Познавательно-исследовательская деятельность "Снег и лёд".
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Хисматулина Анастасия Николаевна

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Снег и лёд».

 

 

Цель: Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Расширять представления о льде, о свойствах льда (бесцветный, прозрачный, холодный, твердый).

2. Расширять представления о снеге, о свойствах снега (белый, непрозрачный, холодный, рыхлый).

2. Учить детей анализировать, делать выводы.

3. Развивать умение работать в команде, активизировать словарь, развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы.

4. Воспитывать аккуратность, умение помогать друг другу.

Материалы и оборудование: картинки «свойства льда и снега», две варежки (одна мокрая и в снегу, другая замёрзшая и во льду), кубики льда, снег, палочки, тарелки, фартуки, салфетки.

Предварительная работа: исследование свойств льда и снега на прогулочном участке во время прогулки.

Ход исследования:

I. Организационный момент.

Дети находятся в свободной деятельности в группе. Вдруг слышат стук.

Тук-тук-тук!

Воспитатель:

Ребята, к нам кто-то стучится. Кто бы это мог быть.

Дети проявляют интерес и ищут в группе источник шума.

Воспитатель тогда достаёт варежку (предварительно замороженную во льду).

Варежка: Зззз-драаааа-вствуйте, ребята!

А я вот потерялась и так замёрзла на улице, что просто превратилась в ледышку. А ведь пошла искать свою родную сестрёнку – вторую варежку.

Голос из коридора: «Я тут, я тут!»

Все перемещаются из группы в коридор, где обнаруживают вторую варежку (предварительно вымоченную в воде и вываленную в снегу).

Воспитатель: ой, ребята, посмотрите! Две варежки сестрички у нас. Только вот одна вся в снегу и её еле-еле видно из-под снега, а другая – совсем как кусок льда.

Давайте мы их сейчас положим на тарелочки и понаблюдаем, что же с ними будет. А чтобы с ними подружиться и не навредить себе -  нам нужно надеть фартуки.

Дети берут фартуки и одевают, воспитатель помогает завязать фартуки.

 

II.Практическое экспериментирование. 

Опыт 1.

Воспитатель:

Ребята, а давайте сравним снег и лёд.

Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег и лед.

(дети проводят опыт)

Воспитатель: Что вы обнаружили?

Дети: Снег можно проткнуть палочкой, потому что он рыхлый, мягкий.

А лед нельзя, не получается, потому что он жёсткий, твёрдый.

Воспитатель: Правильно, снег рыхлый, а лед – твердый.

 

Опыт 2.

Воспитатель:

Дети, посмотрите внимательно на варежки.

Варежка, на которой лёд видна?

А варежку в снегу видно?

Дети рассматривают варежки, говорят свои предположения.

Дети: Снег – не прозрачный, а лед – прозрачный.

Воспитатель: Правильно, варежку, на которой лёд видно, потому что лёд прозрачный. А варежку, которая в снегу не видно – снег не прозрачный.

 

Опыт 3.

Воспитатель:

А что еще вы заметили? Какого цвета снег и лёд?

Дети: Снег белый, а лед бесцветный.

Воспитатель: Всё верно. Снег белого цвета и он делает варежку невидимой, а лёд бесцветный – сквозь него видна наша варежка.

 

Опыт 4.

Воспитатель:

А сейчас возьмите снега у варежки и положите себе на одну ладошку, а на другую – кусочек льда. Что вы чувствуете?

Дети: И снег, и лед холодный.

 

Опыт 5.

Воспитатель:

Ребята, а как Вы думаете, что произойдёт со снегом и льдом в нашей очень тёплой группе?

Дети: они растают.

Воспитатель: Правильно, ребята. А как Вы думаете, что быстрее растает снег или лёд?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Снег тает быстрее льда. Но и снег и лёд превращаются в воду. А чтобы наши варежки стали совсем сухие, что нужно сделать?

Дети: высушить, положить на батарею.

Воспитатель: Всё верно, чтобы наши замершие варежки стали совсем сухие – их надо высушить. И мы их сейчас отправим на батарею – сушиться. Только перед этим мы сами сначала возьмём салфетки и вытрем наши ручки насухо и снимем фартучки.

Воспитатель: А, чтобы наши ручки отогреть давайте немного поиграем.

 

Пальчиковая гимнастика:

«На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети

Ручки, ручки потирают

Ручки, ручки согревают

Не замёрзнут ручки-крошки

Мы похлопаем в ладошки.

-Согрелись руки?

 

 

 

 

 

 

 

III. Рефлексия.

Воспитатель: мы с Вами столько интересного узнали сегодня!

Ребята давайте повторим ещё раз какой бывает снег? (работа по картинкам)

image

 

А лёд?

 

image

 

 

А во что превратились снег и лёд в наших тёплых ладошках?

Ответы детей.

Ребята, а вам интересно было узнать о таких свойствах снега и льда?

Да, действительно мы с вами узнали сколько нового, интересного и удивительного!

Вы сегодня были очень внимательны и любознательны, какие Вы молодцы!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 450 г. Челябинска»

Структурное подразделение

Познавательно-исследовательская деятельность

«Снег и лёд»

Хисматулина Анастасия Николаевна

Воспитатель

Челябинск 2019

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

 «Снег и лёд».

Цель: Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Расширять представления о льде, о свойствах льда (бесцветный, прозрачный, холодный, твердый).

