"Плывет кораблик по волнам"
план-конспект занятия (старшая группа)

Гисматуллина Эндже Рафаэлевна

Интегрированное занятие в старшей группе "Плывет кораблик по волнам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plyvet_korablik_po_volnam.docx44.78 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в старшей  группе   «Плывет кораблик по волнам»

Цель: Активировать познавательный интерес.

Задачи:

  1. Образовательные:

- сформировать представление детей о море и его обитателях;

- расширять и активизировать словарный запас.

  1. Развивающие:

- развивать познавательные способности детей;

- развивать интерес к природе;

- развивать коммуникативные способности, связную речь;

- развивать вкусовую и тактильную чувствительность.

  1. Воспитательные:

- воспитывать отзывчивость, способность проявлению активности;

- воспитывать любознательность, художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;

- воспитывать положительное отношение к миру, доброжелательность, навыки работы в команде, самостоятельность, активность, желание оказать помощь и при необходимости попросить о помощи.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательная деятельность»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное»

«Физическое развитие»

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, энциклопедий о морских жителях. Чтение рассказов об обитателях моря.

Атрибуты: экран, проектор, CD с записью звуков моря, элементы корабля (мягкие модули), схема постройки корабля, сосуды с водой, пластиковые стаканчики двух цветов по числу детей, чайные ложки по количеству детей, яйца, морская соль, игрушка черепашка, фигурки черепашек из соленого теста по количеству детей, краски, кисточки.

                                       

                                     

                                     

                                         Ход занятия

            Звучит музыка «Капитан, капитан, улыбнитесь…»

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Меня зовут Эндже  Рафаэлевна.  Я – капитан  корабля. И я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Хотите отправиться со мной в морское путешествие?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Сегодня вы будете моими помощниками – юнгами. Согласны?

Воспитатель: А на чем же мы отправимся в путешествие по морю? 

Дети: На корабле.

Воспитатель:  Ребята, к сожалению, мой корабль не готов к плаванию, во время последнего плавания его разбило о рифы. Что же нам делать?

Дети: Надо корабль починить.

Воспитатель: Давайте починим, восстановим его, а вот схема корабля у меня есть. 

2 слайд (Схема корабля)

                                 Игра «Мы строим корабль»

Воспитатель показывает детям схему образец. Проводится постройка корабля из модулей. Дети выполняют задание, сверяя с образцом.

                                 Звучит музыка «Мы вместе»

 Воспитатель: Молодцы, ребята, быстро справились. Теперь наш корабль к путешествию готов.

3 слайд (Корабль)

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый корабль. Вам он нравится?

Дети: Да, нравиться.

Воспитатель: Итак: кто главный на корабле?

Дети: Капитан.

Воспитатель: Тогда слушай мою команду: в путешествии не ссориться, не толкаться, друг – друга не перебивать, а договариваться! Готовы?  Тогда поспешим зайти на борт и занять свои места. Садимся лицом к корме, чтобы видеть, куда плывет наш корабль. Видеть все самое интересное, что встретится на пути. Вы готовы? Тогда поднять паруса! 

             Звучит музыка «Гудок корабля»

Воспитатель: Мы отплываем! 

             Звучит музыка «Шум моря»

Воспитатель: Перед нами огромные водные просторы, кругом вода, шумят волны, летают чайки… Будьте внимательнее. Мы с вами выходим в открытое море…

4 слайд  (Море)

Вот оно какое – море!

Разноцветно-голубое.

Волнами  шумящее,

Чайками  кричащее,

Чистое, солёное,

Тёплое, рифлёное.

С небом обнимается,

Солнцу улыбается!

(«Море» Л.Зубаненко)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое море?

Дети: Это где много воды.

Воспитатель: Море большое водное пространство. 

Море - это часть воды, окруженная землей или рифами.

Воспитатель: А какое оно море?

Дети: Большое, глубокое, голубое…

5 слайд  (Волны, прибой)

Воспитатель: Ребята, чувствуете, как дует ветер? Море волнуется, плещется. Посмотрите, это прибой. 

Воспитатель: Давайте пошумим как волны (Дети имитируют шум волн)

Воспитатель:  А вы знаете, на моем корабле есть небольшая лаборатория. Вы любите эксперименты?

Дети: Да.

6 слайд (Волшебная лаборатория)

Воспитатель:  Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию. Сейчас мы с вами будем проводить опыты.

Воспитатель:  Кто мне скажет, какая на вкус вода в море?

Дети: Соленая.

Воспитатель: Можно ли пить морскую воду?

Дети: Нет, нельзя.

Воспитатель:  А почему?

Дети: Потому что она соленая, невкусная, не утоляет жажду. 

Воспитатель: Я припасла для вас родниковой воды и зачерпнула морской воды. Отгадайте , в каком стакане морская вода, а в каком родниковая?      

Воспитатель предлагает детям по 2 стакана, которые заранее стоят на столе. В одном стакане соленая вода, в другом родниковая.

Воспитатель:  Какой по вкусу была вода в синем стакане?

Дети: Несоленая.

 Воспитатель: А в белом?

Дети: Соленая.

Воспитатель: Верно. Не соленая - это пресная, а соленая – это морская вода. Вы отлично справились с заданием, я вами горжусь.

Воспитатель: Если в тихую погоду гулять по берегу моря, что можно увидеть в воде?

Дети: Камни, ракушки.

Воспитатель: А почему всё это можно увидеть?

Воспитатель: Давайте посмотрим на стаканы с водой на свету. Какая вода?

Дети: Вода прозрачная.

Воспитатель: Давайте кинем камешки и ракушки в нашу воду и посмотрим, видно их или нет. (Дети выполняют опыт)

Воспитатель: Правильно, ребята, морская вода прозрачная. И поэтому на дне моря мы можем увидеть камушки и ракушки.

Воспитатель: А кто мне скажет, где же можно применять соленую воду?

Дети:

Воспитатель: Морская вода очень полезная, в нем очень много йода. Еще очень полезно дышать морским воздухом. Соленой водой можно полоскать горло, из нее делают лекарства, делают удобрения для растений.

 Воспитатель: А скажите мне, кто из вас умеет плавать?

 Воспитатель: Я хочу вам открыть один секрет. Лучше всего учиться плавать в морской воде. Знаете почему?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ничего страшного мы сейчас все узнаем. Наш с вами эксперимент продолжается. Берем две емкости. В одну нальем обычной, пресной воды, а в другой мы сейчас с вами сделаем настоящую морскую воду. В моей лаборатории  есть морская соль.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите кристаллы морской соли. На что они похожи?

Дети: На сахар, иней и т. д.
         Воспитатель: Какого цвета?
         Воспитатель: Какой формы?

 Дети: Прямоугольной, в форме звездочки и т. д.
          Воспитатель: Имеет ли он запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Сейчас каждый из вас добавит по ложке соли, и мы с вами все тщательно перемешаем. Берем 2 яйца. Одно опускаем в сосуд, с какой водой?

Дети: С пресной водой

Воспитатель: А другое?

Дети: С морской водой.

Воспитатель: И что мы с вами видим?

Дети: Яйцо в морской воде плавает, а в пресной утонуло.

Воспитатель: Так точно!

7 слайд (Красное море)

Воспитатель: Кстати мы проплываем самое соленое море – Красное море. Оно поражает чистотой и прозрачностью, поскольку в него не впадает ни одна река, приносящая с собой речной ил и мелкий песок.

Воспитатель: Делаем вывод! Если в воде содержится соль - она более плотная, чем пресная и поэтому на такой воде легче удержаться.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какой красивый, и загадочный подводный мир? Предлагаю, опуститься на морское дно. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Какие приспособления и аппараты помогают людям опускаться на дно?

Дети: рассуждают

8 слайд (Водолазные костюмы)

Воспитатель: Да, это могут быть акваланги, батискафы, водолазные непромокаемые костюмы  и даже подводные лодки.

Воспитатель: Встаем и надеваем водолазные костюмы.

Капитан: Ребята, приготовьтесь, мы начинаем погружение в морские глубины (дети выходят из корабля).

Звучит музыка «Погружение под воду»

Вот плывем, затем ныряем - дна морского достигаем.

9 слайд  (Подводный мир)

Воспитатель:  Посмотрите вокруг. Какая красота! Кого из морских обитателей вы узнаете?

10 слайд  (Дельфин)

Воспитатель: Ой, а кто это у нас тут!

Дети: Дельфин

Воспитатель: Дельфины это самые умные животные, они очень любят плавать рядом с кораблями и помогают часто людям.

11 слайд презентации (Кит)

Воспитатель: А это кто?

Дети: Кит.

Воспитатель: Да, ребята, это кит, самый большой обитатель морских глубин. Он такой огромный. Киты, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаются на поверхность, а под водой они просто задерживают дыхание.

12 слайд (Водоросли)

Воспитатель: А кто узнал, что это такое?

Воспитатель: Это ребята водоросли, ими питаются рыбки и служат так же домом для мелких обитателей морей.

13 слайд (Морская звезда)

Воспитатель: А вот и чудесный обитатель моря морская звезда, на что она похожа? Сколько у нее лучиков давайте посчитаем? 

14 слайд  (Осьминог)

Воспитатель: Вот какой интересный, знаете ли вы кто это? Как вы думаете, почему осьминога так называют?

Дети: Потому что у осьминога 8 ног-щупальцев.

Воспитатель: А вы знаете, что осьминог-родственник обычной улитке, которая живет в пруду. Когда на него нападают, он выпускает чернильную струю и скрывается под ее покровом. А еще он умеет менять цвет. Например, по песку пошел-стал желтым, в водоросли попал - зеленым стал.

15 слайд (Медуза)

Воспитатель: Кого мы еще видим? Это ребята медузы, они тоже очень красивые, разноцветные, но бывают и ядовитые и могут очень сильно обжечь руку или ногу. Мы их лучше трогать не будем!

16 слайд  (Акула)

Воспитатель: А этого обитателя узнали?

Дети: Акула.

Воспитатель: Конечно же, ребята, это акула. Это самый опасный обитатель морей. Потому что он хищник.

17 слайд  (Рыбы)

Воспитатель: А это кто к нам приплыл? Рыбки! Видите, какие они красивые и разноцветные! Какого они цвета?

Дети: Красного, желтого, синего…

Воспитатель: Ребята, кажется, рыбки хотят с вами поиграть. Поиграем вместе с рыбками?

Дети: Да, поиграем.

             Подвижная игра «Берегись акула»

Звучит веселая музыка.

Веселые рыбки играли, плескались,

Веселые рыбки на волнах катались,

Веселые рыбки, спасайтесь скорей,

Злая акула у черных камней.

«Акула» берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы она была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям - «рыбкам», которые разбрелись по площадке-морю, надо прыгать через нее.

Особые замечания: «рыбки», задетые веревкой, считаются съеденными «акулой».

18 слайд (Черепаха)

Черепаха: Ох! Ох! Кто это расшумелся? Кто море разволновал?

Воспитатель: Это наши  ребята и очень веселые рыбки играли, танцевали.

Черепаха: Зачем так шуметь? Разрешения бы спросили. Не до танцев нам теперь, не до игр.

Воспитатель: Что случилось, бабушка Черепаха?

Черепаха: Неприятная, скажу я вам, история. Пригласил морской царь Нептун всех Черепашек нашего моря к себе во дворец на праздник, на бал.

Воспитатель: Но ведь бал – это же так интересно! И, наверное, очень весело!

Черепаха: Да, бал – это очень весело! Все приходят на бал в красивых нарядах, танцуют красивые танцы. Играют в интересные игры.

Воспитатель: Но почему ты тогда такая грустная?

Черепаха: Мне грустно оттого, что Черепашки не смогут пойти на бал морского царя. Все их нарядные платья унесло холодным подводным течением в далёкий океан.

19 слайд (Нераскрашенная черепаха)

(Педагог показывает вылепленных из солёного теста черепашек, у которых не раскрашены панцири.)

Воспитатель: Бедные, бедные Черепашки! Они так не смогут пойти на бал!

Черепаха: А подводный замок уже ждёт своих гостей. Я могла бы предложить черепахам свои наряды, да в моём шкафу их совсем немного. Когда я надевала их на свой панцирь и отправлялась на бал, я была очень привлекательна.

        Воспитатель: Ребята, а где у черепахи панцирь? Верно на спине. Он твёрдый, прочный. Он помогает черепашке спрятаться в случае опасности.

(Дети, рассматривают бумажные силуэты в форме панциря, украшенные разными узорами, обсуждают узоры.)

        Воспитатель: Очень красивые наряды, правда, ребята?
       Воспитатель: А вы тоже хотите, чтобы Черепашки попали на праздник? Как же мы можем помочь Черепашкам?

       Дети: Нарисовать, сшить…
       Воспитатель: Верно, мы можем взять кисти и краски и красиво украсить панцирь Черепашкам, чтобы он стал нарядным. Для этого я приглашаю вас в свою «Изостудию».

20 слайд (Изостудия)

Воспитатель: Помните, какие красивые наряды показывала нам бабушка Черепаха? Давайте постараемся придумать и нарисовать для Черепашек новые красивые наряды, совсем не похожие друг на друга. Ведь каждый художник видит красоту по-своему. Вы готовы помочь Черепашкам? Тогда смелее за работу.

Рисование

Дети проходят за столы, рисуют. Звучит спокойная красивая мелодия. Затем дети проходят на ковёр, садятся в круг, рассматривают работы, анализируют с помощью педагога.

21 слайд ( Раскрашенная черепаха)

Черепаха: Вот это красота! Какие мои друзья стали красивые, нарядные! Я очень рада за них. Пора им отправляться на бал! Давайте поможем им добраться до дворца.
        Дети ставят Черепашек на морской макет.

22 слайд (Черепаха)

Черепаха: Бал скоро начнётся! Дорогие мои! Если бы мы с вами не встретились, мои друзья Черепашки так и не попали бы на бал, а ведь без праздников жить так грустно, правда? У меня на душе теперь хорошо! Радостно!            

Воспитатель: А вы знаете, какую песню поёт радостная Черепаха?

Дети: "Я на солнышке лежу".

Воспитатель: Ложитесь-ка, как я, на животик и давайте вместе споём мою любимую весёлую песенку.

Звучит песня «Я на солнышке лежу». Дети и Черепаха поют.

Черепаха: Спасибо вам за помощь, мои маленькие друзья! Вы сегодня потрудились не зря. Я хочу вас за это угостить сладкими морскими ракушками.
До свидания! Я устала и поплыву к себе домой. Я ведь Старая Черепаха. До свидания!

Воспитатель: Нам пора подниматься вверх на корабль, запас воздуха заканчивается.

Уважаемые моряки, наше путешествие приближается к концу, нам пора возвращаться в «Детский сад».

Рефлексия:

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?  

Воспитатель: Где мы были?

Воспитатель: Что мы делали?

Воспитатель: Кому помогли?

Воспитатель: Что было для вас тяжело? Что вы не поняли? Что у вас не получилось?

Воспитатель: Мы обязательно отправимся с вами в путешествие еще раз.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения дидактической игры «Плывет, плывет кораблик» для детей второго года жизни

Программное содержание: - развитие эмоциональной сферы; - сенсорное развитие;- формирование речи, мышления, внимания, памяти;- приобретение необходимых умений и навыков в бытовой и игр...

Коллективная работа детей 2-ой группы раннего возраста."Аппликация "Плывет,плывет кораблик".

Аппликация "Плывет. плывет кораблик."Задачи:1. Познание и развитие речи;2. Социально-личностное воспитание;3. Коммуникация;4. Художественное творчество;Цели:1. Познание и развитие речи;2. Развитие тво...

Конспект занятия "Плывет, плывет кораблик"

Конспект занятия в первой младшей группеТема: «Плывёт, плывёт кораблик…»...

Организованная образовательная деятельность на тему «Плывет кораблик по волнам»

Задачи:«Речевое развитие» Познакомить со сказкой В. Сутеевой «Кораблик».Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.Развивать связную речь, умение высказывать свое мнение.Развивать речевое дыхание....

Аппликация во 2 младшей группе "Плывет кораблик по волнам"

Конспект занятия с детьми по аппликации с бумагой....

"Плывет кораблик по волнам..."

Непрерывная образовательная деятельность во 2 младшей группе:  аппликация с элементами рисования....

Тема: «Плывет кораблик по волнам»

Конспект занятия по образовательной области«Художественно – эстетическое развитие»АппликацияПо теме: «Плывет кораблик по волнам»Для детей младшего дошкольного возраста...