Практико-значимый проект: «Забота о зимующих птицах»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Пенаги Заира Абдуллаевна

 

 

 

 

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.

Все начинается с детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Цели духовно-нравственного воспитания в ДОУ:

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

Задачи нравственного воспитания в ДОУ:

Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине; доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.

Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и эле, правде и лжи, трудолюбии и лени, послушании, честности, милосердии, кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность)

Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых и людей благочестивых; прививать навыки доброделания, благотворительности.

Воспитывать качества отзывчивости, скромности, стыдливости (недостойного поведения, нарушения нравственных норм), заботливого отношения к малышам и старым людям. Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение.

Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики.

Формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других.

Выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия,

Побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.

Показывать значение родного языка, фольклора (пословиц, поговорок), библейских выражений в формировании основ доброго (нравственного) поведения человека.

Тема «Забота о зимующих птицах»

Цель: закреплять представления детей о птицах, как о творениях Божьих, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:

 - расширять представления детей о мире природы, как о творении Божьем.

- учить отношениям заботы о птицах, как о друзьях наших меньших.

- знакомить детей с многообразием птиц зимующих и перелетных.

 - формировать представление о человеке как любимом создании божьем, которому поручено беречь и охранять природу.

- развивать умение художественно отображать красоту окружающего мира в коллективной работе по аппликации с элементами рисования.

Характеристика группы Старшая

Оборудование Ватман, цветная бумага, ножницы, клей, краски, пластилин изображение птиц на карточках.

Планируемые результаты: Донести до детей, что птицы – это творения Божьи. Научить детей различать и называть птиц, учить заботиться о них.

План

1. Беседа перед прогулкой «Как появились птицы?»

2. Путешествие с книгой. Чтение стихов о птицах: «Кто сотворил наш мир?», «Пятый день», «Птичка», «Раз, два, три – на месте замри!» «Птички в плену», «Пой, птичка, пой!»

Вопросы детям по теме.

3. Подвижная игра «Птички и птицелов»:

4. Наблюдение за птицами на прогулке, на участке детского сада

5. Слушаем песенки о птицах.

6.Создаем коллективную работу по аппликации с элементами рисования и лепки

 

 

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Ребята: Здравствуйте!

Воспитатель: Сегодня я вам расскажу о пятом дне творения Божьего. Но сначала давайте вспомним первые дни творения. Как же возник наш мир?

Сережа: Мир сотворил Бог.

Воспитатель: Молодец, Сережа, правильно.

«Кто сотворил наш мир?»
Все, что есть на белом свете,
На моей родной планете,
Под землей, на небесах:
Море, ветер в парусах,
Человека, стрекозу,
Волка, зайца и козу,
Кошку, мышку и слона,
Тлю, что даже не видна
Нет – всего не перечесть!
Всё – всё – всё, что только есть, -
Даже камни вдоль дорог –
Сотворил Господь наш Бог! 
 А что потом сказал Бог? Отвечает, Настя

Настя: Бог сказал: «Да будет свет!» И стало светло.

Воспитатель: Правильно, Настя, умница. А как же появился день и ночь? Отвечает Вероника.

Вероника: Отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму – ночью. Так появились день и ночь.

Воспитатель: Точно, Вероника, правильно. А что же создал Бог во второй день? Отвечает Варя.

Варя: Во второй день Бог создал небо – облака и воздух.

Воспитатель: Правильно, Варя, умница. А что идёт из облаков? Отвечает Маша.

Маша: Из облаков идёт дождь и снег.

Воспитатель: Дети, а вы помните стихотворение, которое мы учили про второй день? (дети отвечают хором)

Дети: Сотворил Бог день второй

Свод небесный, голубой.

Воспитатель: Что же сотворил Бог на третий день? Отвечает Демьян:.

Демьян: На третий день Бог создал землю, моря и океаны. Потом Он повелел вырастить растениям: деревьям, травам, цветам.

Воспитатель: Правильно. Что же создал Бог на четвёртый день? Отвечает Костя.

Костя: На четвёртый день Бог создал солнце, луну и звёзды.

Воспитатель: Правильно, Костя, Солнце и луна не только освещают землю, но и благодаря им, на смену ночи приходит день, а после зимы наступает весна, потом лето и осень.

Воспитатель: Вот мы с вами и подошли к пятому дню творения. А как вы думаете, что Бог создал на пятый день? (ответы детей хором)

Дети: людей, животных, радугу, собак, кошек.

Воспитатель: А теперь, послушайте, что на самом деле создал Бог на пятый день. На пятый день Бог создал рыб и птиц, мелких насекомых: разноцветных жуков, бабочек и весёлых стрекоз. Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое так и называется

 «Пятый день»

Было тихо над землёй,

Лишь волной шумел прибой.

Сотворил Господь в день пятый

Рыб и птиц для нас с тобой.

В океане голубом

Кот, дельфин, карась и сом

Обрели с тех пор свой дом.

Птицы радуются в небе,

Занимается заря.

Они песней славят Бога,

За любовь благодаря.

Воспитатель: Кого сотворил Бог на пятый день? Отвечаем все вместе.

Дети: Птиц, рыб, насекомых.

Воспитатель: Кого из творений Бог поселил в морях, океанах, речках?

Дети: Рыб.

Воспитатель: Каких рыб?

Дети: Дельфина, кита, карася, сома.

Воспитатель: О чём поют птички на заре?

Дети: О Боге и благодарят за любовь.

(Если дети затрудняются ответить на те, или иные вопросы, воспитатель читает стихотворение ещё раз)

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю, посмотреть на рисунок, его нарисовала Карпова Анжелика. (Дети вместе с воспитателем внимательно рассматривают рисунок, воспитатель задаёт вопросы,  дети отвечают хором)

Воспитатель: Дети, вы узнаёте птиц, которые изображены на рисунке?

Дети: Да.

Воспитатель: Как же зовут этих птиц?

Дети: Снегири.

Воспитатель: А какое время года изображено на рисунке?

Дети: Зима.

Воспитатель: А как вы узнали?

Дети: Идёт снег и ветки в инее.

Воспитатель: Дети, а можно встретить снегиря летом?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Снегири летом выводят птенчиков и заботятся о них.

Воспитатель: Правильно, дети, какие вы молодцы!

Летом, действительно, не увидишь снегирей. А какое время года сейчас у нас?

Дети: Зима.

Воспитатель: Значит, мы с вами можем увидеть снегирей?

Дети: Да.

Воспитатель: А хотите прямо сейчас их увидеть?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда собираемся на прогулку.

Воспитатель: Кого сотворил Бог на пятый день? Отвечаем все вместе.

Дети: Птиц, рыб, насекомых.

Воспитатель: Кого из творений Бог поселил в морях, океанах, речках?

Дети: Рыб.

Воспитатель: Каких рыб?

Дети: Дельфина, кита, карася, сома.

Воспитатель: О чём поют птички на заре?

Дети: О Боге и благодарят за любовь.

(Если дети затрудняются ответить на те, или иные вопросы, воспитатель читает стихотворение ещё раз)

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю, посмотреть на рисунок, его нарисовала Карпова Анжелика. (Дети вместе с воспитателем внимательно рассматривают рисунок, воспитатель задаёт вопросы дети отвечают хором)

Воспитатель: Дети, вы узнаёте птиц, которые изображены на рисунке?

Дети: Да.

Воспитатель: как же зовут этих птиц?

Дети: Снегири.

Воспитатель: А какое время года изображено на рисунке?

Дети: Зима.

Воспитатель: А как вы узнали?

Дети: Идёт снег и ветки в инее.

Воспитатель: Дети, а можно встретить снегиря летом?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Снегири летом выводят птенчиков и заботятся о них.

Воспитатель: Правильно, дети, какие вы молодцы!

Летом, действительно, не увидишь снегирей. А какое время года сейчас у нас?

Дети: Зима.

Воспитатель: Значит, мы с вами можем увидеть снегирей?

Дети: Да.

Воспитатель: А хотите прямо сейчас их увидеть?

Дети: Да.

Воспитатель: Собираемся на прогулку,

Прогулка.

(Дети вместе с воспитателем выходят на прогулку, воспитатель читает детям стихотворение)

В: Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение

«Птичка»

Птичка Божия проснулась с зарёю,

А уж пахаря застала за сохою;

Полетит она к лазурным небесам

И, что видит в сёлах, всё расскажет там.

В: Дети, птичка проснулась и кого же она увидела?

Д: Пахаря.

В: Правильно, она увидела пахаря за сохою. Это значит, что уже рано утром пахарь трудился. А давайте и мы с вами потрудимся? Смотрите, сколько снега намело. Давайте расчистим нашу площадку?

Д: Давайте.

(Воспитатель вместе с детьми берут лопатки и сгребают снег в одну кучу).

В: Ну вот мы с вами и потрудились. Дети, посмотрите, пока мы с вами трудились за нами наблюдали птички (на дереве сидят, заранее приготовленные воспитателем снегири), кто это, вы их узнали?

Д: Да, это снегири.

В: А как вы догадались?

Д: У них красная грудка.

В: Правильно, дети, красная грудка отличает снегирей от других птиц.

В: Как вы думаете, для чего птицы так близко прилетают к людям?

Д: Чтобы они их покормили. Они ищут корм.

В: Ну тогда давайте возьмём наши кормушки, которые вы сделали с вашими родителями ….

(Воспитатель вместе с детьми развешивают кормушки на деревья)

В: Как вы думаете, чего не хватает в кормушках?

Д: Пшена.

В: Правильно, давайте наполним наши кормушки и покрошим Пшеном для птиц.

(Воспитатель даёт детям большой поднос с пшеном, дети самостоятельно наполняют свои кормушки)

В: Дети, а как вы думаете почему птички сейчас не едят пшено?

Д: Они нас боятся.

В: Правильно, а когда мы уйдём, они обязательно покушают.

(Воспитатель имитирует разговор со снегирями)

В: Ой, дети тихо, тихо, мне что-то говорят снегири. А они хотят с вами поиграть. А вы хотите поиграть со снегирями?

Д: Да.

В: Тогда давайте поиграем в игру «Птички и птицелов»:

Играющие выбирают себе название птиц, пению и крику которых они могут подражать. Становятся в круг, в центре которого стоит птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и нараспев произносят:

В саду с садочке,

На зелёном кусточке

Птички ягодки клюют,

Весь день весело поют.

Ах, птицелов идёт,

Клетку и силки несёт.

В неволю нас возьмёт.

Птицы, улетайте.

В гнёзда скрывайтесь!

Птицелов командует: «Раз, два, три – на месте замри!» Играющие останавливаются. Птицелов начинает искать птиц. С тем, кого находит, ведёт разговор:

- Пичуга, пичуга! Куда ты летала?

- На новы клети.

- Чего ты видала?

- Как играют мои дети.

- как они поют?

- Кар-р-р, кар-р-р!

Как только птицелов угадывает по крику название птицы, он меняется ролями с этим участником, и игра продолжается.

В: Ну что, дети, понравилось вам играть с птичками?

Д: Да.

В: А теперь нам пора прощаться и возвращаться в нашу группу, давайте   помашем нашим птичкам и скажем им до свидания!

Д: До свидания, птички!

(Дети вместе с воспитателем заходят в группу, раздеваются, садятся на стульчики и продолжают беседу)

Воспитатель: Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение которое называется

 «Птички в плену»

Поймали птичку голосистую

И ну – сжимать её рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: «Пой, птичка, пой!»

Воспитатель: Дети, как вы думаете можно ли ловить птиц?

Дети: Нет.

Воспитатель: А сжимать их?

Дети: Нет.

Воспитатель: Так как же поступил, тот, кто поймал и сжал птичку, хорошо или плохо?

Дети: Плохо.

Воспитатель: А почему он поступил плохо, почему нельзя ловить и сжимать птиц?

Дети: Потому что птичка погибнет, если её сжимать.

Воспитатель: Правильно, дети, птичка погибнет, если её сжать. А почему птичка не пела, когда её сжали?

Дети: Ей нечем дышать, птички поют только на воле.

Воспитатель: Умницы, ребята, верно, птички в не воле петь не могут, птички поют на воле.

(На окне в группе прикреплены снегири, заранее заготовленные воспитателем)

Воспитатель: Ой, дети, посмотрите, на нас прилетели, посмотреть кто это?

Дети: Снегири.

Воспитатель: А где вы их видели?

Дети: На улице.

А в какое время года?

Дети: Зимой.

Воспитатель: А что мы для них сделали?

Дети: Повесили кормушки.

Воспитатель: А что в кормушки насыпали?

Дети: Пшено.

Воспитатель: Правильно, дети, молодцы вы всё запомнили и теперь знаете как помочь птичкам и что нельзя делать.

(воспитатель имитирует разговор со снегирями)

Воспитатель: Что такое, снегири, что вы распушились….Ой, дети, они хотят, чтобы вы создали аппликацию из цветной бумаги и наклеили , а вы сможете ?

Дети: Да.

Дети садятся за столы, дежурные раздают клей, ножницы и пластилин. Дети вместе с воспитателем на заранее заготовленном ватмане, в котором изображено окно вырезают и приклеивают снегирей. Воспитатель показывает этапы работы, а дети повторяют, затем клеят кто на кормушку, кто на ветки деревьев. Из пластилина дети катают маленькие шарики для рябины.

Воспитатель: Какая чудесная получилась картина, дети все справились.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foto.docx111.89 КБ

Предварительный просмотр:

IMG_20181213_094832


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Забота о зимующих птицах нашего края»

Актуальность:  В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный ко...

Практико-значимая работа проект "День Матери"

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, направлен на воспитание уважения, бережного и заботливого отношения к матери, развитие творческих способностей детей, формирование коллектива д...

Проект "Забота о зимующих птицах"

Актуальность проекта: в стремительно развивающимся современном мире проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться особенно остро и актуально. Ведь именно в этом сенситивном п...

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Занятие на тему: Ангел – хранитель»

Актуальность темы: В современном обществе в связи с изменениями социально – экономической ситуации наблюдается смещение ценностей; материальные ценности доминируют над духовно – нравственн...

Региональная экологическая просветительная акция "С заботой о зимующих птицах

Дети группы «Солнышко» принимают участие в региональной зколого – просветительной акции «С заботой о зимующих птицах».Мы поможем птичкам:Воробьям, синичкам.Им кормушку см...