Конспект интегрированного занятия в старшей группе: «Защитите ель и сосну»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гусова Надежда Георгиевна

Конспект интегрированного занятия в старшей группе: «Защитите ель и сосну»

Цели и задачи:
Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях
хвойных деревьев.
Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними
сходства и различия.
Упражнять
детей
в
составлении
связных
рассказов,
образовании
множественного числа имен существительных и согласования их со словом
«много».
Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику.
Совершенствовать рельефную лепку методом размазывания.
Формировать умение работать в коллективе, выполнять несложные
опыты.
Воспитывать
экологическое
мировоззрение:
вызвать
негативное
отношение к тем, кто наносит вред природе, вырубая ели и сосны. Учить
радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.
Оборудование:
Картинки с изображением сосны и ели, еловые и сосновые шишки,
аромалампа, масло сосны, пластилин, стеки, простые карандаши, листы белого
матового картона, искусственная елочка.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами поговорим о новогодних деревьях. Вы догадались, о
каких деревьях пойдет речь? Как вы думаете, почему эти деревья я назвала
новогодними? (Ответы детей).
Сосна и ель похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей). У них есть
иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева,
запомните приговорку:
Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна.
Дети повторяют хором, затем по одному 2-3 человека.
Взгляните на эти две картинки. На какой из них изображена ветка сосны?
А на какой ветка ели? Почему вы так решили? (Дети показывают и
отвечают).
А сейчас я предлагаю вам провести опыт.
Дидактическая игра «Иней на ветках»
Дети
с
воспитателем
насыпают
в
воду
соль,
размешивают
концентрированный соляной раствор и опускают в него небольшие ветки ели и
сосны.
А теперь поставим эти ветви в вазочку поближе к отопительным батареям
и дадим им высохнуть. Вот тогда-то на ветках образуются кристаллы соли.
Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю

 

семена. Вот шика ели (показ), а это шишка сосны (показ). Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько
нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое
дерево.
Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить».
Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).
Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки,
а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем,
что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на
дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в
хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.
Давайте поиграем.
Физминутка «Сосна»
Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится
ведущий – сосна.
Мы посадим сосну – Все ходят по кругу вокруг «сосны».
Вот, вот! Присесть.
Пускай наша сосна Медленно встать.
Растет, растет!
Вырастай ты, сосна, Поднять руки вверх.
Вот такой вышины;
Вырастай ты, сосна, Развести руки в стороны.
Вот такой ширины.
Вырастай ты, сосна, Делают «пружинку».
В добрый час!
Потанцуй, Сережа (имя водящего), Хлопают в ладоши.
Покружись для нас! Ведущий танцует, кружится.
А мы с этой сосны
Шишки срывать будем. Приближаются к ведущему.
От нашего Сережи Стараются дотронуться до ведущего.
Убегать будем! Дети убегают, ведущий их ловит.
Вы то, конечно, не станете срывать шишки с дерева. А почему? Кому
очень нужны шишки? (Ответы детей). Шишками, почками и хвоей, питаются
многие птицы, а еще белки. Вот взгляните на эту сосновую шишку (показ).
Птицы полакомились семенами этой шишки. Для лося лучшей зимней едой
являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев.
Под соснами растут грибы подосиновики, на ветвях гнездятся птицы,
белки устраивают в дупле свои дома.
Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов.
А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер
может повалить ель. А у сосны корни очень сильные и длинные. Сосны могут
расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшитсясосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут
там, где светло.
Польза
Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту,
чистый воздух, древесину, даже лекарства.
Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными
свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства,
помогающие победить болезни. А мы сейчас зажжем аромалампу с сосновым
маслом и воздух в нашей группе наполнится ароматом сосновой хвои и станет
чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.
Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать
свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для
поделок.
Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем,
почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья
очищают воздух? (Ответы детей). Ель и сосна очень хорошо очищают воздух.
Люди
пользуются
щедростью
этих
использовали люди сосновую и еловую древесину. Как вы понимаете слово
«древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево. Из
сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты,
поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В давние
времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы,
мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в
старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.
Дидактическое упражнение «Один-много»
К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют
заданное слово во множественном числе.
Ель – много елей.
Сосна – много сосен.
Снег – много снега.
Хвоя – много хвои.
Шишка – много шишек.
Древесина – много древесины.
Ветка – много веток.
Дерево – много деревьев.
Корень – много корней.
Физминутка «Есть в лесу»
Есть в лесу три полочки:
(Хлопаем в ладоши)
Ели – елки – елочки.
(Руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса,
(Руки вверх, встать на носочки)
На елках – птичьи голоса.
(Руки в стороны, махи руками)Внизу на елочках – роса.
(Руки вниз, присели)
Экология
И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен
просят только одного: не обижать их, не ломать веток.
В наше время многие люди во
время
новогодних
праздников
отказываются от использования живых елей и сосен. Вместо живых деревьев
используют искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают
живые деревья, но не срубленные, а посаженные в горшки. Во время праздника
такие ели и сосны стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные
дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из
горшков в парках, во дворах, на улицах.
Послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Живи, елочка!»
Мне елку купили!
Мне елку купили
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто — ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели!
Творческая игра «Сказка про елку»
Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по
заданному началу предложения.
«Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее
соседи – … (какие растения?). Все они елочку очень … (как к ней
относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие
зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими
пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих
шишек.Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?).
Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения,
и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?).
(Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в
ответ?)
Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа)
… (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили
новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу,
что делали?) (Чем закончилась эта история?)»
Ребята, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картинки. Так у нас
получится настоящая книга. Мы дадим ее почитать родителям и детям других
групп нашего детского сада.
А сейчас, давайте, как лесные жители потанцуем под веселые новогодние
песенки.
Динамическая пауза «Танцевальный бал»
Дети произвольно выполняют танцевальные движения, подпевают
знакомые слова песен. Для тех, кто затрудняется воспитатель показывает
движения, становится с ними в пару.
Сегодня мы с вами превратимся в художников-пейзажистов. Напомните
мне, какую картину мы называем пейзажем? Пейзаж – это изображение
природы. Вот сейчас мы начнем рисовать картину зимней природы. А рисовать
будем не карандашами, не красками, не мелками, а пластилином.
Но прежде разомнем пальчики
Пальчиковая гимнастика «Елка»
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локоточки поднимите,
Ну а пальцы – разведите.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом
друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не
прижимаются.
Коллективная лепка «Зима в лесу»
На
белом
матовом
картоне
простым
карандашом
схематично
изобразить линию горизонта, тучи, ель.
Голубой или синий пластилин размазывается по тучам.
Одна
половина
зеленого
пластилина
раскатывается
в
жгут,
прикладывается к линии горизонта и вытягиваются верхушки деревьев.
Вторая половина зеленого пластилина размазывается на изображение
елки, затем стеком наносятся штрихи-хвоя.Готовые работы мы соединим так, чтобы получился круг и у нас
получится
панорама
круговая
картина,
фрагментов с изображением зимнего леса.
После
оценки
панорамы,
дети
Воспитатель побуждает детей рассказывать, как теперь выглядят ветки, на
что похожи кристаллы соли на хвое. А могла ли ветка с настоящим инеем
долго простоять в теплой комнате? Что случилось бы с инеем? (Ответы
детей).
Наше занятие закончено, а после сна мы попробуем сделать поделки из
шишек, и поиграем в рифмы, и, конечно же, не забудем сделать свою
собственную книжку.
Дополнительный материал:
«Елка» (игра)
Елена Благинина
Есть одна игра для вас:
я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идет,
скоро праздник…
— Новый год!
Мягко светятся иголки,
хвойный дух идет …
— От елки!
Ветви слабо шелестят,
бусы яркие…
— Блестят!
И качаются игрушки -
флаги, звездочки, …
— Хлопушки!
Нити пестой мишуры,
колокольчики…
— Шары!
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы,…
— Снегурки!
Белоус и краснонос
Под ветвями …
— Дед Мороз!
Ну а елка, просто диво!
Как нарядка, как …
— Красива!
Вот огни зажглись на ней,Сотни крошечных …
— Огней!
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несется в…
— В пляске!
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех…
Поздравляю с…
— Новым годом!
С новым счастьем сразу…
— Всех!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада с использованием современных технологий, тема занятия: «Зимушка»

Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фонетического восприятия;Формирование...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».

Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрёшки. Развивать интерес детей к народному творчеству.Развивать творческие способности детей ч...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием икт технологий тема занятия: «Зимушка зима»

Нод для детей старшей группы·          расширение и конкретизация представлений о зиме и ее приметах;·...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...