План самообразования на 2018-2019 год по теме "ТРИЗ для дошкольников"
календарно-тематическое планирование на тему

Ходаковская Марина Викторовна

План самообразования на 2018-2019 год по теме "ТРИЗ для дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76

Индивидуальный педагогический поиск

на 2018-2019 учебный год

Тема: «Использование  методов технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Ходаковская Марина Викторовна

Ангарск 2018

Цель:

Организация целенаправленной педагогической работы по развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ

Задачи:

  • Проанализировать имеющие в научно-методической литературе теоретические методы и приемы по использованию технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Подготовить и систематизировать материалы по работе в педагогической деятельности с использованием технологии ТРИЗ.
  • Разработать перспективный план работы с детьми.
  • Внедрить использование «тризовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми.
  • Провести консультации для педагогов и родителей.
  • Подготовить презентацию по теме для воспитателей.

План работы по внедрению технологии ТРИЗ

Содержание работы

Формы работы

Сроки прове-дения

Примечание, отметка о выполнении

1 этап – информационно-аналитический:

  1. Изучение научно-методической литературы и анализ практического опыта по проблеме использования в педагогической деятельности технологии ТРИЗ.
  • Закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • ФГОС ДОМинистерство образования и науки РФ. Приказ от 17.10.2013 г.
  • Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 1997. - №4. - С. 13-24.
  • ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание. 1993. - №4. - С. 23-26. Сидорчкук Т.А.
  •  «Я познаю мир» Методический комплекс для работы с дошкольниками - г.Ульяновск, ООО «Вектор – С», 2014 г. – 124 с.
  • Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приёмов ТРИЗ-технологий. Серегина О.В. Научная статья. Журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета», №5, 2012.
  • Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества на основе ТРИЗ: Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. Учебное пособие. – Киров, 2013. – 212 с.
  • Воображение и творчество в детском возрасте. Выготский Л.С. Просвещение, 1991
  • Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гин С.И. Гомель, 1995
  • Занятия по ТРИЗ в детском саду. Гин С.И. Мн, 2008
  • Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010
  • Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Корзун А.В., Саратов, 2008
  • Методы развития воображения дошкольников. Сидорчук Т.А. Ульяновск, 2007.

  1. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования:  Выступление на педагогическом совете с презентацией «ТРИЗ для дошкольников». Подготовить консультацию для педагогов.

сентябрь-ноябрь

Сентябрь

2 этап – внедрение в практику:

1. Внедрить использование «тризовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми.

2. Организация целенаправленной педагогической работы по развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста

1.Индивидуально-диагностические исследования:

диагностика по выявлению уровня развития наглядно – схематического мышления у старших дошкольников.

2.Проведение  непосредственно образовательной деятельности: открытое занятие в старшей группе с использованием методов и приемов  технологии ТРИЗ.

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

  • Подбор и изготовление развивающих пособий, игр, заданий по технологии ТРИЗ.

(изготовление универсального пособия «Мы познаем мир»:

1. Сенсорный ящик

2. Системный оператор

3. По методу «Сужение поля поиска»

4. По методу «Эмпатия»

5. По методу «Маленькие человечки»

6. Мостик – Модель «Причина и следствие»

7.Круги Луллия

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Разработка перспективного планирования.
  • Разработка конспектов занятий с использованием методов ТРИЗ
  • Оформление картотеки с играми и заданиями

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  • Проведение занятий по методике ТРИЗ.         
  • Использование методов активации творческого мышления с целью развития речи:

        Сочинение сказок по методу каталога

Проведение игр и тренингов речевого характера по усвоению понятий о свойствах и структуре систем,

Проведение игр и тренингов по усвоению сущности диалектических законов,

Словесное описание фантастических образов, созданных на основе МФО,

        Словесное преобразование объекта материального мира с помощью типовых приёмов фантазирования,

  • Тренинги с маленькими подгруппами детей по обучению решения задач на сужение поля поиска.
  •  Использование методов активации творческого мышления, игр и тренингов с элементами изобразительной деятельности в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста:

        Кляксография,

        Ниткография,

        Пальцеграфия,

        Рисование штампами и шаблонами,

        По каждому рисунку провести беседу с детьми: что нарисовано, на что похоже,

Создание коллажей,

ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

  • Работа с воспитателями  в подборе пособий, материала по методике ТРИЗ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • Привлечь родителей к изготовлению пособий по методике ТРИЗ
  • Проведение мастер-класса для родителей по теме «ТРИЗ в повседневной жизни»
  • Вечер развлечений с играми по технологии ТРИЗ

Октябрь

ноябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Ноябрь

Декабрь

В течении года

В течении года

январь

февраль

май

3 этап – представление опыта работы по внедрению технологии ТРИЗ

1. Обобщение и анализ результатов работы по внедрению технологии ТРИЗ в ДОУ

2. Представление опыта работы по теме  «Технология ТРИЗ для дошкольников»

  • Проведение  педагогических мероприятий с использованием методов технологии ТРИЗ: праздник для детей «Путешествие в страну Знаек»
  • Творческий отчет по теме «Технология ТРИЗ  для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста»
  • Участие в муниципальном конкурсе «Воспитатель года 2018»
  • Участник недели педагогического мастерства (показ открытого педагогического мероприятия – познавательного занятия)
  • «Вернисаж педагогического опыта -2019»: представление опыта работы по теме на муниципальном уровне.

Апрель

Май

Январь

Февраль

Апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования на 2018-2019 учебный год . Тема:"Приобщение детей к здоровому образу жизни"

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% ...

План самообразования на 2018-2019 уч. год

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности...

План самообразования на 2018-2019 уч.год

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического...

План самообразование на 2018-2019 учебный год

Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет . »( рисование пальчиками, ладошками)...

План самообразования за 2018 - 2019 уч. год

План мероприятий по повышению квалификации работника...

Перспективный план самообразования на 2018/2019 учебный год на тему: “Развитие речи посредством русского народного творчества” (2 группа раннего возраста).

Перспективный план самообразования Фроловой  Л.И. на 2018/2019 учебный год на тему: “Развитие речи посредством русского народного творчества” (2группа раннего возраста). МесяцРаб...