Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
статья на тему
в статье раскрывается содержание проекта "Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а способности чувствовать, выражать свои эмоции и творить уделяется мало внимания. Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами. И все это не способно компенсировать отсутствие детского общества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие ребенка.
В настоящее время в рамках введения ФГОС дошкольного образования предъявляются повышенные требования как к формам организации разных видов детской деятельности детей, так и к содержанию воспитательно-образовательного процесса в целом. Одна из задач образовательного стандарта дошкольного образования – формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности ребенка.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Социальная адаптация – процесс приспособления личности ребенка к изменяющимся условиям социальной среды. Во-первых, социальная адаптация детей дошкольного возраста направлена на гармонизацию отношений ребенка с социумом. Во-вторых, процесс является многогранным и сочетает социальное воздействие с внутренним стремлением к адаптивности.
Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте в большей мере, чем другие виды деятельности, способствует формированию у детей социально-психологической готовности к сотрудничеству. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.
Для социализации ребенка театральная деятельность предоставляет широкие возможности. Это развитие его личности во взаимодействии с окружающей средой, усвоение им социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Проведя анкетирование во второй младшей группе, в результате полученных сведений, можно сделать вывод о том, что родительская общественность заинтересована в детской театрализованной деятельности в группе и в ДОУ в целом. Но вместе с этим, родители не готовы к активному участию в такого рода деятельности. В решении поставленных перед детьми и взрослыми задач, рождается проект «Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ».
Цель проекта: Формирование у детей социальных навыков посредством театрализованной деятельности при взаимодействии ДОУ и семьи
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
- Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми;
- Развивать звуковую культуру речи, эмоциональность и коммуникативные навыки у детей.
- Развивать музыкальные способности (чувство ритма, звуковысотный слух, координацию движения) младших дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье сберегающие технологии (пальчиковые игры, валеологические песенки-распевки, музыкотерапия).
- Создать предметно-развивающую среду для разнообразной театрализованной деятельности детей.
- Обеспечить интеграцию образовательных областей со всеми видами детской деятельности в воспитательно-образовательном процессе.
- Создать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, направленной на сближение детей, родителей и педагогов ДОУ.
Сроки реализации проекта: май 2015-май 2016гг
План реализации проекта
- Подготовительный этап (аналитический)
Задачи:
- Выявить уровень развития и заинтересованности детей и родителей в развитии театрализованной деятельности в группе.
- Провести анализ уровня компетентности родителей в вопросах театральной деятельности.
- Изучить имеющиеся методические пособия и литературу по данному вопросу.
- Составить перспективный план образовательной деятельности с детьми и родителям
Основной этап (содержательный)
Задачи:
- Развивать разносторонние представления о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
- Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности;
- Воспитывать культуру познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
- Осуществлять систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка;
- Воспитать этические ценные способы общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
- Содействовать развитию монологической и диалогической речи;
- Обогащать словарь: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
- Способствовать овладению детьми выразительными средствами общения: словесными (регулирование темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами), развивать воображение;
- Приобщать дошкольников к художественной литературе;
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду посредством изготовления костюмов и реквизита совместно с родителями для различных постановок.
Для решения поставленных задач в основном этапе были запланированы следующие мероприятия: комплексы утренних гимнастик по мотивам русских народных сказок с использованием музыкального сопровождения; игры направленные на сближение детей друг с другом «Доброе животное», «Не пропусти хлопок»; групповые занятия, направленные на изучение чувств и эмоций –удивление, страх, злость, огорчение; оформление участка на территории ДОУ по сказке «Колобок»; инсценировка сказки «Волк и козлята», оформление кабинок на тему « Зимняя сказка» - совместная работа с родителями;
Инсценировка сказки «Кошкин дом».
2. Заключительный этап (подведение итогов)
Задачи:
- Определить перспективы для дальнейшей работы.
- Провести итоговый анализ результатов работы по формированию у детей навыков театральной деятельности.
- Систематизировать и дополнить методическим материалом педагогический кабинет (рекомендации для родителей и педагогов, памятки для педагогов по развитию театрализации у детей, сценарии спектаклей и пр.) и центра театрализации в группе.
На сегодняшний день отмечена положительная динамика индивидуального развития детей младшего дошкольного возраста, которая обозначена в промежуточных результатах реализации проекта:
- 64% воспитанников младшего возраста проявляют желание, а 57% проявляют способности к творческой театрализованной (совместной и самостоятельной деятельности);
- Положительная динамика в социально-коммуникативном, речевом и художественно-эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста, повышение качества реализации Основной образовательной программы детского сада;
- Многие дети (62%) проявляют инициативу и самостоятельность в использовании знакомых песенок и сказок в самостоятельной игровой деятельности;
- 25% воспитанников уже свободно используют мимику, жесты, интонационную речь;
- По мнению родителей у 56% детей проявляется повышение интереса к театрализованной деятельности, а у 16% (по мнению родителей) проявляются артистические способности в домашних условиях;
- Воспитанники группы регулярно и самостоятельно используют центр театрализации;
- Родители становятся активными участниками совместной театрализованной деятельности в группе. Они исполнили следующие роли:
- Сказка «Волк и семеро козлят» - волк, мама-коза;
- В Новогодней сказке– волк, Бабушка-зима, елочка;
- «День открытых дверей» - Клоун Клепа.
В результате этого в группе заметно сплочение детского, а особенно родительского коллектива.
Считаем, что проект «Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста» актуален для других детских дошкольных учреждений и может быть использован другими специалистами, как взаимосвязь специалиста и педагога в данном направлении и как практическое руководство для активизации родителей к участию в образовательной деятельности детского сада.
Так как в реализации проекта принимают участие дети младшего дошкольного возраста, мы планируем продолжить реализацию проекта на четыре года (до выпуска детей в школу). В дальнейшем мы расширим репертуар и включим в него не только русские народные сказки, но и авторские произведения, в том числе зарубежные, и таким образом будем знакомить детей с произведениями мировой литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/21/picture-740909-1453372590.jpg)
Отчёт по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"
Тема: "Театрализованная деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"...
Театрализованная деятельность как средство социализации детей среднего дошкольного возраста
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.Решение этих...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-1100623-1547374953.jpg)
Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
Формирование у детей социальных навыков посредством театрализованной деятельности при взаимодействии ДОУ и семьи....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/25/picture-1279021-1603624930.jpg)
Театрализованная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста
консультация...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/05/picture-1335580-1675577394.jpg)
Театрализованная деятельность как средство развития речи младшего дошкольного возраста.
Презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-1204799-1578594596.jpg)
«Театрализованная деятельность, как средство социализации детей младшего дошкольного возраста»
План по самообразованию по теме "Театрализованная деятельность, как средство социализации детей младшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/06/picture-159251-1354813164.jpg)
Театрализованная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста
Младший возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личностного становления ребенка....