Семинар "Профессиональный стандарт педагога (воспитатель)"
статья на тему

Пахомова Светлана Анатольевна

 

Семинар

Профессиональный стандарт педагога (воспитатель).

Цель: Формирование представления о профессиональном стандарте.
Задачи:
• Изучить документ «Профессиональный стандарт (педагога ДO)».

• Обсудить спорные моменты, связанные с ПC; наметить пути решения.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: доска, 5 карточек с «профессиональными компетенциями»,карточки с буквами, приложение 1 (Профессиональные компетенции педагога ДO),приложение 2 (тестовые задания«Профессиональный стандарт педагога ДОУ»),столы, стулья.

План проведения семинара:
1. Вступительная часть (цели и задачи семинара, сообщение плана работы семинара, изучение ПC).
2. Теоритическая и дискуссионная части (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).
3. Заключительная часть (рефлексия).

1.Вступительная  часть:

Приветствие участников, (цели и задачи семинара, сообщение плана работы семинара, основные положения стандарта).

2.Теоритическая и дискуссионная части: (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – это документ, раскрывающий содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога:

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • Cтандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
  • Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
  • Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в

полной мере относятся и к педагогу.

 

  1. Участники садятся в большой круг и по очереди представляют себя, начиная презентацию со слов: «Для меня  ПС…..» (выразить своё личное отношение к ПС);   «Что  я точно из этого делаю…..», «Мне пока непонятно, как или каким образом….».

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Профессиональная компетенция– способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями:

  • Работа с одаренными детьми;
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • Русский язык как иностранный;
  • Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми воспитанниками, имеющими серьезные отклонения в поведении.
  1. Участники делятся на пять групп по «компетенциям».  В течении 5 минут методом «мозгового штурма» отвечают на вопрос: Есть ли в ваших группах такие дети? Есть ли у вас опыт и знания работать с такими детьми?

Педагоги обозначают проблемы и озвучивают их.

 

Профстандартом  перед педагогом поставлен ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться. Ведь нельзя от педагога требовать того, чего он не умеет.ПС предполагает разные уровни его усвоения: стартовый (базовый) и высокий уровень мастерства.

Педагоги изучают «Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования Педагог дошкольного образования» (Приложение1), получают5 карточек с «профессиональными компетенциями».

  1. Участникам круглого стола предлагается для обсуждения понятие:
    «профессиональная компетенция педагога».

 

Как мы с вами знаем, новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и, самое главное отличие от ФГT, к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОC ДO особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не простo педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности. 
Основная функция современного детского сада любого вида - целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Воспитатель должны обладать личностными качествами,  неотделимыми от его профессиональных компетенций, такими как: готовность развивать  всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Раздаются карточки с буквами. Предлагается подобрать определения-характеристики для творческого воспитателя:
 

B- Внимательный, всесторонне развитый, вариативный, волевой

O- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, оптимист.
C- Самостоятельный, справедливый, счастливый, самокритичный, симпатичный.
П- понимающий, практичный, понятливый, познавательный, прогрессивный, профессионал, психолог.
И- Индивидуальный, интересный, инициативный, инновационный, исследователь
T- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,
A- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик
T- Темпераментный, терпеливый, толерантный
Е- Естественный, единомышленник
Л – Ласковый, любящий, лидер
Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный.
 

Заключительная часть (рефлексия):

  1.      Педагогам предлагается ответить на вопросы Тестового задания «Профессиональный стандарт педагога ДОУ»приложение 2. Воспитатели каждой группы по очереди озвучивают варианты ответов с позиций «ПС».

Рефлексия: Что узнали на семинаре? Готовы ли к переменам, к готовности учить всех детей без исключения: к гуманистической в широком смысле позиции?Ваше отношение к «ПС»?

Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.

 

Используемая литература:

«Профессиональный стандарт педагога» (Концепция и содержание);

Фрумин И. (НИУ ВША) «Соответствовать профстандарту может только сверх человек»;

Юлбарисова Л.М. «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога»;

Ямбург Е.Л. «Что принесет учителю новый профессиональный стандарт», «Просвещение» 2014.

«Тестовые задания по профессиональному стандарту Педагог ДОУ»

 

 

 

 

Приложение 1

Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования Педагог дошкольного образования должен

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

  2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

 3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ). 6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

 7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

 9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе. 

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

 11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. 

Приложение 2

Тестовые задания по профессиональному стандарту Педагог ДОУ

Ф.И.О.____________________________________________________________

Должность______________________________________________________

 

  1. Выберите из предложенных умения, необходимые воспитателю ДОУ для реализации программ дошкольного образования… (выбрать из предложенных вариантов)
  • Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
  • Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
  1. Умения, необходимые воспитателю ДОУ для реализации программ дошкольного образования… (выбрать из предложенных вариантов)
  • Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации
  • Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения
  1. Для реализации программ дошкольного образования воспитателю ДОУ необходимо выполнять следующие трудовые действия … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей;
  • Формирование психологической готовности к школьному обучению;
  • Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира.
  1. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования для воспитателя ДОУ предполагает выполнение  следующих трудовых действий … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения
  • Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
  • Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.
  1. Трудовая функция «педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» для воспитателей  ДОУ подразумевает знания … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики;
  • Особенностей становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • Современные тенденции развития дошкольного образования.
  1. Воспитателю ДОУ в процессе осуществления воспитательной деятельности необходимо уметь… (выбрать из предложенных вариантов)
  • Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
  • Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
  • Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания
  1. Умения, необходимые воспитателю ДОУ в процессе осуществления воспитательной деятельности… (выбрать из предложенных вариантов)
  • Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
  • Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования;
  • Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.
  1. Выделите трудовые действия, которые должен выполнять воспитатель ДОУ в рамках трудовой функции «воспитательная деятельность» … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Регулировать поведение детей для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • Использовать интерактивные формы воспитательной работы;
  • Ставить воспитательные цели, способствующие развитию детей;
  • Реализовывать воспитательные программы;
  • Реализовывать воспитательные возможности учебной деятельности;
  • Формировать толерантное поведение;
  • Развивать у обучающихся познавательную активность;
  • Формировать у детей культуру здорового и безопасного образа жизни;
  • Оказывать помощь  семье в воспитании ребенка.
  1. Трудовые действия, которые должен выполнять воспитатель ДОУ в рамках трудовой функции «воспитательная деятельность» по проектированию (исключите лишнее)
  • Воспитательной программы;
  • Ситуаций, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка;
  • Программы по профилактике вредных привычек у детей.
  1. Воспитатель ДОУ, осуществляя развивающую деятельность … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Разрабатывает  (совместно с другими специалистами) и реализует совместно с родителями (законными представителями) программы индивидуального развития ребенка;
  • Формирует детско-взрослые сообщества;
  • Составляет (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности ребенка.
  1. Развивающая деятельность воспитателя ДОУ предполагает выполнение следующих трудовых действий… (выбрать из предложенных вариантов)
  • Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
  • Оказание адресной помощи обучающимся;
  • Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
  1. В соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» к педагогической деятельности не допускаются лица (исключите лишнее)
  • имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены  законодательством Российской Федерации;
  • не имеющие практического опыта работы в должности;
  • имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
  1. Действие профессионального стандарта «Педагог» распространяется на должности … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Учитель;
  • Музыкальный руководитель;
  • Воспитатель.
  1. Знание содержания профессионального стандарта «Педагог» необходимо руководителю  ДОУ (исключите лишнее)
  • Для оценки результатов профессиональной деятельности педагогов;
  • Для выстраивания методической работы с коллективом;
  • Для проведения процедуры аттестации педагогов.
  1. Нормативные документы, определяющие требования к квалификации воспитателя ДОУ это (исключите лишнее)
  • Общероссийский классификатор специальностей по образованию;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

 

  1. Образование, необходимое для осуществления профессиональной деятельности по должности «воспитатель ДОУ» (в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог») (исключите лишнее)
  • Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой  по профилю педагогической деятельности);
  • Высшее образование или среднее образование без предъявления к стажу и опыту работы;
  • Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации 
  1. Требования, предъявляемые к опыту практической работы воспитателя ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Опыт практической работы воспитателя не менее 5-ти лет;
  • Требования к опыту практической работы не предъявляются;
  • Опыт практической работы воспитателя не менее одного года.
  1. К обобщенным трудовым функциям, входящим в профессиональный стандарт «Педагог» относится педагогическая деятельность по проектированию … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Образовательного процесса в ДОУ;
  • Основной образовательной программы ДОУ;
  • Программы развития ДОУ.
  1. К обобщенным трудовым функциям, входящим в профессиональный стандарт «Педагог» относится педагогическая деятельность по реализации … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Программы развития ДОУ;
  • Образовательного процесса в ДОУ;
  • Основной образовательной программы ДОУ.
  1. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт «Педагог» включает характеристику (исключите лишнее)
  • Воспитательной деятельности;
  • Образовательной деятельности;
  • Обучения.
  1. К трудовым функциям воспитателя ДОУ относятся … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Общепедагогическая функция «обучение»;
  • Воспитательная деятельность;
  • Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования;
  • Развивающая деятельность;
  • Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования.
  1. В рамках общепедагогической функции «обучение» воспитатель ДОУ выполняет следующие трудовые действия … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов  дошкольного образования;
  • Планирует и проводит учебные занятия;
  • Участвует в разработке и реализации программы развития ДОУ в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар для педагогов ДОУ35.21 КБ
Файл 11_seminar_prof_standart.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

Профессиональный стандарт педагога (воспитатель).

Цель: Формирование представления о профессиональном стандарте.
Задачи:
• Изучить документ «Профессиональный стандарт (педагога ДO)».

• Обсудить спорные моменты, связанные с ПC; наметить пути решения.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: доска, 5 карточек с «профессиональными компетенциями»,карточки с буквами, приложение 1 (Профессиональные компетенции педагога ДO),приложение 2 (тестовые задания«Профессиональный стандарт педагога ДОУ»),столы, стулья.

План проведения семинара:
1. Вступительная часть (цели и задачи семинара, сообщение плана работы семинара, изучение ПC).
2. Теоритическая и дискуссионная части (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).
3. Заключительная часть (рефлексия).

1.Вступительная  часть:

Приветствие участников, (цели и задачи семинара, сообщение плана работы семинара, основные положения стандарта).

2.Теоритическая и дискуссионная части: (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – это документ, раскрывающий содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога:

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • Cтандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
  • Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
  • Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в

полной мере относятся и к педагогу.

  • Участники садятся в большой круг и по очереди представляют себя, начиная презентацию со слов: «Для меня  ПС…..» (выразить своё личное отношение к ПС);   «Что  я точно из этого делаю…..», «Мне пока непонятно, как или каким образом….».

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Профессиональная компетенция– способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями:

  • Работа с одаренными детьми;
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • Русский язык как иностранный;
  • Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми воспитанниками, имеющими серьезные отклонения в поведении.
  • Участники делятся на пять групп по «компетенциям».  В течении 5 минут методом «мозгового штурма» отвечают на вопрос: Есть ли в ваших группах такие дети? Есть ли у вас опыт и знания работать с такими детьми?

Педагоги обозначают проблемы и озвучивают их.

Профстандартом  перед педагогом поставлен ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться. Ведь нельзя от педагога требовать того, чего он не умеет.ПС предполагает разные уровни его усвоения: стартовый (базовый) и высокий уровень мастерства.

Педагоги изучают «Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования Педагог дошкольного образования» (Приложение1), получают5 карточек с «профессиональными компетенциями».

  • Участникам круглого стола предлагается для обсуждения понятие:
    «профессиональная компетенция педагога».

Как мы с вами знаем, новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и, самое главное отличие от ФГT, к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОC ДO особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не простo педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности. 
Основная функция современного детского сада любого вида - целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Воспитатель должны обладать личностными качествами,  неотделимыми от его профессиональных компетенций, такими как: готовность развивать  всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Раздаются карточки с буквами. Предлагается подобрать определения-характеристики для творческого воспитателя:

B- Внимательный, всесторонне развитый, вариативный, волевой

O- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, оптимист.
C- Самостоятельный, справедливый, счастливый, самокритичный, симпатичный.
П- понимающий, практичный, понятливый, познавательный, прогрессивный, профессионал, психолог.
И- Индивидуальный, интересный, инициативный, инновационный, исследователь
T- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,
A- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик
T- Темпераментный, терпеливый, толерантный
Е- Естественный, единомышленник
Л – Ласковый, любящий, лидер
Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный.

Заключительная часть (рефлексия):

  •      Педагогам предлагается ответить на вопросы Тестового задания «Профессиональный стандарт педагога ДОУ»приложение 2. Воспитатели каждой группы по очереди озвучивают варианты ответов с позиций «ПС».

Рефлексия: Что узнали на семинаре? Готовы ли к переменам, к готовности учить всех детей без исключения: к гуманистической в широком смысле позиции?Ваше отношение к «ПС»?

Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.

Используемая литература:

«Профессиональный стандарт педагога» (Концепция и содержание);

Фрумин И. (НИУ ВША) «Соответствовать профстандарту может только сверх человек»;

Юлбарисова Л.М. «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога»;

Ямбург Е.Л. «Что принесет учителю новый профессиональный стандарт», «Просвещение» 2014.

«Тестовые задания по профессиональному стандарту Педагог ДОУ»

Приложение 1

Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования Педагог дошкольного образования должен

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

  2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

 3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ). 6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

 7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

 9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.  

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

 11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.  

Приложение 2

Тестовые задания по профессиональному стандарту Педагог ДОУ

Ф.И.О.____________________________________________________________

Должность______________________________________________________

  1. Выберите из предложенных умения, необходимые воспитателю ДОУ для реализации программ дошкольного образования… (выбрать из предложенных вариантов)
  • Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
  • Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
  1. Умения, необходимые воспитателю ДОУ для реализации программ дошкольного образования… (выбрать из предложенных вариантов)
  • Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации
  • Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения
  1. Для реализации программ дошкольного образования воспитателю ДОУ необходимо выполнять следующие трудовые действия … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей;
  • Формирование психологической готовности к школьному обучению;
  • Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира.
  1. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования для воспитателя ДОУ предполагает выполнение  следующих трудовых действий … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения
  • Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
  • Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.
  1. Трудовая функция «педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» для воспитателей  ДОУ подразумевает знания … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики;
  • Особенностей становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • Современные тенденции развития дошкольного образования.
  1. Воспитателю ДОУ в процессе осуществления воспитательной деятельности необходимо уметь… (выбрать из предложенных вариантов)
  • Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
  • Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
  • Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания
  1. Умения, необходимые воспитателю ДОУ в процессе осуществления воспитательной деятельности… (выбрать из предложенных вариантов)
  • Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
  • Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования;
  • Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.
  1. Выделите трудовые действия, которые должен выполнять воспитатель ДОУ в рамках трудовой функции «воспитательная деятельность» … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Регулировать поведение детей для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • Использовать интерактивные формы воспитательной работы;
  • Ставить воспитательные цели, способствующие развитию детей;
  • Реализовывать воспитательные программы;
  • Реализовывать воспитательные возможности учебной деятельности;
  • Формировать толерантное поведение;
  • Развивать у обучающихся познавательную активность;
  • Формировать у детей культуру здорового и безопасного образа жизни;
  • Оказывать помощь  семье в воспитании ребенка.
  1. Трудовые действия, которые должен выполнять воспитатель ДОУ в рамках трудовой функции «воспитательная деятельность» по проектированию (исключите лишнее)
  • Воспитательной программы;
  • Ситуаций, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка;
  • Программы по профилактике вредных привычек у детей.
  1. Воспитатель ДОУ, осуществляя развивающую деятельность … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Разрабатывает  (совместно с другими специалистами) и реализует совместно с родителями (законными представителями) программы индивидуального развития ребенка;
  • Формирует детско-взрослые сообщества;
  • Составляет (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности ребенка.
  1. Развивающая деятельность воспитателя ДОУ предполагает выполнение следующих трудовых действий… (выбрать из предложенных вариантов)
  • Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
  • Оказание адресной помощи обучающимся;
  • Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
  1. В соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» к педагогической деятельности не допускаются лица (исключите лишнее)
  • имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены  законодательством Российской Федерации;
  • не имеющие практического опыта работы в должности;
  • имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
  1. Действие профессионального стандарта «Педагог» распространяется на должности … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Учитель;
  • Музыкальный руководитель;
  • Воспитатель.
  1. Знание содержания профессионального стандарта «Педагог» необходимо руководителю  ДОУ (исключите лишнее)
  • Для оценки результатов профессиональной деятельности педагогов;
  • Для выстраивания методической работы с коллективом;
  • Для проведения процедуры аттестации педагогов.
  1. Нормативные документы, определяющие требования к квалификации воспитателя ДОУ это (исключите лишнее)
  • Общероссийский классификатор специальностей по образованию;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

  1. Образование, необходимое для осуществления профессиональной деятельности по должности «воспитатель ДОУ» (в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог») (исключите лишнее)
  • Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой  по профилю педагогической деятельности);
  • Высшее образование или среднее образование без предъявления к стажу и опыту работы;
  • Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации  
  1. Требования, предъявляемые к опыту практической работы воспитателя ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Опыт практической работы воспитателя не менее 5-ти лет;
  • Требования к опыту практической работы не предъявляются;
  • Опыт практической работы воспитателя не менее одного года.
  1. К обобщенным трудовым функциям, входящим в профессиональный стандарт «Педагог» относится педагогическая деятельность по проектированию … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Образовательного процесса в ДОУ;
  • Основной образовательной программы ДОУ;
  • Программы развития ДОУ.
  1. К обобщенным трудовым функциям, входящим в профессиональный стандарт «Педагог» относится педагогическая деятельность по реализации … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Программы развития ДОУ;
  • Образовательного процесса в ДОУ;
  • Основной образовательной программы ДОУ.
  1. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт «Педагог» включает характеристику (исключите лишнее)
  • Воспитательной деятельности;
  • Образовательной деятельности;
  • Обучения.
  1. К трудовым функциям воспитателя ДОУ относятся … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Общепедагогическая функция «обучение»;
  • Воспитательная деятельность;
  • Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования;
  • Развивающая деятельность;
  • Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования.
  1. В рамках общепедагогической функции «обучение» воспитатель ДОУ выполняет следующие трудовые действия … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов  дошкольного образования;
  • Планирует и проводит учебные занятия;
  • Участвует в разработке и реализации программы развития ДОУ в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.



Предварительный просмотр:

Семинар

Профессиональный стандарт педагога (воспитатель).

Цель: Формирование представления о профессиональном стандарте.
Задачи:
• Изучить документ «Профессиональный стандарт (педагога ДO)».

• Обсудить спорные моменты, связанные с ПC; наметить пути решения.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: доска, 5 карточек с «профессиональными компетенциями»,карточки с буквами, приложение 1 (Профессиональные компетенции педагога ДO),приложение 2 (тестовые задания«Профессиональный стандарт педагога ДОУ»),столы, стулья.

План проведения семинара:
1. Вступительная часть (цели и задачи семинара, сообщение плана работы семинара, изучение ПC).
2. Теоритическая и дискуссионная части (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).
3. Заключительная часть (рефлексия).

1.Вступительная  часть:

Приветствие участников, (цели и задачи семинара, сообщение плана работы семинара, основные положения стандарта).

2.Теоритическая и дискуссионная части: (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – это документ, раскрывающий содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога:

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • Cтандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
  • Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
  • Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в

полной мере относятся и к педагогу.

  • Участники садятся в большой круг и по очереди представляют себя, начиная презентацию со слов: «Для меня  ПС…..» (выразить своё личное отношение к ПС);   «Что  я точно из этого делаю…..», «Мне пока непонятно, как или каким образом….».

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Профессиональная компетенция– способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями:

  • Работа с одаренными детьми;
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • Русский язык как иностранный;
  • Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми воспитанниками, имеющими серьезные отклонения в поведении.
  • Участники делятся на пять групп по «компетенциям».  В течении 5 минут методом «мозгового штурма» отвечают на вопрос: Есть ли в ваших группах такие дети? Есть ли у вас опыт и знания работать с такими детьми?

Педагоги обозначают проблемы и озвучивают их.

Профстандартом  перед педагогом поставлен ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться. Ведь нельзя от педагога требовать того, чего он не умеет.ПС предполагает разные уровни его усвоения: стартовый (базовый) и высокий уровень мастерства.

Педагоги изучают «Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования Педагог дошкольного образования» (Приложение1), получают5 карточек с «профессиональными компетенциями».

  • Участникам круглого стола предлагается для обсуждения понятие:
    «профессиональная компетенция педагога».

Как мы с вами знаем, новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и, самое главное отличие от ФГT, к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОC ДO особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не простo педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности. 
Основная функция современного детского сада любого вида - целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Воспитатель должны обладать личностными качествами,  неотделимыми от его профессиональных компетенций, такими как: готовность развивать  всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Раздаются карточки с буквами. Предлагается подобрать определения-характеристики для творческого воспитателя:

B- Внимательный, всесторонне развитый, вариативный, волевой

O- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, оптимист.
C- Самостоятельный, справедливый, счастливый, самокритичный, симпатичный.
П- понимающий, практичный, понятливый, познавательный, прогрессивный, профессионал, психолог.
И- Индивидуальный, интересный, инициативный, инновационный, исследователь
T- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,
A- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик
T- Темпераментный, терпеливый, толерантный
Е- Естественный, единомышленник
Л – Ласковый, любящий, лидер
Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный.

Заключительная часть (рефлексия):

  •      Педагогам предлагается ответить на вопросы Тестового задания «Профессиональный стандарт педагога ДОУ»приложение 2. Воспитатели каждой группы по очереди озвучивают варианты ответов с позиций «ПС».

Рефлексия: Что узнали на семинаре? Готовы ли к переменам, к готовности учить всех детей без исключения: к гуманистической в широком смысле позиции?Ваше отношение к «ПС»?

Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.

Используемая литература:

«Профессиональный стандарт педагога» (Концепция и содержание);

Фрумин И. (НИУ ВША) «Соответствовать профстандарту может только сверх человек»;

Юлбарисова Л.М. «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога»;

Ямбург Е.Л. «Что принесет учителю новый профессиональный стандарт», «Просвещение» 2014.

«Тестовые задания по профессиональному стандарту Педагог ДОУ»

Приложение 1

Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования Педагог дошкольного образования должен

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

  2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

 3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ). 6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

 7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

 9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.  

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

 11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.  

Приложение 2

Тестовые задания по профессиональному стандарту Педагог ДОУ

Ф.И.О.____________________________________________________________

Должность______________________________________________________

  1. Выберите из предложенных умения, необходимые воспитателю ДОУ для реализации программ дошкольного образования… (выбрать из предложенных вариантов)
  • Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
  • Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
  1. Умения, необходимые воспитателю ДОУ для реализации программ дошкольного образования… (выбрать из предложенных вариантов)
  • Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации
  • Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения
  1. Для реализации программ дошкольного образования воспитателю ДОУ необходимо выполнять следующие трудовые действия … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей;
  • Формирование психологической готовности к школьному обучению;
  • Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира.
  1. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования для воспитателя ДОУ предполагает выполнение  следующих трудовых действий … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения
  • Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
  • Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.
  1. Трудовая функция «педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» для воспитателей  ДОУ подразумевает знания … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики;
  • Особенностей становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • Современные тенденции развития дошкольного образования.
  1. Воспитателю ДОУ в процессе осуществления воспитательной деятельности необходимо уметь… (выбрать из предложенных вариантов)
  • Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
  • Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
  • Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания
  1. Умения, необходимые воспитателю ДОУ в процессе осуществления воспитательной деятельности… (выбрать из предложенных вариантов)
  • Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
  • Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования;
  • Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.
  1. Выделите трудовые действия, которые должен выполнять воспитатель ДОУ в рамках трудовой функции «воспитательная деятельность» … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Регулировать поведение детей для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • Использовать интерактивные формы воспитательной работы;
  • Ставить воспитательные цели, способствующие развитию детей;
  • Реализовывать воспитательные программы;
  • Реализовывать воспитательные возможности учебной деятельности;
  • Формировать толерантное поведение;
  • Развивать у обучающихся познавательную активность;
  • Формировать у детей культуру здорового и безопасного образа жизни;
  • Оказывать помощь  семье в воспитании ребенка.
  1. Трудовые действия, которые должен выполнять воспитатель ДОУ в рамках трудовой функции «воспитательная деятельность» по проектированию (исключите лишнее)
  • Воспитательной программы;
  • Ситуаций, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка;
  • Программы по профилактике вредных привычек у детей.
  1. Воспитатель ДОУ, осуществляя развивающую деятельность … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Разрабатывает  (совместно с другими специалистами) и реализует совместно с родителями (законными представителями) программы индивидуального развития ребенка;
  • Формирует детско-взрослые сообщества;
  • Составляет (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности ребенка.
  1. Развивающая деятельность воспитателя ДОУ предполагает выполнение следующих трудовых действий… (выбрать из предложенных вариантов)
  • Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
  • Оказание адресной помощи обучающимся;
  • Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
  1. В соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» к педагогической деятельности не допускаются лица (исключите лишнее)
  • имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены  законодательством Российской Федерации;
  • не имеющие практического опыта работы в должности;
  • имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
  1. Действие профессионального стандарта «Педагог» распространяется на должности … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Учитель;
  • Музыкальный руководитель;
  • Воспитатель.
  1. Знание содержания профессионального стандарта «Педагог» необходимо руководителю  ДОУ (исключите лишнее)
  • Для оценки результатов профессиональной деятельности педагогов;
  • Для выстраивания методической работы с коллективом;
  • Для проведения процедуры аттестации педагогов.
  1. Нормативные документы, определяющие требования к квалификации воспитателя ДОУ это (исключите лишнее)
  • Общероссийский классификатор специальностей по образованию;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

  1. Образование, необходимое для осуществления профессиональной деятельности по должности «воспитатель ДОУ» (в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог») (исключите лишнее)
  • Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой  по профилю педагогической деятельности);
  • Высшее образование или среднее образование без предъявления к стажу и опыту работы;
  • Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации  
  1. Требования, предъявляемые к опыту практической работы воспитателя ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Опыт практической работы воспитателя не менее 5-ти лет;
  • Требования к опыту практической работы не предъявляются;
  • Опыт практической работы воспитателя не менее одного года.
  1. К обобщенным трудовым функциям, входящим в профессиональный стандарт «Педагог» относится педагогическая деятельность по проектированию … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Образовательного процесса в ДОУ;
  • Основной образовательной программы ДОУ;
  • Программы развития ДОУ.
  1. К обобщенным трудовым функциям, входящим в профессиональный стандарт «Педагог» относится педагогическая деятельность по реализации … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Программы развития ДОУ;
  • Образовательного процесса в ДОУ;
  • Основной образовательной программы ДОУ.
  1. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт «Педагог» включает характеристику (исключите лишнее)
  • Воспитательной деятельности;
  • Образовательной деятельности;
  • Обучения.
  1. К трудовым функциям воспитателя ДОУ относятся … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Общепедагогическая функция «обучение»;
  • Воспитательная деятельность;
  • Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования;
  • Развивающая деятельность;
  • Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования.
  1. В рамках общепедагогической функции «обучение» воспитатель ДОУ выполняет следующие трудовые действия … (выбрать из предложенных вариантов)
  • Осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов  дошкольного образования;
  • Планирует и проводит учебные занятия;
  • Участвует в разработке и реализации программы развития ДОУ в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования"

В профстандарте педагога представлены требования к педагогу дошкольного образования, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования....

План внедрения профессиональных стандартов «Педагог» (воспитатель), «Бухгалтер» в ДОУ

План внедрения профессиональных стандартов «Педагог» (воспитатель), «Бухгалтер» в ДОУ...

«Профессиональный стандарт педагога (воспитатель)»

Цель: Формирование представления о профессиональном стандарте.Задачи:·         Изучить документ «Профессиональный стандарт (педагога ДO)»...

Консультация для воспитателей Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.Квалификация работника – это...

Профессиональный стандарт "Педагог" (воспитатель, учитель)

презентация предназначена для педагогов дошкольного образования...

«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа

Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. В данной статье освещается понимание качества об...