НОД ОО "Познавательное развитие" подготовительная группа "Секреты бабушкиного сундучка"
план-конспект занятия (подготовительная группа)


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_babushkinogo_sunduka.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект НОД «Секреты бабушкиного сундука» в подготовительной группе

  воспитатель  Тарасова О.А.  г. Абакан 2019г.

Цель: создать социальную ситуацию для формирования навыка приобщения детей к истокам русской народной культуры через знакомство с бытом русского народа, предметами народного прикладного искусства.

Задачи:

формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства;

 знакомить детей с одеждой русского народа, его традициями;

развивать умение поддерживать беседу, выражать через речь свои впечатления;

 развивать умение подбирать относительные прилагательные к существительным;

 пополнять словарь новыми словами русского быта;

 развивать эстетические чувства, эмоции, воображение;

формировать желание слушать русскую народную музыку;

формировать любовь к народному творчеству, уважение к русской народной культуре.

Словарная работа: крестьяне, прялка, веретено, ткацкий станок, мережка, рушник.

Оборудование: мультимедиа – проектор, ноутбук, магнитофон.

Демонстрационный материал: набор иллюстраций «Как наши предки шили одежду»; макет сундука; рушники, платки, сарафан, скатерть, дорожка; презентация «Одежда и быт русского народа».

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Как наши предки шили одежду» , предметов одежды и быта русского народа; ознакомление с пословицами о труде, о льне, с народной игрой «Шатёр»; прослушивание русской народной музыки.

Ход НОД:

Воспитатель обращает внимание детей.  

-Сегодня нас ждёт путешествие в далёкое прошлое (выносит сундук). Ребята, что это? (ответы). Да, это сундук.

-А для чего он служил? (ответы) 

-Раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов, и поэтому вещи хранили в сундуке. (Показываются слайды с видами сундуков.)

-Хотите посмотреть, что находится внутри него? Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный – он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова.   «Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок!»  (Дети произносят волшебные слова)

-  «Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук, посмотреть, что же спрятано и сохранено в нём. Что же это? (Воспитатель открывает сундук  (достаёт сарафан) 

-Кто носил сарафаны? (ответы). Такие сарафаны в старину носили русские женщины, девушки, девочки.» (Показываются слайды с изображением сарафанов.)

-«А теперь мы видим на экране рубаху. Рубаха была самым главным предметом одежды крестьян. Изготовлением одежды испокон веков занимались крестьянки. В её изготовление они вкладывали весь свой талант, желание сделать её удобной и красивой» (Показываются слайды с видами женских и мужских  рубах.)

-«Из какого материала шили раньше одежду? (ответ – из льна). Давайте вспомним пословицы о льне».

Дети говорят пословицы. «За лён держись - обеспечишь жизнь».

«Много льна – денег закрома».

«Лён ручки любит».

«Кто в лён одет – доживёт до ста лет».

-«Какие инструменты использовались для изготовления ткани? (ответы – ткацкий станок, прялка, веретено, гребень для прядения).

-Обратите внимание – женская рубаха отличается от мужской длиной. Как вы думаете, какую роль играла рубаха в жизни человека? (ответы) 

-Рубаха была неразлучна с телом человека (она надевалась на голое тело). Свою рубаху нельзя было отдавать кому-либо или продавать. Это означало – продать или отдать свою удачу, своё счастье. Народная мудрость гласит «Своя рубаха ближе к телу». Крестьянки оберегали свою рубаху, покрывали её вышивкой с оберегом, узорным ткачеством, блёстками, вставками и другими материалами. Если у рубах был вышит подол, они выполняли роль лёгкого женского платья.

-А какой основной цвет использовали мастерицы, украшая одежду вышивкой? (ответ – красный цвет).

-А почему именно красный цвет? (ответ – красный цвет обозначает защиту). В костюме девочек, девушек, женщин единственным дополнением к рубахе был фартук, или «занавеска». Он оберегал живот. Для женщины живот был основой жизни, символом продолжения рода.  

-Люди на Руси не только хорошо работали, они очень интересно отдыхали. Водили хороводы, играли в народные игры. Давайте и мы с вами поиграем.»

Проводится подвижная народная игра «Шатёр».

Дети делятся на группы. Каждая группа образует круг по углам площадки. В центре каждого стоит стул, на котором висит платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу шагом вокруг стульев, приговаривают:

«Мы – весёлые ребята,

Соберёмся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок».

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу под музыку. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатёр») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши).

-В сундуках хранили не только одежду, но и вышитые рушники. А как сейчас называются рушники? (ответы –полотенца).

-Вышитые полотенца сопровождали человека от рождения и до конца жизни. Когда подрастала девочка, её учили шитью и вышивке.»

Показываются слайды - что хранилось в сундуках; девочка, сидящая за прялкой.

-«В сундуке хранили не только вещи, но и предметы рукоделия (лоскуты, нитки, тесёмки). Девочки и девушки готовили себе приданое».

Показываются слайды с видами сундука с предметами рукоделия, приданого.

- «С давних пор на Руси люди – дети, мамы, бабушки собирались на посиделки, пряли пряжу, вышивали, вязали, рассказывали сказки, разговаривали, пели песни. Песня всегда была неразлучна с человеком – и в радости, и в горе, и в труде, и на отдыхе» Показываются слайды - посиделки крестьянок. Включается диск с русской народной песней «Ты гори, с веча».

-Из поколения в поколение передавались старинные вещи от родителей детям. А что же ещё в сундуке лежит? (достаёт платок).

-Что это за вещь необыкновенной красоты? (ответы детей).

-Как его носили? (ответы – на голове, на плечах).

-Русский народ всегда был очень трудолюбивым. Давайте вспомним пословицы о труде.

Дети говорят пословицы.

«Каков мастер, такова и работа».

«Без труда не вытащишь рыбку из пруда».

«Хорошая работа два века живёт»

Рефлексия.

Воспитатель: «Дети, вам понравилось занятие? (ответы детей) что интересного вы узнали? (ответы детей) Молодцы! Можете рассказать об этом своим родителям, своим друзьям. Наше занятие закончено».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной к школе группе по теме «Откроем бабушкин сундучок»

Занятие проводилось в подготовительной группе по плану, представленному в технологии «Музейная педагогика», в 2012-2013 учебном году....

Проект по созданию мини-музея в подготовительной группе "Из бабушкиного сундучка"

Рекомендую, очень хорошая форма работы с родителями по пополнению развивающей среды в группе....

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно-речевому развитию «Игрушки из бабушкиного сундучка"

Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим их с окружающим миром, приобщаем к истокам духовной культуры русского народа через...

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "КУКЛЫ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА"

Это занятие разработано в соответствии с ФГОС ДОО,для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно -речевому развитию " Игрушки с бабушкиного сундучка.

Данное занятие проводиться  с группой детей среднего дошкольного возраста. На этом занятии мы приобщаем детей  к истокам духовной культуры русского народа,через народную игрушку,знакомим с о...

Образовательная деятельность в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Куклы наших бабушек» по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Из бабушкиного сундучка» (старшая группа)

Образовательная деятельность в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Куклы наших бабушек» по образовательной  области «Познавательное развитие...

Конспект познавательного развития ФЦКМ в подготовительной группе "Бабушкин сундучок"

        Познавательное развитие ФЦКМ(приобщение с социокультурным ценностям) Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познават...