Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
консультация на тему

Кораблина Алевтина Вячеславовна

Любой ребенок по своей природе — исследователь, а экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательные области, прогулки.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_eksperementirovaniya.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад №5 общеразвивающего вида городского округа г.Нововоронеж

Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте

Подготовила: воспитатель Кораблина А.В.

2019

  Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность педагога с детьми, специально организованное обучение. Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.

Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:

  • формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
  • знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);
  • формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);
  • познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
  • учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
  • стимулировать познавательную деятельность;
  • познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);
  • воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
  • развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.

Виды экспериментирование в старшей группе:

  • знакомство со свойствами песка и глины;
  • воздух, его свойства и значение;
  • изучение свойств воды;
  • проведение опытов снег и тепло;
  • формирование знаний о теле человека;
  • природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;
  • наблюдение за явлением магнетизма;
  • почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.
  • Рассматривание семян разных растений, наблюдать за появлением ростков.
  • Посадка семян с ростками и без ростков, наблюдение за их ростом.
  • Наблюдения растения и вода, растения и свет, растения и тепло.
  • Изучение рукотворного и нерукотворного мира сквозь увеличительное стекло (лупу).

Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:

  • Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.
  • Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр:
  • «Определи на вкус»;
  • «Определи по запаху»;
  • «Узнай по голосу»;
  • «Оденем куклу на прогулку»;
  • «Где живёт вода»
  • Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей. Правила проведения опыта:
  • установить цель (для чего проводится опыт);
  • подготовить материал и оборудование;
  • продумать поэтапную инструкцию;
  • подвести итоги;
  • доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.
  • Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.

Оборудование, которое можно использовать в старшем дошкольном возрасте.

  • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
  • Серии картин с изображением природных сообществ.
  • Книги познавательного характера, атласы.
  • Тематические альбомы.
  • Коллекции: мини-музей (тематика различна, например, «Часы бывают разные», «Изделия из камня».
  • Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».
  • Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
  • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
  • Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
  • Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл и прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
  • Сито, воронки- половинки мыльниц, формы для льда.
  • Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
  • Карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».

Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе

Занятие по экспериментированию в старшей группе длится 25–30 минут имеет свою логическую структуру:

  • Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до пяти минут).
  • Основной этап — наиболее активная практическая часть занятия, которая включает:
  • проведение опытов;
  • дидактические игры;
  • физкультминутка, пальчиковая или гимнастика, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.
  • Заключительный, итоговый этап (до пяти минут) — выводы, уборка рабочих мест.

 Активизировать познавательный интерес, стимулировать поисковую деятельность и внимание своих маленьких воспитанников помогут разнообразные мотивирующие средства и педагогические приёмы:

  • сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие.
  • видеообращение сказочного или вымышленного героя;
  • стихотворения и загадки;
  • познавательный рассказ;
  • диалог с детьми;
  • проблемная ситуация;

музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Из опыта работы Епифановой Татьяны Сергеевны,  воспитателя МДОУ детский сад №36 г. Кунгура...

Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"

В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....

Организация работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

В статье представлены основные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству с родным городом, показана взаимосвязь работы по этому направлению с различными видами деятельнос...

Организация работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В данном материале раскрыты такие понятия как "одарённость", "одарённый ребёнок", прописаны виды одарённости детей ( по В. В. Щорсу).  Представлена система работы с одарёнными...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»....

Организация работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к спорту в рамках проведения Дней здоровья

В работе отражены основные формы и методы работы по приобщению к спорту детей в саршей группе....

Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте

Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период до...