Конспект Опытно-эксперементальной деятельности
опыты и эксперименты (старшая группа)

Хетчикова Наталья Николаевна

Секреты Кока-колы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspektkola.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/с №20

Конспект

опытно - экспериментальной деятельности

с детьми старшей группы

на тему: «Секреты «Кока – Колы»

Воспитатель:

   Хетчикова Н.Н

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, прививать детям  навыки исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с «Кока-Колой»;
  • Учить детей обследовать предметы и экспериментировать с ними;
  • Развивать у детей умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Активизировать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ;
  • Закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Материалы для проведения экспериментов: лупы, бутылки с «Кока-Колой», молоко, прозрачные пластиковые стаканчики и мисочки, пластиковые ложки, д салфетки, ржавые и тусклые металлические предметы (монеты, скрепки, пуговицы), 2 куриных яйца, конфеты «Ментос».

Предварительная работа:  опрос детей на тему: «Мой любимый напиток»,  опыт с яйцом и опыт с горохом .

Ход занятия.

-Ребята, что это? (демонстрация бутылки «Кока-кола»)

 Ребята, поднимите руку, кто из вас пробовал «Кока-колу»?

- Вам понравилась она на вкус? Почему?

- Часто родители покупают вам «Колу»? (Ответы детей)  

 Дидактическая игра: «Состав Кока - колы»

- Ребята, хотите узнать из чего состоит Кока- кола? Для этого вам нужно отгадать загадки.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая?

+Вода

- Он с жадностью пьёт – а не чувствует жажды.

Он бел – а купается только однажды.

Он смело ныряет в кипящую воду-

Себе на беду, но на радость народу…

И добрые люди (вот это загадка!)

Не скажут: «Как жалко», а скажут: Как сладко!»

+Сахар

Открой бутылку, и тот час

Наружу выйдет лёгкий…

+Газ

Его содержит лимонад

Попробовав его,

Ты быстро привыкаешь,

 А после – плохо засыпаешь

+ Кофеин

Он вызывает аллергию

И зуд на коже – вот беда.

Он не художник, но окрасит воду,

И будет красочной она

+ Краситель

- Скажите, какое влияние на здоровье человека оказывают вещества, входящие в состав этого газированного напитка?

+ Он портит желудок, от газов может заболеть живот, от кофеина плохо засыпаешь, от красителя красится язык и зубы, от большого количества сахара можно заболеть

     

Хотите узнать, что находится внутри этой красивой баночки? Какие секреты скрывает «Кока-Кола»?

Чтобы ответить на эти вопросы, куда же мы отправимся? Где проводят опыты и изучают свойства разных предметов и веществ? Где создают новые лекарства и совершают научные открытия? (Ответы детей) Правильно, мы направимся в исследовательскую лабораторию, а сами превратимся в ученых и проведем настоящие опыты, чтобы выяснить, как «Кока-Кола» влияет на организм человека.

А что должно быть в настоящей лаборатории для проведения опытов и экспериментов? (Пробирки, колбы, пузырьки, микроскопы, лупы, щипцы и т.д.)

Итак, вот мы в исследовательской лаборатории, а это значит, что сейчас вы – научные сотрудники, а это работа очень серьезная и ответственная. Давайте определим правила поведения в лаборатории. Как вы думаете, чего НЕЛЬЗЯ делать в лаборатории? (Ответы детей). 

Запомните эти правила:

  1. Не вертись, не болтай

И соседу не мешай!

  1. Ты работу завершил.

Все на место положил?

Итак, коллеги,  в начале нашей работы необходимо выяснить, как появилась на свет «Кока-Кола». Внимание …

«Кока-колу» придумал американский аптекарь Джон Пембертон  

 в 1886 году, то есть  ей уже почти 130 лет! (картинка)

         Сначала ее продавали только в аптеках, но вскоре она  начала быстро приобретать популярность и через 50 лет после ее изобретения стала самым популярным напитком не только в Америке, но и во многих других странах планеты, в том числе и в России.

        В 1931 году компания по производству «Кока-Кола» решила превратить Санта Клауса, американского Деда Мороза  в рекламный символ этого популярного напитка. (картинка)

        Каждый день с экранов телевизоров мы смотрим, как  с приятным шипением льется в стакан «Кока-Кола», что сразу так и хочется выпить этого вкусного, освежающего напитка. (картинка)

        Так пить Кока-Колу или не пить? Что приносит «Кока-Кола» человеку – вред или пользу? И из чего делают «Кока-Кола?»  На эти вопросы мы с вами сможем ответить, если превратим сейчас нашу группу в настоящую лабораторию,  а сами станем учеными и будем проводить опыты.

Опыт 1.  опыт подготовлен заранее.

Давайте узнаем, правда ли, что «Кока-Кола» опасна для наших зубов? Для этого опыта мы взяли скорлупу куриного яйца. По своему составу она похожа с нашими зубами. За прочность яичной скорлупы, а также наших зубов и костей отвечает вещество – кальций.  Чтобы опыт был более точным, мы в один стакан налили «Кока-Колу», а в другой – воду. В оба стакана положили яичную скорлупу. Скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой. А скорлупа, находящаяся в воде, не изменилась.

Возьмите свои лупы и внимательно рассмотрите, как изменилась скорлупа яйца. Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей)

Правильно,  от «Кока-Колы» зубы, так же как и яичная скорлупа, могут темнеть и портиться.

 Опыт 2 . Подготовлен заранее

 В миску с кока- колой и водой положили несколько горошин и оставили на несколько дней.  В стаканчики с водой и кока-колой поставили листочек фиалки. Ребята посмотрите, что произошло?(ответы детей) Через неделю фасоль, помещённая  в кока – колу, сморщилась, зародыш внутри семени погиб. Фасоль, помещённая в воду, быстро набухла, зародыш напитался питательными веществами и скоро начал бы прорастать.  Листочек, который был помещен в кока-колу – стал мягким, липким, начал превращаться в кашицу, а листочек в воде, остался таким же каким был, через некоторое время он начнет прорастать.

Опыт 3.

Для следующего опыта нам понадобятся ржавые или тусклые металлические предметы: выбирайте, тут есть монеты, пуговицы, скрепки.  В мисочку с «Кока – Колой»  положите ваш предмет.  Пока мы ждём проведём следующий опыт.

Опыт 4.

А этот опыт мы проведем с вами вместе. Смотрите, я беру бутылку «Кока-Колы»,  открываю ее и кладу под крышку три мятные конфеты «Ментос». Немного подожду, затем резко откручу крышку… Ой, что произошло? («Кола» высоким пенным фонтаном брызнула в разные стороны). (Ответы детей)

Теперь попробуйте сами положить в пробирку с «Кока-Колой» полтаблетки «Ментос». Закройте пробкой и хорошенько потрясите. Что получилось? Какой вывод мы сделаем? (Ответы детей)

Да, с некоторыми продуктами «Кока-Кола» не совместима и вступает в  химическую реакцию, похожую на маленький взрыв. Только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке!

Ребята вернёмся к предыдущему опыту. Теперь, Тимур, вытащи свою монетку и потри ее тряпочкой. Что стало со ржавой монеткой? Посмотри на нее через лупу. (Монетка посветлела, заблестела). А что у тебя произошло с монеткой, Арина? ( стала как новая.) Какой вывод можно сделать после этого опыта? (Ответы детей)

Вы сделали правильный вывод, ведь если «Кока-Кола» с легкостью удаляет ржавчину, то она так же легко может разъедать стенки нашего желудка.

Физминутка.

- Делать научные открытия – дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха

"Мы с тобой"

Для начала мы с тобой крутим только головой.

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно сможем,

(повороты вправо и влево)

А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем

-Нужно ноги укреплять, раз, два, три, четыре, пять.

Напоследок потянулись вверх и в стороны, прогнулись.

От разминки раскраснелись и на место все уселись.

Опыт 5.  Работа в парах.

Разделитесь на пары: один наливает в прозрачный стаканчик «Колу» до половины, второй –  добавляет туда ложку молока. Посмотрите, что происходит? (Ответы детей).

Да, верхний слой жидкости в стакане стал совсем прозрачный, зато внизу образовался мутный, густой осадок, появились хлопья. Почему же это произошло? В «Кока-Коле» есть вещество, которое соприкасаясь с молоком вступает в реакцию, и возникает такой неприятный осадок на дне стакана, какой бывает при скисании молока. Какой вывод сделаем? (Ответы детей)

   Да, если пить «Кока-Колу» вместе с молочными продуктами, то такой осадок появится и в нашем желудке.

Ребята, мы провели опыты, которые должны были определить, вредна или полезна Кока – кола? Пить или не пить этот напиток?

Итак,  что же такое «Кока-Кола»? Конечно, для многих это любимый напиток, которым невозможно напиться, хочется пить еще и еще. Но из чего же она состоит?

«Кока-Кола» - это сильно газированный напиток, в состав которого входят вещества, которые разъедают наш желудок, приводят к нехватке кальция в костях и зубах. Вещество кофеин, который содержится в «Кока-коле», приводит к раздражительности, плохому сну, затрудняет работу сердца, а большое количество сахара вызывает избыточный вес.

Чтобы быть здоровыми и крепкими надо есть полезные продукты. А чтобы вы

запомнили, какие продукты полезны для нас, а какие приносят непоправимый вред здоровью, мы сейчас  поиграем в игру:

 

 Игра «Полезное или вредное»

- На столе лежат картинки различных напитков: молоко, морс, сок, чай, кофе, «Пепси», «Фанта», «Кока-Кола».

- Выберите и разместите на доске, полезные на ваш взгляд напитки.

Дети выбирают картинки.

- Я вижу, вы хорошо знаете, какие напитки полезные. 

Рефлексия.

- Уважаемые коллеги! Мне хочется узнать:

-Смогли мы сегодня разрешить спор Кока-кола  вредна или полезна?

- Кока-кола очень расстроилась, неужели в ней нет ничего полезного?

- Кока-кола может помочь удалить ржавчину, очистить чайник от накипи. Она может пригодиться в хозяйстве.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чем будете утолять жажду: водой или кока – колой?

-  Дорогие ребята, мне сегодня было приятно   побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования.

Ребята хотите быть здоровыми – не пейте «Колу», пейте натуральные соки, в которых много витаминов для роста и здоровья!   Будьте здоровы!

Список используемых источников:

  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников Людмила Николаевна Прохорова (Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. — 64 с. 
  2. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие.-СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 128с.
  3.  «Вред кока-колы». - http://pandia.ru/text/79/205/15215.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по опытно - эксперементальная деятельность "Поиграем с песком" во второй младшей группе

конспект опытно - эксперементальной деятельности во второй младшей группе "Играем с песком"...

Конспект опытно-эксперементальной деятельности в старшей группе"Свойства сухого песка"

Конспект опытно – экспериментальной  деятельности в старшей группе «Свойства  сухого  песка»...

Конспект занятия по опытно-эксперементальной деятельности

Конспект занятия по опытно-экспереметтальной деятельности...

Конспект ООД "Крахмал" по опытно эксперементальной деятельности

Конспект занятия на тему "Крахмал". Позволяет детям опытным путем выяснить свойства крахмала....