Главные вкладки

    Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
    консультация на тему

    Кораблина Алевтина Вячеславовна

    Любой ребенок по своей природе — исследователь, а экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника.

    Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательные области, прогулки.

    Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл organizatsiya_eksperementirovaniya.docx25.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКДОУ детский сад №5 общеразвивающего вида городского округа г.Нововоронеж

    Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте

    Подготовила: воспитатель Кораблина А.В.

    2019

      Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

    Экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность педагога с детьми, специально организованное обучение. Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.

    Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:

    • формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
    • знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);
    • формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);
    • познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
    • учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
    • стимулировать познавательную деятельность;
    • познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);
    • воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
    • развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.

    Виды экспериментирование в старшей группе:

    • знакомство со свойствами песка и глины;
    • воздух, его свойства и значение;
    • изучение свойств воды;
    • проведение опытов снег и тепло;
    • формирование знаний о теле человека;
    • природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;
    • наблюдение за явлением магнетизма;
    • почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.
    • Рассматривание семян разных растений, наблюдать за появлением ростков.
    • Посадка семян с ростками и без ростков, наблюдение за их ростом.
    • Наблюдения растения и вода, растения и свет, растения и тепло.
    • Изучение рукотворного и нерукотворного мира сквозь увеличительное стекло (лупу).

    Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:

    • Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.
    • Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр:
    • «Определи на вкус»;
    • «Определи по запаху»;
    • «Узнай по голосу»;
    • «Оденем куклу на прогулку»;
    • «Где живёт вода»
    • Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей. Правила проведения опыта:
    • установить цель (для чего проводится опыт);
    • подготовить материал и оборудование;
    • продумать поэтапную инструкцию;
    • подвести итоги;
    • доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.
    • Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.

    Оборудование, которое можно использовать в старшем дошкольном возрасте.

    • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
    • Серии картин с изображением природных сообществ.
    • Книги познавательного характера, атласы.
    • Тематические альбомы.
    • Коллекции: мини-музей (тематика различна, например, «Часы бывают разные», «Изделия из камня».
    • Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».
    • Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
    • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
    • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.
    • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
    • Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
    • Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл и прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
    • Сито, воронки- половинки мыльниц, формы для льда.
    • Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
    • Карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».

    Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе

    Занятие по экспериментированию в старшей группе длится 25–30 минут имеет свою логическую структуру:

    • Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до пяти минут).
    • Основной этап — наиболее активная практическая часть занятия, которая включает:
    • проведение опытов;
    • дидактические игры;
    • физкультминутка, пальчиковая или гимнастика, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.
    • Заключительный, итоговый этап (до пяти минут) — выводы, уборка рабочих мест.

     Активизировать познавательный интерес, стимулировать поисковую деятельность и внимание своих маленьких воспитанников помогут разнообразные мотивирующие средства и педагогические приёмы:

    • сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие.
    • видеообращение сказочного или вымышленного героя;
    • стихотворения и загадки;
    • познавательный рассказ;
    • диалог с детьми;
    • проблемная ситуация;

    музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

    Из опыта работы Епифановой Татьяны Сергеевны,  воспитателя МДОУ детский сад №36 г. Кунгура...

    Пояснительная записка к теме: "Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста".

             С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, разви...

    "Система работы по развитию основных видов движений через организацию подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста".

    В настоящее время в педагогической практике используется большое количество методик, однако не каждый специалист может разобраться в их технологии, да и не каждому ребенку под силу освоить ту или иную...

    Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"

    В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....

    Организация работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

    В статье представлены основные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству с родным городом, показана взаимосвязь работы по этому направлению с различными видами деятельнос...

    Организация работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

    В данном материале раскрыты такие понятия как "одарённость", "одарённый ребёнок", прописаны виды одарённости детей ( по В. В. Щорсу).  Представлена система работы с одарёнными...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ».

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»....