2. Расширять представления о снеге, о свойствах снега (белый, непрозрачный, холодный, рыхлый). 

2. Учить детей анализировать, делать выводы.

3. Развивать умение работать в команде, активизировать словарь, развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы.

4. Воспитывать аккуратность, умение помогать друг другу.

Материалы и оборудование: картинки «свойства льда и снега», две варежки (одна мокрая и в снегу, другая замёрзшая и во льду), кубики льда, снег, палочки, тарелки, фартуки, салфетки.

Предварительная работа: исследование свойств льда и снега на прогулочном участке во время прогулки.

Ход исследования:

I. Организационный момент.

Дети находятся в свободной деятельности в группе. Вдруг слышат стук.

Тук-тук-тук!

Воспитатель:

Ребята, к нам кто-то стучится. Кто бы это мог быть.

Дети проявляют интерес и ищут в группе источник шума.

Воспитатель тогда достаёт варежку (предварительно замороженную во льду).

Варежка: Зззз-драаааа-вствуйте, ребята!

А я вот потерялась и так замёрзла на улице, что просто превратилась в ледышку. А ведь пошла искать свою родную сестрёнку – вторую варежку.

Голос из коридора: «Я тут, я тут!»

Все перемещаются из группы в коридор, где обнаруживают вторую варежку (предварительно вымоченную в воде и вываленную в снегу).

Воспитатель: ой, ребята, посмотрите! Две варежки сестрички у нас. Только вот одна вся в снегу и её еле-еле видно из-под снега, а другая – совсем как кусок льда.

Давайте мы их сейчас положим на тарелочки и понаблюдаем, что же с ними будет. А чтобы с ними подружиться и не навредить себе -  нам нужно надеть фартуки.

Дети берут фартуки и одевают, воспитатель помогает завязать фартуки.

II.Практическое экспериментирование.  

Опыт 1.

Воспитатель:

Ребята, а давайте сравним снег и лёд.

Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег и лед.

(дети проводят опыт)

Воспитатель: Что вы обнаружили?

Дети: Снег можно проткнуть палочкой, потому что он рыхлый, мягкий.

А лед нельзя, не получается, потому что он жёсткий, твёрдый.

Воспитатель: Правильно, снег рыхлый, а лед – твердый.

Опыт 2.

Воспитатель:

Дети, посмотрите внимательно на варежки.

Варежка, на которой лёд видна?

А варежку в снегу видно?

Дети рассматривают варежки, говорят свои предположения.

Дети: Снег – не прозрачный, а лед – прозрачный.

Воспитатель: Правильно, варежку, на которой лёд видно, потому что лёд прозрачный. А варежку, которая в снегу не видно – снег не прозрачный.

Опыт 3.

Воспитатель:

А что еще вы заметили? Какого цвета снег и лёд?

Дети: Снег белый, а лед бесцветный.

Воспитатель: Всё верно. Снег белого цвета и он делает варежку невидимой, а лёд бесцветный – сквозь него видна наша варежка.

Опыт 4.

Воспитатель:

А сейчас возьмите снега у варежки и положите себе на одну ладошку, а на другую – кусочек льда. Что вы чувствуете?

Дети: И снег, и лед холодный.

Опыт 5.

Воспитатель:

Ребята, а как Вы думаете, что произойдёт со снегом и льдом в нашей очень тёплой группе?

Дети: они растают.

Воспитатель: Правильно, ребята. А как Вы думаете, что быстрее растает снег или лёд?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Снег тает быстрее льда. Но и снег и лёд превращаются в воду. А чтобы наши варежки стали совсем сухие, что нужно сделать?

Дети: высушить, положить на батарею.

Воспитатель: Всё верно, чтобы наши замершие варежки стали совсем сухие – их надо высушить. И мы их сейчас отправим на батарею – сушиться. Только перед этим мы сами сначала возьмём салфетки и вытрем наши ручки насухо и снимем фартучки.

Воспитатель: А, чтобы наши ручки отогреть давайте немного поиграем.

Пальчиковая гимнастика:

«На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети

Ручки, ручки потирают

Ручки, ручки согревают

Не замёрзнут ручки-крошки

Мы похлопаем в ладошки.

-Согрелись руки?

III. Рефлексия.

Воспитатель: мы с Вами столько интересного узнали сегодня!

Ребята давайте повторим ещё раз какой бывает снег? (работа по картинкам)

А лёд?

 

А во что превратились снег и лёд в наших тёплых ладошках?

Ответы детей.

Ребята, а вам интересно было узнать о таких свойствах снега и льда?

Да, действительно мы с вами узнали сколько нового, интересного и удивительного!

Вы сегодня были очень внимательны и любознательны, какие Вы молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-исследовательскому развитию: «Тает снег».

Задачи: расширять представления детей об особенностях снега: белый, холодный, при нагревании превращается в воду.Закрепить знания о свойствах воды, объяснить понятия: холодный - горячий,грязный ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Познавательно-исследовательский проект «Лед, снег, вода"

Познавательно-исследовательский проект «Лед, снег, вода» старшей и подготовительной групп«Знайки» и «Озорники»    Подготовила: Лобунцова Г.И.Уча...

Познавательно – исследовательский проект «Белый снег, пушистый»

         Дети любят зиму, зимние развлечения и забавы. Детям предлагается задуматься над вопросом, что такое снег, как образуется снег....