качестве звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования.

Детям при грудном регистре звучания голоса трудно правильно проинтонировать какую либо мелодию в диапазоне больше терции. Имея часто неплохой музыкальный слух, они гудят в пределах 2-3-х звуков («гудошники»). Речь их отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном.

Если педагог сумеет настроить голос такого « гудошника» на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвинется вширь.

Именно произвольное имитирование голосовых сигналов доречевой коммуникации помогает детям снять внутренние эмоциональные зажимы, позволяет вытащить резервы голоса (фонопедический метод В.В.Емельянова). Способность выражать голосом эмоции считается исторически более древней по сравнению с логической речью. Задолго до овладения речью ребёнок уже прекрасно умеет выражать голосом эмоции. Поэтому «гудошиики» при исполнении этих упражнений ни чем не отличаются от интонирующих детей.

      Можно применять также приёмы вибрации губ, имитации «р» и т. д.


      Этой же точки зрения придерживается и 
О.А.Апраксина. В своих статьях она подчеркивает важную роль певческих навыков в формировании чистоты интонирования. Так она отмечает, что неправильности пения во многом содействует  плохая  артикуляция.  

     Дети,  не  учившиеся   пению,  при    пении  песен  едва  открывают  рот, почти   не  двигают  губами,  нечетко  произносят  слова и отдельные слоги  и буквы. Опыт работы показывает, что многие дети начинают  верно  петь,  как  только  они  научатся  хорошо  открывать  рот, протяжно петь  гласные  и четко произносить согласные.

   Одна из причин неверной интонации – низкий диапазон звучания голоса. В этом случае помогает транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Если ему удается уловить рисунок мелодии и воспроизвести ее в удобной тесситуре, он может начать петь правильно и вместе с другими детьми в более высоком звучании. Постепенно расширяется диапазон , начиная с примарных – удобных для ребенка звуков.

 

   Обучение на музыкальных занятиях проводится со всей группой детей. Но при этом педагог осуществляет индивидуальный подход к детям, который не должен превращаться в индивидуальное обучение, оставляя других пассивными наблюдателями.

     

        На занятии детей можно рассаживать следующим образом:

- в  первом  ряду, ближе  к  музыкальному  руководителю,  сажают  детей  с плохой вокально-слуховой координацией, новеньких, давно не посещавших дошкольное учреждение;

- во втором ряду - детей с неустойчивыми певческими навыками;

- в третьем - детей с чистой интонацией, поющих естественно и непринужденно.

        Полезен и такой прием - петь стоя всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально, находясь на значительном расстоянии от фортепиано. При таком пении дети лучше слышат себя. Желательно предлагать хорошо выученные маленькие песенки, а также отдельные музыкальные фразы, запев или припев. При этом особое внимание надо уделить детям, нечисто поющим. Их целесообразно размещать среди хорошо поющих.

       

       Уровень  индивидуального  певческого  развития  каждого  ребенка проверяют путем пения по музыкальным фразам ("цепочкой"). Кроме того, этот прием способствует формированию у детей правильного дыхания.

        Индивидуальный подход предполагает постоянное варьирование заданий на занятии, использование заданий различной сложности. Для одних детей использование заданий повышенной сложности, для других – временно-облегченное (использование таких приемов, как поощрение, подбадривание; применение заданий, заранее рассчитанных на успешное выполнение). Таким образом, каждый ребенок выполняет то задание, которое ему посильно.

Развитие вокальных способностей детей не должно идти по пути максимальной эксплуатации возможностей детского голоса, а по пути наиболее рационального развития этих возможностей. Голос может развиваться правильно в тех случаях, когда используется его природа сегодняшнего, а не завтрашнего дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по использованию комплекса дыхательных и вокальных упражнений в работе по формированию певческих навыков и развитию детского голоса при постановки детской оперы М.Красева "Муха-Цокотуха"."

Данная методическая разработка-это серия интегрированных занятий, включающих в себя различные виды музыкальной театральной деятельности, а именно: пение,танец, актерское мастерство.Здесь предложены ра...

Пение. Певческий голос. Охрана детского голоса.

Певческий голос – дар природы. Однако, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. У певцов это называется постановкой голоса. Так же как будущий скрипач или пианист должен ...

Консультация для родителей: «Как охранять детский голос, детские голосовые связки?»

Рекомендации для родителей: "Как охранять детский голос, детские голосовые связки?"...

Как охранять детский голос, детские голосовые связки?

Как охранять детский голос, детские голосовые связки?...

Технология певческого дыхания как основа правильного звукообразования детского голоса на музыкальном занятии в детском саду

В этой статье описана методика подготовки певческого дыхания детей дошкольного возраста...