Игра – занятие «Скоро в школу» с использованием современных образовательных технологий (игровые, здоровьесберегающие, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Гасникова Юлия Александровна

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Игра - занятие "Скоро в школу" с использованиемсовременных образовательных технологий (игровые, здоровьесберегающие, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-zanyatie_skoro_v_shkolu.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи

Игра – занятие «Скоро в школу»

Образовательная область:  речевое развитие

Интеграция с другими образовательными областями:

  • социально – коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • физическое развитие

Цели:

  • обогащение, уточнение и активизация словаря по теме «Школа. Школьные принадлежности»
  • совершенствование лексико-грамматического строя речи: отрабатывать умения образовывать и употреблять в речи существительные в родительном падеже ед. и мн. ч.; существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами
  • отрабатывать умение составлять сложноподчиненные предложения и различные предложно-падежные конструкции
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза (умение определять  место звука в слове, определять последовательность звуков в слове и их количество , делать схему слова); навыков чтения и письма
  • развитие внимания, памяти, мышления
  • учить работать в команде
  • развивать общую моторику (координацию, синхронность ,темп и ритм движений, точность, сочетание движения и речи)
  • формировать представления о необходимости заботиться о своем здоровье

Технологии:

  • игровые
  • здоровьесберегающие
  • проблемное обучение
  • обучение в сотрудничестве

Оборудование:

  • шифрограммы
  • предметные картинки: прописи, пенал, ручка, линейка, клей, краски, дневник, точилка, учебник, тетрадки, карандаш, резинка, альбом)
  • ранцы
  • звуковые пеналы и демонстрационные квадраты синего, зеленого и красного цвета
  • буквы и антибуквы
  • предметы для ранцев: тетради, точилка, кисточка, линейка, резинка, учебник; краски, альбом, ручка дневник, пенал, букварь; клей, мяч, мелки, кукла, кружка, машинка, яблоко, банан, пистолет, фломастеры.
  • колокольчик
  • награды

Ход занятия:

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Оргмомент

– У нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте посмотрим друг на друга (гости на вас, вы на гостей), постарайтесь встретиться глазами друг с другом, улыбнитесь и убедитесь, что ничего страшного нет.

– А теперь,  прежде чем сесть, назовите свое имя.

– Когда вы входили в группу, вас встречала музыка, которая, на мой взгляд, должна была подсказать вам тему нашего занятия.

– Догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

– Совершенно верно - тема нашего занятия: «Скоро в школу!»1 сентября вы станете первоклассниками. И я надеюсь, что для вас начнется новая интересная жизнь, в которой вам много чего понадобиться. И сегодня мы посмотрим - готовы ли вы к школьной жизни.

Звучит песня «Чему учат в школе» (муз В.Шаинского, сл. М. Пляцковского) Дети входят в зал, здороваются и проходят на свои места

– Меня зовут Саша (дети по очереди называют свои имена и садятся на свое место)

– Мне кажется…Я думаю… мы будем говорить о школе

2.Совершенствование лексико-грамматического строя речи

А) – Для начала мы проведем с вами исследовательскую работу. Ее цель – выяснить, без чего вам в школе, ну, никак не обойтись. Готовы?

– У каждого из вас на столе лежит листок с шифровкой  (шифрограмма). Рассмотрите ее повнимательней: что вы видите?

– Как вы думаете, что надо сделать?

– Каждой цифре соответствует своя буква. Вам нужно в пустые клетки под цифрами вставить нужные  буквы; прочитать слово, найти на столе нужную картинку и выставить ее на доску. Берем карандаши, все делаем молча, не мешаем другим исследователям.

– Давайте посмотрим, что у вас получилось в результате исследовательской работы:

 без чего же никак нельзя обойтись в школе?

– Все эти нужные предметы называются школьными принадлежностями.

– Почему? Для чего вам нужны будут эти школьные принадлежности?

– Но мне кажется, здесь не все школьные принадлежность, которые могут вам понадобиться.  Подумайте, чего не хватает?

Б) – Но кроме школьных принадлежностей в школе вам очень пригодятся хорошая память и внимание. 

– Посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить как можно больше предметов. Закройте глаза  (в это время убираем  прописи, клей, кисточки, букварь, циркуль, фломастеры, пластилин, подставку для книг)

– Что убрала и где это стояло?

В) – Я думаю, что вы будете старательными, аккуратными  учениками и будете бережно относиться к своим вещам - школьным помощникам. Давайте назовем их ласково.

Г)- Но мы забыли кое- что еще! Ведь все это богатство надо до школы как- то донести? И тут  не обойтись без…..

– Но каждому первокласснику нужен «умный, правильный портфель». Как называется такой «умный, правильный портфель» поможет узнать загадка:

До чего же скучно,  братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног…

Я б такой исполнил танец…

Но нельзя, я школьный …

– Как вы думаете, почему именно ранец является «правильным портфелем»?

–Да

– У меня на листке две таблички: одна заполнена цифрами и буквами, а другая только с цифрами

– Я думаю, что буквы надо поставить в нужном порядке

Дети выполняют задание

– В школе нельзя обойтись без прописей (без пенала, без ручки, без линейки, без клея, без красок, без дневника)

  • мне нужны прописи , для того, чтобы научиться красиво писать
  • мне нужен пенал, для того, чтобы в нем хранить ручки и карандаши
  • мне нужна ручка, для того, чтобы ей писать в тетради
  • мне нужна линейка, для того,  чтобы чертить ровные линии
  • мне нужен клей, для того, чтобы склеивать поделки (бумагу)
  • мне нужны краски, для того,  чтобы ими рисовать
  • мне нужна точилка, для того, чтобы затачивать карандаши
  • мне нужен дневник, для того, чтобы в него ставили оценки

– Не хватает… (кисточки, тетрадей, карандашей, альбома, букваря, учебников, резинки, циркуля, фломастеров, пластилина, подставки для книг).

– Вы убрали прописи. Они стояли между дневником и точилкой (отрабатывается употребление предлогов и наречий: над, под, рядом, между, справа, слева)

– У меня будет не пенал, а пенальчик.

– А у меня не линейка, а линеечка и т.д.

– Не обойтись без портфеля!

–….РАНЕЦ!

– Ранец позволяет правильно распределять нагрузку и оставаться спине прямой

3. Физкультминутка

– А теперь у вас, как в школе, будет перемена (звенит звонок).

Дети выходят на ковер и выполняют под музыку движения согласно тексту физкультминутки.

Ведущий:

Чтобы хорошо учиться,

Надо много нам трудиться.

Чтоб не уставать, ребятки-

Дружно сделаем зарядку.

Дети хором:

Для здоровья, настроения

Делаем мы упражнения:

- Руки вверх и руки вниз,

На носочках подтянись.

- Повороты  влево-вправо,

А потом мы встанем прямо.

- Приседаем вместе дружно

Это для здоровья нужно.

- Мы попрыгаем немножко

- Пошагаем по дорожке.

Ведущий:

- А теперь прошу садиться-

Будем дальше мы трудиться.

(слова и музыка Захарова И.Э.)

4.Развитие фонематических процессов

А) – Вот он наш герой (достаем ранец)

– Назовите по - порядку все звуки в слове РАНЕЦ

– Сколько звуков в этом слове?

– Назовите первый звук и дайте ему характеристику;

– Назовите последний звук в этом слове и дайте ему характеристику;

– Назовите третий звук в этом слове и дайте ему характеристику;

– Какие звуки в этом слове еще не назвали?

– Какие это звуки?

– Подвиньте к себе звуковые пеналы и сделайте схему слова РАНЕЦ

Б) – Чтобы записать это слово нам надо звуки превратить в…..

– У меня на столе очень много правильных и неправильных букв – ваша задача – найти нужные и поставить под звуком (квадратом)  соответствующую букву

В)  «Собери ранец»

– А вы в школу-то хотите?

– Рано вставать, делать уроки… ни поиграть, ни погулять, ни поспать днем в тихий час….Все равно хотите…

Ну тогда вам пора привыкать к одной ежевечерней обязанности – самостоятельно собирать свой ранец. Готовы?

– Тогда  вот вам два ранца и  много разных очень и не очень нужных вещей. Делимся на две команды: мальчики и девочки.

Задача - отобрать только нужные для школы предметы и сложить их в ранец. Мальчики собирают предметы, в названии которых три слога; а девочки – два. Не забывайте, что вы работаете на свою команду: помогайте друг другу, не ссорьтесь, а попытайтесь убедить в своей правоте. Удачи!

– Подводим итоги соревнования (по необходимости даются пояснения: банан в школе нужен, чтобы перекусить и т.д.)

– Вы хорошо поработали, и я вижу, что вы готовы к школе. Нам осталось только рассказать нашим гостям стихи, которые мы готовим к выпускному балу.

 /Р/     /А/   / Нь/    /Э/       / Ц/

В слове РАНЕЦ пять звуков

 В слове РАНЕЦ первый звук / Р /- это звук согласный, твердый, звонкий

 В слове РАНЕЦ последний звук / Ц  /- это звук согласный, твердый, глухой

 В слове РАНЕЦ третий звук / Нь  /- это звук согласный, мягкий, звонкий

 Это звуки / А  /,/ Э  /

 Эти звуки гласные

Дети делают у себя на столе схему слова

(для проверки схема делается детьми и  на доске)

- ….в буквы

Дети по очереди выполняют задание

– ДА!

– ДА!

Дети делятся на команды и выбирают себе ранец

Соревнование проходит под музыку «Наташка-первоклашка»

(муз. Ю. Чичкова, сл.К.Ибряева)

Дети выбирают нужное из предложенных предметов:  тетради, точилка, кисточка, линейка, резинка, учебник; краски, альбом, ручка дневник, пенал, букварь; клей, мяч, мелки, кукла, кружка, машинка, яблоко, банан, пистолет, фломастеры.

Дети читают стихи

5.Итог

Гости говорят напутственные слова, делятся впечатлениями об увиденном и вручают детям медали «За старание».

Звучит песня «Первоклашка» (муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина).