Консультация для воспитателей "Речевой этикет педагога"
консультация на тему

Мещерякова Азалия Рамильевна

   Дети   каждой  возрастной  группы  общаются    со   своим  воспитателем     все  время  пребывания  в  детском   саду  (  во  время  всех  видов  деятельности ),  он  организует  их  игры,  он  говорит  с ними  на  всех  занятиях , предусмотренных  программой,  знакомит   детей  с речью  авторов  художественных    произведений   во  время  чтения. Следовательно,  развивающий  потенциал   речевой  среды  в  детском воспитательном  учреждении  целиком  зависит   от   качества  речи  воспитателя. Для   воспитателя  владение    образцовой   речью -  это   показатель  его  профессиональной     подготовленности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket_pedagoga.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПЕДАГОГА

   Дети   каждой  возрастной  группы  общаются    со   своим  воспитателем     все  время  пребывания  в  детском   саду  (  во  время  всех  видов  деятельности ),  он  организует  их  игры,  он  говорит  с ними  на  всех  занятиях , предусмотренных  программой,  знакомит   детей  с речью  авторов  художественных    произведений   во  время  чтения. Следовательно,  развивающий  потенциал   речевой  среды  в  детском воспитательном  учреждении  целиком  зависит   от   качества  речи  воспитателя. Для   воспитателя  владение    образцовой   речью -  это   показатель  его  профессиональной     подготовленности.  Таким   образом, среди  требований   к  речи   педагога  ДОУ  выделяют  следующее:

Правильность – соответствие  речи  языковым  нормам (знать  и  выполнять  правила  литературного   произношения).

Точность -   соответствие  смыслового  содержания  речи   и  информации, которая  лежит  в  ее  основе.

Логичность -   выражение  в   смысловых   связях   компонентов  речи  и   отношение   между  частями  и   компонентами  мысли.

Чистота -   отсутствие  в  речи  элементов, чуждых   литературному  языку.

Выразительность -  особенности  речи, захватывающая  внимание  и  создающая  атмосферу  эмоционального    сопереживания.

Богатство -  умение   использовать  все  языковые  единицы   с   целью  оптимального  выражения  информации.

Уместность -  учет  специфики  нацеливает  педагога  на  формирование  у  детей  культуры  речевого  поведения (  навыков  общения, умение  пользоваться   разнообразными  формулами  речевого  этикета, ориентироваться  на  ситуацию   общения, собеседника  и  др.)

 

Голос -  профессиональный  инструмент  воспитателя. И  им  надо  уметь  владеть, беречь  его  от  перегрузок. Неправильное  использование  голосовых  возможностей  может  привести  к  аномалиям   связок. Характерная   ошибка  многих  педагогов -  стараться  перекричать  общий  говор  детей.   В  результате  никто  из  них   не  слышит  друг  друга.  А

« секрет»  для  установления   здоровой  тишины:  разговаривать    с  ребятами  голосом  умеренной  силы, а  иногда  совсем  тихо, а  при  необходимости ( как  исключение)  громко, умело  делать  переходы  от  громкого  звучания  к  тихому  и  наоборот. Важно, чтобы  голос  воспитателя  не  звучал   без  нужды,- это  утомляет  и  взрослого, и  детей.

   Поза,  мимика, жест, как  известно, дополняют  выразительность  речи,   усиливают  понимание   того, о  чем  говорится. Имеет  огромное  значение, с  каким  выражением  лица  разговаривает  педагог  с детьми. Особенно  это  важно  для  малышей -  ведь  по  выражению  лица  старшего  им  легче  определить  смысл  сказанного.

   Дети   каждой  возрастной  группы  общаются    со   своим  воспитателем     все  время  пребывания  в  детском   саду  (  во  время  всех  видов  деятельности ),  он  организует  их  игры,  он  говорит  с ними  на  всех  занятиях, предусмотренных  программой,  знакомит   детей  с речью  авторов  художественных    произведений   во  время  чтения. Человек,  обладающий  культурой  речи,  умеет  высказать  мысль  точно, доказательно  и  образно.  Многие  трудности  в  педагогической  деятельности  возникают  из-за  неумения  пользоваться  словом  как  инструментом,  воздействующим  на  ребенка, помогающим  установить  с  ним  контакт. Не  стоит,  очевидно  доказывать, что  речь  воспитателя  должна  быть  правильной, в  меру  эмоциональной  и  доходчивой.

  Дети  удивительно  чутко  улавливают, как  разговаривают  взрослые – спокойно  или  с  раздражением, умеренно  громко  или  крикливо, уважительно  или  с  пренебрежением, и,   подражая, копируют. Педагог, давая  поручение  ребенку, говорит: « Пойди, пожалуйста, к Нине  Павловне и  скажи  ей, что  я  велела  дать  книжку». Правильно  ли это? Ведь  говорить Нине   Павловне « велела» невежливо; велеть - значит  приказывать. Важно, чтобы  ребенок  правильно  понял  это  поручение и  правильно  обратился  с  просьбой : « Скажи, пожалуйста, Нине  Павловне ,что  я  ее  прошу…»

Владеть  языком – значит  уметь  связно,  последовательно, полно, содержательно, образно  высказывать  свою  мысль. Для  того, чтобы  слушающий  понял  говорящего, нужны  еще  и  умения  использовать  языковые  средства - соответствующие  интонации, логические  паузы  и  ударения , выбирать самые  точные  слова, увязывать  фразы  для  перехода  от  одного  предложения  к  другому. Одна  из  первостепенных  задач  воспитателя – подмечать  собственные  речевые  недостатки, вслушиваться  в  собственную  речь, ставить  почаще  перед  собой  вопросы:  как  звучит  моя  речь?

Слова паразиты - это  слова  связки, накрепко  закрепившиеся  в  лексиконе  человека, намертво  вошедшие  в  его  разговорную  речь,  ставшие  привычкой.   Слова - паразиты  чаще  всего   прицепляются  обычно  к  тому  человеку, который часто  делает  заминки  в  речи, не  может  быстро  подобрать  нужное  слово  или  с  маленьким  словарным  запасом. Например, как бы,  по  ходу,  это  самое,  да  не  вопрос,  прикинь  короче  это  самое,  по-любому  и  т.п. Самыми  распространенными  и  часто  употребляемыми  словами-паразитами  являются  матерные  слова. Есть  и  звуки-паразиты:  «э-э-э», « а-а-а», « м-м-м».

Как  излечиться  от    словарных  паразитов?

1. Составьте  список  своих  личных  словечек, распечатайте  или напишите их  от  руки, повесьте  на  видное  место. Штудируйте список, откладывайте  его  в голове, и  при  возможном  появлении  слов  в  реальности  вы   будете     вооружены: просто  не  позволите  себе  употребить  эту  гадость  вновь.

2. Читайте, читайте  и  еще  раз  читайте! Ничто  не  развивает   лучше  речь, чем  чтение  качественной  литературы!

3. Старайтесь  общаться  с  людьми, речь   которых  заслуживает  твердой « пятерки» с  плюсом. Никто  еще  не  отменял  банальную  пристройку, когда  человек  невольно  начинает  подражать   красивой  грамотной  речи, а  потом  и  сам  всеми  силами  стремиться  говорить  только  так.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов "Речевой этикет дошкольников"

В дошкольном возрасте интенсивно усваивается нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинает складываться стиль взаимоотноше...

Сценарий мастер – класса на тему: «Речевой этикет педагога ДОУ»

Мастер - класс на тему: "Речевой этикет педагога ДОУ" будет способствовать повышению информационной компетенции  педагогов посредством активизации самостоятельной работы на основе "...

Тема самообразования "Речевой этикет педагога в общении с родителями воспитанников"

Педагог — «речевая» профессия: именно в коммуникационной деятельности в конечном счёте реализуются научность, проблемность, последовательность, природо- и культуросообразность, други...

Тренинг для педагогов "Этикет педагога"

Данное мероприятие напрвлено на возможность проиграть определенные возможности этикета в коллективе.Тренинг с педагогами на возможность посмотреть на себя со стороны и проанализировать как мы работаем...

Консультация для педагогов «Этикет педагогов в детском саду»

Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества....

Консультация для воспитателей "Деловой этикет педагога"

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Эффективно форми...

Консультация для педагогов «Этикет педагогов в детском саду»

Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества.ЭТИКЕТ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛ...