Главные вкладки

    Конспект НОД по познавательному развитию на тему :«В осеннем лесу» в средней группе
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Захарченко Татьяна Юрьевна

    Структура (части и их предполагаемое время)

    Вводная. Игровая мотивация.

    Воспитатель включает запись фонограммы осенней мелодии. Дети собираются у магнитной доски, на которой расположены мнемокарточки с приметами осени, иллюстрации с осенними пейзажами и как дикие животные готовятся к зиме. Формулирование темы мероприятия.

    5 мин.

    Основная часть. Подготовка к путешествию в осенний лес. Путешествие по осеннему лесу.

    15 мин.

    Заключительная часть

    Поможем ежикам. Продуктивная деятельность (приклеивание листьев к макету). 5 мин.

    Общее время- 25 мин.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_v_sredney_gruppe_osen_2017.docx23.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципального автономного дошкольного образовательного

    учреждения г. Хабаровска

     «Детский сад комбинированного вида №128

    Конспект НОД

    по познавательному развитию

    на тему :«В осеннем лесу»

    в средней группе

    Провела:

    воспитатель

    Захарченко Татьяна

    Юрьевна

    Хабаровск

    2017

    Группа: средняя

    Интеграция с другими областями:

    Физическое развитие – использование дыхательной гимнастики «Ежик» для тренировки носового дыхания и дыхательной мускулатуры и физкультминутки «Поезд», имитация движений животных.

    Познавательное развитие - Д/игры «Да или нет», «Кто у кого», «Кто где живет?», использование мнемотаблиц для распознания диких животных и закрепления примет осени.

    Социально-коммуникативное развитие – д/игра «Закончи предложение», помощь ежикам в укладывании листьев в норку (во время продуктивной деятельности), труд – подготовка рабочего места, уборка клея, салфеток, клеёнок для аппликации после продуктивной деятельности.

    Речевое развитие - чтение художественной литературы: чтение стихотворения, использование загадок.

    Художественно – эстетическое развитие: работа с красками, использование фонограммы песни С. Насауленко «Осень наступила», фонограммы мелодии в продуктивной деятельности для организации детей.

    Цель:Обобщение знаний детей  об осенних изменениях в природе.

    Задачи:

    1. Обучающие задачи:

    - систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе, изменения в растительном мире, изменения в животном мире (осень);

    - продолжать учить детей отгадывать загадки, в некоторых случаях объясняя свой ответ;

    - учить образовывать существительные при помощи суффиксов –ата, -ята во множественном числе;

    - закрепить использование слов, имеющих противоположное значение (длинный- короткий, большой –маленький, пушистый-колючий, дикий-домашний, белый-серый);

    - упражнять детей в носовом дыхании, тренировать дыхательную мускулатуру.

    -совершенствовать навыки аппликации.

    2. Развивающие задачи:

    - развивать познавательную речевую активность по теме «Осень», «Жизнь диких животных осенью».

    - развивать цветовое восприятие в процессе продуктивной деятельности.

    - развивать мелкую моторику.

    - способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, мышления.

    3. Воспитательные задачи:

    - воспитывать навыки культурного поведения в процессе игры.

    - воспитывать бережное отношение к природе в процессе беседы о жизни диких животных осенью, в продуктивной деятельности.

    - воспитывать аккуратность в процессе продуктивной деятельности.

    - воспитывать активность, самостоятельность.

    - воспитывать умение работать в коллективе.

    Структура (части и их предполагаемое время)

    Вводная. Игровая мотивация.

    Воспитатель включает запись фонограммы осенней мелодии. Дети собираются у магнитной доски, на которой расположены мнемокарточки с приметами осени, иллюстрации с осенними пейзажами и как дикие животные готовятся к зиме. Формулирование темы мероприятия.

    5 мин.

    Основная часть. Подготовка к путешествию в осенний лес. Путешествие по осеннему лесу.

    15 мин.

    Заключительная часть

    Поможем ежикам. Продуктивная деятельность (приклеивание листьев к макету). 5 мин.

    Общее время- 25 мин.

    Оборудование: музыкальный центр, стульчики (пенечки), мольберты, макеты деревьев.

    Демонстрационный материал: Картинки с изображением диких животных, мнемотаблицы: осень, медведь, белка, лиса, ёж, заяц, аудиозапись детской песни С. Насауленко «Осень наступила»,грибы, игрушки диких животных.

    Раздаточный материал: клеёнки для аппликации, клей карандаш, салфетки.

