Устное народное творчество как средство развития словаря у детей с речевыми нарушениями
статья по развитию речи (старшая группа)

Толстенева Ирина Юрьевна

 Устное народное творчество как средство развития речи, на сегодняшний день, утрачивает свою ценность среди детей, подрастающего поколения и молодых родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Толстенева Ирина Юрьевна

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ города Нижневартовска ДС  №66 «Забавушка»  

Устное народное творчество как средство развития словаря у детей с речевыми нарушениями

Детский сад «Забавушка» обеспечивает разностороннее развитие ребенка, имеющего психо-речевые нарушения, формирование у него различного рода способностей до уровня соответствующего его возрастным возможностям, требованиям социального заказа в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Осуществляя свою деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи,  мне пришлось столкнуться с рядом педагогических проблем.

Первой проблемой является то, что у детей с нарушениями речи отставание от возрастных норм в формировании и обогащении словарного запаса обнаруживается в 95 – 100 % случаев. Также наблюдаются специфические речевые нарушения, характеризующиеся различной степенью выраженности и вариативностью проявлений.

В большинстве своем эти нарушения включают неточность восприятия и воспроизведения лексического значения слов, трудности в запоминании и обогащении словарного запаса, сложность в употреблении номинативного, предикативного, адъекативного словаря. Уровень сформированности словарного запаса в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития ребенка, что является базой и создает предпосылки для успешного формирования и совершенствования речевых возможностей ребенка.

Второй проблемой является то, что фактический материал, накопленный по этой проблеме, не предполагает включение произведений  устного народного творчества даже в работе с детьми младшего дошкольного возраста, не говоря уже о детях пяти-шести лет.

Проблемой является также и то, что в настоящее время появилось большое количество парциальных программ по использованию традиционной народной культуры в образовательном процессе, но стоит сказать, что нет максимального использования потенциальных возможностей устного народного творчества в речевом развитии детей.

Актуальность выбранной темы определена психолого-педагогическими исследованиями в коррекционной педагогике, которые показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с речевыми нарушениями, снижение уровня сформированности словарного запаса. Между тем, успешность обучения детей в школе и их социализация во многом зависит от уровня сформированности их словаря. Устное народное творчество как средство развития речи, на сегодняшний день, утрачивает свою ценность среди детей, подрастающего поколения и молодых родителей. Поэтому проблема повышения эффективности коррекционной работы по развитию лексической  стороны речи детей дошкольного возраста посредствам устного народного творчества, несмотря на достаточно широкое освещение в современной литературе, продолжает оставаться актуальной.

Целесообразность использования жанров устного народного творчества при словарного запаса детей с речевыми нарушениями очевидна, так как в процессе используются факторы, облегчающие процесс развития  речи и в частности обогащение словарного запаса.

Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В основу педагогического опыта развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями положены следующие теоретические концепции:

  • концепция системного, комплексного, подхода к коррекции речевых расстройств (Р.Е.Левина, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина);
  • концепция об общих и специфических закономерностях онтогенеза детей нормально развивающихся и с отклонениями в развитии (Л.С. Выгодский);
  • концепция Л.С. Выготского о том, что процесс усвоения ребенком значений слов, их семантики по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности;
  • особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий;
  • Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова считают, что развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи;
  • концепция о переводе пассивного словаря в активный;
  • концепция Л.С. Выготского о «зоне ближайшего» развития.

При определении содержания образования учитываются возрастные, психолого-педагогические и индивидуальные возможности каждого ребёнка.

Проект опирается на общие дидактические принципы: системность, наглядность, индивидуальность, последовательность, доступность, прочность.

Принцип наглядности предполагает  использование схем, моделей, иллюстраций, которые помогают создавать представления об отдельных предметах и явлениях.

Принцип доступности реализуется в делении программного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи детей.

Принцип индивидуальности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные особенности воспитанников, уровень развития их способностей к обучению.

Систематичность и последовательность обучения подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения.

Концептуальные идеи проекта заложены в самом процессе развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ТНР:

  • широкое использование средств устного народного творчества в различных  приемах  речевого развития;
  • введение средств устного народного творчества в качестве инструмента решения речевых задач, отвечающих возрасту, уровню развития ребенка;
  • использование основополагающих преимуществ устного народного творчества по сравнению с другими средствами;
  • быстрое и рациональное обогащение словаря в соответствии с возрастными особенностями;
  • приобретение умения использовать имеющийся словарь в самостоятельной речи;
  • постоянное пополнение номинативного, предикативного и адъективного словаря;
  • развитие чувства радости и удовлетворения от постоянного овладения новыми и разнообразными словами.

Соотношение нового средства обучения с принятой в коррекционной педагогике и дошкольном воспитании научно-обоснованной системой формирования и развития речевых качеств, предполагает соблюдение психолого-педагогических условий:

  • планирование работы по развитию словаря средствами устного народного творчества с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, уровня речевого развития;
  • создание устойчивой эмоционально-положительной мотивационной готовности к участию в процессе развития словаря с использованием средств устного
  • учет уровня психоречевого развития ребенка при использовании средств народного творчества, обеспечивающего более высокую степень развития лексической стороны речи;
  • формирование потребности в постоянном обогащении словарного запаса;
  • слово вводится в обиход дошкольника при условии сформированности представлений о свойствах и признаках предмета;
  • словарная работа на занятиях опирается на вычленение качеств и свойств предметов, поэтому воспитатель должен уметь организовать их тщательное сенсорное обследование.
  • cпособы обследования формируются у детей в процессе обучения на этих же занятиях;
  • формирование способов обследования требует точных указаний воспитателя к использованию обследовательского действия;
  • работа над словом проводится при ознакомлении дошкольников с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
  • все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности;
  • формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей;
  • развитие навыков самоконтроля.

Содержание проекта предусматривает реализацию системы работы по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста с ТНР средствами устного народного творчества, имеющей конкретную цель, задачи и спланированные на определенный срок мероприятия.

Цель - создание оптимальных условий для коррекции и, развития словаря детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Формировать и развивать словарный запас детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.
  • Прививать интерес к малым фольклорным жанрам.
  • Автоматизировать обогащенный словарь в самостоятельной речи детей.
  • Повысить заинтересованность и компетентность родителей в использовании форм фольклора в развитии словаря детей.

Процесс развития словаря осуществляется путем последовательного, целенаправленного включения специальных форм малого фольклора в контекст традиционной программы по речевому развитию «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.  

Устное народное творчество – опыт целого народа, передающийся от поколения к поколению, и имеющий непреходящую ценность. Произведения малых фольклорных форм отражают жизнь, мысль, быт народа, его трудолюбие, храбрость, душевную красоту и человеческую мудрость. Произведения точны, красивы, ярки своим языком, лаконичны по содержанию, полны неиссякаемой народной энергии, которая манит и привлекает уже не одну сотню лет - благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного, нравственного и речевого развития детей.

Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.

Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный.

Пассивный словарь - это часть словарного состава языка, понятная ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды.

Активный словарь - часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком. Исследованием словаря в онтогенезе занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Е.А. Аркин, А.Н. Гвоздев, А.В. Захарова, Л.Н. Ефименкова и другие.

При реализации системы учитывались этапы работы над развитием словарного запаса детей:

  • обогащение словаря детей, т.е. количественное накопление слов, необходимых для общения;
  • закрепление и уточнение семантической стороны словаря детей;
  • активизация словаря детей (включение слов в предложение и словосочетание).

Теоретическая значимость опыта заключается в обосновании профессиональной логики включения использования устного народного творчества как средства развития словарного запаса детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.

Новизна и практическая значимость опыта заключается в следующем:

  • формирование и развитие лексической стороны речи детей с ТНР производится научно обосновано, в комплексе и неразрывной взаимосвязи, через систему авторских игр и коррекционно–педагогических приемов с опорой на комплекс дидактических игр и пособий;
  • созданы эффективные условия для формирования лексической стороны речи детей с речевыми нарушениями посредством использования устного народного творчества.
  • ведется учет индивидуальных особенностей, структуры речевого дефекта и уровня актуального развития каждого ребенка;
  • повышается мотивация воспитанников к занятиям и  продуктивность выполнения заданий;
  • осуществляется комплексный подход к решению проблемы развития словаря и использования в педагогическом процессе устного народного творчества всеми специалистами ДОУ;
  • значительно расширяется активный словарь детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
  • применяются здоровьесберегающие технологии;
  • приведены механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами на основе специально разработанных диагностических критериев;
  • получены положительные результаты в развитии словарного запаса и обогащении знаний о формах и жанрах малого фольклора детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Работа по формированию и развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями представлена тремя последовательными этапами.

Первый этап – начальный

Цель: формирование элементарных представлений о жанрах устного народного творчества.

Основные направления работы: 

  • изучение экспрессивного и импрессивного словаря детей соответствующего возрасту;
  • создание позитивной установки на участие детей в педагогическом процессе (беседы, чтение литературы, инсценировки);
  • ознакомление с предметами (книги, иллюстрации, предметы быта);
  • предварительная работа перед изучением форм малого фольклора;
  • представление и первичная реализация лексических единиц:
  • знакомство с новым словом, привлечение внимания к нему, создание речевой ситуации, вызов коммуникативной активности;
  • уточнение произношения слова.

Второй этап – обучающий

Цель: обогащение словаря в процессе изучение жанров устного народного творчества.

Основные направления работы:

  • расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
  • введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам;
  • уточнение и расширение лексического значения слова в процессе выполнения упражнений:
  • разгадывание загадок; разучивание колыбельных песен, укладывая кукол спать; обязательной составляющей начала всех детских игр является считалка;
  • речевые упражнения - «Какой, какая, какие?», «Кто? Что?» «Что делает? Что сделает? Что сделал?», подбор синонимов, антонимов, родственных слов, предлогов;
  • создание лексико-семантических объединений слов, разнообразие этих связей (тематические, видородовые, синонимические, антонимические, отношение целого и части, родственные слова);
  • чтение и пересказ сказок в соответствии с программой и перспективным планом по лексическим темам;
  • приемы игровой психокоррекции (драматизация, творческие сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации с правилами);
  • приемы элементарной библиотерапии с использованием произведений устного народного творчества (русские народные сказки «Зимовье зверей», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др;
  • приемы арттерапии и музыкотерапии (иллюстрирование пословиц, сказок, песен с музыкальным сопровождением);
  • использую лексический материал произведения для развития мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика с героями произведения, рисование или лепка героев произведения  в самостоятельной деятельности и на занятии по изобразительному искусству). Стоит отметить, что дети с большим удовольствием иллюстрируют как героев художественных произведений, так и сюжет пословицы, поговорки, передавая в рисунке художественный образ, что расширяет возможность его выражения в слове;
  •  творческие рассказы - сочинение собственных сказок, придумывание другого конца сказки, «ассорти сказок» - из нескольких сказок – одна.

Третий этап – заключительный

Цель: организация деятельности самостоятельного использования словарного запаса обогащенного за счет средств устного народного творчества.

Основные направления работы:

  • диалоги, подготовка к связным высказываниям;

рассказывание, пересказ, драматизации;

  • употребление  пословиц и поговорок в быту;
  • составление с детьми мнемодорожек (мнемотаблиц), карты Проппа, схем для  рассказывания художественного произведения;
  • предлагаю задания типа: продолжи предложение словами сказки; придумай другое начало или конец сказки - задания на воображение, творчество; пофантазируй «что было бы, если герой сказки поступил по-другому»; расскажи сказку от лица любого героя, «Авторские сочинения»;
  • разыгрывание произведения в ходе сюжетно-ролевой игры, в ходе театрализованного представления;
  • фольклорные праздники, подготовка детей к участию в показательных выступлениях на праздниках;
  • итоговая диагностика уровня сформированности словаря, речевого развития.

Занятия проводятся эмоционально с использованием речевых, музыкальных игр, инсценирования, прослушивания, рассматривания иллюстраций, подвижных игр с предметами, что позволяет дольше поддерживать интерес детей и повышает эффективность обогащения словаря.

Словарная работа проводится во всех возрастных группах и прослеживается на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни, при изучении форм малого фольклора и т.д.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире, на введение в пассивный и активный словарь устаревших или малоиспользуемых в современной речи слов.

По мере развития познавательных возможностей детей все большее место в словарной работе занимает содержание, связанное с ознакомлением с жизнью людей, их трудом и отношениями.

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками и т.д.), а также позволяет свободно изучать произведения устного народного творчества в дальнейшей программе обучения.

Таким образом, формирование и развитие лексической стороны речи старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством устного народного творчества в процессе обучения способствует повышению уровня их речевого развития.

В ходе систематического, планомерного и целенаправленного использования жанров устного народного творчества, как одного из средств обучения, качественно повысится уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Литература.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.,, 1999
  3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. М., 1957.
  4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание, 1992.-№5-6.-С.5-8.
  5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. М., 1970
  6. Большева Т.В. Учимся по сказке. СПб, 2001
  7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981
  8. Бухвостова А.С., Бородич А.М. «Использование скороговорок, потешек, пословиц, поговорок в работе над обогащением лексики и развитием звукопроизносительной и просодической стороны речи».
  9. Волковская Т.Н. Юсупова Г.Х Психологическая помощь дошкольникам с ОНР. М., 2004
  10. Васильева М.А.Программа воспитания и обучения в детском саду.  М., 2000
  11. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
  12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл: Эксмо, 2003.
  13. Гавриш Н. Использование пословиц и поговорок при ознакомлении дошкольников с художественной литературой.
  14. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. М., 2004
  15. Илларионова Ю.Г. Использование загадок для развития описательной речи (описательной лексики).
  16. Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.  Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной ...

План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В   2014-2015учебном году   наша творческая группа"Наследие"  работает  над  темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Научная статья о формирование словаря детей старшего дошкольного возраста, средствами устного народного творчества....

Консультация для педагогов "Устное народное творчество как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста"

В настоящее время уделяется особое внимание формированию и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сензитивным в освоении речи. Произведения народн...

Методические рекомендации для воспитателей "Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

quot;Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающег...

«Устное народное творчество, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Устное народное творчество, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»...

Методические рекомендации для воспитателей «Устное народное творчество как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

В последние годы вопрос использования устного народного творчества в обучении и воспитании детей приобретает все большую актуальность в связи с бесконечным потоком иноязычных слов, которые засорят рус...