Роль музыкальных занятий в реабилитации детей с нарушением слуха.
статья по коррекционной педагогике на тему

Воробьева Ирина Васильевна

На музыкальных занятиях слабослышащие дети учатся слушать и различать музыкально-шумовые  звуки, вслушиваться в их звучание, тембральную окраску, учатся сопоставлять их с картинками. Обучаются игре на музыкально-шумовых  инструментах и звучащих игрушках, приобретая двигательные навыки, тем самым обогащая собственную картину окружающего мира. Занятия музыкой развивают подражательные способности, учат выбирать правильные  движения под музыкальные фрагменты, развивают эмоционально-волевые качества, учат сопереживать, что в целом положительно влияет на общее развитие слабослышащих детей.

Музыкальные занятия формируют начальные музыкальные впечатления, расширяют слуховой  опыт, дети приобретают ритмические навыки , развивают звукоподражательную способность, учатся мелодекламации и интонированию мелодии голосом.

В дальнейшем происходит координация музыки и движений, слуха и голоса, формируются эстетические навыки ,закладываются основы музыкального слуха.

Музыкальные занятия оказывают положительный  результат слабослышащим детям и детям после кохлеарной имплантации в  знакомстве их с новыми яркими  музыкальными впечатлениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moya.docx22.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение музыкальных занятий в реабилитации слабослышащих детей.

Музыкальные занятия играют не маловажное значение в реабилитации слабослышащих детей.

На занятиях музыкой у детей  развиваются: слуховосприятие речи и музыки,  тембральное слуховосприятие ,чувство ритма, умение двигаться под музыку ,навыки игры на музыкально-шумовых инструментах. Дети  осваивают навыки драматизации, учатся эмоционально откликаться на музыку разного характера.

У детей развивается умение владеть голосом в разных регистрах, развиваются музыкально-двигательные навыки, совместное ансамблевое музицирование на музыкально-шумовых инструментах, развивается эмоционально-волевая сфера.

На музыкальных занятиях в развитии речи важную роль играет ритм, интонации, паузы, вокализация гласных звуков, артикуляция, выдох.

Для развития слуха и голоса так же необходимо развивать такие навыки, как: ритм, слуховысотное восприятие, певческие навыки. Как мы видим, развитие музыкальных навыков тесно связано с развитием правильного произношения и эмоционально окрашенной речи ребёнка.

Особое значение музыкальные занятия имеют для детей после кохлеарной имплантации - детям становится доступно восприятие окружающих звуков музыки и речи. Для того, чтобы научить слабослышащих  и имплантированных детей различать звуки музыкальные, неречевые и речевые звуки, понимать речь и говорить, необходима систематическая и кропотливая коррекционная работа.

На музыкальных занятиях слабослышащие дети учатся слушать и различать музыкально-шумовые  звуки, вслушиваться в их звучание, тембральную окраску, учатся сопоставлять их с картинками. Обучаются игре на музыкально-шумовых  инструментах и звучащих игрушках, приобретая двигательные навыки, тем самым обогащая собственную картину окружающего мира. Занятия музыкой развивают подражательные способности, учат выбирать правильные  движения под музыкальные фрагменты, развивают эмоционально-волевые качества, учат сопереживать, что в целом положительно влияет на общее развитие слабослышащих детей.

Музыкальные занятия формируют начальные музыкальные впечатления, расширяют слуховой  опыт, дети приобретают ритмические навыки , развивают звукоподражательную способность, учатся мелодекламации и интонированию мелодии голосом.

В дальнейшем происходит координация музыки и движений, слуха и голоса, формируются эстетические навыки ,закладываются основы музыкального слуха.

Музыкальные занятия оказывают положительный  результат слабослышащим детям и детям после кохлеарной имплантации в  знакомстве их с новыми яркими  музыкальными впечатлениями.

На музыкальных занятиях используются такие виды деятельности как:

  • Слушание музыки;
  • Мелодекламация;
  • Пение;
  • Игра на детских музыкально-шумовых инструментах;
  • Ритмические движения.

Музыкально-дидактический материал  для занятий подбирается от простого к сложному, обучение проводится поэтапно. На индивидуальных занятиях обязательно присутствует один из родителей, который следит за педагогическим процессом,  фиксирует  записи в тетради для заданий, выполняет упражнения вместе с ребенком и педагогом, получает рекомендации по выполнению домашнего задания.

Позже, после приобретения определенных навыков, ребенок посещает групповые занятия из 2-6 детей. Для таких занятий подбирается материал, где требуется совместное выполнение заданий: иррациональные считалки (проговаривание слогов с определенным ритмом), музыкально-речевые сценки, пение, игра на музыкально-шумовых инструментах, движение под музыку.

Занятия, как правило, проводятся в игровой форме, часто с введением  какого-нибудь персонажа.

Для младшего возраста это зайчик, мишка, кошка…для более старшего - Буратино, Карлсон…

Игровая форма занятий позволяет слабослышащим детям  улучшить взаимодействие  с другими детьми на групповом занятии и улучшить эмоциональный фон на индивидуальном занятии, если ребёнок стеснительный и плохо идёт на контакт.

У большинства слабослышащих детей  наблюдаются сложности при восприятии ритма.

Для развития чувства ритма  большое значение имеют ритмические игры.

Рассмотрим некоторые из них:

« Как играет дудочка» - педагог играет на дудочке короткие и длинные звуки, ребёнок повторяет звучание  звуков  на своей дудочке.

«Ритмический диктант» - педагог играет на синтезаторе короткие и длинные звуки, ребёнок выкладывает карточки на столе с изображением этих звуков.

Развитие чувства ритма у слабослышащих детей формирует навыки самоконтроля, способствует координации движений, общей двигательной активности.

Ощущение ритма помогает слабослышащим детям координировать движения своего тела ,например, при освоении музыкальных игр дети учатся ждать своей очереди, строго следовать заданию, выполнять определённые движения. Музыкально-ритмические игры способствуют формированию и развитию понимания речи.

С особым интересом слабослышащие дети участвуют в ансамблевой игре на музыкально-шумовых инструментах. Наиболее важная задача  состоит в том, чтобы научить слабослышащего ребёнка вовремя вступать, выжидать паузы, ждать нужного момента для начала и окончания игры, следить за мелодией и ритмом.

Наиболее сложным видом работы для слабослышащих детей является мелодекламация, вокализация и пение, так как требует большой активности и умственного напряжения.

В начале реабилитации слабослышащие дети просто открывают рот, затем воспроизводят отдельные звуки и слова, в основном  лепентые и звукоподражательные (мяукание  кошки, лай собаки, мычание коровы).По мере совершенствования речевых возможностей вводятся иррациональные считалки (проговаривание слогов с определенным ритмом ),в дальнейшем  детей учат произносить  слова на распев, используются попевки, потешки  с повторяющимися простыми словами, с большим количеством пауз и повторений ( например  «От -От- вот кот»)

Часто в сложных песнях используется игра на шумовых музыкальных инструментах, что позволяет слабослышащим детям петь с интересом, упрощая и одновременно обыгрывая окраску песни. Например,в песне  Е.Шаламоновой  «Капля раз» на сильную  долю такта дети звенят на бубенцах:

Капля – раз, капля - два дождик в гости к нам идёт

Капля - раз, капля - два, дождик песенку поёт.

Бубенцы передают звук каплей дождя и подчёркивают ритм и темп песни.

Во время обучения пению слабослышащие дети учатся слушать не только себя, но и исполнителей рядом. Обучение идёт от простого к сложному, от небольших попевок к сложным песням.

Итог музыкальных занятий  хорошо  виден на праздниках, когда дети выступают перед  детьми и взрослыми. Такие выступления способствуют их взаимодействию друг с другом, постепенному преодолению  страха  выхода на сцену, проявление желания продемонстрировать свои навыки и умения перед публикой, что в дальнейшем положительно влияет на  социализацию и адаптацию слабослышащих детей в обществе.

           Музыкальный руководитель ГКУ СО «РЦДиПОВ «Варрель» Воробьева И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия для детей с нарушением слуха "Транспорт"

Конспект комплексного занятия для детей с нарушением слуха....

Критерии эффективности музыкальной деятельности с детьми с нарушением слуха

Данные критерий эффективности помогут вам объективно оценить качество музыкального развития детей с нарушением слуха...

Роль музыкальных занятий в преодолении речевых нарушений детей дошкльного возраста

В даноой статье дана краткая историческая справка значения музыкального воспитания в зарубежной и отечественной истории, филосовских течениях. Нами раскрыто значение терминов "Методика музыкально...

Статья "Роль дактилологии в обучении детей с нарушением слуха."

Очень часто родители детей, имеющих нарушения слуха, выражают беспокойство по поводу использования в обучении такого средства обучения как дактилология, мотивируя это тем, что дети начинают активно же...

Консультация: «Роль родителей в воспитании ребенка с нарушением слуха»

Консультация: «Роль родителей в воспитании ребенка с нарушением слуха»...