«Профессиональный стандарт педагога (воспитатель)»
консультация

Фетисова Светлана Николаевна

Цель: Формирование представления о профессиональном стандарте.

Задачи:

·         Изучить документ «Профессиональный стандарт (педагога ДO)».

·         Обсудить спорные моменты, связанные с ПC;

·         наметить пути решения.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: доска, 5 карточек с «профессиональными компетенциями», карточки с буквами, «Профессиональный стандарт педагога ДОУ», столы, стулья.

План проведения семинара:

1. Вступительная часть (цели и задачи семинара, сообщение плана работы семинара, изучение ПC).

2. Теоретическая и дискуссионная части (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).

3. Заключительная часть (рефлексия).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_ps.docx77.87 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №44»






СЕМИНАР

по теме:

«Профессиональный стандарт педагога (воспитатель)»

Подготовила и провела:

старший воспитатель:

С.Н. Фетисова


2019 г.

Цель: Формирование представления о профессиональном стандарте.

Задачи:

  • Изучить документ «Профессиональный стандарт (педагога ДO)».
  • Обсудить спорные моменты, связанные с ПC;
  • наметить пути решения.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: доска, 5 карточек с «профессиональными компетенциями», карточки с буквами, «Профессиональный стандарт педагога ДОУ», столы, стулья.

План проведения семинара:

1. Вступительная часть (цели и задачи семинара, сообщение плана работы семинара, изучение ПC).

2. Теоретическая и дискуссионная части (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).

3. Заключительная часть (рефлексия).

1.Вступительная часть:

Приветствие участников, (цели и задачи семинара, сообщение плана работы семинара, основные положения стандарта).

2.Теоретическая и дискуссионная части: (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).

"Педагоги не могут успешно кого - то учить,

если в тоже время усердно не учатся сами"

Али Апшерони

Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени"?

Старший воспитатель С.Н. Фетисова:

- Уважаемые коллеги, предлагаю Вам выразить своё личное отношение к ПС, начиная свою презентацию со слов:

«Для меня ПС…»

«Что я точно из этого делаю…»

«Мне пока непонятно, как или каким образом…»

(проецируется на экране)

БЛИЦ-ОПРОС

  • Что такое профстандарт педагога?

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – это документ, раскрывающий содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников.

(проецируется на экране)

  • Каковы цели введения Минтрудом профстандарта педагога?

(ответ проецируется на экране)

  • Введение профстандартов для педработников позволит решить сразу несколько вопросов:

точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог.

обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области.

уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться.

привлечь самих учителей, воспитателей и преподавателей к повышению уровня образования в России.

  • Зачем педагогам нужен профессиональный стандарт?

(ответ проецируется на экране)

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • Cтандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
  • Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
  • Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, 
призванные:

преодолеть технократический подход в оценке труда педагога;

обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда;

мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

  • Какова связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандартом?

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.)  применяется 2 вида стандартов: ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ и профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам:

ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников.

(проецируется на экране)

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны.

Когда вступит в силу профстандарт для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

(проецируется на экране)

  • Какие основные нововведения в работе педагога отражены в профессиональном стандарте?

Раньше педагог был главным носителем знаний, а сейчас информационная функция педагога будет снижаться.

ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве.

Педагогу необходимо полное овладение современными информационно-коммуникативными технологиями, знание и использование социальных сетей. 

(проецируется на экране)

  • В чем главная особенность профстандарта?

Ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей: мигрантами, сиротами, одаренными, инвалидами, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и т.д. 

Перестроиться и начать оценивать деятельность педагога и детского сада не только по работе с успешными, но и с трудными детьми

(проецируется на экране)

  • Какие новые компетенции выдвигает стандарт, которыми педагог должен овладеть? 

Технологии работы с одаренными воспитанниками; 

технологии работы в условиях реализации программ инклюзивного образования; 

уметь работать с воспитанниками, имеющими проблемы в развитии; 

уметь работать с девиантными, социально запущенными детьми, в том числе, имеющими отклонения в социальном поведении. 

(проецируется на экране)

Мы видим, что педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

- Как любое изучение материала, предлагаю вам начать с определения основных понятий применительно к педагогу.

Участникам круглого стола предлагаются для обсуждения следующие понятия:

- «квалификация педагога»,

- «профессиональная компетенция педагога»,

- «самореализация».

Участники должны высказать свою точку зрения в определении понятий, а затем предлагается пример определения в презентации.

Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки воспитателя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация воспитателя складывается из его профессиональных компетенций.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.

Самореализация - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.

(проецируется на экране)

- Предлагаю подробнее остановиться на втором определении и самостоятельно ознакомиться с «Профессиональными компетенциями педагога дошкольного образования».

Педагоги изучают «Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования Педагог дошкольного образования»

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определенных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность».

Наталья Алексеевна Паглазова расскажет нам о «Профессиональной компетентности воспитателя – как о необходимом условии повышения качества педагогического процесса»

На основе анализа различных определений данного понятия с учетом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант:

профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности.

Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Понятие «компетентность»

Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем-либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав.

На наш взгляд, наиболее точно компетенцию можно определить, как умение выполнять действия и функции субъекта определенного вида деятельности, основанное на необходимых знаниях, навыках, личностных качествах и ценностных ориентациях.

Компетентность же – это категория, характеризующая степень овладения конкретным человеком теми или иными компетенциями.

Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя:

- систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях,

- ценностные ориентации педагога,

- интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и  своей деятельности, к смежным областям знания и др.) 

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относят:

- методологическую,

- психолого-педагогическую,

- коммуникативную,

- исследовательскую,

- презентационную,

- акмеологическую,

- икт-компетентность

Памятка для воспитателей (раздаточный материал)

Содержание педагогических компетентностей педагогов ДОУ

Методологическая компетентность

Содержание компетентности: реализация системно - деятельностного подхода.

Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребёнка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребёнок)

совместная (партнёрская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач

Психолого-педагогическая компетентность.

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательной деятельности.

Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательной деятельности (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательной деятельности)

Коммуникативная компетентность

Заключается в практическом владении приёмами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители, члены семьи, педагоги).

Исследовательская компетентность.

Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательной деятельности: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять её в условиях своего образовательного учреждения, группы.

Презентационная компетентность

Умение презентовать положительный опыт в своей профессиональной деятельности в написании статей в журналах, на образовательных сайтах, выступления на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайтедошкольного учреждения и т.д.

Акмеологическая компетентность

Способность к постоянному профессиональному совершенствованию.

Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Информационно-коммуникационная компетентность

Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете

Таким образом: компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств.

А профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знания при решении профессиональных задач.

Следовательно,

обладать компетентностью - значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо;

обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

Значит, компетентность – это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности.

А профессиональная компетентность – это есть профессионализм и педагогическое мастерство воспитателя.

Я передаю слово воспитателю

Ее сообщение на тему: «Педагогическое мастерство – высший уровень педагогической деятельности».

Как мы с вами знаем, новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и к условиям реализации образовательного процесса.

В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога.

Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

(проецируются на экране)

Тренинг «Стрела истины»

В лучших традициях дошкольной педагогики, в середине мероприятия нам нужна динамическая пауза.

Встанем в круг.

У меня воображаемая «Стрела истины» (стрелка из картона)

Передавая друг другу эту стрелу, будем заканчивать фразу: «Коллега, хочу признаться вам, что…».

Можете говорить о чем угодно: о работе, семье, прожитом дне, сегодняшнем мероприятии и т.д.

Основная функция современного детского сада любого вида - целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Как показывает практика, качество дошкольного образования неоднозначно воспринимается разными людьми.

Родители под качеством дошкольного образования понимают развитие индивидуальности детей и степень их подготовленности к поступлению в школу.

  • А для вас, уважаемые коллеги, что включает в себя понятие "качество дошкольного образования"?

Мнение участников круглого стола

(Как правило, полное методическое обеспечение пособиями разработками педагогического процесса).

-Ксения Юрьевна Белая предлагает следующее содержание данного понятия: "Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития КАЖДОГО РЕБЕНКА увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения".

(проецируется на экране)

  • От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения?

(выслушивается мнение участников, подводится итог)

Качество дошкольного образования зависит от:

1. От качества работы педагогов, в первую очередь, воспитателей.

2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.

3. Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.

4. Объективной оценки результатов деятельности КАЖДОГО СОТРУДНИКА.

(проецируется на экране)

Таким образом, качество - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Немаловажным является и тот факт, что каждый участник образовательного процесса должен уметь взаимодействовать с другими членами коллектива, чтобы стать единомышленниками.

То есть выявляется необходимость ПРИОРИТЕТА субъективной позиции педагога по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма.

Тогда, прежде всего, он сам определяет, что, когда и в какой форме ему делать, дабы измениться самому и таким образом повлиять на результаты своего труда (а значит, и на результаты работы дошкольного учреждения).

(проецируется на экране)

При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост педагога, на процесс и результат этого роста, и поиском эффективных форм работы и средств обеспечения этого роста.

К.Д. Ушинский сказал: "В деле обучения и воспитания: ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя".

Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования.

Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности.

  • Задание

Предлагаю вашему вниманию четыре определения понятия "профессиональный рост педагога".

Выберите, пожалуйста, какое определение больше всего соответствует нам, дошкольникам.

(Определения предлагаются педагогам на отдельных листах

без указания авторства).

Выбор участниками наиболее приемлемого с их точки зрения определения, доказывая на примерах свое представление.

  • В педагогике встречаются два понятия "профессиональный" и "личностный рост педагога". Как вы думаете, какое понятие способно повлиять на другое?

Мнение участников круглого стола

Они существуют в тесном переплетении взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому правильно говорить о профессионально-личностном росте педагога, как о положительных изменениях или как о развитии профессиональных и личностных качествах.

(проецируется на экране)

  • Какие пути способствуют развитию профессионально-личностного роста педагога?

Мнение участников

Непрерывное повышение квалификации педагогов оказывает прямое влияние на рост качества образования, развитие творчества и одаренности в детях, становление личности в целом, что является основной задачей деятельности школьных и дошкольных организаций.

(проецируется на экране)

Понимание необходимости изменений профессиональных ценностных ориентаций в условиях личностно-ориентированного обучения приводит к осмыслению вопроса о совершенствовании системы подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Готовность педагога к реализации образовательного процесса в рамках нового образовательного стандарта включает в себя: мотивационно - психологическую готовность, теоретическую готовность, результативную готовность.

  • Какие же формы повышения профессиональной компетентности педагогов вы могли бы назвать самыми эффективными?

Мнения участников

Воспитатель Н.Г. Коробкова коснется данного вопроса чуть глубже

Сообщение на тему: «Совершенствовании профессиональных компетенций педагогов ДОУ»включет в себя следующие формы:

- система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации);

- методическое сопровождение педагогической деятельности;

- информационное и ресурсное обеспечение;

- информационно – методические и научно – практические семинары;

- проблемные семинары и вебинары;

- конкурсы педагогического мастерства;

- работа по самообразованию

(формы повышения квалификации педагогов проецируются на экране)

Посредством самообразования и за счет осознанного, обязательно добровольного участия педагога в организованных дошкольным учреждением или отделом образования мероприятиях, которые объединяются обобщенным названием "методическая работа".

Таким образом, в условиях реализации нового ФГОС ДО, в рамках профессионального стандарта педагога неотъемлемой частью педагогической деятельности является непрерывное повышение своей профессиональной квалификации, непрерывное самообразование.

(цитата Поташника проецируется на экране)

Подводя итоги сегодняшней работы, скажу еще раз о значении повышения компетентности педагога.

Эффективность педагогической работы зависит от того, насколько педагог заботится о личностно-профессиональном росте. 

«В деле воспитания процессу саморазвития должно быть 
отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее
развивалось только путем самообразования» -
 говорил Г. Спенсер

Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот педагог, который сам всю жизнь учится.

- Мы с вами хорошо поработали. Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.

Заключительная часть

Рефлексия - Шифровальщик

«V» – уже знал;hello_html_723baf54.jpg

«–» – думал иначе;

«+» – узнал много нового;

«?» – не понял, есть вопросы.

Итог - упражнение «Аплодисменты»

И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

Желаю всем успехов!

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования"

В профстандарте педагога представлены требования к педагогу дошкольного образования, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования....

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

План внедрения профессиональных стандартов «Педагог» (воспитатель), «Бухгалтер» в ДОУ

План внедрения профессиональных стандартов «Педагог» (воспитатель), «Бухгалтер» в ДОУ...

Семинар "Профессиональный стандарт педагога (воспитатель)"

СеминарПрофессиональный стандарт педагога (воспитатель).Цель: Формирование представления о профессиональном стандарте.Задачи:• Изучить документ «Профессиональный стандарт (педаго...

Профессиональный стандарт "Педагог" (воспитатель, учитель)

презентация предназначена для педагогов дошкольного образования...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. В данной статье освещается понимание качества об...

СЕМИНАР «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА (ВОСПИТАТЕЛЯ)»

Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а э...