    Предварительная работа: наблюдение за деревьями, листьями, растениями на цветнике, за птицами, насекомыми.

    П/ игры с осенней тематикой.

    В экологическом уголке размещены картинки с изображением диких животных и их детенышей, экологическая игра «Опиши, мы отгадаем», «Где кто живет?»,чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Еж», А.Блок «Зайчонок».

    Конспект НОД по познавательному развитию «В осеннем лесу».

    Воспитатель под фонограмму детской песни С. Насауленко «Осень наступила» встречает детей у магнитной доски.

    Воспитатель:

    Ребята, я вам сейчас загадаю загадку - стихотворение:

    Несу я урожаи,

    Поля вновь засеваю,

    Птиц к югу отправляю,

    Деревья раздеваю.

    Но не касаюсь сосен

    И ёлочек. Я .... (Осень)

    Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?

    Дети: Осень.

    Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

    Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Воспитатель: Какой сейчас месяц осени?

    Дети: Ноябрь.

    Воспитатель: А какие еще времена года вы знаете?

    Дети: Зима, весна, лето.

    Воспитатель: Ребята, назовите мне признаки осени.

    Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее, люди одевают теплую одежду.

    Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да" или нет".

    Осенью идут дожди?

    Осенью растут грибы?

    Тучки солнце закрывают?

    Звери норки утепляют?

    Урожай все собирают?

    Птичьи стаи улетают?

    Солнце светит очень жарко?

    Можно детям загорать?

    Ну а что же надо делать:

    Куртки, шапки надевать?

    Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (да). Тогда я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в осенний лес.

    Чтобы отправиться в лес, нам нужно подумать, а на чем мы можем отправиться?

    Дети: на машине, на самолете, на автобусе, на лошадке.

    Воспитатель: А на чем быстрее всех мы доберемся до осеннего леса?

    Дети: На машине.

    Воспитатель: Как здорово! Мы с вами быстро доберемся на поезде до леса.

    Физкультминутка «Поезд»

    2 часть

    Воспитатель: Вот мы и добрались до осеннего леса. Садитесь на пенечки, отдохнем (дети садятся на стульчики). А знаете ли вы правила поведения в лесу? (да).Висят  знаки(ветки не ломать, гнезда не разрушать, не шуметь, не сорить, не трогать животных)

    Тогда ответьте, что обозначают эти знаки? 
    Дети:(нельзя ломать ветки деревьев, нельзя разрушать гнезда птиц, нельзя трогать животных, они могут быть опасны)
    Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если отгадаете загадку.

    Ребёнок загадывает загадку.

    1) Это что за зверь лесной

    Встал, как столбик под сосной,

    И стоит среди травы

    Уши больше головы. (Заяц)

    (Воспитатель предлагает найти среди нескольких мнемотаблиц и картинок с дикими животными ответ на загадку)

    Воспитатель: Ребята, а что зайчик делает осенью?

    Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую.

    Воспитатель: Зачем зайчику белая шубка?

    Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.

    Воспитатель: Давайте попрыгаем, как зайчики. (Прыгают).

    Воспитатель: Кого же ещё мы встретим в лесу?

    Ребёнок загадывает загадку.

    2) - Он в берлоге спит зимой

    Под большущею сосной,

    А когда придет весна,

    Просыпается от сна. (Медведь).

    (Воспитатель предлагает найти среди нескольких мнемотаблиц и картинок с дикими животными ответ на загадку)

    - А вы знаете, что медведь делает осенью?

    Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.)

    Воспитатель: Давайте походим, как медведь. (Дети изображают медведя).

    3) Воспитатель: Ребята, может, мы ещё кого-нибудь встретим.

    Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь в следующей загадке?

    В дупле живет, да орешки грызет. (Белка).

    (Воспитатель предлагает найти среди нескольких мнемотаблиц и картинок с дикими животными ответ на загадку)

    Воспитатель: Что делает белка осенью?

    Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.

    Воспитатель: А белочка меняет шубку? (да)

    Какого цвета шёрстка становится у белочки? (серая)

    Почему серая? (потому что деревья серые)

    Давайте попрыгаем, как белочки (прыгают).

    4) Воспитатель: Ой, ребята, а это что за зверёк?

    Сердитый недотрога живёт в глуши лесной

    Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик)

    (Воспитатель предлагает найти среди нескольких мнемотаблиц и картинок с дикими животными- ответы на загадки)

    Воспитатель: Правильно, ребята. Это ёжик. А как вы догадались? - А что же будет ёж делать зимой? (ответ детей)

    Спать. Ёж летом и осенью нагуливает жирок, что бы всю зиму сытым быть

    Воспитатель предлагает детям превратиться в ёжиков.

    ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЁЖИК»

    Вдох носом: короткий шумный («как ёжик») с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный через полу открытые губы, со словами: «пых-пых-пых…».

    Воспитатель: А каких животных еще можно встретить в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, енот и т.д.)А у наших животных есть детки.

    Д/ игра «Кто у кого»

    Воспитатель: у зайца.Дети: зайчата.

    Воспитатель: у лисы.Дети: лисята.

    Воспитатель: у медведя.Дети: медвежата.

    Воспитатель: у волка.Дети: волчата.

    Воспитатель: у белки.Дети: бельчата.

    Д/игра «Кто, где живет»

    Воспитатель: У лисы был день рожденье, к ней пришло много гостей, а потом они заблудились и не могут найти дорогу домой. Ребята, давайте поможем каждому найти свой домик.

    Лиса – дети (в нору)

    Белка – в дупло

    Медведь - в берлогу

    Волк – в логово

    А зайчик – под кустик.

    А утром сорока всех разбудила и лиса выскочила – из норы

    Белка – из дупла

    Медведь – из берлоги

    Зайчик – из-под куста.

    3 часть

    Понравилось вам наше путешествие по осеннему лесу? Много разных животных встретили (дети вспоминают, кого встретили)

    Чем заняты животные осенью в лесу? Как они это делают?

    Воспитатель: У всех животных происходит линька. Заяц, белка меняют окраску. Животные делают запасы на зиму.

    Воспитатель: Помогите мне закончить предложение:

    Д/ игра «Закончи предложение»

    Заяц зимой белый, а летом…

    У зайца хвост короткий, а уши…

    Заяц пушистый, а ёж…

    Заяц дикий, а кошка..

    Медведь сильный, а заяц…

    Белка живет в дупле, а лиса…

    Воспитатель: Ребята, скоро осень закончится. А у нашего ёжика было много дел, и он не успел утеплить свою норку. Для этого нам нужны листья. Давайте ему поможем, соберем под деревьями для него много листочков и приклеим вокруг его лежанки. Давайте пройдём на волшебную полянку (дети подходят к столам).

    Садитесь поудобнее, ножки поставьте вместе, спинки подравняйте, возьмите в руки наши волшебные клей-карандаши и намажьте листочки для ёжика, много листочков. Какого цвета листья осенью? (Красные, оранжевые, жёлтые, коричневые), а около каких деревьев вы собрали листья (берёзы, клёна, дуба). А теперь наклейте их, не забудьте прижать салфеткой, чтобы листики хорошо держались над его лежанкой и ёжик не замёрз зимой. (звучит музыка).

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Ёжик будет очень рад, увидев, сколько листочков мы ему собрали. Теперь он не замерзнет зимой в своей норке.

    Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться из леса в нашу группу. Давайте сядем на поезд и поедем в детский сад.

    Подведение итогов:

    Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? О каких переменах осени вы узнали? Каких животных мы встретили в лесу? Кому мы помогли? Понравилось вам наше путешествие?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Как мы искали Весну?» (средняя группа)

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Как мы искали Весну?» (средняя группа)...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию по теме «Путешествие по экологической тропе» средняя группа.

    Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитиюпо теме «Путешествие по экологической тропе»средняя группа....

    КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «Маленькая спичка – большая беда» средняя группа

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.Задачи:Образовательные:- закрепить знания об опасных предметах, знания номера телефона пожарной охраны;Воспитывающие:-...

    Конспект ООД по познавательному развитию на тему:«На бабушкином дворе» в средней группе.

    В ходе организованной образовательной деятельности дети  знакомятся с фольклорными произведениями, конкретизируют представления о домашних животных,  об их образе жизни и приносимой ими...

    Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Грибы - грибочки" для детей средней группы.

    Познакомить детей с разными  грибами: съедобными и ядовитыми; правилами их сбора. Развивать интерес к миру живой природы....

    Конспект НОД по познавательному развитию на тему " Путешествие по лесу"

    Тематическое занятие направлено на ознакомление и закрепление знаний о диких животных, об их среде обитания....

    конспект образовательной деятельности "Познавательное развитие" на тему "Золотая осень"в старшей группе

    Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать связную речь....