Предметно пространственная среда
материал (старшая группа) по теме

Гусова Надежда Георгиевна

Предметно пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС), создаваемая в
МБДОУ №14 с учетом ФГОС ДО, обеспечивает условия для эффективного
развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей,
интересов, уровня активности.
РППС в нашей группе выполняет различные функции: образовательную,
развивающую,
воспитывающую,
стимулирующую,
организационную,
коммуникативную функции.
Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и
самодеятельности ребенка. Предметная среда имеет характер открытой,
незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых
обстоятельствах
предметный
мир,
окружающий
ребенка
необходимо
продолжать пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям
определенного возраста.
При построении предметно – развивающей среды в своей возрастной
группе я следую рекомендациям разработанным В. А. Петровским. Я стараюсь
поддерживать проявления активности ребенка в различных видах деятельности,
создаю условия для реализации творческих идей. В группе есть место,
свободное от игрового материала, где ребенок может стать творцом своего
предметного
окружения,
может
оборудовать
игровое
поле
по
своему
усмотрению.
Направление: Социально-личностное развитие.
При проектировании предметно – развивающей среды я учитываю
принципы половых и возрастных различий
детей.
В
группе
подобраны
предметы,
подчеркивающие гендерную принадлежность
дошкольников. Например, наряды, сюжетно –
ролевые
игры:
«Семья»,
«Хозяюшки»
«Больница»
для
девочек.
Происходит
формирование у детей
основ
культуры
общения,
закрепления
знаний
об
окружающей действительности.
В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия
размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки,
комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы».
Для мальчиков «Автосервис», « Гараж»,
В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в
котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы
конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих
замыслов используют схемы и модели построек.
Центр
дополнен
мелкими
игрушками
для
обыгрывания.
Мобильность
данного
центра
позволяет детям разворачивать сюжет игры за его
пределами.
Это
позволяет
нашим
детям
комфортно чувствовать себя в любом уголке
группы При организации РППС в своей возрастной группе я также учитываю
принцип эмоциональной насыщенности.
Направление: Художественно — эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская» для развития детей подобраны
различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления
изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления
разных
поделок
изобразительный
и
вспомогательный
материал
для
художественного конструирования, изобразительного творчества, лепки и
объемного рисования, аппликации.
Направление:
Познавательное
развитие.
Центры организованы и представлены
учётом индивидуальных
особенностей
их чувственного опыта,
информационного багажа, т.е. теоретической
и понятийной осведомлённости ребёнка.
Подобранный
дидактический
материал дает
детям представление о целостной картине мира,
о тесных
взаимосвязях,
и
взаимодействии всех объектов.
В
«Нравственно-патриотическом»
центре
помещена
государственная
символика
Республики
Северной Осетии - Алания, России. В нем находятся
пособия,
отражающие
многонациональность
нашей
Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению
детей с климатическими зонами России и т. д. Оформлен
уголок
родного
края,
в
котором
дети
могут
познакомиться
с
традициями,
культурой
и
бытом
жителей. В уголок родного края входит художественная
литература по краеведению
Созданию
мною
центра
занимательной
математики предшествовал подбор игрового материала,
что определилось возрастными возможностями и уровнем
развития детей группы. В данном центре размещен
разнообразный занимательный материал с тем, чтобы
каждый из детей смог выбрать для себя игру по
интересам. Я думаю, центр занимательной математики
решает
следующие
задачи:
целенаправленное
формирование
у
детей
интереса
к
элементарной
математической
деятельности;
воспитание
у
детей
потребности занимать свое свободное время не только
интересными,
но
и
требующими
умственного
напряжения, интеллектуального усилия играми.
Центр
«Экологии» включает
в
себя
экологическую деятельность. Данный центр содержит в
себе различные виды комнатных растений. Для всех растений
оформлены
паспорта
с
условными
обозначениями.
Помимо
комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические
игры экологической направленности.
Направление: Речевое развитие.
В группе оформлен центр речевого творчества, представляющий
возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Накоплен и
систематизирован разнообразный практический материал по лексическим
темам
и
для
организации
речевых
игр:
пособия
для
проведения
артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные
дидактические, настольно-печатные игры,
игры для развития мелкой моторики рук. Я
считаю, что речевая развивающая среда –
это,
особым
образом
организованное
окружение, наиболее эффективно влияющее
на развитие разных сторон речи каждого
ребенка.
Центр «Мир книги» включает в себя
книжный
уголок.
Содержание
книжного
уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста,
реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе
«Музыкально — театрализованный» Центр - это важный объект
развивающей
среды,
поскольку
именно
театрализованная
деятельность
помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре
дошкольники
раскрываются,
демонстрируя
неожиданные
грани
своего
характера
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с
педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать,
свободно музицировать.
Направление: Физическое развитие
Яркий,
веселый,
физкультурный
уголок. Он реализует потребность детей в
двигательной
активности
Увеличение
двигательной
активности
оказывает
благоприятное
влияние
на
физическое
и
умственное
развитие,
состояние
здоровья
наших детей
Таким образом, РППС в моей группе
создает атмосферу заинтересованности каждого воспитанника, сопровождает
его в собственном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon foto_rpps.pdf1.33 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...