Консультация для воспитателей «Инновационные методы и приемы в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями)»
консультация на тему
Взаимодействие с семьей – одна из сложных проблем современного образования. В данной консультации рассматриваются новые формы взаимодействия воспитателей с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 453.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 17 «Шатлык»
Муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Консультация для воспитателей на тему:
«Инновационные методы и приемы в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями)»
Подготовил: воспитатель высшей квалификационной категории
Елисеева Наталья Анатольевна
г. Мелеуз
январь 2019 г.
Взаимодействие с семьей – одна из сложных проблем современного образования.
Инновационная деятельность в образовании сосредоточена сегодня на обновлении форм взаимодействия образовательных учреждений с семьей. Актуальность поиска обусловлена тем, что за последние десятилетия изменились не только дети, но и их родители. Новое поколение родителей существует в обновленном социокультурном пространстве, является носителем современной коммуникации, все активнее осваивает ее новые средства, ведет современный образ жизни и при этом очень нуждается в сопровождении и поддержке.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сегодня сформулированы требования к взаимодействию ДОО с родителями:
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи;
- Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС ДО, учреждение обязано:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о программе, а также информировать и всех заинтересованных лиц, вовлеченных в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.
В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В ее основе лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Сегодня существует несколько критериев для определения степени участия родителей в образовательном процессе. К ним относятся:
- активное присутствие родителей на групповых мероприятиях;
- посещение родительских собраний и консультаций;
- присутствие родителей на детских праздниках;
- участие родителей в подготовке и проведении экскурсий;
- совместное участие в тематических занятиях;
- участие в выставках, вернисажах;
- совместный выпуск журналов и книг;
- посещение дня открытых дверей;
- помощь родителей в оснащении педагогического процесса;
- инициативность, ответственность;
- ценностное отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Таким образом, педагогам дошкольных учреждений необходимо использовать в своей работе по взаимодействию с родителями наиболее эффективные средства интеграции дошкольного учреждения и семьи с современной точки зрения. Такими средствами взаимодействия являются:
- Совместная проектная деятельность детей и родителей. Эта форма работы подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия необходимы прежде всего детям для их полноценного, гармоничного развития.
- Использование ИКТ. Под ИКТ подразумевается использование сетевых технологий, а именно интернет-технологий, в образовании. То есть непрерывный процесс взаимодействия педагогов и родителей через сайт образовательного учреждения, блог, онлайн-видеоконференцию. Такой новой формой со-организации родительской общественности и педагогического коллектива детского сада является создание интернет-сообществ и освоение различных форм электронной коммуникации взрослыми субъектами взаимодействия. Обмен образовательными инициативами, проведение анкетирования, обсуждение актуальных вопросов воспитания детей, решение организационных вопросов, касающихся дошкольного образования, экспертные оценки и многое другое можно обсуждать в Сети.
- Мастер-классы для детей и родителей.
- Совместные целевые прогулки и экскурсии.
- Совместная НОД детей и родителей.
- Спортивные развлечения и праздники.
- Электронная газета.
- Проведение родительских собраний и консультаций в нетрадиционной форме.
- Привлечение родителей к организации праздников, участию в конкурсах и выставках.
- Индивидуальные беседы и консультации.
- Дистанционные проекты.
К тому же очень важно характер взаимодействия строить на доверии и безоценочном принятии родителей. Позитивную атмосферу взаимодействия и партнерства с семьей можно построить, только уважая друг друга, признавая и подчеркивая значение родителей в жизни ребенка, в диалоге, в реактивной помощи.
Рекомендуемая литература:
- Деркунская В.А. Создание модели эффективного партнерства семьи и ДОУ: от диагностики к проектированию // Детский сад: теория и практика. – 2015. - №12. – с. 5-12.
- Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Используемая литература:
Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО: мастер-классы, проекты, целевые прогулки, спортивные праздники, развлечения, дистанционные проекты, электронная газета: методическое пособие / под ред. В.А. Деркунской. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 224с. (Методический комплект программы «Детство».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-241786-1382469325.jpg)
План взаимодействия с родителями (законными представителями) несовершеннолетних воспитанников в старшей группе «Солнышко» на 2014-2015гг.
интересные формы работы с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/11/picture-550847-1683800751.jpg)
Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
Взаимодействие с родителями как обязательное условие успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и рабочей программы, позволит обеспечить ее эффективность,...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/03/picture-647457-1435936295.jpg)
нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
Одной из форм взаимодействия с семьей в контексте ФГОС является психолого-педагогическая акция....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/16/picture-295623-1379319747.jpg)
Перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями) старшей группы
Перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями)старшей группы (воспитатель Капустина В.Р.)МесяцФормы работы Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышени...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-630826-1455138729.jpg)
Партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/15/picture-1355011-1634285447.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие с родителями (законными представителями) по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста»
Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного зап...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/29/picture-1514840-1709227203.jpg)
Перспективное планирование по работе с родителями на тему "Все профессии важны". Формы взаимодействия с родителями (законными представителями)
Вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует просвещению родителей в данной теме. Развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения. Вовлечение родителей в процесс созд...