"Воспитание православной культуры у детей дошкольного возраста"
статья по теме

Антонова Екатерина Фягимовна

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие испокон веков звучало на Руси как-то по-особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить нравственные ценности в детях. Первые шаги духовно- нравственного  воспитания дошкольников - это приобщение к православным традициям нашего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы на тему

«Воспитание православной культуры у детей дошкольного возраста»

Антонова Екатерина Фягимовна,

воспитатель МДОУ детский сад «Сказка»

Дергачевского муниципального района

Саратовской области

22 ноября 2017

Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,

если на десять лет вперед – сажай лес,

если же на сто лет – воспитывай детей.

Народная мудрость

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие испокон веков звучало на Руси как-то по-особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить нравственные ценности в детях. Первые шаги духовно- нравственного  воспитания дошкольников - это приобщение к православным традициям нашего народа.

Сейчас современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на православных духовных ценностях.

Идет обновление содержания общего социально-коммуникативного образования направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-коммуникативного развития.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, и традиционные методики дошкольного образования.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программ по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

Более 20  лет в нашем детском саду проходит работа по духовно –нравственному воспитанию детей. За это время педагогами детского сада использовались разные методы и приемы работы с детьми. Мы стараемся всегда искать новые, интересные инновационные формы работы.

Духовно – нравственное воспитание дошкольников осуществляем через знакомство с православной культурой с помощью различных методов, приемов и средств. Строим работу по направлениям.

Реализуя духовно – образовательное направление в своей  работе мы используем  программу Л.В. Коломийченко «Дорогою добра». Данная программа реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Занятия в форме совместной образовательной деятельности проводятся раз в неделю согласно перспективному плану в каждой группе, где дети в игровой форме знакомятся с этикетом и правилами поведения, историей появления человека, семьи, родного поселка, православной культуры, культуры других народов.

Особое место отводится чтению художественной литературы. В подборе произведений мне помогают: сайт «Православные рассказы», сборники «Зернышки. Добрые истории для малых ребят». Ведь пока ребенок не знает грамоты, важно приучать слушать его рассказы и притчи. После прочтения обязательно обсуждаем прочитанное. Беседуя с детьми, я стараюсь давать высказываться детям самим, побуждаю их задавать вопросы, чтобы преобладал диалог, а не монолог. Для меня важно увлечь детей, на примере литературного произведения раскрыть тему беседы, углубить ее, связать с жизнью.

На протяжении  многих лет в нашем детском саду читается Детская Библия. Дети с большим удовольствием слушают главы из Библии. Что же в ней необычного для детей? Здесь они могут услышать удивительную историю. Например, когда мы с детьми читаем главу из Детской Библии

П. Воздвиженского «Сотворение мира», я довожу до сознания детей, что существует несколько теорий происхождения жизни на Земле (человек произошел от обезьяны, на Землю упал метеорит). Данные теории мы обсуждаем и просматриваем на эту тему мультфильмы. Затем предлагаю услышать еще одну историю о зарождении жизни на Земле.   Прошу детей закрыть глазки и интересуюсь у них, удобно ли им, когда ничего не видно? Можно ли легко шагать в темноте или взять какой–то предмет? Конечно же нет. Объясняю детям, что когда-то ничего вокруг не было: только одна темнота. Господь решил это исправить и сказал: «Да будет свет!». Он создал Землю, воду и сушу. И засияло на небе яркое солнышко, а после появились и звездочки, и Луна, и прекрасные облака. Стало очень красиво! Богу это понравилось, и Он продолжил творить мир. Населил планету животными, птицами, рыбами и насекомыми. И жили они в прекрасных лесах, в цветах и синих морях. Господь создал людей. Таких же мальчиков и девочек, как мы с вами. Благодаря такому способу, дети внимательно слушают историю, строят гипотезы: что же произойдет дальше. Все повествование  обязательно сопровождаю наглядным материалом: иллюстрациями, дидактическими пособиями. Вместе с детьми  по прочитанному  изготовили панно «Сотворение мира».

