"Творческое развитие детей с ЗПР как одна из форм коррекционной работы"
статья (старшая группа) на тему

Шатова Виктория Викторовна

Процесс развития творчества должен проходить в форме обучения, которая ориентирована на развитие творческих способностей. В процессе обучения формируются навыки, вариативные, гибкие умения, развивающие способности, которые позволяют ребенку реализовать какой-либо замысел. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Также уделять внимание и темпераменту, и характеру, и особенностям психических процессов, и настроению ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx14.23 КБ

Предварительный просмотр:

"Творческое развитие детей с ЗПР как одна из форм коррекционной работы"

Дети с задержкой психического развития. Эмоционально-волевая сфера таких детей недостаточно развита, для них характерна низкая самооценка, неуверенность в себе (особенно у школьников, которые какое-то время до специальной школы обучались в школе общеобразовательной). Поэтому задачей учителя является воспитание у детей чувства собственного достоинства, формирование адекватных форм социального поведения.
Формировать позитивную концепцию, развивать учебную мотивацию помогает творческое воспитание обучающихся.

Дети с задержкой психического развития талантливы так же, как и все дети. Они прекрасно рисуют. Рисунки учеников – это возможность рассказать о себе, выразить свои чувства, объяснить свое отношение к происходящему. Именно рисунки помогают узнать этих детей. Можно долго беседовать с ребятами, учить их говорить и не всегда получать желаемый результат. А можно поставить вместе сказку. И тогда они сначала начнут улыбаться, а потом говорить.
Например идея поставить настоящий спектакль сразу завораживает ребят, вызывает и удерживает интерес, что важно для детей с неустойчивым вниманием и повышенной отвлекаемостью.
Готовясь инсценировать то или иное произведение, дети внимательно прочитывают литературный материал, выясняют авторский замысел, анализируют собственные ощущения и переживания, учатся формировать собственное мнение. При этом участники творческого процесса слушают друг друга и извлекают те идеи, которые они могут увязать со своими.
Таким образом, обучение детей с нарушениями в развитии происходит в определенной последовательности: от первоначального выделения и понимания речевого материала к его использованию в контекстах.
«Разбудить» творческие способности и обогатить словарный запас помогает устное словесное рисование. А иллюстрирование развивает эмоциональное восприятие произведения: не хватает слов – помогут карандаши.
Участвуя в спектакле, дети обязательно чувствуют, насколько ближе, понятнее и роднее становится им тот или иной персонаж. При этом они учатся сопереживать герою, словно пропуская искусство слова через себя, что развивает и обогащает эмоциональную сферу детей с ригидностью чувств. Это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки литературы.
Мы инсценировали народные и литературные сказки: пели, танцевали, шили костюмы, рисовали декорации. В прошлом году инсценировали стихи Агнии Барто. Мне хотелось, чтобы дети перенеслись в ту эпоху, когда жили герои поэтессы, «почувствовали» то время. (Кстати, время не только героев стихотворений Барто, но и время моего детства.) Мы нашли школьную форму, которую носили когда-то девочки и мальчики, сделали прически, какие были у тех девочек, нарисовали декорации. Никто не остался равнодушным. Зрители узнавали в маленьких артистах себя. Дети были счастливы. Думаю, что они никогда не забудут поставленный ими спектакль.
А самый главный детский спектакль – это праздник прощания с детством. К этому событию девятиклассники долго готовились: учили стихотворения и песни, рисовали кораблики, делали макет парусника, оформляли зрительный зал. Посмотрите фотографии, и вы поймете, что выпускники никогда не забудут свой праздник «Последний звонок», не забудут школу, в которой их любили.

Сценическое перевоплощение помогает детям почувствовать себя творцами, тем самым создается ситуация успеха для каждого ученика, формируется чувство удовлетворенности, уверенности, объективной самооценки и радости. Несомненно, развитие творческих способностей детей помогает воспитывать активную личность, умеющую учиться и совершенствоваться.

Список литературы
1. Алексеев Н.А. Понятие личностно ориентированного обучения // Завуч, № 3/ 1999.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекотека - одна из форм коррекционной работы с детьми с особенностями развития

В рамках региональной программы "Точка опоры" дом ребенка приобрел дидактическое оборудование для работы с детьми с особенностями развития. Перед администрацией встал вопрос: как расместить данный сма...

Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах

Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы  в логопедических группах  В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств играет родн...

«Семейный творческий проект детей и родителей как одна из форм сотрудничества педагога дополнительного образования с семьей обучающегося»

Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие реб...

Семинар - практикум для педагогов "Дети с нарушенным поведением. Способы и формы коррекционной работы и профилактики в детском саду"

В практикуме предлагается рассмотреть понятие "агрессивность", виды агрессии, а также  рекомендации и игры  по преодолению агрессивности детей...

Логоритмические занятия как одна из форм коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса. В результате возникла проблема включения музыкальной рит...

Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах

Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах...

"Логопедический досуг, как одна из форм коррекционной работы с детьми-логопатами в условиях логопункта".

При работе с детьми в условиях логопедического пункта перед логопедом стоит задача быстрой и качественной коррекции недостатков речи. Поэтому мы должны использовать любую возможность, разные формы раб...