Этапы организации проектно - исследовательской деятельности по А.И Савенкову
методическая разработка на тему

Листопад Снежана Александровна

Этапы организации проектно - исследовательской деятельности по А.И Савенкову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы организации проектно - исследовательской деятельности по А.И Савенкову

Изучив подходы А.И.Савенкова (обучение детей исследовательским умениям), Е.Г.Юдиной (проектно-тематического обучения, построенного на основе исследовательского поведения) используем следующие этапы организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая комплексно-тематическое планирование образовательной программы ДОУ.

ЭТАП ПЕРВЫЙ. ВЫБОР ТЕМЫ

Выбор темы организуется в форме диалога с детьми. Необходимо связать выбор темы со следующими параметрами: интересы детей; имеющийся у детей опыт; общий уровень развития всех детей группы; требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении; федеральные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования; соблюдение национальных традиций; наличие ресурсов, необходимых для изучения темы,содержание реализуемой в ДОУ образовательной программы.

Для детей старшего дошкольного возраста занимательным является всё, что связано с жизнью людей (с их отношениями, достижениями), явлениями природы (связью между временами года), техническим прогрессом. Темы в старших группах детского сада в основном идут от детей. Дети являются активными участниками планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания воспитания и обучения.

ЭТАП ВТОРОЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ПРОЕКТОВ

После того как тема выбрана и одобрена всеми детьми, организуется её обсуждение и планирование. Эффективным приемом для организации такого обсуждения используется беседа по принципу трёх вопросов.

Первый вопрос: «Что мы знаем о……………?»

Второй вопрос: «Что мы хотим узнать о……?»

Третий вопрос «Как нам это сделать………?»

С помощью приема «мозговой штурм» выявляются имеющиеся у детей знания по данной теме. На стендепод надписью: «Что мы знаем о …?» фиксируются высказывания каждого ребёнка, за высказыванием записывается его имя. При дальнейшем планировании работы   опираются на те знания и тот фундамент, который есть у детей по данной теме.

Под надписью: «Что мы хотим узнать о …?» фиксируются вопросы, возникшие у детей (записываются или схематично зарисовываются, так как многие дети не умеют читать). Принимаются все идеи и вопросы детей, даже если они кажутся глупыми или нелогичными.

Третий вопрос. Под надписью: «Как нам это узнать?» (используется методика А.И. Савенкова:карточки с символическим изображением «методов исследования») также делаются записи и рисунки: узнать из книг; спросить у другого человека; посмотреть по телевизору; понаблюдать; провести эксперимент; получить информацию с помощью компьютера; связаться со специалистом. В результате, дети начинают понимать, что источников информации, из которых они могут почерпнуть сведения, много, и все их можно и нужно использовать.

Далее совместно с детьми просматриваются сделанные записи, рисунки и создаётся тематическая «паутинка» – схема темы. В центре схемы записывается тема и обводится кружком, а на расходящихся в разные стороны лучах записываются интересы детей внутри темы (что хочет узнать ребенок). Тема едина для всех, но каждый ребёнок может выбрать тот аспект темы, который ему ближе.

В результате, когда записаны и логически классифицированы все слова-ассоциации детей по теме, сформулированы и вплетены в неё все вопросы, гипотезы, она, действительно, становится похожа на паутинку. Составление такой «паутинки» позволяет реализовать следующие цели:

- объединение детей в группы по интересам;

- создание изначальной основы для систематизации сведений.

«Паутинка» используется для информирования родителей и сотрудников о том, что происходит в группе, для оповещения родителей о работе по теме.

После этого приглашаются родители для участия в реализации темы, проектов, для этого совместно с детьми составляется письмо-приглашение (по рекомендациям Е.Г.Юдиной) и вывешивается в раздевальной комнате.

В процессе планирования совместно с детьми продумывается ряд проектов, которые позволяет выполнить тема. На основе составленной «паутинки» планируется образовательная работа на неделю: последовательно просматривается содержание программы, намечаются пути реализации темы по пяти образовательным областям, отбираются методы их реализации, подбираются средства и материалы.

В ходе планирования сразу продумывается и оснащение материалами центров в среде группы. Центры деятельности становятся лабораторией для ребёнка в процессе изучения темы, выполнения проектов. Центры наполняются материалами в соответствии с изучаемой темой.

ЭТАП ТРЕТИЙ. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ И ПРОЕКТОВ

Деятельность в процессе прохождения темы организуется, направляется и стимулируется, но дети - активные участники работы: они задают вопросы, ищут ответы, высказывают своё мнение. Они получают возможность осмысливать, представлять и воссоздавать свой опыт с помощью обсуждения, рисунков, музыки, танцев, схем, театрализованных представлений и т.д.

В процессе проектно-тематического обучения приходится отказываться от своей традиционно доминирующей роли в процессе присвоения ребёнком знаний и становиться генератором идей, организатором, сопереживающим наставником, слушателем и зрителем, наблюдателем, консультантом, он действует рядом с воспитанниками, в сотрудничестве.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ. ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕМЫ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ

Изучение темы всегда заканчивается презентацией проектов, которые дети выполнили в процессе прохождения темы. Это может быть книга, поделка, макет, блюдо, спектакль, костюм, видеофильм и т.д. В группе организуется представление проекта, дети обмениваются впечатлениями. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок продемонстрировал результат своей деятельности, получил положительную оценку детей и взрослых, порадовался достижениям других. На презентации приглашаются родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно – исследовательской деятельности в ДОУ

•Работа по проекту является исследовательской•Проект  педагогически значим (учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий)•...

Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".

Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....

«Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками». «Организация проекта».

К о н с у л ь т а ц и я «Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками».«Организация проекта».Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми –...

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....

Организация проектно-исследовательской деятельности в ДОУ

все по организации проектно-исследовательской деятельности в доу...

Этапы организации проектно- исследовательской деятельности по А.И. Савенкову

4 этапа организации  проектно- исследовательской деятельности по А.И. Савенкову....