Опыт работы "Развитие графических навыков у дошкольников"
учебно-методический материал на тему

Смирнова Оксана Юрьевна старший воспитатель

Как правильно подготовить ребенка к школе? Этот вопрос всегда волнует и родителей и педагогов.

Учеными доказано, что «развитие мелкой моторики пальцев находится  в  тесной связи с развитием речи и мышления ребенка» (М.М.Кольцова)

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности  к школьному обучению.  Материал предназначен для воспитателей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Центр развития ребенка № 2347»

Из опыта работы

 «Развитие графических навыков у дошкольников»

(материалы предназначены  для воспитателей дошкольных учреждений)

Подготовила:

старший  воспитатель

Смирнова Оксана Юрьевна

 г. Москва

2014

Развитие графических навыков у дошкольников.

Как  старший воспитатель,  я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму.  Учителя отмечают, что  на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обусловлены недоразвитием  мелкой моторикой  пальцев рук  и недостаточной сформированной  зрительно-двигательной координацией.

Как правильно подготовить ребенка к школе? Этот вопрос всегда волнует и родителей и педагогов.

Учеными доказано, что «развитие мелкой моторики пальцев находится  в  тесной связи с развитием речи и мышления ребенка» (М.М.Кольцова)

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности  к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,  внимание, связная речь.

Работу необходимо начинать еще с рождения ребенка, на первом этапе  жизненного пути. Об этом я говорю не только, как педагог, но и как мать двоих детей. Например: хватание предметов  - игрушек, сжимание и разжимание пальцев рук. Игры с мозаикой, шариками и другие. Дети испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и  синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки, вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с вышеупомянутых действий. Поэтому необходимо заинтересовать  ребенка, увлечь игрой. Для этого я рекомендую воспитателям  использовать яркие,  красочные, интересные по содержанию пособия (Приложение 1).

Для  успешного проведения занятия, необходимо  создать благополучные условия: создание эмоционально- положительной среды. Заниматься надо индивидуально или подгруппами 4-5 человек.

В младшем возрасте упор надо делать на развитие мелкой моторики пальцев рук. Рекомендую использовать такие пособия и игры

 (Приложение 2): «мозаика», «шнуровки», « нанизывание бус», разного  размера шарики, «жар-птица», «волшебный  цветок» (для застегивания и расстегивание пуговиц)

Второй этап работы начинается в старшем дошкольном возрасте, который связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Поэтому перед воспитателем ставится задача – развитие двигательных  и познавательных способностей. Она реализуется через формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами, умение правильно держать карандаш, фломастер, ножницы, кисть; учиться владеть и использовать самомассаж, игры и упражнения;  формирование зрительно-моторных координаций, координации движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков; формирование навыков учебной деятельности.

Не случайно в истории развития  человечества роль рук подчеркивается особо. Исследования  развития  движений рук ребенка представляют большой интерес, так как руки,  обладая многообразием функций, является специфическим человеческим органом. Вот почему  значение придают  гимнастике для рук и пальцев (Приложение 3), а так же самомассажу. При этом  обязательно учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка.  

В старшей возрастной группе надо провести  мониторинг двигательных и познавательных способностей (Приложение 4).  По результатам мониторинга строится работа: использование физминуток, игр и упражнений, пальчиковый театр (Приложение 5).

В заключении  хочу  отметить, что, используя различные приемы  работы, мы помогаем детям  полноценно развивать руки, формировать   правильную технику письма. И.М. Сеченов писал: «…что  движения руки человека  наследственно  не предопределены, а возникают в процессе воспитания  и обучения как результат ассоциативных связей  между зрительными, осязательными, мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Хорошим подспорьем в данной работе является содружество воспитателя, психолога, логопеда, инструктора  по физкультуре , музыкального руководителя  и родителей. Родители получают квалифицированный совет по методике организации и проведения  работы дома, закрепляя полученные знания в детском саду. Совместная работа поможет быстрее достичь желаемых результатов (Приложение 6).

 

Список используемой литературы.

  1. Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить», М:Советская Россия, 1973
  2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: 1973.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать», 1997, Ярославль, «Академия развития»
  4. Использованы материалы стихов, упражнений, игр из Интернет:

      www.baby-scool.narod.ru

  1. Бондаренко  А.И. «Словесные игры в детском саду».  Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1977.
  2. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. – М., 1995
  3. Голубина Т.С. Чему научит клеточка: Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.
  4. Пантелеева И.А. О подготовке детей к школе.// Начальная школа. – 2007. – №6. – с. 62 – 65. 
  5. Рыжкова Е.А. Развитие у младших школьников зрительно-пространственного восприятия средствами оригами. – Режим доступа: http:// www.ukrdeti.com/firstforum/p50.html
  6. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. – СПб, 1999.
  7. Хархан Г.В. Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования // «Дошкольное воспитание». – 2006 – №4. – с. 22 – 26. 
  8. Орлова Т. Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма // Дошкольное воспитание. – 2007. – №10. – с. 72 – 75.

13.  В приложение 1    использованы фотографии из Интернет        http://images.yandex.ru

14. В приложение 2  использованы авторские фотографии.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Гимнастика.

Взято из пособия:  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать», 1997, Ярославль, «Академия развития»

“Прятки”
В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так,
И головки убирали.

(ритмично сгибаем и разгибаем пальцы. усложнение: поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках)

“Поиграем в пальчики”
Большаку дрова рубить,
А тебе воды носить,
А тебе печь топить,
А тебе тесто месить,
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

( загибать по очереди все пальцы на обеих руках. на последние строчки – шевелить пальцами обеих рук)

“Четыре братца”
Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак!
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка,
Да крошка-Тимошка!

(на вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочередно с большим все остальные пальцы)

“Замок”
На дверях висит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!

(на первую строчку – пальцы в “замочек”. затем стучать о стол “замочком”, затем круговые движения “замочком”, и показали ладошки)

“Капустка”
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трем-трем,
Мы капустку жмеме-жмем.

(движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки)

“Пять пальцев”
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

(ритмично сжимать и разжимать кулачки. на счет – поочередно загибать пальцы на обеих ручках)

“Повстречались”
Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,
Два щенка: “Ав-ав!”,
Два жеребенка: “Иго-го!”,
Два тигренка: “Р-р-р!”,
Два быка: “Му!”.
Смотри, какие рога.

( на каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. на последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы)

“Прогулка”
Пошли пальчики гулять,
А вторые – догонять.
Третьи пальчики – бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.

( пальцы обеих рук сжаты в кулачки, на первую строчку – большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу. на вторую строчку по столу двигаются указательные пальчики, на третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую – медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую – мизинцы, на шестую – хлопок обоими кулаками по поверхности стола)

“Цветок”
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

( руки вверх, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы, слегка округлить их. на вторую строчку развести пальчики. на третью – ритмичное движение пальцами вместе-врозь. на четвертую – ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

“Дом и ворота”
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.

( пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев – “крыша”. на вторую строчку – большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются. на третью строчку ладони поворачиваются параллельно друг к другу. на четвертую – то же, что на первую)

“Руки в стороны”        
Руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожми и на бочок.

( выполнять по тексту)

“В гости к пальчику большому”
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

(1строчка - выставляем вверх большие пальцы
2. соединяем под углом кончики пальцев обеих рук
3. поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак.
6. кулачки стучат друг о дружку. на последние строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках)

“Раз, два, три, четыре, пять”
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать!
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые.

( на первую строчку – по очереди загибаем пальчики на правой руке. на следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки. на шестую строчку – загибать поочередно пальцы на левой руке. на последние строчки – помахать пальчиками обеих рук)

“Мои веселые пальчики”
Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.
Пять их на моей руке.
Все делать могут,
Всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке.

( на первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. затем хлопать в ладоши. далее подражать движениям, соответствующим содержанию стихотворения)

“Не плачь, куколка моя”
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки,
твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Утюгом туда-сюда
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем,
А теперь и отдохнем.

( на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. затем загибать поочередно пальцы. далее имитировать движения, описанные в стихотворении. на последние строчки положить ладони на стол или на колени)

“Пять малышей”
Один малыш качается в саду,
Два малыша купаются в пруду,
Три малыша ползут к дверям в квартире,
А в это дверь стучат еще четыре.
С пятью другими тоже все в порядке:
Им весело, они играют в прятки.
Где притаились, ясно и ежу,
Но я глаза зажмурил и вожу:
“Один, два три…
Два, три , четыре, пять…
Ну, берегитесь: я иду искать!”

показать указательный палец (вверх), опустить вниз, покачать туда-сюда
показать два пальца, с помощью рук изобразить пловца
показать три пальца, имитировать ползание
постучать правой рукой в ладонь левой, показать четыре пальца
ладонь с растопыренными пальцами
закрыть ладонями глаза
руки в замок, большие пальцы на отлете – “нос”, пальцы одной руки – вверх (будто иголки)
закрыть глаза ладонью
поочередно разгибать пальцы
погрозить пальцем, имитировать движения, будто ловим кого-то

Отрывок из стихотворения "Овощи" Ю. Тувима.

1. С базара однажды хозяйка пришла, («шагаем» средним и указательным пальцем по столу)

С базара хозяйка домой принесла: (по-очереди загибаем на руках пальцы)

Капусту,

Картошку,

Морковку

Свеклу,

Петрушку и горох.

Ох!.. (хлопок в ладоши)

2. Овощи спор завели на столе (пальцы на обеих руках сжимаем в кулаки и потом разжимаем)

Кто лучше, нужней и вкусней на земле: (загибаем пальцы на руках по-очереди)

Капуста?

Картошка?

Морковка?

Свекла?

Петрушка или горох?

Ох!..(хлопок в ладоши)

3. Тем временем ножик хозяйка взяла (ладонь раскрываем, другую ладонь ставим ребром и делаем режущие движения)

И этим ножом крошить начала: (загибаем пальцы на руках по-очереди)

Капусту,

Картошку,

Морковку,

Свеклу,

Петрушку и горох.

Ох!..(хлопок в ладоши)

4. Крышкой накрытые в душном горшке (раскрываем ладонь и накрываем другую руку, которая в это время сжата в кулак)

В крутом кипятке кипели, кипели: (По-очереди загибаем пальцы на руках)

Капуста,

Картошка,

Морковка,

Свекла,

Петрушка и горох.

Ох!...(хлопаем в ладоши)

Супчик овощной оказался неплох! (гладим себя по животу ладошкой)



Предварительный просмотр:

Приложение 4.                                    

Мониторинг  двигательных и познавательных способностей.

№ п/п

Фамилия, имя  ребенка

Развитие тонкой моторики

 Пространственные представления

Развитие техники рисунка

Штриховка

Гимнастическое развитие

Зрительно – моторная координация

Ориентировка на месте

Ориентировка в пространстве ( на собственном теле)

Ориентировка во времени (времена года)

Ориентировка во времени (дни недели)



Предварительный просмотр:

Приложение 5.                                        Физминутки

Кошка                                        В. Стоянов

 Вы со мной знакомы близко.                          Идут по кругу на носочках, крадучись,

Я приветливая киска.                                      держа согнутые руки перед грудью.

Кверху — кисточки на ушках,                      Останавливаются, встают лицом в круг,

Когти спрятаны в подушках.                        делают «ушки» из ладошек, затем —            

                                                                             «когти» из пальчиков.

В темноте я зорко вижу,                                 Вновь идут по кругу крадучись.

Понапрасно не обижу.

Но дразнить меня опасно —                        Опять останавливаются, встают лицом в

Я царапаюсь ужасно.                                     круг и показывают «когти»

 

Кролики.                           К. Кубилинскас

Мы на ферме побывали,                                  Идут по кругу, взявшись за руки.

Белых кроликов видали.                          Прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков.

Шустренькие кролики

То ложились, То кружились                          Ложатся. Кружатся.

В проволочном домике.                                 Хлопают в ладоши.

Лапками стучали,                                          Топают ногами.

Весело пищали.

Мы зверькам не травки жесткой —          Идут по кругу, взявшись за руки.

Клеверу достанем...

Вырастайте с нежной шерсткой,               Вновь прыгают по кругу, сделав «ушки» из  

                                                                          пальчиков.

С круглыми хвостами.

Осень             Е. Головин

Осень. По утрам морозы.                   Дети медленно встают на носочки и поднимают

                                                                руки вверх,

В рощах желтый листопад.               Плавные движения над головой влево-вправо

Листья около березы                         Медленно приседают,
Золотым ковром лежат.                    
делают плавные движения руками перед собой

                                                               влево- вправо.
В лужах лед прозрачно-синий.      
Встают, плавно разводят руки в стороны

На листочках белый иней.              Поднимаются на носочки, руки вверх.


Снежная баба
         И. Демьянов

Сегодня из снежного
мокрого кома
Мы снежную бабу
слепили у дома.
Стоит наша баба
у самых ворот
Никто не проедет,
никто не пройдет.
Знакома она уже
всей детворе,
А Жучка все лает:
«Чужой во дворе!»

Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.

«Рисуют» руками три круга, начиная с маленького.

Повороты вправо-влево, руки на поясе

Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом — левой.

Идут по кругу, взявшись за руки,

Старый клен.                С. Маршак

На поляне перезвон —

Это пилят старый клен.

Поперечная пила

Охватила полствола,

Рвет кору и режет жилки,

Брызжут желтые опилки.

Только крякнул старый ствол

И пошел, пошел, пошел.

Грянул наземь левым боком,

Утонул в снегу глубоком.

Дети встают парами,изображают работу пилой.

 

 

 Поднимают руки вверх,

 

медленно наклоняются.

 

Ложатся на левый бок,

потягиваются.

Летний дождь.  Н Нищева

 Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Шлепаем по лужам.
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Зонтик нам не нужен.
Нам не страшен сильный дождь!
Лето наступило!
Ну, промокли мы. И что ж?
Будем мыться с мылом!

Дети идут по кругу друг за другом, шлепая ногами.

Останавливаются лицом в круг, смыкают руки над головой.

Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе.
Тянутся вверх, раскинув руки.
Пожимают плечами.
Улыбаются. Показывают, как намыливают руки.

Ссылка: www.baby-scool.narod.ru

Дидактические игры.

Авторские игры

Поможем ежику

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление названия фруктов.

Ребенку предлагается «ежик» и набор фруктов сделанных из ткани. Воспитатель предлагает помочь ежику сделать запасы. Ребенок «пристегивает фрукты на спинку ежику»

Подарок кукле

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление цвета и формы.

Двум, трем детям предлагается нанизать бусинки на шнурок и подарить кукле. Нанизывание сопровождать  речью: указать цвет и форму бус.

Собери цветок

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление  цветовой гаммы.

Ребенку предлагаются лепестки холодных и теплых тонов (из ткани). Он должен с помощью пуговиц и петель собрать цветок.

Пройти по тропинке

Цель:

Учить ориентироваться по карте-схеме

Задачи:

Учить работать по алгоритму
Развивать память, внимание, наблюдательность, расширять кругозор
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Развивать речь за счет слов обозначающих направление – направо, налево, прямо, названий учреждений города – школа, театр и т.д.

Ход игры:

I. К каждой большой карте подобрать по 6 карточек со схемами тропинок (подбирать нужно по цвету контура). Затем нужно пройти по каждой тропинке, начиная со стрелки, от предмета к предмету, двигая фишку, и определить, к какому объекту приведет эта тропинка. Этот предмет нужно найти среди маленьких карточек.

II. Нужно подобрать к каждой маленькой карточке с предметом карточку со схемой, а также найти большую карту, к которой подходят схемы и картинки.

III. Используя маленькие карточки с предметами поиграйте в игру «Что изменилось».

        Самомассаж

Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.

Массаж включает в себя следующие типы движений:

  • поглаживание: совершается в разных направлениях.
  • растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
  • вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер)
  • массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).

Подвижные игры.

Послушай, поверь и себя проверь

Ведущий предлагает игрокам сделать следующее упражнение: положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки. А вот еще одно упражнение: по команде отдать честь правой рукой, а левой показать «во!», потом по команде поменять руки.

Где звенит колокольчик? 

Дети сидят или стоят по одной стороне комнаты. Воспитатель просит детей отвернуться к стене и не поворачиваться. В это время кто-нибудь из взрослых должен с колокольчиком спрятаться в комнате, например, за шкаф. Предлагается детям послушать, где звенит колокольчик, и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук, находят его, затем собираются около воспитателя, а другой взрослый с колокольчиком переходит в другое место – и игра повторяется.

Камешки (русская народная игра)

Это русская игра, очень популярная в свое время, сейчас незаслуженно забыта. Вместе с тем она очень увлекательна, полезна, развивает ловкость рук и пальцев, точную координацию движений. Покажите ее ребятам, и они потом сами с удовольствием будут заниматься ею.
Дети играют, сидя за столом или на полу, на земле (на гладко утоптанной площадке). У каждого должно быть по 5 камешков. Сначала определяют, кому начинать. Каждый играющий берет в руку свои камешки, подбрасывает их вверх и, быстро повернув руку ладонью вниз, ловит на тыльную сторожу руки. При этом часть камешков падает на землю. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Дальше каждый свое упражнение проделывает в порядке очереди (по кругу, справа налево).
Приводим несколько примерных упражнений.

Первое. Взять в руку пять камешков. Один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.

Второе. Подбросить вверх тот же камешек вновь, поймать его, предварительно взяв со стола два камешка.

Третье. Подбросить вверх находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно со стола оставшиеся два камешка.

Четвертое. Держа в руке пять камешков, один придержать большим пальцем, остальные подбросить вверх и поймать, предварительно положив пятый камешек на стол.

Пятое. Подбросить вновь эти четыре камешка вверх и поймать, предварительно взяв со стола один.

Пальчиковый театр

Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:

  • стимулирует развитие мелкой моторики;
  • знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
  • помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
  • развивает воображение, память, мышление и внимание;
  • помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  • формирует творческие способности и артистические умения;
  • знакомит с элементарными математическими понятиями;

для детей в возрасте 2-5 лет с помощью готовых кукол (на примере сказки «Колобок») 

  • Поинтересуйтесь у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомните ему.
  • Затем попросите ребенка выставить персонажей на столе по ходу их появления в сказке. При этом попросите ребенка дать характеристику каждому персонажу по принципу: «бабка - старая, добрая заботливая; колобок - круглый румяный, озорной» и т.д.
  • Задайте ребенку вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка; Почему он ушел от бабки и от деда; Кто встретился ему на пути»
  • Затем разыграйте перед ребенком сказку с помощью пальчикового театра.
  • Затем попросите ребенка самостоятельно разыграть перед вами сказку, используя пальчиковый театр. При необходимости подсказывайте ему.

Можно сделать фигурки вместе с детьми из бумаги или картона.

Итак  выбираем сказку.
В зависимости от возраста ребенка и его предпочтений выбираем сказку. Легко играются сказки: «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Три медведя», «Колобок» (колобка лепим из пластилина или соленого теста)

Читаем сказку.  Это особенно важно для маленьких ребятишек. Сказку нужно прочитать медленно, с выражением озвучивая каждого героя. Можно изменять высоту голоса, подражая каждому из персонажей. Рассмотрите с малышом героев на картинках, обсудите, какие они (какого цвета; большие или маленькие; гладкие, пушистые или колючие и т.д.), а так же поговорите об их характерах (добрый герой или злой; веселый или грустный; хитрый или наивный; умный или глупый и т.д.). Обязательно ответьте на вопросы малыша (если он уже может их задать).

Делаем персонажей. Для этого нам понадобится: белая или цветная бумага и/или картон (для одной фигурки - половинка листа формата А4), ножницы, клей, цветные карандаши и/или фломастеры.
Складываем из бумаги фигурку по схеме, хорошенько проглаживая каждый сгиб.



Предварительный просмотр:

Приложение 6.  

Работа с родителями.

Младшие возрастные группы.

Консультации:

  • «Развитие мелкой моторики рук у детей»
  • «Секреты руки»
  • «Пальцы помогают говорить»
  • «Взаимосвязь движений пальцев рук и развития речи»

Мастер-класс:

  • «Пальчиковая гимнастика»
  • «Дети и мелкая моторика»

Выставки:

  • Дидактические пособия и игры на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • «Что почитать о мелкой моторике  пальцев  рук?»
  • Фотовыставка «Чему мы научились»

Старшие возрастные группы

Консультации:

  • Готовимся к школе вместе. Как пальчиковые игры помогут детям подготовиться к школе?
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие графических навыков.

Советы:

  • Использование дидактических пособий для подготовки руки к письму
  • Готовим руку к письму
  • Советы родителям будущего первоклассника

Мастер-класс:

  • Пальчики показывают сказку
  • Кисточка и карандаш наши помощники
  • Развитие графических навыков

Выставки:

  • Пальчиковый театр
  • Демонстрация полученных навыков и умений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графических навыков у дошкольников

Рекомендации для родителей как подготовить руку ребенка к письму....

Развитие графических навыков у дошкольников. Буклет

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывает значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые...

Опыт работы "Развитие графических навыков у дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и родителям детей подготовительной группы. Представлен опыт работы по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие графических навыков у дошкольников

значение развития графических навыков у дошкольников...

Гигиенические правила при формировании графических навыков у дошкольников.

Здесь описаны необходимые требования для успешного и комфортного обучения детей письму и печатанию, а также примеры гимнастики для рук, шеи, глаз и позвоночника....

Обобщающий опыт работы "Развитие графических навыков у дошкольников"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан...