"Музыкально-коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками"
консультация на тему

Наумова Татьяна Юрьевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Музыкально-коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками»

 «Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных  задач  воспитания   личности  ребёнка  дошкольного  возраста”                                                                                   В.А.Сухомлинский

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами своим опытом работы в области социально-личностного развития дошкольников.                                                                                                      

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, поскольку ее успешность определяет, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.

Процесс социально-личностного развития дошкольника очень сложный, требует от педагогов большого труда. Понятие социально-личностное развитие дошкольника включает в себя следующие составляющие – это, в первую очередь; формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, во вторых, выработка им социальных мотивов и потребностей, в третьих, становление его самопознания.

Осуществляется социально-личностное развитие, главным образом, через общение, которое играет значительную роль в психическом развитии ребенка.

В процессе общения ребёнок:

- получает информацию о предметах, явлениях окружающего мира,   знакомится с их свойствами и функциями;

- приобретает интерес к познанию;

- узнаёт  о социальном окружении, нормах поведения в обществе;

- учится регулировать свое поведение, согласовывать свои действия с действиями другого ребенка или взрослого, вносить изменения в деятельность, корректировать поведение других людей:

- получает представление о себе, своих возможностях;

       Общение развивает и формирует эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфических человеческих эмоций возникает в условиях общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном  развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к нему обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившейся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Изучение психологами межличностных отношений детей показало, что в детском коллективе есть так называемые «звёзды», а также «пренебрегаемые» и «изолированные». Причины такого разделения бывают разными, последствия — порой весьма печальны для ребёнка. Дети с высокой популярностью, «звёзды», могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. Тогда как «пренебрегаемые» и «изолированные» испытывают эмоциональный голод, обиду, становятся замкнутыми, отчуждёнными, эгоцентричными людьми. Этому сопутствует комплекс социально-психологических проблем: агрессивность, застенчивость, гиперактивность, пассивность ребёнка.

Как следствие – многие дети испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.                                                                                                 

Для решения данной проблемы предлагаю совмещение ведущих видов деятельности. Возьмём Игровую деятельность, которая даёт ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получить реальный результат. Социализация дошкольника осуществляется, прежде всего, в игре. Добавим Коммуникативную деятельность, которая объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке. Присоединим к ним Музыкальное сопровождение – и получим золотой ключик к успешному развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.                                                                                                                                              

Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка.                                                                                                               

  Музыкально-коммуникативные игры делятся на следующие категории:

- Игры - приветствия ( «Здравствуй, друг», «Здравствуйте, ладошки», Приветики-секретики»);

- Игры с именами («Пропой свое имя (имя соседа)», «Позови песенкой по имени друга», «Угадай, кто зовёт»);

- Музыкально-ритмические коммуникативные игры («Ниточка с иголочкой», «Почтальон», «Хвост Бабы Яги»)

- Хороводные игры («Вейся, капустка», «Царевич-королевич»,  «Где был, Иванушка?» «Идёт матушка Весна»)

- Танцы со сменой партнёров (Полька «Не шали» И.Штрауса, «Ах ты, береза» р.н.п., «Задорный танец» Ю.Чичкова, «Озорная полька» Н.Вересокиной и др.)

В основе музыкально-коммуникативных игр — образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга в ситуации коллективного взаимодействия. Движения в играх — это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт играющих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и взрослыми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе. А участие всех присутствующих исключает процесс оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет самостоятельным смыслом его участие в игре.                                  

Музыкальные коммуникативные игры  успешно развивают принципы игровой народной педагогики. А главное — они помогают социальному и духовно-нравственному развитию детей.

      А теперь я приглашаю вас в детство!

Тренинг «Давайте поиграем»

Игровой танец-приветствие со сменой партнеров «Здравствуй, друг хороший!»

Игра – управление партнером – «Помощники»

Игра - взаимодействие с партнером – «Дом, который построил Джек»

Игра на развитие внимания – «Три хлопка»

Спасибо за внимание, сотрудничество, активность и доброжелательность! Творческих вам успехов!

Музыкальный руководитель

Новотарманского детского сада «Огонек»

Наумова Татьяна Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятных условий для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в трудовой и игровой деятельности

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой отросл...

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

Степень новизны педагогического опыта заключается в разработке авторских планов и конспектов образовательной деятельности по развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками путём...

Социально-коммуникативное развитие дошкольника в процессе общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками через художественное слово

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вош...

«Опыт работы по формированию навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе реализации проектной деятельности»

laquo;Опыт работы по формированию навыков общения и взаимодействия ребенка со  взрослыми и сверстниками  в процессе реализации проектной деятельности»...

«Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в процессе игровой деятельности»

Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устан...