Программа дополнительного образования по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей
рабочая программа (средняя группа)

Плохих Татьяна Александровна

«Форма работы с родителями, как привлечение к духовно- патриотическому и  нравственному воспитанию дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2017-2018.docx84.83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области

«Согласовано»                                                                                                                                                                  «Утверждаю»

На заседании педагогического совета                                                  Заведующий МБДОУ д/с №2 «Малышок»г. Грязи

МБДОУ д/с №2 «Малышок» г.Грязи                                                                                         ____________Конопелкина Е.А.    

 Протокол от «____»____________2017г №_____                                           Приказ от «____»__________2017г№______                        

Программа дополнительного образования

по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей

на тему:

«Форма работы с родителями, как привлечение к духовно- патриотическому и  нравственному воспитанию дошкольников»

(для детей от 5-6 лет)

Срок реализации – 1 год

Составила:

Плохих Татьяна Александровна

Воспитатель высшей категории

Г. Грязи

2017-2018г

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев.

Пояснительная записка.

«Программа по духовно-нравственномуи патриотическому воспитанию дошкольников» является  образовательным  программным документом, разработанным  в  МБДОУ  детский сад №2 «Малышок» г.Грязи Липецкой области.          

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития общества. В старшем дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли», - писал Н.И. Пирогов.

Программа содержит три  раздела: нравственное,  патриотическое и     духовное воспитание детей.  Задачи этих трех разделов  дифференцированы, но  компоненты работы   взаимосвязаны и  взаимозависимы.

Содержание каждого раздела Программы состоит из задач и практико-ориентированных материалов, включающих  в себя содержание работы по данному разделу  Программы с детьми и четыре категории вовлеченности родителей   в педагогический процесс:

1. Участие родителей в создании предметно – развивающей среды  в соответствии с содержанием   духовного, нравственного или патриотического воспитания детей.

2. Непосредственное участие родителей в педагогическом процессе воспитания ребенка.

3. Совоспитательский аспект участия родителей в педагогическом процессе.

4. Педагогический диалог  с родителями.

(для привлечения семьи  к   нравственно - патриотическому и духовному  воспитанию дошкольников, педагоги сами определяют содержание этой работы в своей возрастной группе,  по каждому разделу  Программы воспитания).

Каждый раздел Программы  имеет свою базовую  методологическую и психолого – педагогическую основу.

Новизна и отличительная особенность.

Детство один из наиболее важных этапов в жизни ребенка.  Становление человека, гражданина  происходит в самый нежный и чувственный  период жизни. Многие исследователи  справедливо утверждают,  что все,  чем богат человек,  приобретается им в детстве. Поведение взрослого человека,  степень его культурной и духовной идентичности,   нравственно - патриотические ценности и личностные смыслы во многом  детерминируются  « слоем    детского    сознания» ( Д.Б.Эльконин. «Развитие личности  ребенка – дошкольника»), поэтому весьма  значимо   культивировать  в сознании педагогов и родителей   особое отношение к  ценностно – смысловому  содержанию нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников.

Ребенок сам познает и принимает  многообразие внешнего мира. Но способность оценивать  его,  разумно жить,  бережно   и гуманно взаимодействовать  с ним, рождается  благодаря  усилиям взрослых  - родителей, педагогов и тех, кто оказывается рядом с ребенком в каждый миг его жизни.  

По мнению И.С.Кона (Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива) в детстве  происходит становление   социокультурной личности. Ребенок впервые   начинает открывать мир  ценностей, смыслов, отношений, прежде всего, через социальную картину своей семьи.

Поэтому  автор считает целесообразным включение в «Программу по духовно- нравственному и  патриотическому воспитанию дошкольников»  раздела «Категории вовлеченности родителей   в педагогический процесс» («Формы работы с родителями   для привлечения семьи  к   нравственно - патриотическому и духовному  воспитанию дошкольников».)

В периоды смены  экономических и общественных формаций нарушается преемственность  поколений   в воспитании детей, и, прежде всего  в сфере  передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Ситуация в России не стала исключением.  Современная семья серьезно озабочена образованием  и развитием детей, формированием их здоровья. Однако не менее важно заложить  основы душевного здоровья: четкие моральные ориентиры, нравственные, и духовные черты личности,  чувство патриотизма.  Сформированность  нравственных ценностей - важнейший показатель  целостной личности, самостоятельной и ответственной, способной  создавать собственное представление о своем жизненном пути.

Еще 20 лет  тому назад в задачах воспитания  ребенка дошкольного возраста  отражались  такие важные направления, как  формирование уважения к труду,  к старшим, приоритеты доброты и честности  перед материальным достатком. Установки, получаемые ребенком в детском саду, совпадали с установками  семьи, с тем, что  освещалось в   детской  литературе и транслировалось в СМИ.

В государстве существовала идеология, в которой  высшей ценностью  признавалось   общественное благо. Это способствовало  воспитанию в индивидуальном сознании  патриотизма, нравственных качеств,  доброты и  внимательного отношения к  другим людям.

Педагогическая целесообразность.

Современные родители воспитывают ребенка не для общества,  а  «для него самого».  Однако родители не  учитывают, что индивидуализм мешает человеку научиться строить  гармоничные  отношения с окружающими людьми.

Важной приметой времени стала и поликультурность  среды.  В группах детских садов появляется все больше детей  различных национальностей, принадлежащих к различным вероисповеданиям, имеющим разные традиции. Каждый ребенок настаивает на  соблюдении своих традиций и не имеет  представления о необходимости  уважения  традиций  других культур и народов.

Много времени современные дети проводят у экранов  телевизоров и компьютеров. Такая  направленность на  виртуальное  потребление  неизбежно приводит  к отрыву ребенка  от объективности, реальности окружающего мира.

«Духовность – это основа общества, его фундамент. Но, к сожалению,  сегодня он  у нас слаб, несмотря на колоссальные усилия. Можно выработать массу законов, запретов, программ, но гораздо продуктивнее – воспитать  ребенка так, чтобы он  дорожил истинными культурными ценностями  и потому был  способен противостоять злу». (газета «Комсомольская правда»  от 30.10. 2010г.)

Современная система дошкольного образования должна помочь ребенку  в познании  общечеловеческих ценностей жизни: нравственности, духовности, патриотизма.

Для каждого человека естественно желание  гордиться своими   родителями, а также народом, к которому принадлежишь. Поэтому,  очень важно воспитание здорового патриотизма, нравственных и духовных черт личности у детей,  начиная с дошкольного возраста.

Чтобы  в будущем  дети любили  свою страну и стремились  сделать  жизнь в ней лучше, необходимо заложить  основу для этой любви: знакомить ребенка с  лучшими достижениями его соотечественников, примерами патриотизма, благородства, трудовых подвигов  и др.

В этой ситуации  система  образования  должна  осознать  ответственность за формирование у  нового поколения  ориентаций:

●  на  уважение  и доверие к старшим; восприятие  рассказов о жизни и деятельности  действительно выдающихся людей, граждан России;

● интерес к культуре и истории своего  народа, любовь к своей  стране;

● ориентацию  на продуктивный, полезный   и  значимый для  других  людей труд;

● правильные, эталонные  представления о добре и зле, формирующие  соответствующие модели  поведения;

●  привитие детям  уважения  к своей культуре и культуре других народов;

● приобщение детей   к   простым,  вечным, подлинным человеческим  духовным ценностям.

Постижение и осмысление  в детстве вечных ценностей жизни  - Добра, Красоты, Любви, определяет  впоследствии тип личности – созидательный или  разрушительный, способный или не способный  жить в мире  людей в Согласии,  Сотворчестве,  Содействии.     Именно содержание нравственного, патриотического  и духовного воспитания  формирует у человека  смысл   собственной жизни, назначение  в обществе, своей семье, социальном пространстве взрослых.

Современные концепции детства   основаны на  идее  его определяющей роли  в психическом развитии  и становлении  черт личности, в т. ч.  нравственных, духовных. ( А.Г. Асмолов, В.С, Мухина.Р.М.Чумичева,  В.С, Слободчиков, Н.А. Платохина.)

Многими исследователями  ценностно–смысловая идентификация ребенка понимается  как  базовый механизм  духовно-нравственного развития  личности, обеспечивающий  становление основ духовно-нравственной  культуры, открытие  ее ценностей и смыслов, активизирующих  потребность ребенка принять лучшие образцы поведения, общения, и идентифицировать себя с ними, создавая свою траекторию  жизни  с ориентацией на  эмоционально воспринятые   эталонные ценностные  ориентиры и  установки взрослых.

Духовно–нравственная среда ребенка  создает предпосылки  для постепенного наращивания  личного опыта  ценностного отношения к миру и открытия личностных смыслов.

Культурные события детства в силу образности  и яркости  оставляют  эмоциональный след  в памяти ребенка, и побуждают его к  интеллектуально – познавательному, духовному и личностно–нравственному  действию. Идентификация  стимулируется  столкновением  противоположных сил и тенденций  развития  внутреннего и внешнего, идеальных моделей  отражения  внешнего мира и самой объективной действительностью.

Задача воспитателя  СОПРОВОДИТЬ ребенка  в ситуации выбора эталона в пространстве  мира культуры, социума и мира ребенка. В процессе, когда у него  идет внутренняя борьба и  его выбор обеспечивает постижение,  осознание, смыслов событий, поведения другой личности, собственных действий. Когда у него возникают предпочтения личности  (ценности – антиценности:   красивое – безобразное, доброе – злое,  духовное – бездуховное, нравственное – безнравственное и т.п. )

Доминантной идеей   разрабатываемей Программы является  идея  отбора  ценностно–смыслового содержания, доступного пониманию и усвоению дошкольниками,  для  нравственного, патриотического и духовного  воспитания  детей.

Актуальность.

Дошкольное детство – начало жизни. Этот период ребенка во многом зависит от взрослых, как воспитателя, так и родителей, воспитывающих его.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают дети. Это истины, которые затрагивают их чувства.

Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Цель программы:

Вызвать интерес и желание как можно больше знать о родном поселке, его историческом прошлом, уточнить и обобщить эти знания; приобщать детей и их родителей к истории родного края, своеобразию его животного мира; воспитывать любовь к малой родине, гордость за свою семью.

Задачи нравственного, патриотического и духовного воспитания детей.

Нравственное воспитание

Задачи нравственного воспитания:

  1. Всесторонне развивать личность ребенка, формировать нравственные качества. Воспитывать уважительное отношение  к окружающим.
  2. Продолжать  развитие дружеских  отношений  в детском коллективе,  используя  уже более устойчивые  в этом возрасте  симпатии детей, привычку  играть, трудиться, заниматься  сообща; стремление радовать  старших хорошими поступками; умение  самостоятельно находить общие интересные занятия.
  3. Формировать  межличностные отношения мальчиков и девочек при  выборе сюжетов коллективных игр.  
  4. Закреплять знание вежливых слов,  умение выполнять правила   вежливости  в отношениях со сверстниками и взрослыми.
  5. Учить оценивать поступки,  свои и чужие, формируя  правильные суждения детей  о других и себе.
  6. Обращать внимание детей на то, что провинившийся всегда может исправиться, если будет стремиться выполнять правила  поведения.
  7. Формировать такие качества,  как сочувствие, отзывчивость.
  8. Воспитывать скромность, учить проявлять  заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и  знакам внимания. Воспитывать внимание  к окружающим людям, стремление   поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.
  9. Продолжить знакомство с профессиями, так, чтобы знания детей о человеке – созидателе  вызывали  положительные эмоции.  Разъяснять  детям значимость  их труда. Воспитывать у детей положительное отношение  к труду, желание выполнять  посильные трудовые поручения.

Практико-ориентированные материалы:

1. Участие родителей в создании предметно – развивающей среды  в соответствии с содержанием   духовного, нравственного или патриотического воспитания детей.

2. Непосредственное участие родителей в педагогическом процессе воспитания ребенка.

3. Совоспитательский аспект участия родителей в педагогическом процессе.

4. Педагогический диалог  с родителями.

(для привлечения семьи  к   нравственно - патриотическому  и духовному  воспитанию дошкольников).

Содержание нравственного воспитания:

Формировать умение  оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать  свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые  средства.

Побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.) Показать значение  родного языка в формировании  основ нравственности.

Продолжать обогащать словарь  детей «вежливыми» словами («здравствуйте», «до свидания», пожалуйста», «извините»,« спасибо» и т.д.)

Привлекать детей  к посильному  участию в подготовке различных семейных   праздников. Иметь постоянные обязанности по дому.

Формировать  необходимые  умения  и навыки в разных видах  труда.  Воспитывать самостоятельность и ответственность. Показывать результаты  труда и его общественную значимость.

Прививать детям чувство  благодарности к людям за их труд.

 Учить бережно относиться к тому, что  сделано руками человека; к произведениям  искусства.

Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.    

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать  тех,  кто слабее.

Развивать у детей  желание  помогать друг другу.  

Развивать волевые качества: доводить  начатое дело до конца, выполнять  установленные нормы поведения, в своих поступках  следовать хорошему примеру.

Патриотическое воспитание.

Задачи патриотического воспитания:

  1. Воспитывать любовь к Родине.  Формировать  представление о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
  2. Расширять представления  о государственных  и народных праздниках.
  3. Расширять представления  детей о родной стране, о государственных праздниках  (День защитника отечества, День Победы  и т. д.) Продолжать расширять  представления о Российской армии.
  4. