Проект «Детское экспериментирование»
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Косырева Людмила Игнатьевна

Проект «Детское экспериментирование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_detskoe_eksperimentirovanie.odt21.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад посёлка Долгоруково»

Проект

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

 НА ТЕМУ: «ДЕТСКОЕ  ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»

                                                                                                                                  Воспитатель

                                                                                                        подготовительной  группы

Косыревой Л.И.

2016-2017г.г.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА  

 Развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследо- вательских способностей.

 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1.Организовать предметно-развивающую среду.

 2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.

 3. Стимулировать к самостоятельному ипользованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни.

 4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Срок реализации проекта: месяц.

         

  1. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно – исследовательского поведения ребёнка.

     Исследование как специально органи- зованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дош- кольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребёнка . И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной её разработанности в плане развития ребёнка.

Предлагаемый проект содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в общую сетку занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

1 этап

Предварительная подготовка :-

-прогулки и экскурсии -наблюдения природных явлений в реальной жизни -беседа «В мире интересного» -рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях

 2 этап

Практическая часть: -экспериментальные игры «Тонет- не тонет», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать» -чтение художественной литературы -беседы по изучаемым темам: « Чудо водичка», «Чудо техники», «Тайны человеческого тела» -игры дидактические, развивающие игры и упражнения -наблюдения и плановые работы в уголке природы -действия с магнитом, лупой, переливание жидкостей и д.р

 ПРИЛОЖЕНИЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТОВ

ПАРАШЮТЫ (игрушечный парашют) Оборудование :

-8 кусков верёвки по 40 см

-большой пластиковый пакет -двухсторонний скотч -игрушечный человечек

Из пакета вырезали круг и прикрепили к нему верёвки и человечка. Сложили парашют и бросили его как можно выше. При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха.

Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения.

 ПОЧЕМУ ГАСНЕТ СВЕЧА

 Оборудование : -2 свечи

-2 блюдца -банка

 -спички

 Взяли 2 свечи, поставили на блюдца и подожгли их. Одну из свечей нак рыли банкой и стали наблюдать , что будет происходить дальше.

Через некоторое время свеча накрытая банкой погасла.

Почему она погасла ?

 В банке кончился кислород и образовался углекислый газ.

 Вот так и мы не можем жить без кислорода.

ЯЙЦО УТОНЕТ ИЛИ ВСПЛЫВЁТ?

 Оборудование :

 -2 яйца (сваренное в крутую)

 -соль

 -вода

-2 ёмкости

 Положили 2 яйца в разные ёмкости с водой. Они утонули. В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. Вода солёная, поэтому вес воды увеличился , а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.

ЛЬДИНКИ НА ТРОПИНКЕ

Оборудование:

 -краски

 -3 ёмкости

-формочки

-вода

В ёмкости налили воды. Воду подкрасили акварельными красками разного цвета. Подкрашеную воду разлили в формочки. Формочки вынесли на улицу на мороз. На следующий день получили разноцветные льдинки.

 ЗАНЯТИЕ

 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НЕВИДИМКА ВОЗДУХ»

Программное содержание: формировать представление о воздухе, его свойствах ;о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента.

 Материалы и оборудование: весы подвесные ;2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой; трубочки для коктелей; пустой стакан; прозрачная ёмкость с водой; целлофановые пакеты; пузыри. Предварительная работа: беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций. Воспитатель: ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе (люди, животные, растения)? А что относится к не живой природе (камни, вода, воздух, почва, звёзды)? Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.

 Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

 С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас. ( воздух )

Правильно, это воздух. Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе? Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде : на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас. Чтобы доказать, что воздух есть мы в нашей лаборатории проведём опыты.

 КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воз- дух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на на него руками.Что вы чувствуете?

 И так, мы его не видим, но чувствуем.

 ЧТО В СТАКАНЕ

 Воспитатель: посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? Сейчас мы это проверим. Нам понадобиться ёмкость с водой и этот стакан. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри). Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?

 Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду. ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ

 Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите?Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся? Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.

ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС ?

 Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать сами из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло ? Какой можно сделать вывод?

 Шар с воздухом опустился вниз,а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА вывод

1. Воздух не имеет цвет.

 2. Воздух легче воды.

 3. Воздух не имеет запаха.

4. Воздух имеет вес.

5. Воздух движется.

 6. Мы дышим воздухом.

7. Он часть природы.

 Возьмите лист бумаги и помашите перед лицом. Что вы почувствуете? А если бы мы сейчас окно, что бы почувствовали? Молодцы! Итак, делаем вывод, что воздух – движется.

 Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватало? Хорошо вам было без воздуха?

ЦАРИЦА – ВОДИЦА

ЗАНЯТИЕ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

цель: совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

 ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

 -развивать речь, мышление, любознательность;

 -развивать умение делать выводы, умозаключения; -воспитывать аккуратность при работе.

 ОБОРУДОВАНИЕ : прозрачные стаканчики, ёмкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картина, краски, кисточка, платок, воронка, растительное масло, пипетка ,травяной настой.

 МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ : -организационный приём; -художественное слово; -уточнение, опросы, игровые приёмы; -опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ : Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

 Ход занятия

 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 Вы слыхали о воде ?

 Говорят, она везде !

 В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

 Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

 Паром чайника шипит.

 Без неё нам не умыться,

 Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить;

Без неё нам не прожить.

Н.Рыжова

Воспитатель: ребята,для чего нужна вода,кому нужна вода? А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.

 КАКОЙ ФОРМЫ ВОДА?

 На столе лежат кубик и шарик.

Воспитатель: какой формы эти предметы?(ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую банку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую банку. Форма, которую принимает вода,всё время изменяеися.

 Вывод: вода принимает форму того сосуда,в котором находится.Вода- жидкость.Вспомните лужи после дождя.На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. И так вода не имеет формы.

 КАКОГО ЦВЕТА ВОДА?

Возьмём два стакана-один с водой,а другой с молоком.Возьмём картинку и поставим её за стаканом с водой. Нам видно картинку?(ответы детей). А теперь поставим картинку за ста- каном с молоком.Что мы обнаружи- ли?

 Вывод:через воду рисунок ви- ден,а через молоко нет.Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной.Для этого намочим кисточку и окунём её в краску.Добавляем краску понемногу,наблюдая,как изменяется прозрачность воды.Смотрим через неё на картинку.Рисунок не виден. И так,делаем вывод,что вода прозрачная жидкость.

ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ

 А если у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение. Один ребёнок размешивает в воде сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту. Теперь попробуйте воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, солёная, кислая.Вывод: своего вкуса у воды нет.

А что случилось с веществами,ко- в воду? (ответы детей).

 А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности.

ЕСТЬ ЛИ ЗАПАХ У ВОДЫ ?

Давайте определим есть ли запах у воды. (Ответы детей). Теперь размешаем в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхаем воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

ФИЛЬТРОВАНИЕ ВОДЫ Бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно глотнуть хотя бы глоток воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмём воронку, платок, вату и ёмкость для воды. Делаем очистительные устройства – фильтры.

 ИТОГ ЗАНЯТИЯ :

 -вода не имеет форму;

 -вода не имеет цвета;

-у воды нет запаха;

 -нет вкуса.

Экспериментирование вместе с родителями.

Готовим мыло в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детское экспериментирование в ДОУ"

Проект предназначен для работы с детьми старшей группы...

Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»

Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»В связи с введением ФГ...

Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...

Проект " ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА"

В проекте отображается совместная деятельность воспитанников с воспитателем. Как путем практического экспериментирования происходит путь к познанию нашего мира....

Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта " Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

Актуальность проектаВ наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...

Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёно...