Консультация для воспитателей на тему: «Оригами развивает»
консультация (средняя группа) на тему

Мамыкина Ирина Ивановна

Китайская пословица гласит : « Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю.» и эта мудрость наиболее точно подходит к занятиям по конструированию из бумаги, которые предусмотрены Программой детского сада «От рождения до школы» и имеют огромное значение для развития дошкольников , а также их подготовке к школьной жизни.

Такую технику конструирования,  как сминание и разрывание бумаги можно давать детям раннего возраста. Надо отметить, что эту технику дети с удовольствием используют и в дальнейшей более сложной деятельности. А техники разрезания и сгибания бумаги являются более сложными и распространенными в педагогической практике. Начиная с 5 лет дети успешно овладевают ими.

Техника получения поделок из бумаги путем её многократного сгибания в разных направлениях называется оригами (ори- сгибать, гамии- бумага) и родина её Япония. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_origami.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 3 «НЕЗАБУДКА»

Консультация

для воспитателей

на тему: «Оригами развивает»

Воспитатель высшей квалификационной категории: Мамыкина И.И.

г. Протвино, 2018г.

Китайская пословица гласит : « Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю.» и эта мудрость наиболее точно подходит к занятиям по конструированию из бумаги, которые предусмотрены Программой детского сада «От рождения до школы» и имеют огромное значение для развития дошкольников , а также их подготовке к школьной жизни.

Такую технику конструирования,  как сминание и разрывание бумаги можно давать детям раннего возраста. Надо отметить, что эту технику дети с удовольствием используют и в дальнейшей более сложной деятельности. А техники разрезания и сгибания бумаги являются более сложными и распространенными в педагогической практике. Начиная с 5 лет дети успешно овладевают ими.

Техника получения поделок из бумаги путем её многократного сгибания в разных направлениях называется оригами (ори- сгибать, гамии- бумага) и родина её Япония.  

Историческая справка : В далёкой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Им украшали статуи, чтобы задобрить и попросить покровительства. Затем оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского дворца. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. В те времена бумага было материалом редким и дорогим. Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях.

Позже оригами стало частью традиций и обычаев, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников. Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии в страны Европы.

Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, благодаря усилиям всемирно известного мастера - оригамиста Акиры Йошизавы. Он сделал оригами авторским, придумав сотни оригинальных фигурок. Именно он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.

Новое возрождение оригами так же тесно связано с трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, после испытания  атомной бомбы в городе Хиросима. Последствия были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Тогда среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы.

Двенадцатилетняя девочка Садако, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Но волна детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник – монумент, посвященный погибшим детям, открыт который был в мае 1958 года в парке Мира города Хирасима. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками и является символом протеста против войны.

В настоящее время в Японии оригами продолжает культивироваться как выражение любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие - лучший подарок.

В других странах, в том числе и в нашей, оригами не имеет такого символического значения, а используется как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему.

Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр , персонажи литературных произведений  (Царевна-лягушка и т. п.,) , придуманные (клякса-вакса, волшебные цветы) и живые  образы (лисичка, поросенок и др.), реально существующие предметы (веер).

Техника оригами  отличается большой трудоемкостью, т.к. она требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определенного их порядка.

Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т. п. исправить уже нельзя. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки.

Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения. Следить, чтобы при сгибании противоположные углы и стороны совпадали. При слабой еще координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения.

Главными компонентами поддержания интереса к процессу складывания из бумаги являются занимательность, игровые мотивации, неожиданные задачи, решение проблемной ситуации, путешествие в сказку. Даже обучающие моменты в оригами можно строить как игру.

 Например, игра «Повторюшки» имеет 1 уровень сложности: взрослый показывает и объясняет приемы, а в трудных ситуациях помогает ребенку. На этом этапе  эффективно использовать оригамские сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек. Все условные обозначения в оригами заменяются простыми названиями:

  • сторона квадрата – «сестра»
  • угол – «брат
  • диагонали и сгибы – «дорожки» и «тропинки»

Пояснения по ходу выполнения той или иной фигурки превращается в сказку. «Пошел один брат к другому…».

2-й уровень сложности: прямой помощи нет.

Предлагается воспроизвести 2, 3 и т.д. хода по памяти на своём листе, соблюдая очередность.

3-й уровень сложности: дают ребенку разобрать и собрать сделанные при показе сгибы ,которые он потом копирует на своем листе. Например, игра «Загадка». Как нужно сложить бумагу, чтобы получилось ЭТО? Также изготовление поделки по схеме.

Для более успешного овладения детьми приемами складывания детям предлагаются проблемные задачи и ситуации, такие как:

  • Взрослый «забывает» последовательность складывания фигурки;
  • С чертежа «исчезают» некоторые символы;
  • На схеме перепутана последовательность действий;
  • Найди схему данной фигуры.

Современные педагоги  не без оснований применяют оригами в работе с детьми, т.к. оно имеет огромное значение в развитии дошкольников.

Оригами:

  1. учит  различным приемам и способам действий  с бумагой;
  2. развивает способность работать под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи, происходит развитие глазомера;
  3. способствует концентрации внимания;
  4. знакомит с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;
  5. активизирует мыслительные процессы, память, развивает пространственное воображение ,  художественный вкус и творческие способности детей;
  6. способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
  7. совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности.

И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами. Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх,  инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.

Занятия оригами постепенно  подводят наиболее живые умы к самостоятельному творчеству, а уже желание изобретать многим людям хватает на многие годы.

Простой листок бумаги.

Но в опытных руках

Он может обернуться

Жар-птицей в облаках.

Он может стать зверушкой,

Причудливым цветком,

Забавною игрушкой.

Усатым мотыльком…

Волшебное занятье

Для рук и для ума.

И мира восприятье –

Чудесная страна!

Фантазии подвластны

Бумажные листы –

Для дома и в подарок,

И просто для игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Оригами в дошкольном возрасте»

Методическая разработка по теме: «Оригами в дошкольном возрасте»...

Мастер-класс по теме: "Оригами".

Оригами. Кто-то уже не раз слышал это слово, кто-то сам занимается этим замечательным искусством, а для некоторых это слово сегодня прозвучит впервые. Что же такое ОРИГАМИ? Немного истории. ОРИГАМИ и ...

Презентация на тему: Оригами и развитие мелкой моторики рук у дошкольников

Обобщение опыта  работы по использованию занятий в технике оригами  с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер класс с детьми на тему: "Оригами. Пиратская шляпа"

Пиратская шляпа - одна из любимых маскарадных шляп. Пиратскую шляпу можно сделать разными способами, мы выбрали один из самых простых вариантов....

Опыт работы на тему: «Играя в оригами развиваем связную речь детей с общим недоразвитием речи»

Данный опыт работы показывает, как при помощи техники "оригами" можно развивать не только мелкую моторику рук, но и связную речь детей....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»...

Мастер-класс по развитию мелкой моторики для воспитателейна тему «Веселые пальчики»

Мастер-класс по развитию мелкой моторики для воспитателейна тему «Веселые пальчики»Цель: изучение форм работы с дошкольниками для совершенствования речевого развития.Задачи:1. П...