Проектирование сюжетно-ролевой игры «Семья. «Ателье» в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ОНР)
методическая разработка (старшая группа) на тему

Цель организации сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада — создание условий для разностороннего развития воспитанников в условиях вымышленной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_sedova_m.p._no62.docx40.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Семья. «Ателье» в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ОНР)

Седова Марина Павловна,

воспитатель, МБДОУ детский сад №62

Пояснительная записка

В 5–6 лет дети умеют самостоятельно организовать содержательную сюжетно-ролевую игру. «А давай…» — какие невероятные роли и фантастические миры рождаются после этой детской фразы. И не перечислить всех возможных сюжетов, которые сочиняют ребята для знакомых игр в поликлинику, магазин, стройку и т. д

Цель организации сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада — создание условий для разностороннего развития воспитанников в условиях вымышленной ситуации.


Задачи: развивать умения самостоятельно выбирать тему и определять правила, импровизировать во время игры; побуждать к использованию образов и сюжетов художественных произведений в играх (из сказок и рассказов, фильмов и мультфильмов); учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия; активизировать диалогическую речь; укреплять дружеские отношения внутри детского коллектива.

Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте  усложняется. У детей  в этом возрасте  должно быть развито умение,  объединяться в игру,
договариваться  о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Ведущим  мотивом игры в старшем   дошкольном возрасте становится  познавательный интерес, проявляющийся  в стремлении познать окружающую  действительность.

В старшем дошкольном возрасте совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей. Другая  форма организации сюжетно-ролевых  игр - игры с предварительным планированием, когда заранее определяются  тема, роли, игровые действия, события  и их последовательность. Первоначально это может делать воспитатель, а затем – и сами дети. Третья  форма организации сюжетно- ролевых игр отлична от первых двух тем, что определяются только тема («Давайте играть в ателье!»). Сюжет заранее не обговаривается и  строится по ходу  самой игры. Это требует от каждого ребенка умения развивать сюжет, воплощая его действия, согласованные с действиями партнеров.

Особенность проведения игр с детьми 5–6 лет — в побуждении быть максимально самостоятельными: Дети быстро включаются в игру, охотно подготавливают пространство. При необходимости делают постройки из мебели или мягких блоков (строят крепость, корабль, дом моды). Воспитатель не подготавливает атрибуты. Предметы для игр хранятся по темам в контейнерах, ящиках. Дети выбирают нужное по замыслу из имеющихся атрибутов. Кроме того, старших дошкольников следует поощрять в желании самостоятельно изготовить что-то для игры, например, нарезать листочки для рецепта. Воспитанники распределяют между собой роли, договариваются о дополнительных ролях для каждого, обсуждают варианты сюжета. То есть играть по модели «смысловой куст» дети шестого года жизни могут без участия педагога. Воспитатель является активным наблюдателем игры. В действия воспитанников он вмешивается только в случае невозможности разрешить конфликтную ситуацию самими детьми. Если наблюдается угасание интереса в процессе игры, педагог предлагает неожиданный поворот сюжета, например, появление Бабы-Яги в ателье для пошива наряда на лесную вечеринку.

 Следует отметить специфику игровой деятельности для детей с ОНР, поскольку моя группа логопедическая. В процессе формирования игровых умений  у детей с ОНР приходится  заниматься с ними как индивидуально, так и с подгруппами, обучая их игровым действиям, формируя  ролевые умения, развивая возможности их речевого общения между собой и с взрослым. На первых порах воспитателю и логопеду часто приходится выполнять ведущие роли в игре, выступать в качестве организаторов совместных игр.
    В процессе игры воспитатель и логопед  много разговаривают с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка появляется потребность  в речевом общении. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. В сюжетно-ролевой игре воспитатель имеет возможность развивать словарь, правильную связную речь, звуковую выразительность речи. Большие реальные возможности для роста бытового словаря детей открываются благодаря бытовой игре в «Семью». Ежедневное пользование  игрушечной посудой , одеждой, мебелью дает основание различать множество предметов и правильно их называть. Наблюдая за деятельностью детей, воспитатель своевременными объяснениями  помогает осмыслить и называть действия, признаки предметов и т. п. Для положительного влияния на развитие речи, компенсации речевых и неречевых нарушений,  необходимо: создание предметно-игровой среды,  подбор методов и приемов обучения, индивидуальный подход к детям, совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда  в процессе руководства игровой деятельностью. Кроме того, уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У детей с речевой патологией страдает мелкая моторика. Чтобы нарушения не зашли далеко, необходимо уделять большое внимание занятиям, стимулирующим развитие ручного праксиса у дошкольников. Именно поэтому мною разработан проект сюжетно-ролевой игры «Ателье», который тесно взаимосвязан с планом работы клуба «Ателье «Пуговка».

Для проектирования сюжетно-ролевой игры «Семья. Ателье» разработан познавательно-творческий  проект «Мы играем в «Ателье»..

Цель проекта: обогащение социально-игрового опыта между детьми, развитие игровых умений по сюжету «Ателье»

Задачи проекта:

Образовательные:

•  Познакомить детей с профессиями швеи, закройщика, гладильщика, модельера.  

•  Дать знания о процессе изготовления одежды, свойствах материала, из которого она сшита.

•  Учить называть швейные инструменты и правильно пользоваться ими.

•    Расширять и активизировать словарь: профессия, ателье, швея, закройщик, одежда, ткань, швейная машина, нитки, ножницы.

Развивающие:

• Развивать у детей любознательность, наблюдательность.

•Формировать  умение действовать согласно принятой на себя роли, использовать различные предметы-заместители.

•Развивать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

•Развивать диалогическую речь.

Воспитательные:

• Воспитывать уважительное отношение к работникам ателье.

•   Вызвать интерес и желание играть в «Ателье».

Участники проекта: воспитанники старшей логопедической группы (5-6 лет), воспитатель, логопед, родители (помощь в изготовлении атрибутов для игры).

Продукты проекта:

- для детей:

• рисунки, аппликации

- для педагогов:

• портфолио проекта «Мы играем в «Ателье» (конспекты занятий, сюжетно-ролевых игр).

- для родителей:

• изготовление атрибутов для игры

• наглядная информация (фотовыставка)

Ожидаемые результаты по проекту:

- для детей:

•  Появление интереса к профессиям швеи, модельера, закройщика. Расширение знаний об этих профессиях.

•  Развитие связной речи, грамматического строя речи, творческой активности детей.

• Развитие игровых умений у детей, обогащение самостоятельной детской деятельности.

•  Повышение культуры поведения детей.

Системная паутинка по проекту:

Познавательное развитие

Рассказ воспитателя «Кто одежду людям шьет»

Рассматривание иллюстраций с изображением ателье, швейной фабрики, о профессии швеи, швейных инструментах.

Рассматривание альбома «Как шьют одежду»

Видеопрезентация «Путешествие в ателье»

Экскурсия  к кастелянше. Наблюдение

за  действиями швеи.

Рассматривание швейной машины, сантиметровой ленты для снятия мерок, манекена, выкроек одежды. Знакомство со свойствами тканей.

Дидактические игры «Что нужно для работы портному», «Кто больше скажет слов о профессии», «Одень куклу», «Где шьют одежду», «Отгадай по описанию», «Четвертый лишний», «Наряды для кукол», «Одень Таню (Петю) на прогулку»

«Заказ одежды в ателье», «Примерка одежды» (обучение диалогу)

Речевое развитие

С. Михалков «Заяц портной», Викторов «Я для мамы платье шила»,

Гринберг «Олин фартук».
З.Александрова «Мишка»

Н.Льдов «Швея»

Братья Гримм «Храбрый портняжка»

Н.Носов »Затейники», «Заплатка»

С.Михалков «А что у вас?»

А.Вестли «Две портнихи»

К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

Милер Зденек «Кротик и штанишки»

Т.Карнаухова «Ателье»

Б.Заходер «Портниха»

Загадки про одежду, головные уборы

А.Коновалолов «Волшебная коробочка», «Иголочка»

Рекомендации родителям по чтению художественной литературы по теме проекта

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: «Что делают из ткани», «Где шьют одежду и где ее покупают»,  «Как нужно вести себя в ателье»

Ситуация: «Нужна ли нам ткань», «Что такое одежда. Нужна ли она нам»,  «Одежда бывает разная», «Когда что одеть и почему», «О чем может «рассказать» одежда», «Как звери открыли лесное ателье»

 Рассказ воспитателя о происхождении ткани, о видах тканей, их особенностях.

Составление описательных рассказов о предметах одежды, головных уборах и тканях, из которых они сделаны

Отгадывание загадок о предметах одежды, о швейных инструментах.

Речевые игры «Чего не стало?», «Что Кате, а что Катеньке?», «Ателье», «Какое платье?» (образование относительных прилагательных), «Что делает швея (приемщица, закройщик) – глагольный словарь.

Игры в кукольном уголке «Одеваем куклу», «Пошив нарядов для кукол к празднику», «Приемщица принимает заказ», «Примерка одежды»

Обыгрывание сюжетов игры «Шьем простынку для кукол» и  «Лесное ателье» («Как лиса заказывала шубу», «Белка выбирает фасон платья», «Как волк примерял брюки», «Как заяц решил поменять шубку» » и т.д.)

Физическое развитие

Разучивание и проведение  комплекса утренней гимнастики «Лесная зарядка», «Заячья зарядка»,

«Звери и птицы»

Пальчиковая гимнастика «Клубочки», «Иголочка»

Физминутка

«Рубашка», «Платье»,

Беседы:

«Как обращаться со швейными принадлежностями»

«Неряха-замараха» (бережное отношение к одежде), беседа «Как ухаживать за одеждой»

Художественно-эстетическое развитие творчество

Рисование «Украшаем сарафан»

Рисование образцов одежды

Аппликация «Укрась платье», «Укрась салфетку»

Закрашивание картинок в раскрасках с изображением предметов одежды

Рисование по трафаретам

Украшение силуэтов одежды кусочками тканей

Детская песня «Портниха»

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Семья. «Ателье».

Задачи руководства:

-расширять представления детей о труде работников ателье;

-познакомить детей с различными видами ткани, что из чего лучше шить;

-познакомить с работой цехов в ателье «крой», «пошив», «готовое изделие»;

- учить детей взаимодействовать друг с другом, распределять роли, планировать, подбирать атрибуты, оборудовать место для игры;

-формировать активность детей в игре, за счет введения сопутствующих ролей;

-воспитывать дружеские взаимоотношения в игре и культуру общения между детьми.

План развития сюжетно-ролевой игры «Ателье» в старшей и подготовительной группах.

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

Проблемная ситуация: в кукольной кроватке нет простынки. Что делать в таком случае?

В группе имеются швейные инструменты (ножницы, пуговицы, манекен,  разные виды тканей, нитки,  швейная машина, сантиметр). Как использовать их в игре?

В связи с возникшими  проблемами мы с детьми решили организовать сюжетно-ролевую игру «Ателье»

Игра: «Костюмы к празднику».

Задачи: Познакомить детей с трудом работников швейной промышленности. Воспитывать уважение к труду швеи, закройщика, расширять представления о том, что их труд - коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого.  

Оборудование:, наборы, содержащие нитки, иголки, пуговицы, наперстки, швейные машины, ножницы, выкройки (лекала), сантиметровая лента, стол раскроя, утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод, трюмо, квитанции.

                         Октябрь

1.Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», Викторов «Я для мамы платье шила», Гринберг «Олин фартук».
Дидактическая игра «Что у тебя шерстяное?»
Рассматривание образцов тканей.

 2.Беседа : «Что можно сшить и из какой ткани?»
Изготовление альбома «Образцы тканей».
Рассматривание журналов мод

 

Игра «Художник – модельер».

Задачи: познакомить со спецификой работы художника – модельера,  развивать у детей фантазию, творческое воображение, эстетический вкус и эстетическое отношение к предметам одежды, аксессуарам. Формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда,  времени.

            ноябрь

Игра «Я работаю закройщиком». 

Задачи: Познакомить детей с трудом работников ателье, новой профессией- закройщицей, формировать знания детей о назначении и функции одежды для разных жизненных ситуаций, обогащать представления детей об одежде и её видах.

Игра «Неделя моды»,

Задачи: воспитывать чувство уважения и интереса к труду, развивать способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, знакомить с понятиями «модель», «манекенщица», развивать умение играть в коллективе, помогать друг другу, учить создавать рекламу своему делу.

              январь

Игра «Швейный цех». 

Задачи: Продолжать знакомить детей с трудом работников ателье: закройщицей, швеёй. Дать детям понятие о различие труда закройщицы и швеи.  Закрепить знания детей о названии тканей, побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающей жизни.

 Игра «Неделя моды»,

Задачи: воспитывать чувство уважения и интереса к труду, развивать способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, знакомить с понятиями «модель», «манекенщица», развивать умение играть в коллективе, помогать друг другу, учить создавать рекламу своему делу.

                     февраль

 

Игра: «Шьём костюмы для кукол».

Цель: Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость, активизация словаря: приёмная, стол закройщика, гладильная доска. Оборудование: набор тканей различной структуры,  выкройки одежды, готовая кукольная одежда,  самодельные журналы мод,  утюг, швейная машина,   плечики, сантиметр,  мел,  ножницы.

Ателье

Задачи: формировать у детей представление о труде взрослых в ателье, на швейных фабриках, о работе модельеров, закройщиков, швей, отношение взрослых к своему делу, воспитать уважение к труду взрослых, желание аккуратно носить одежду, уметь шить иголкой, сшивать простые детали.

Оборудование: иголки, нитки, выкройки, ткань, ножницы.

    март

Выставка кукольной одежды.


Несколько детей это модельеры. Они подготавливают разновидную одежду. После окончания работы проходит выставка готовой одежды.

Игра: «Мастерская по ремонту одежды»

Задачи: учить детей воспроизводить в игре последовательную связь между различными видами работы, учить детей пришивать пуговицы, завязывать узелки, связать с игрой «Семья»

                          май                                                

Самостоятельная игра

Цель: продолжать учить организовывать предметно-игровую среду и ролевое взаимодействие с учетом темы игры. Продолжать обучение умениям ролевого

взаимодействия, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу).

Самостоятельная игра:

Цель: учить детей моделировать игровое пространство в соответствии с игровым замыслом. Развивать умения детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг

 с другом, опираясь на ранее полученные знания. Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования. Побуждать детей творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых в «магазине», «школе».

       

Игра «Шьем простынку для кукол».

(Следуя рекомендациям Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А., основным способом руководства игрой я выбрала «передачу способов игры»).

Предварительная работа: рассказ воспитателя «Кто одежду людям шьет»

Рассматривание иллюстраций с изображением ателье, швейной фабрики, о профессии швеи, швейных инструментах. Рассматривание альбома «Как шьют одежду». Видеопрезентация «Путешествие в ателье». Экскурсия  к кастелянше. Наблюдение

за  действиями швеи.

План сюжета игры

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые  действия

Речевые   обороты

Пошив простынки для кукольной кровати

Швея, закройщик, утюжильщица

Спецодежда, швейная машинка, сантиметровая лента для снятия мерок, р ткань, манекен, набор ниток разных цветов

Принимает заказ, , снимает мерки, измеряет ткань для пошива, раскладывает ткань на столе, прошивает детали на швейной машине, гладит готовое изделие, передаёт заказ заказчику.

– Здравствуйте! Давайте измерим. Подождите, сейчас будет готово.

Приёмщица

Блокнот для заказов, ручка.

Оформляет заказ, следит за порядком в ателье.

– Здравствуйте! Что Вы хотите заказать? Спасибо за заказ. Приходите к нам ещё.

Заказчик

Отрез ткани для простынки, деньги в кошельке.

Приходит в ателье, об-ращается с просьбой сшить простынку для куклы, расплачивается за выполненный заказ.

– Здравствуйте! Я бы хотела за-казать простынку для куклы.

– Спасибо за ра-боту, я довольна.

  

Сопутствующие сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые  действия

Речевые   обороты

Поездка на такси в магазин «Ткани»,  в ателье

Водитель

Руль, стулья для пассажиров.

Подъезжает к дому, сажает пассажиров, доезжает до магазина, ждет пассажиров, доезжает до  «Ателье», пассажиры выходят из такси, машина едет дальше.

– Здравствуйте!Садитесь, пожа-луйста. Пристегивайтесь. Куда Вас отвезти?

Пассажир

Деньги в кошельке.

Заходит в такси, ,  выходит из такси, оплачивает проезд.

- Здравствуйте! Возьмите, пожалуйста, деньги за проезд.

– Спасибо.

Покупка ткани в магазине

Продавец

Ткань, нитки, пуговицы, касса, деньги.

Интересуется, что нужно покупателю, предлагает разные виды ткани, помогает найти нужную расцветку, пробивает чек, дает сдачу.

- Здравствуйте! Чем могу помочь? Посмотрите… Вот то, что Вам нужно. С Вас.. Возьмите сдачу.

Покупатель

Деньги в кошельке.

Приходит в магазин, обращается с просьбой купить нужную ткань, расплачивается.

- Здравствуйте! Я бы хотела купить ткань для простынки. Есть ли у Вас такая расцветка?

Спасибо!

Ход игры.

1) приемы создания интереса к игре: у кукол в кроватке нет простынки, что делать? Можно купить, можно пошить.

2) сговор на игру:

  • определение плана-сюжета;
  • планирование игры;
  • распределение ролей;
  • создание воображаемой ситуации – полное оборудование ателье, определение места для игры, постройка такси и магазина;

3) приёмы обучения игровым действиям:

  • показ игровых действий;
  • участие воспитателя в игре;

4) приёмы поддержания и развития игры:

  • участие педагога во второстепенных ролях;
  • показ новых игровых действий;
  • напоминание, вопросы;
  • оценка;

5) приёмы формирования взаимоотношений в игре:

  • напоминания о взаимоотношениях;
  • поощрение вежливости.

Окончание игры.

Воспитатель: Ребята, что мы с вами хотели сделать?

Дети: Сшить в ателье простынку для наших кукол.

Воспитатель: Получилось это у нас?

Дети: Получилось. Теперь у наших кукол есть и простынка.

Воспитатель: Я думаю, что наши куклы довольны. Но им, кажется, пора спать. Давайте споем им колыбельную.

Дети с воспитателем поют колыбельную для кукол.

   

Оценка игры

  • оценка взаимоотношений
  • оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть? Что нового вы узнали? Что необходимо сделать, если у вас нет простынки или наволочек? Как необходимо общаться друг с другом? Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу.

Литература:

1.  «От рождения до школы». Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред.  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

2.    Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - М.: Линка-Пресс, 2009.

3. Колунова Л.А., Копытина М.Г. Как научить детей играть: Методические рекомендации. – Ростов н/Д: РО ИПК и ПРО, 2000.

                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Сценарий родительского собрания в старшей группе .Время проведения: I период обучения, сентябрь-октябрь.План проведения: 1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? 2. Особенности логопедич...

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие на автобусе в библиотеку»

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролир...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Речь развиваем, про игру не забываем» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Форма проведения: семинар-практикумЦель: актуализация знаний родителей об особенностях коммуникативной деятельности старших дошкольников, знакомство с условиями для ее организации в группе. Форми...

План по взаимодействию с семьей в СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «В» «РОМАШКА» на 2019-2020 учебный год

План по взаимодействию с семьей в СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «В» «РОМАШКА» на 2019-2020 учебный год...