Проект Планета Детства
проект на тему

Филимонова Елена Викторовна

Проект для группы катковременного пребывания для детей от 3 до 5 лет, не посещающих дошкольные учереждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_planeta_detstva.doc569.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта

проекта «Планета Детства»

группы кратковременного пребывания

 для детей от 3 до 5 лет,

не посещающих дошкольные учреждения

Наименование

Проекта

Проект «Планета Детства» группы кратковременного пребывания

для детей от 3 до 5лет, не посещающих дошкольные учреждения

Разработчики

Проекта

Латыпова Ольга Николаевна – заведующий МБДОУ ДСКВ №61 «Соловушка»

Лобацевич Елена Ивановна – заместитель заведующего по воспитательной и методической работе;

Филимонова Елена Викторовна – воспитатель первой квалификационной категории;

Брюховецкая Ирина Леонидовна – педагог-психолог;

Хамидуллина Лариса Мухаметдиновна- музыкальный руководитель;

Конькина Ольга Борисовна – главный бухгалтер МБДОУ ДСКВ №61 «Соловушка»

Основания для

разработки

проекта

  • Закон РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании»

(с изменениями и дополнениями);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №91 от 22 июля 2010 г. «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.2660-10;
  • Распоряжение главы муниципального образования города Нижневартовска №476-р от 10.05.2000 г. «Об утверждении Положения о предоставлении дополнительных платных услуг муниципальными образовательными учреждениями города»;
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 106/23-16, законом «Об образовании»,
  • «Положение об оказании услуг по присмотру и уходу за детьми в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский  сад комбинированного вида №61 «Соловушка»  города Нижневартовска (группа кратковременного пребывания)

Цель

  • разработка и апробация организационных и содержательных аспектов функционирования модели группы кратковременного пребывания, создаваемой на базе дошкольного учреждения для неорганизованных детей в возрасте от 3 до 5 лет; создание благоприятных психологических условий  для всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых.

Задачи

  • апробирование разработанной  модели функционирования ГКП, установление степени эффективности и востребованности деятельности данной модели;
  • определение направления дальнейшего совершенствования деятельности ГКП и способы трансляции опыта её функционирования в массовую педагогическую практику;
  • охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка;
  • повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка младшего дошкольного возраста (диагностическая и консультативная помощь семьям)
  • оказание своевременной систематической психолого-педагогической помощи детям

Целевая группа

Дети дошкольного  возраста 3- 5 лет, не посещающие дошкольные учреждения.  Родители.

Ожидаемые результаты

  • Значительно облегчилась адаптация детей к детскому саду (в легкой степени – 87%, средней – 13%)
  • Дети овладели элементарными практическими навыками по изобразительной, музыкальной, игровой деятельности.
  • Создана нормативная база функционирования групп кратковременного пребывания.
  • Посетили консультации, лекции   не менее 10 родителей, имеющих ''неорганизованных'' детей младшего дошкольного возраста.
  • Родители стали  в большей степени интересоваться вопросами воспитания и обучения детей (что видно из сравнительного анализа анкетирования родителей в начале и конце учебного года).
  • Занятия с детьми 3 - 5 лет посещали систематически  10 семей.
  • Праздничные и спортивные мероприятия – от 8 до 10 детей.
  • Пополнение Лекотеки  которая является насущной потребностью сегодняшнего дня, так как значительная часть родителей нуждается в педагогической помощи. В Лекотеке создан информационный ресурс в виде методической литературы, развивающих игр, игрушек и пособий, видео, аудио записей, которые способствуют развитию ребёнка и помогают родителям в поиске наиболее эффективных способов формирования его личности. Родители имеют возможность брать игры и пособия в домашнее пользование.

Перспективы развития проекта:

Перспективы дальнейшей работы обусловлены необходимостью обеспечения стабильной привлекательности предоставляемых услуг для семей, имеющих детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ. Для этого предусматривается дальнейшее расширение спектра предоставляемых услуг присмотра и ухода. В частности, разработать и апробировать проект адаптационной группы кратковременного пребывания «Лучик» на летний период, для детей, не посещающих детский сад, но получивших путевки на новый учебный год

Пояснительная записка проекта

группы кратковременного пребывания

«Планета Детства»

В настоящее время проблема предшкольного образования довольно остро стоит перед всей педагогической общественностью России. Одним из направлений решения проблемы и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. №106/23-16). Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить насущные семейные проблемы, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника.

Воспитание ребенка – сложное и ответственное дело. Младший и средний дошкольный возраст - период, благоприятный для общего психического развития ребёнка, именно в этом возрасте зарождается личность человека. В этом возрасте возможно интенсивное физическое, речевое, сенсорное развитие детей. Однако чтобы эти возможности реализовались, взрослым необходимо специально заниматься развитием ребёнка. В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребёнка особенно эффективно.

Вместе с тем, как свидетельствуют современные исследования, многие молодые родители настолько устают от однообразия домашней жизни, хозяйственно-бытовых проблем, что оказываются не в состоянии обеспечивать полноценные условия для развития малышей, а нехватка мест в дошкольных учреждениях стоит очень остро.  Таким образом,  возникает противоречие между потребностью населения и отсутствием образовательного пространства для такой категории детей, что обуславливает актуальность открытия групп кратковременного пребывания (ГКП) на базе дошкольных учреждений.

В ДОУ № 61 по итогам маркетингового исследования и запросов родителей детей, посещающих детский сад, а также возможностей дошкольного учреждения по предоставлению образовательных услуг была определена модель группы кратковременного пребывания. Данная модель обеспечена кадрами, программно-методическими материалами образовательной работы, материально-техническими средствами.

В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями); Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №91 от 22 июля 2010 г. «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.2660-10; Распоряжением главы муниципального образования города Нижневартовска №476-р от 10.05.2000 г. «Об утверждении Положения о предоставлении дополнительных платных услуг муниципальными образовательными учреждениями города»; Письмом Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 106/23-16, законом «Об образовании», «Положением об оказании услуг по присмотру и уходу за детьми в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский  сад комбинированного вида №61 «Соловушка»  города Нижневартовска (группа кратковременного пребывания)  (Приложение 1) , сметы (Приложение 2),  по дошкольному образовательному учреждению издан приказ об открытии группы кратковременного пребывания  для детей от 3 до 5  лет «Планета Детства».

       

Наш проект «Планета Детства» направлен на организацию на базе дошкольного учреждения группы кратковременного пребывания воспитанников от 3 до 5 лет

Основная цель проекта - разработка и апробация организационных и содержательных аспектов функционирования модели группы кратковременного пребывания, создаваемой на базе дошкольного учреждения для неорганизованных детей в возрасте от 3 до 5 лет; создание благоприятных психологических условий  для всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых.

 

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  •  апробирование разработанной  модели функционирования ГКП, установление степени эффективности и востребованности деятельности данной модели;
  • определение направления дальнейшего совершенствования деятельности ГКП и способы трансляции опыта её функционирования в массовую педагогическую практику;
  • охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка;
  • повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка младшего дошкольного возраста (диагностическая и консультативная помощь семьям)
  • оказание своевременной систематической психолого-педагогической помощи детям

Проект направлен на:

  •  обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья в соответствии с их психофизиологическими                  особенностями;
  •  адаптацию детей к ДОУ;
  • обеспечение ухода и воспитания в соответствии  с индивидуальными

потребностями каждого ребенка;

 Программно – методическое обеспечение:

          - «Родничок успеха» Т.В. Коростелёва,

- «Праздник каждый день» И.Каплугина, И. Новосельцева

- «Физическая культура – дошкольникам» Л.Д.Глазырина

На основе перечисленного составлены:

  • План работы с детьми (Приложение 3)
  • Перспективное планирование работы консультационного пункта для родителей «Родительская гостиная» (Приложение 4)

 

 Руководство и контроль:

- через анализ посещаемости детей группы;

- анализ планов работы;

- график контроля за эффективностью работы группы со стороны заведующего,  заместителя заведующего по воспитательной и  методической работе.

- анкетирование родителей;

Методическое сопровождение обеспечивает заместитель заведующего по воспитательной и  методической работе.

  Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды деятельности:

- развитие речи, ознакомление с окружающим;

- действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, строительным материалом;

-   подвижные и музыкальные игры;

- оздоровительные мероприятия.

Принципы работы:

  1. личностно-ориентированная модель - взаимодействие педагога с воспитанниками, обеспечивающее психологический комфорт и способствующее развитию детей, что является основой педагогического процесса;
  2. вариативность – предполагает различные формы взаимодействия ГКП и семьи, гибкое реагирование на запросы жителей микрорайона в зависимости от социальных потребностей;
  3.  индивидуализация -  при подборе содержания деятельности учитываются не только возрастные возможности, но и личный опыт каждого ребёнка, а главное – его интересы;
  4. интегративность – соединение различных видов деятельности в единый комплекс как всего курса в целом, так и каждого занятия в отдельности.
  5.  преемственность – воспитание детей в предшкольном возрасте как единая система семейного и общественного воспитания;

  

Механизм реализации Проекта

Порядок комплектования группы кратковременного пребывания детей определяется Учредителем и положением о порядке организации и функционирования группы кратковременного пребывания детей 3 - 5 лет.

В группу кратковременного пребывания принимаются дети от 3 до 5 лет, не посещающие дошкольные учреждения. Прием в  группу кратковременного пребывания детей ведется в течение всего года при наличии свободных мест по мере поступления заявлений от родителей, (законных представителей).

Предельная наполняемость группы кратковременного пребывания - 10 человек.

Для открытия группы кратковременного пребывания детей в ОУ имеются:

- штатное расписание;

- должностные инструкции работников группы кратковременного пребывания детей;

- гибкий режим дня для воспитанников (от 3 до 5 лет);

- список детей, утвержденный заведующим образовательного учреждения;

- заявление родителей (законных представителей) детей.

Режим  группы кратковременного пребывания детей (определяется наличием необходимых условий в детском саду):

- в течение учебного года (с 01.10.2013 по 31.05.2014);

- три дня в неделю  с 9.00 до 13.00 на основе кратковременного пребывания воспитанников;

- без организации питания, прогулки и сна;

При зачислении ребенка в группу кратковременного пребывания родители (законные представители) знакомятся с Уставом образовательного учреждения, Типовым положением, общеобразовательной программой и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса на дошкольном отделении образовательного учреждения.

Отношение между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) ребенка регулируются совместным договором, заключаемым в установленном порядке.

Зачисление детей в группу кратковременного пребывания  оформляется приказом заведующего, при наличии:

-     заявления родителей (законных представителей);

-     медицинской карты развития и здоровья ребенка;

-  договора о взаимоотношениях образовательного учреждения с родителями (законными представителями) ребенка.

Конкурсный набор и тестирование детей при комплектовании группы не допускается.

Организация работы группы кратковременного пребывания.

    Реализация данного проекта возможна в рамках дошкольного образовательного учреждения, при наличии оборудованных свободных помещений: музыкальный и физкультурный залы,  сенсорной комнаты,  кабинета психолога,    

В дошкольном учреждении соблюдены  требования СанПин  2.4.1.2660-10 к группам кратковременного пребывания, а именно имеются:

- шкафчики - место для раздевания с условиями хранения верхней одежды и обуви;

- помещение для проведения  занимательных дел и  игр детей;

-  туалетная (с умывальной) для детей, с персональными горшками для каждого ребенка;

Дети, группы кратковременного пребывания посещают музыкальный зал, спортивный зал, зеленую зону, кабинет психолога, кабинет «БОС».

- ГКП комплектуется детьми младшего дошкольного возраста от 3  до 5 лет, не посещающими образовательное учреждение, на основе заявления родителей (законных представителей), договора с родителями, справки от педиатра о возможности ребенка посещать ГКП, медицинской карты.

- Наполняемость группы  10 человек.

- Группа работает три дня в неделю: понедельник, среда, пятница, в первую половину дня с 9.00 до 13.00 (без питания, сна и прогулки).

     Работа в группе с детьми осуществляется как фронтально, так и индивидуально.

Документация группы кратковременного пребывания: 

- положение о группе кратковременного пребывания

- приказ об открытии ГКП

- заявления родителей (законных представителей)

- договор с родителями (законными представителями)

- трудовой договор с педагогами

- должностная инструкция педагога ГКП

- перспективный план работы

- табель посещаемости детей

- табель учета рабочего времени педагогов

- циклограмма рабочего времени

- график работы

Кадровое обеспечение.

В ГКП процесс присмотра и ухода осуществляют:

- воспитатель высшей квалификационной категории

- психолог

- музыкальный руководитель

Реализация проекта рассчитана на 2013-2014 год.

1. Этап подготовительный:

 - Опрос родителей, маркетинговое исследование.

 - Разработка проекта.

 - Создание группы кратковременного пребывания.

  1. Основной этап

 - Реализация проекта.

3.Заключительный этап

 - Подведение итогов реализации проекта.

 - Анализ.

Структура процесса присмотра и ухода:

Проект подразумевает работу в двух направлениях:

  1. Встречи с детьми ежедневно по 4  часа.
  2. Работа консультационного пункта для родителей, (законных представителей)  1 раз в месяц и по запросу.

Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей.

Структура каждой встречи состоит из двух частей:

  1. Ознакомление с окружающим, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, сенсорное развитие, конструирование;
  2. Игровая деятельность (дидактические игры, подвижные игры и физкультурные упражнения, музыкальные игры, изодеятельность).

Результаты деятельности (предполагаемый результат)

  • Значительно облегчилась адаптация детей к детскому саду (в легкой степени – 87%, средней – 13%)
  • Дети овладели элементарными практическими навыками по изобразительной, музыкальной, игровой деятельности.
  • Малыши овладели культурно-гигиеническими навыками, в соответствии с возрастом.
  • Создана нормативная база функционирования групп кратковременного пребывания.
  • Посетили консультации, лекции   не менее 10 родителей, имеющих ''неорганизованных'' детей младшего дошкольного возраста.
  • Родители стали  в большей степени интересоваться вопросами воспитания и обучения детей (что видно из сравнительного анализа анкетирования родителей в начале и конце учебного года).
  • Занятия с детьми 3 - 5 лет посещали систематически  10 семей.
  • Праздничные и спортивные мероприятия – от 8 до 10 детей.
  • Пополнение Лекотеки  которая является насущной потребностью сегодняшнего дня, так как значительная часть родителей нуждается в педагогической помощи. В Лекотеке создан информационный ресурс в виде методической литературы, развивающих игр, игрушек и пособий, видео, аудио записей, которые способствуют развитию ребёнка и помогают родителям в поиске наиболее эффективных способов формирования его личности. Родители имеют возможность брать игры и пособия в домашнее пользование.

Перспективы развития проекта:

Перспективы дальнейшей работы обусловлены необходимостью обеспечения стабильной привлекательности предоставляемых образовательных услуг для семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих ДОУ. Для этого предусматривается дальнейшее расширение спектра предоставляемых услуг. В частности, разработать и апробировать проект адаптационной группы кратковременного пребывания «Лучик» на летний период, для детей, не посещающих детский сад, но получивших путевки на новый учебный год.

Режим дня

воспитанников группы кратковременного пребывания

детей от 3 до 5 лет

на 2013-2014 учебный год

Понедельник

Режимные моменты

ГКП для детей

от 3 до 5 лет

Время

в режимных моментах

Время, отведенное

на реализацию деятельности

Утренняя встреча детей.

9.00 – 9.10

10 мин.

Игровая деятельность

Гимнастика

9.10 – 10.00

50 мин.

«Играя, развиваюсь!»[1]

10.00 -10.25

25 мин.

Совместная деятельность

10.25 -10.55

30 мин.

«Здоровячок» [2]

«Музыкальная шкатулка» [3]

10.55 -11.20

25 мин.

Самостоятельная деятельность.

11.20 -11.40

30 мин.

Совместная деятельность

11.40-12.40

60 мин.

Игровая деятельность

Подведение итогов дня.

Уход детей домой.

12.40 – 13.00

20 мин.

ИТОГО

в день

240 мин.

4 ч.

Среда

Режимные моменты

ГКП для детей

от 3 до 5 лет

Время

в режимных моментах

Время, отведенное

на реализацию деятельности

Утренняя встреча детей.

9.00 – 9.10

10 мин.

Игровая деятельность

Гимнастика

9.10 – 10.00

50 мин.

«Играя, развиваюсь!»[4]

(сенсорное воспитание с психологом)

10.00 -10.25

25 мин.

Совместная деятельность

10.25 -11.10

45 мин.

Самостоятельная деятельность.

11.10 -11.40

30 мин.

«Цветик – семицветик»[5]

11.40- 12.05

25 мин.

Совместная деятельность

12.05-12.40

35 мин.

Игровая деятельность

Подведение итогов дня.

Уход детей домой.

12.40 – 13.00

20 мин.

ИТОГО

в день

240 мин.

4 ч.

Пятница

Режимные моменты

ГКП для детей

от 3 до 5 лет

Время

в режимных моментах

Время, отведенное

на реализацию деятельности

Утренняя встреча детей.

9.00 – 9.10

10 мин.

Игровая деятельность

Гимнастика

9.10 – 10.00

50 мин.

 «Играя, развиваюсь!»[6]

10.00 -10.25

25 мин.

Совместная деятельность

10.25 -10.55

30 мин.

«Здоровячок» [7]

«Музыкальная шкатулка» [8]

10.55 -11.20

25 мин.

Самостоятельная деятельность.

11.20 -11.40

30 мин.

«Почемучки»[9]

11.40- 12.05

25 мин.

Совместная деятельность

12.05-12.40

35 мин.

Игровая деятельность

Подведение итогов дня.

Уход детей домой.

12.40 – 13.00

20 мин.

ИТОГО

в день

240 мин.

4 ч.

Реализация проекта «Планета Детства»

Мероприятия

Срок

Подготовительный этап

1.

Анализ материально-технических и кадровых ресурсов. Подготовка материально-технической базы, необходимой для функционирования группы кратковременного пребывания

Март –  Май 2013г

2.

Разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование группы кратковременного пребывания на базе МБДОУ ДСКВ №61 «Соловушка»

Май – Август 2013г

3.

Разработка содержания деятельности группы кратковременного пребывания

Май – Июль 2013г

4.

Обеспечение рекламной информации о функционировании группы кратковременного пребывания

Август – Сентябрь  2013г

5.

Запись в группу кратковременного пребывания, заключение договоров

с 16 сентября 2013г

6.

Организационное собрание родителей с презентацией проекта

30 сентября 2013г

Основной этап

1.

Работа группы кратковременного пребывания «Планета Детства»

01.10.2013-31.05.2014

2.

Подготовка и проведение праздников-развлечений для детей, посещающих группу кратковременного пребывания

Декабрь 2013г

Февраль, Март, Май 2014г

1раз в неделю

3.

«Родительская гостиная» Групповые и индивидуальные консультации родителей

1 раз в месяц

а также по запросам родителей

Заключительный этап

1.

Выявление удовлетворенности родителей результатами работы группы.

Май – Июнь 2014г

2.

Анализ эффективности реализации проекта. Определение направлений дальнейшего совершенствования деятельности групп кратковременного пребывания и способов трансляции опыта функционирования групп кратковременного пребывания в массовую педагогическую практику.

Июль – Август 2014г


[1]  - Сенсорное развитие с педагогом - психологом

[2] - Физкультурное направление  – 1, 3 понедельник  и 2, 4 пятница месяца

[3] - Музыкальное направление – 2, 4 понедельник  и 1,3 пятница месяца

[4] - Сенсорное развитие с педагогом - психологом

[5] - Художественно – эстетическое направление – 1,3 среда – рисование; 2,4 среда - лепка

[6] - Сенсорное развитие с педагогом - психологом

[7] - Физкультурное направление  – 1, 3 понедельник  и 2, 4 пятница месяца

[8] - Музыкальное направление – 2, 4 понедельник  и 1,3 пятница месяца

[9] - Экологическое воспитание, коммуникация, экспериментирование и опытническая деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по защите проекта "Планета детства"

Презентация отражает основные моменты подготовки к лего турниру...

Взаимодействие с родителями. Краткосрочный проект по пожарной безопасности в старшей группе "Шутить с огнём нельзя". "Зимняя планета детства". "Плетение из фольги" и т.д.

Проект посвящён актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности....

Проект ГКП " Планета детства". Ранний возраст

Проект ГКП " Планета детства". Ранний возраст.  Проект  проводился с 01.10.2016 по 31.05.2017. Я принимала в нём участие в качестве музыкального руководителя. С детьми проводились ...

Проект "Планета Детства"

Проект  «Парк детского периода»- это место для игры, отдыха, спорта и познавательного развития детей,  это попытка соотнести элементы развивающей среды с целями и задачами новых ...

Проект «Планета детства » (Воспитание и развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через музыкально- ритмическую деятельность, посредством здоровьесберегающих технологий)

ull; В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни начинается уже ...