 Культурно-познавательное направление включает в себя просмотр мультипликационных фильмов, которые является современным информационным средством, доступным для детей, любимым детьми. Чтобы дети полностью почувствовали себя героями событий, я использую просмотр серии мультфильмов «Истории Ветхого завета», «Истории Нового завета», «Гора самоцветов». Такие мультфильмы доступны для детей дошкольного возраста. После просмотра происходит обсуждение поднятой темы, во время которого дети задают вопросы мне, друг другу, обмениваются впечатлениями, выстаивают свое собственное мнение. Например, в ходе совместной образовательной деятельности «Широкая Масленица», рассказывая о последнем дне Масленицы – прощеном воскресенье, я задала вопрос детям: «Что означает прощеный день?» и предложила, чтобы ответить на этот вопрос, посмотреть мультфильм «Притча о блудном сыне». В ходе обсуждения притчи дети сделали вывод, что одним из главных качеств человека является умение просить прощение и  прощать.

 Существуют так же и музыкальные произведения, пересказывающие библейские истории, слова которых можно сопровождать соответствующими символическими движениями тела и жестами. Так, содержание притчи о двух людях, строивших себе дом, — один на песке и другой на скале — легко изображается жестами к песне «Один построил дом свой на песке». Дети могут знакомятся с библейской историей и таким образом — распевая песню и проделывая при этом соответствующие движения, они как бы участвуют в истории и основательно ее запоминают. Ребята с удовольствием заучивают слова рождественских и пасхальных песенок и поют их в группе и дома, при этом используют элементы костюмов ангелов.

Узнавая истории и традиции народных и православных праздников, дети с большим желанием принимают участие в таких праздниках, как «Сытник», «Рождество», «Колядки», «Вербное воскресение», «Святая Пасха», «Сороки», «Троица». Чтобы дети больше узнали, например, о празднике «Рождество» приглашаем настоятеля Храма во имя святого Архангела Михаила иерея Стахия Лобачева, который не только рассказывает детям о празднике, но и предлагает рассмотреть рисунки – плакаты о Рождестве, выполненные детьми из Воскресной школы; иллюстрации из православных газет. Проводит беседу о вреде просмотра зарубежных мультфильмов с агрессивными героями.

Дети старшего дошкольного возраста приняли участие в праздновании Михайлого дня, они исполнили акапельное пение «Про ангелов».

Так же дети с удовольствием исполняют танцевальные композиции и читают стихотворения на открытии Архангельских чтений, принимают активное участие в конкурсе народно – прикладного искусства «Игрушка моей семьи», конкурсе «Душа по капле собирает свет», в благотворительных акциях «Рождественская игрушка» и «Пасхальный сувенир».

Большую роль в духовно – нравственном воспитании детей я отвожу воспитательно-оздоровительному направлению. Организовываем экскурсии и прогулки, в процессе которых дети знакомимся с достопримечательностями родного поселка, с людьми, которые в нем проживают. Во время экскурсий обращаем внимание детей на благоустройство улиц, парков, площадей, участка детского сада. Проводим акции, например, совместно с родителями и детьми мы посадили на участке детского сада «Аллею памяти» в честь погибших предков детей детского сада. Дети от родителей больше узнают о своих родственниках, а значит, об истории семьи.  С  детьми посещаем Храм во имя святого Архангела Михаила, где дети рассматривают иконы, слушают  историю создания храма, знакомятся со служителями храма. Обращаем внимание на красоту иконописи. В детском саду рассматриваем иллюстрации из книг, наборы картин с изображениями икон и святых; знакомим с художниками.

Важное значение имеет нравственно-трудовое направление, которое я реализую через продуктивную деятельность, с целью закрепления знаний, впечатлений детей о прочитанных главах Детской Библии, литературных произведений. Вместе с детьми мы изготовили наглядные пособия: картину «Сотворение мира. Божий мир», аппликацию «Райский веночек», поделку «Райское дерево», аппликацию «Священная гора Сенай», альбомы «10 заповедей Моисея», «Пасхальная история».
Дети рисуют
 и раскрашивают различные библейские сюжеты, изготавливают атрибуты и подарки для праздников Святая Пасха, Рождество, Вербное воскресение и т.д.

Я считаю, что воспитание духовно- нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Наш детский сад «Сказка» посещают дети разных национальностей. Работа по изучению культуры православия проходит по желанию родителей (индивидуальная беседа). Необдуманный всеобщий обхват детей, без выяснения отношения родителей к общению ребёнка с православным священником, посещение православного храма обязательно заведёт такую организацию духовного возрождения в конфликтный тупик. Отрадно, что в нашем детском саду никогда не стоял вопрос о нежелании родителей, какой бы то ни было национальности, знакомить  ли с православной культурой, потому что наряду с православной культурой уделяем внимание изучению традиций и обычаев других культур. Стараемся делать это с уважением, поэтому родители активно принимают участие в  таких мероприятиях как:

- семейная гостиная «Хоровод дружбы», где родители и дети татарской, русской, азрбайджанской, армянской, казахской национальностей рассказали о традициях и обычаях. Познакомили с народными танцами, песнями, блюдами;

- акция - ярмарка «Город мастеров», посвященная празднику Святой Пасхи.  Родители изготовили поделки, испекли пасхальные куличи и сладости, посетили концерт, приготовленный воспитателями совместно с детьми.  Дети посетили «Творческую мастерскую», где расписали пасхальные яйца;

- фестиваль  - ярмарка «Золотая осень - 2017» ознаменовала окончание полевых работ, после которых проводились гуляния. Родители посмотрели концерт, поучаствовали вместе с детьми в народных играх и забавах;

 - семейный клуб «Семейные традиции в каждой семье», на котором родители рассказали о своих семейных традициях.

Воспитание православной культуры у дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной социальной среде. Поэтому воспитание  должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему. 

Свой опыт работы с детьми по данному направлению мы представляли на Архангельских чтениях в январе 2017 года. Я делилась опытом по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность».

Вместе со старшим воспитателем Нестеровой Любовь Юрьевной в мае 2017 года провели мастер – класс на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через православные традиции» в Покровском епархиальном образовательном центре для воспитателей детских садов

г. Энгельса.

На базе нашего детского сада в рамках Архангельских чтений 2 ноября 2017 года проведено районное методическое объединение воспитателей по теме: «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника» по программе Л.В. Коломийченко «Дорогою добра».

Мною была показана совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы на тему «Достопримечательности поселка Дергачи». Для детей любое вовлечение в деятельность должно быть эмоциональным и красочным. Это базовая основа дошкольного возраста: послушать, посмотреть, потрогать. Поэтому занятие я выстроила таким образом, чтобы все дети были вовлечены в образовательную деятельность. Я предложила детям для присутствующих гостей изготовить книгу «Достопримечательности поселка Дергачи», а чтобы книга получилась интересной – сыграть в игру «Счастливый случай». Игра состояла из трех этапов: «Дальше - дальше» (вопросы о поселке Дергачи), «Заморочки из бочки» (пословицы и поговорки о Родине), «Гонка за лидером» (д/и игра «Что лишнее» (достопримечательности, животный мир поселка Дергачи)). За каждый правильный ответ команды «Колосок» и «Дергач» получали часть пазла. В конце игры дети из частей пазлов собрали изображения Храма во имя святого Архангела Михаила, самого Архангела Михаила. Я предложила детям узнать в честь кого назван наш храм, понять кто же такой Архангел Михаил. Дети с удовольствием просмотрели видео ролик об Архангеле Михаиле, узнали, что совсем скоро 21 ноября состоится большой православный праздник «Михайлов день». Для закрепления и больших впечатлений дети раскрасили ангелов и подарили их гостям, просмотрели мультфильм «Чудеса Архангела Михаила». В конце занятия дети вместе со мной создали первые страницы книги «Достопримечательности поселка Дергачи», куда поместили фотографии Храма во имя святого Архангела Михаила и Архангела Михаила; получили в подарок раскраски «Архангел Михаил».

Мы уверенны, что воспитанники нашего детского сада получат необходимый багаж знаний для продолжения обучения в школе по программе «Духовно – нравственная культура. Православная культура».

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что православная педагогика обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания, направляя воспитание на развитие гармоничной личности.

Список использованной литературы:

1.Детская Библия по мотивам священника П. Воздвиженского.

2.Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра.  Занятия  для детей 6-7 лет по социально – коммунальному развитию и социальному воспитанию. – М.: «ТЦ СФЕРА», 2016. - 320 с.

3.Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по факультативу "Основы православной культуры для детей дошкольного возраста" на тему: "Наш удивительный мир. Творение мира и человека"

В некоторых дошкольных учреждениях введен факультатив по основам православной культуры. Считаю это правильным. А все споры по поводу нашей многоконфессиональной страны звучат издевательски. Так и хоче...

Мониторинг уровня знаний детей 6-7 лет по факультативу "Основы православной культуры для детей дошкольного возраста"

Мониторинг уровня знаний детей старшего дошкольного возраста по основам православной веры....

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.   В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников –важный, интересный и актуальный.Я глубоко убеждена в ...

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.

 В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников –важный, интересный и актуальный.Я глубоко убеждена в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, чтолюбить при...

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...