Проблемное обучение
материал (подготовительная группа) на тему

куулар алдын-чечек эрес-ооловна

Прблемное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie_v_ds.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чыраа-Бажынская СОШ

Подготовительная к школе группа «Лунтик»

Сообщение к методическому семинару

на тему:

«Технология проблемного обучения

 в детском саду»

Подготовила:

Воспитатель   I категории подготовительной к школе группы «Лунтик»

Куулар Алдын-Чечек Эрес-ооловна

Чыраа-Бажы -2019

                    Сообщение к методическому семинару на тему:

«Технология проблемного обучения в детском саду»

Все мы знаем, что ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПОМОГАЕТ СТАТЬ СИЛЬНЕЕ. 
И наша с вами, коллеги, архиважная задача НЕ ДЕЛАТЬ ВСЕ ЗА ДЕТЕЙ, А помогать ИМ преодолевать трудности, становиться сильнее и идти к успеху!!! 
Поэтому сегодня актуальными для педагогов и психологов являются вопросы: «Как взрастить успешность? Как сделать каждое занятие продуктивным и интересным? Как не дать угаснуть интересу дошкольников к познанию нового? Как формировать у детей навыки работать в коллективе, прислушиваться чужому мнению или не соглашаться с ним т.е. отстаивать свое мнение?»
Поиск ответа на поставленные вопросы привел меня к использованию
«Технологии проблемного обучения в детском саду»

 Использование в практике преподавания технологии «проблемного обучения» показало, что эти формы обладают огромным развивающим потенциалом.

Методы лежащие в основе этих технологий востребованы, их использование развивает умения детей самостоятельно «добывать», сортировать знания, учиться принимать решения, искать пути решения задач, проявлять инициативу, обобщать информацию, делать выводы

Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Дж. Дьюи. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Педагог организовал экспериментальную школу, в которой основным принципом было получение знаний путем самостоятельной исследовательской работы детей.

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания, развивает познавательную активность детей.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, т.к. развитие творческого потенциала ребенка может осуществляться в творческой деятельности, специально организуемой педагогом.

В каждом конкретном случае можно решить, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Мною замечено, что дети не умеют договариваться между собой, работать в коллективе.

 Поэтому, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение  дала групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему.

А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на зимней прогулке можно предложить подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял жаркий летний день?

Чем же отличаются формы организации проблемного обучения?

  1. Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

«Почему зимой нельзя выйти на улицу без теплой одежды?».

«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»

Т.е.,  вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.

В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

2) Проблемная задача: дети должны найти решение на поставленный в задаче вопрос.

        Пример проблемной задачи.        

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют  имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей  приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

3) Проблемная ситуация создается при нехватке знаний у детей.

Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

(Противоречие - положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.)

Например, металлические предметы  в воде тонут, но корабль, построенный  из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, надо организовать ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Нужно вопросами наталкивать детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно,  и груз большего веса может удержаться на ней,  не утонув.

Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла,  не тонет.

Аналогичный опыт можно проделать со стеклянной баночкой: пустая, закрытая крышкой банка,  на поверхности воды плавает, а банка, заполненная водой,  сразу тонет.

Что включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные компоненты? Психологи выделяют три основных компонента:

*неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;

*познавательная деятельность;

*творческие возможности и достигнутый уровень знаний.

Один из главных компонентов проблемной ситуации:

Новое знание, которое ребенок должен усвоить (оно раскрывается проблемной ситуацией), разрешая противоречие.

Обычно новое знание дают в готовом виде, его надо запомнить, а затем закрепить с помощью примеров, многократных повторений и упражнений. Но изучение новой темы можно организовать проблемно так, чтобы ребенок,  столкнувшись с противоречием, захотел и смог разрешить его, т.е. открыть для себя и усвоить новое знание.

Создавая проблемную ситуацию, мы поставим детей перед необходимостью выполнения такого задания, которое столкнет их с интересным противоречивым фактором.

Ценность противоречия в познании заключается в том, что оно воздействует на эмоции, пробуждает потребность в познании нового. Эмоция, возникшая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль.

Постановка проблемы помогла каждому осознать противоречие и включиться в поиск неизвестного. Выдвигая гипотезы, принимая активное участие в беседе, организованной педагогом, и выполняя его задания, дети самостоятельно открыли новое для себя знание, сделали из факторов выводы, обобщения.

    Степень трудности проблемной ситуации  должна быть такова, чтобы с помощью усвоенных знаний и способов действия дети не могли его выполнить, но этих знаний должно быть достаточно для самостоятельного анализа (понимания) содержания и условий выполнения поставленного задания.

Таким образом, я пришла к выводу, что использование проблемного обучения развивает у детей познавательную активность, т.е. они и вправду начинают задумываться «Зачем, почему?» и соответственно захотят узнавать новое, найти ответы к проблемным вопросам, рассуждая выходить из проблемной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "В гости к мышонку" с применением проблемного обучения

В этом конспекте рассказывается о том, как в гости к ребятам пришел мышонок, который не знал, как его зовут и где он живет. Дети придумывают кличку мышонку и находят ему дом....

Конспект образовательной деятельности по экологии с использованием проблемного обучения и технологии ТРИЗ в подготовительной группе "Давайте с природой дружить!"

Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы) .Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Игра – занятие «Скоро в школу» с использованием современных образовательных технологий (игровые, здоровьесберегающие, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве)

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Игра - занятие "Скоро в школу" с использованиемсовременных образовательных техно...

Проблемное обучение в ДОУ (картотека проблемных ситуаций)

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенш...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»

Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...