Главные вкладки

    Роль музыкальных игр в развитии детей с нарушением движения
    статья (младшая группа) на тему

    Севостьянова Оксана Юрьевна

    Роль музыкальных игр в развитии детей с нарушением движения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль музыкальных игр в развитии детей с нарушением движения

    Основная задача коррекционно – педагогической работы  - создание условий для всестороннего развития ребёнка в целях обогащения его социального опыта и гармоничное включение в коллектив сверстников.

    Для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития.

            Цель коррекционной работы – коррекция нарушений развития детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы.

    Задачи коррекционно - педагогической работы:

    1. Обеспечение адекватных возможностей  и индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ организационно – педагогических условий, необходимых для качественного освоения ими содержания основной образовательной программы.
    2. Разностороннее развитие детей с ОВЗ с учётом возрастных и индивидуальных  особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
    3. Координация усилий всех субъектов образовательного процесса, принимающих участие в реализации программы.

    Специальные условия для получения образования детям с ОВЗ.

    Механизмы адаптации программы для детей с ОВЗ заключаются в использовании  специальных методов и приёмов обучения и воспитания для детей с диагнозом «ДЦП» и «сложные дефекты».

    1. Индивидуальный подход.
    2. Использование практических и наглядных методов, формирующих сенсомоторную основу представлений  и понятий о познавательной действительности, дополнением к этим методам являются словесные методы.
    3. Практически – действенные методы воспитания: приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность.  Эти методы необходимо сочетать с различными  информационными методами. Ценным является опора на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, использование примеров из окружающей ребёнка жизни, личного опыта педагога.
    4. Различные виды игр для формирования личности ребёнка, его взаимоотношений с окружающими, для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов, общения.
    5. Комплекс учебно – игровых занятий.
    6. Предотвращение наступления утомляемости
    7. Активизация познавательной деятельности.
    8. Проведение подготовительных занятий.
    9. Обогащение знаниями об о окружающем мире.
    10. Внимание на коррекцию всех видов деятельности.
    11. Проявление педагогического такта.

    Организация работы специалистов в коррекционном блоке также предполагает обучение родителей некоторым психолого – педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни.

    Основная задача – формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических накоплений и образов. Развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как  общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувство ритма, цвета, композиции; умение выражать в художественных образах свои творческие способности.

    Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:

    • восприятия музыки — сложного чувственного процесса, наполненного внутренними переживаниями. Восприятие музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так и методическим приемом, предваряющим детское исполнительство(пение, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах).
    • Для слушания музыки я использую вокальные и инструментальные произведения (программные и не программные), разные по тематике;
    • детское исполнительство – которое предполагает изобразительно- деятельностное проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном инструменте;
    • музыкально-образовательная деятельность - проявляющаяся в усвоении детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных особенностях.
    • детской музыкально-творческой деятельности - выражающейся в элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности.

    Музыкальное воспитание детей мной осуществляется посредством различных форм музыкальной деятельности:

    Музыкальное занятие — основная форма организации музыкального воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с проблемами средствами музыкального искусства. Оно основывается на программных требованиях, составленных с учетом клинико-психологических, возрастных особенностей таких детей. Музыкальные способности дошкольников с проблемами проявляются в совместной деятельности со взрослым.

    Художественно-досуговая деятельность — форма музыкальной деятельности дошкольников, включающая праздники, развлечения. Она объединяет детей и взрослых общностью переживаний, дает возможность ребенку приобрести опыт общения, создает ощущение торжества. Красочное оформление помещения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костюмы, присутствие родителей-зрителей — все это обеспечивает сильные, незабываемые впечатления ребенка с проблемами в развитии. Праздники и развлечения — важное средство художественного развития, формирования художественной культуры.

    Проведение музыкального занятия строится по определённой схеме: Слушание и подпевание; музыкально-игровой показ; забавная гимнастика: пестушки, потешки, песенки,  игры, пляски.

    Один из главных моментов в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями – индивидуальная работа. В общении с глазу на глаз выполняются различные коррекционные задания. Например, в  игре  «Лошадка», «Синичка»,  «Тучка- сердючка»- развиваются у детей певческие навыки, которые способствуют развитию коммуникативных навыков.

    Упражнения подбираются с учётом не только физических, но и психических нарушений каждого ребенка. При выполнении заданий: «Пой и двигайся, как я», «Строим дом»,  «Весёлые ладошки», «Музыканты»  у детей развивается  ритмический  слух, ладовое  чувство, формируется положительный эмоциональный настрой.

    И пускай эти дети выполняют не так чётко и ритмично, но они своим стремлением дарят радость окружающим и близким.

    Они чувствуют, что нужны людям, они верят что у них  всё получится, а вера в себя – это та внутренняя сила, которая способна победить любые недуги.

    Основной формой непосредственно являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей, обучение их элементарному пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах, которым я уделяю на занятиях большое внимание. Почему? Да потому что детское музицирование–одна из самых доступных форм ознакомления детей с миром музыки. Игра на детских музыкальных инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с ОВЗ. Но что самое главное - повышает интерес детей к музыкальным занятиям.

    Работа проводится мною организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов..

    Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

    Наблюдая за тем, как дети с большим удовольствием играют на занятиях с предложенными им музыкальными игрушками, я решила для себя научить их играть на шумовых инструментах (трещотках, маракасах, бубнах, свистульках, ложках, круговых трещетках, колокольчиках и др.) – это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми с ОВЗ. Для занятий на них не требуется особой выучки и приёмы игры просты, и представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.

    Работу по обучению детей с ОВЗ игре на шумовых музыкальных инструментах считаю успешной, потому что дети на занятиях получали радость и с нетерпением ждали новых встреч. Лучшая награда за мою работу - сияющие глаза детей, всегда ожидающих чуда, их неиссякаемый интерес к музыке. Свою работу по музыкальному воспитанию детей с ОВЗ считаю маленькой частичкой всего процесса, радуюсь тому, что и мой труд дает возможность сделать жизнь ребят более интересной и привлекательной.

    Для детей с ДЦП игра на детских музыкальных инструментах - более доступное направление, чем, например, музыкально-ритмическое развитие, где дети в силу своих физических возможностей менее успешны. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус. Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность. При обучении детей стараюсь создать положительный эмоциональный климат на занятиях, что в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. Игра на инструментах приносит всем детям удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ.

         Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу....

    Роль музыкальных занятий в реабилитации детей с нарушением слуха.

    На музыкальных занятиях слабослышащие дети учатся слушать и различать музыкально-шумовые  звуки, вслушиваться в их звучание, тембральную окраску, учатся сопоставлять их с картинками. Обучаются иг...

    Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ (детей с ограниченными возможностями здоровья)

    Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ(с ограниченными возможностями  здоровья) Музыкальное воспитание в нашем детском саду, является составной частью общей системы обучения и в...

    Статья "Особая роль музыкального воспитания в развитии детей"

    В данной статье я раскрываю значение и актуальность музыкального развития детей в современном образовательном пространстве.Привожу примеры видов деятельности,на которые я опираюсь в своей работе с дет...

    РОЛЬ КОММЕНТИРОВАННОГО РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ.

    Прием комментированного рисования позволяет "оживить" нарисованную ситуацию или сам процесс рисования. Комментированное рисование очень актуально в развитии и воспитании детей с нарушением р...

    роль музыкального воспитания в развитии детей дошкольного возрста

    Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в...