Новые формы общения дошкольников с музыкой
статья на тему

Салагаева Людмила Борисовна

Использование на музыкальных занятиях с дошкольниками ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИКТ на музыкальном занятии17.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Новые формы общения дошкольников с музыкой

Салагаева Людмила Борисовна

музыкальный руководитель

город Гурьевск, Кемеровской области

    

   Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

    Как познакомить детей с классической музыкой, симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов так, чтобы они не заскучали? Чтобы научились различать инструменты по тембру, не путались во множестве их названий и групп? Показать и услышать звучание инструментов оркестра вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых еще только формируется культура слушания музыки и поведения в концертном зале.

    Одним из самых эффективных методов является использование ИКТ в форме презентаций, фильмов, слайд-шоу. Использование на музыкальных занятиях с дошкольниками ИКТ даёт возможность создать положительную мотивацию к деятельности, которая развивает память, внимание, речь, воображение, музыкальный слух.

По сравнению с традиционными формами обучения мультимедиа обладает рядом преимуществ:

•        показ информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

•        несет в себе образный тип информации;

•        движения, звук, мультипликация и иллюстрации надолго привлекают внимание ребенка.

   В своей работе мы создаём аудиовизуальные пособия, которые используем на музыкальных занятиях, в праздниках, развлечениях, в повседневной жизни детей, в работе с родителями. Они позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы, активизируют познавательную деятельность, реализуют творческий потенциал детей, воспитывают интерес к музыкальной культуре, формированию духовного мира. Красочно оформленные аудиовизуальные пособия позволяют оживить изображения, что уже само по себе вызывает интерес малыша к их содержанию.

    Восприятию классической музыки способствует аудиовизуальное пособие «П.И.Чайковский «Детский альбом»». Пособие явилось результатом синтеза музыкальных произведений и новых компьютерных технологий. Сочетая музыкальное восприятие с художественным словом и компъютерной графикой, углубляется понимание художественного образа, эмоционально обогащается восприятие, открываются широкие возможности для того, чтобы выразить в линиях, красках, оттенках чувствование музыкального ритма, настроения, душевного состояния, вызванного музыкальным произведением.

   Детям предлагается послушать пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского музыкальный руководитель читает название и к нему стихотворение. Затем идёт прослушивание пьесы. По её окончании проводится беседа о содержании пьесы, её характере, жанру, отмечается двухчастная, трёхчастная форма, предлагается детям выразить в движениях характер, жанр музыки, отобразить в рисунках настроение музыки.

   Аудиовизуальное пособие «Русские народные инструменты» предназначено для знакомства с русскими народными инструментами, их звучанием. Рассматриваются три группы народных инструментов: струнные, ударные и духовые.  Дети слушают загадку об инструменте, отгадывают. Затем прослушивают звучание этого инструмента - соло и в оркестре. На последующих занятиях дети более подробно знакомятся с народными инструментами, узнают об основных приёмах игры на этих инструментах, знакомятся с тембровым своеобразием и учатся различать звучание этих музыкальных инструментов.  

   В ходе музыкальных и интегрированных занятий, применяя компьютерную технологию, у детей создается определенное настроение. Проводится слушание, сочетаемое с другими видами музыкальной и художественной деятельности. Эти виды также могут варьироваться:   слушание и игра на детских музыкальных инструментах, слушание и рисование.

   Пользуясь этими приемами, музыкальный руководитель в детском саду учит детей уметь определять характер, настроение пьесы, обогащает словарный запас детей, формирует интерес к общению с музыкой, исполненной на русских народных инструментах, воспитывает эстетический   вкус   и   желание   слушать музыку. Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания. Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа.

  Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность

   Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира. «Незнакомая» музыка начинает восприниматься детьми не как комплекс, состоящий из различных созвучий и ритмов, а как явление культуры. Чувства и желания ребенка, формирующие мотивы его деятельности, направляются на постижение этого явления.

       Восприятие звучания народных инструментов дополняется, обогащается, становится доступнее, если рядом с ним появляются произведения изобразительного искусства, иллюстрации инструментов в виде компьютерной графики и литературы в виде народного фольклора (загадки), прилагающиеся в этой работе. Таким образом, у детей формируется восприятие музыкального образа в сочетании с художественным словом и компьютерной графикой, что является актуальным в настоящее время для развития современных детей.

 Вступительная беседа перед первым прослушиванием музыки, продуманная, интересная, включает рассказ об общем содержании темы: инструменты русского народа. «Слово о музыке» требует от взрослого тонкости, деликатности и чувства меры.  

Каждое истинное произведение искусства - это духовное послание, несущее через века свой свет, и надо помочь детям увидеть этот свет, осознать свою сопричастность к культуре своего народа, к жизни и памяти предков. Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания.

 Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, музицирование на народных инструментах, создание детьми аранжировок и оригинальных произведений для игры на инструментах, поиск новых красок и сочетаний в их звучании во время активного музицирования — все эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обусловливают его результативность.

   С помощью средств ИКТ   информация передается быстрее, нагляднее, в доступной форме, активизируя внимание детей и их познавательный интерес, тем самым достигаются цели и задачи музыкального развития детей дошкольного возраста

   Мы убеждены, что использование средств ИКТ в музыкальной образовательной деятельности является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышает качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту педагога.

Литература:

1.         «Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающие развивающих программ для дошкольного образования» Учебно-методическое пособие, Москва,2012

2.         Радынова О.П. Слушаем музыку. - М.: Просвещение, 1999.

3.        Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]/ Ю.М. Горвиц-М.: ЛИНКА-IIPЕСС. 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный фольклор - как форма общения дошкольников с музыкой

Итоговая работа Тема: " Музыкальный фольклор - как форма общения дошкольников с музыкой"...

Формы общения дошкольников.

В презентации представлены формы общения,которые можно отнести к нескольким возрастным периодам дошкольников....

Формирование различных форм общения дошкольников с помощью мнемотаблиц

Мнемотаблица - это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире,эффективное запо...

Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками

У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная....

Развитие форм общения дошкольника со сверстниками.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности мотивы и средства общения....

Наблюдение и анализ форм общения дошкольников со взрослыми (в процессе сюжетно-ролевой игры: проведение и анализ), необходимых для индивидуального индивидуального обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребнос

Наблюдение и анализ форм общения дошкольников со взрослыми (в процессе сюжетно-ролевой игры: проведение и анализ), необходимых для индивидуального индивидуального обучения, развития, воспитания, в том...

Формы общения дошкольников со взрослыми и детьми

Формой общения мы называем комуникативную деятельность на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам....