Представление педагогического опыта
презентация по теме

Баранова Юлия Анатольевна

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
 «Детский сад № 143» г. Хабаровска
 

Развитие мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования

Баранова Ю.А.

воспитатель первой

квалификационной категории

 

Свою педагогическую деятельность я начинала учителем начальных классов. Где огромное внимание уделялось развитию мелкой моторики.  Проработав 7 лет в школе, я   часто отмечала проблемы в координации движений пальцев рук у некоторых детей, что в свою очередь приводило к  отставанию в речевом развитии и не только. Таким детям было сложно делать что-то самостоятельно, в том числе и по образцу, у них наблюдались проблемы с ориентацией, как в пространстве, так и во времени. Также для них характерен низкий темп работы в области графической деятельности, что, в свою очередь, становится причиной слабой успеваемости в школе. Так как я получила второе образование по специальности «Изобразительное искусство», то стала по совместительству работать в школе искусств с маленькими детками. Впоследствии  посвятив себя полностью искусству. В своей работе я стала практиковать нетрадиционные техники рисования с детьми. Нетрадиционные техники, а их множество, очень нравятся детям, независимо от возраста. Проработав год, в выбранном мною направлении, я заметила, что у детей значительно улучшились показатели по развитию мелкой моторики. Также, было заметно, положительное влияние на развитие воображения и фантазии, абстрактного мышления и речи. Дети стали увереннее в себе, получали удовольствие от работы с кистью и красками, пальчиками и ладошками, нитками и различным другим материалом.

В наш современный век, век гаджетов, когда  многим родителям не хватает времени, а может и  желания заняться развитием детей, проблема развития мелкой моторики стала более серьезной.  И когда я пришла работать в детский сад, то, конечно же решила применить эту методику в своей работе с дошколятами. Рисование в нетрадиционных техниках - очень эффективный  путь для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости. И развивать ее нужно с самого раннего детства. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Затем перешли к рисованию ладошками, ватными палочками, поролоном, мятой бумагой, листьями растений, нитками. Очень нравятся детям эти техники рисования. С удовольствием освоили дети и другие техники. Такие как:

1. Использование печатки

2. Рисование зубной щеткой

3. Монотипия.

4. Рисование по трафарету тампоном.

5. Рисование методом тычка.

6. Кляксография.

7. Набрызг.

8. Граттаж.

     10. Рисование мятой бумагой

11. Ниткография.

12. Пушистые пятна (рисование по мокрому)

Систематическая работа в данном направлении  позволила достичь положительных результатов. Было выявлено что, нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют  развитию интеллекта, мелкой моторики, формирование психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baranova_yu.a._opyt_raboty.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раскрыть ребенка как цветок, Развить способности, талант, умения. И проявить при этом все свое терпение, Для творчества открыть ему пути, чтоб с ним по жизни было радостно идти, Чтоб сказка снова вдруг пришла, и детскою была душа. Баранова Юлия Анатольевна воспитатель МАДОУ «Детский сад №143 г. Хабаровска

Слайд 2

Баранова Юлия Анатольевна Наличие квалификационной категории: первая квалификационная категория, 2017 Образование: высшее Название и год окончания учреждения профессионального образования с указанием специальности и квалификации по диплому: 1. Хабаровский педагогический колледж,1999 год, квалификация - учитель начальных классов, специальность - преподавание в начальных классах 2. Хабаровский государственный педагогический государственный педагогический университет, 2005 год, квалификация -учитель изобразительного искусства, специальность - изобразительное искусство 3. Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2014 год, профессиональная переподготовка по программе «Логопедия» Профессиональная переподготовка Учебный центр дополнительного образования «Все вебинары.ру», по программе «Образование и педагогика», «Воспитатель дошкольной образовательной организации, 2016 Курсы повышения квалификации – КГБОУДПО (ПК) "ХК ИРО" по теме: «Проектирование образовательной среды в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС", 2018 г. / 72 часа Общий стаж работы – 20 лет Стаж педагогический – 18 лет Тема по самообразованию: Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

Слайд 3

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 143» г. Хабаровска Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования (из опыта работы) Баранова Ю.А. в оспитатель первой квалификационной категории

Слайд 4

Актуальность

Слайд 5

Теоретический аспект Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода дошкольного детства! Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, область двигательной активности кисти руки расположена очень близко от речевой зоны. Именно ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, влияние тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка значительно. Тренировка моторики рук также стимулирует речевую зону головного мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Исследования: Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, П.К. Анохина, А.Р.Лурии, работы В. Сухомлинского и др.

Слайд 6

Теоретический аспект «Если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если сравнить то, что делает ребенок, рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоящей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае — он больше интересовался пересечением перекладин» (эксперимент Л.С. Выготского) То есть, вначале ребенок использует свои пальцы для ощупывания предмета, чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребенок получит, тем полнее сможет описать его словесно. Затем, используя мелкомоторные навыки, ребенок изображает предмет на бумаге, рисует его, Это способствует более полному восприятию предмета, выделение его из ряда других, обоснование его отличительных признаков, запоминание их, то есть происходит формирование еще и мышления, и памяти ребенка. То есть развитие мелкой моторики позволяет развивать речь и высшие психические функции, а период дошкольного детства самый благоприятный для развития ребенка! мелкая моторика – речь – восприятие – высшие психические функции (мышление, память, внимание)

Слайд 7

Цель: развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования Задачи: Развивать и укреплять мелкую моторику детей дошкольного возраста Знакомить дошкольников с нетрадиционными способами рисования Учить детей использовать различные материалы и способы изображения, сочетая разные техники передачи выразительного образа Развивать творческую фантазию, учить выражать себя в творческой деятельности

Слайд 8

Особенности использования Нестандартные формы организации ОД Положительные эмоции Высокий уровень мотивации Отсутствие запретов в выборе способа рисования, возможность выбора Яркие, необычные и красочные материалы

Слайд 9

Принципы работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования: «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста); непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Слайд 10

Система работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования :

Слайд 11

Этапы работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

Слайд 12

Формы и методы работы с детьми: Создание игровой ситуации, интересных моментов; Проговаривание этапов работы; Беседы для уточнения представлений детей по теме и ознакомление их с новыми приемами изображения; Наблюдения за окружающей действительностью; Игры (пальчиковые игры и упражнения, игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.) Рассматривание репродукций картин; рассматривание и описание отдельных предметов; Восприятие художественной литературы, использование художественного слова; Продуктивная деятельность – рисование в нетрадиционных техниках ; Использование ИК-технологий; Самостоятельная деятельность детей; Организация выставок, конкурсная активность.

Слайд 13

Формы и методы работы с родителями: Мастер – классы Оформление выставок, газет, стендов, альбомов и др. Консультации Папки - передвижки Анкетирование Индивидуальные беседы Конкурсное движение

Слайд 14

Результативность опыта:

Слайд 15

Диагностика на основе методики Т.А. Цквитарии «Изобразительная искусство и художественная деятельность детей», критерии обследования мелкой моторики у детей по исследованиям Т.В Кабановой, О.В. Домниной, Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Книга тестов», Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы.* * наблюдения, беседы, специально организованные задания по показу воспитателя, совместно с педагогом-психологом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Детский сад № 10" г. Усинска Терентьевой Фаины Геннадьевны...

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....

Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...

Представление педагогического опыта педагогического работника.

Актуальность и перспективность опыта.Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и ...

презентация опыта (выступление)Представление педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2020»

Представление педагогического опыта на конкурс "Воспитатель года 2020"...