Главные вкладки

    проект
    проект (средняя группа) на тему

    Лапшина Юлия Владимирвна (группа №14 "Смешарики")

    толлерантность

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «МАМОНТЁНОК»

    Проект

    Тема: «Формирование толерантности у детей

     дошкольного возраста»

    для детей среднего  дошкольного возраста

            http://cliparts.co/cliparts/k8i/z4d/k8iz4d8cp.png

    Выполнили

    Воспитатели:

    Колбеко Жанна Николаевна

    Лапшина Юлия Владимировна

                                                                     

                                                   

    ВВЕДЕНИЕ

    В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

    этика и стратегия ненасилия;

    идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

    необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.


    Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности”. В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу жизни и национальности

    Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. Разрешить возникающие проблемы взаимоотношений можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в детской и подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.

    В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям… Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".

    В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

    Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

    Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе.

    Педагогические идеи воспитания толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. По-разному трактуют понятие «толерантность» философы, педагоги, учёные, исходя из этого, определяются принципы воспитания.

    Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности в дошкольном возрасте немного. Возможности дошкольного детства хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно-досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности.

    Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Формирование толерантности у детей  дошкольного возраста».

    Цель проекта:

    Создание условий для формирования у детей среднего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

    Задачи:

    1. Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
    2. Оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;
    3. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
    4. Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
    5. Анализ и результативность работы, и перспективность проекта.

     

    Вид проекта: творческо-исследовательский, малой продолжительности.

    Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители, дети.        

    Время реализации проекта: ноябрь 2018 года.

    Этапы проекта

    Организационный

    • Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения проекта толерантности
    • Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения
    • Оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности
    • Вовлечение родителей в образовательный процесс

    Содержательный

    Разработка плана мероприятий по формированию основ толерантности у детей среднего дошкольного возраста.

    Результативный

    Выявление результатов работы по теме проекта и перспективность

    Технология работы по проекту

     

    Формы

    Тема

    Цели

     Цикл занятий

    «Узнаем друг о друге»

    Поэтапный цикл занятий для знакомства детей с различными нациями, народностями, расами. Начать с ознакомление с национальным составом группы и довести до ознакомления детей с нациями мира.

    Беседа

    «Ступени в мир национальностей»

    Ознакомить детей с разработанной программой

    Беседа

    «Давайте жить дружно»

    Сформировать у детей знание, что все люди на земле должны жить в дружбе и мире, не смотря на национальные и расовые различия.

    НОД по ознакомлению с окружающим

    «Что такое, кто такой?»

    Ознакомить детей с понятиями национальность, народ, миролюбие, толерантность, поликультурность

    Занятие

    «Общаемся играя»

    Помогать строить взаимоотношения между детьми разных национальностей в процессе игровой деятельности, включая в игры всех без исключения детей

    Игра

    «Пойми меня»

    Вырабатывать у детей интерес к разным языкам, учить детей безбарьерному общению

    НОД Физкультура

    «Детские подвижные игры разных народов»

    Направлять действия детей в оказании взаимопомощи и взаимовыручки в подвижных народных играх

    НОД по трудовой деятельности

    «Обновка для группы»

    Способствовать совместной деятельности педагогов с детьми в оформлении группы и создании предметно-развивающей среды с учетом национального колорита

    Игра

    «Дружные ребята»

    Совместное разучивание народных игр

     

    Реализация проекта в образовательной деятельности:

    1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно – ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.

    2. Чтение художественной литературы из серии «Развитие безусловного принятия себя и другого человек», устный народный фольклор народов РФ.

    3. Система блочных занятий.

    Занятия строятся на гуманистической позиции, субъект - субъектном подходе во взаимодействии с детьми, что предполагает:

    – свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса,

    – проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта,

    – недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.

    Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.

    4.Проектная и исследовательская деятельность:

    Цель: формировать у детей активную познавательно– исследовательскую деятельность в освоении окружающего мира и норм социальной культуры, создание мини-музеев о народностях РФ.

    5. Досуговая деятельность:

    - День вежливости,

    - День добрых дел,

    - Семья – всему  голова

    - Мы помощники и т.д.

    Работа с родителями:

    • Изготовление куколок в разных национальных костюмах
    • Беседы с детьми на тему нашего края и людей, которые в нем живут

    Заключительный этап

    Представление фото к  проекту.

    Практическая значимость

    Данный проект был разработан для участников образовательного процесса в ДОУ (дети среднего дошкольного возраста, педагоги , специалисты, родители), с целью создания условий для формирования у детей среднего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

    Данный проект используется:

    • в работе педагогов и специалистов
    • в работе ГМО
    • на муниципальных педагогических конференциях

    Заключение

    Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что создание условий для формирования у детей среднего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру закладывает основы личности ребенка.  Именно в этом возрасте ребенок  получает первый опыт общения, он учиться  правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.

    Результаты работы:

    • Повышение педагогической компетентности воспитателей и специалистов детского сада по тематике проекта.
    • Повышение правовой и педагогической культуры родителей (выставки работ, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности).
    • Развитие творческих способностей воспитанников и педагогов детского сада, их коммуникативных качеств.
    • Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.

    Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант:  «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.

    Литературные источники:

    1. Семина Л.И., Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. [текст] Семина Л.И. Семья и школа. 2001 №№11-12
    2. Степанов П, Как воспитать толерантность? [текст]  Степанов П Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
    3. Риэрдон Б. Э., Толерантность – дорога к миру.   [текст] Риэрдон Б. М., 2001
    4. Воробьева О.Я., Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., .[текст] Воробьева О.Я ., 2007
    5. Байбородова Л.В Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников., [текст] Байбородова Л.В., Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

    C:\Users\Антон\Desktop\depositphotos_11068244-stock-photo-world-of-children.jpg


    C:\Users\Антон\Desktop\IMG_20181113_142807.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

    Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

    пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

    педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

    Проектная деятельность: 1. Проект "Русская березка-символ России". 2. Проект "Молодое поколение выбирает чтение". 3. Проект "Знакомство с произведениями С.Я.Маршака".

    Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта.В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проект...

    Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

    Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

    Творческий проект «Осень золотая». Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий

    Актуальность: Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательн...

    Творческий проект «Зимняя сказка»; Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий.

    Актуальность: Новый год самый удивительный, сказочный, волшебный праздник, дети ждут его каждый год с большим нетерпением. Можно помочь детям создать своими руками волшебство и сказку с помощью рук, ф...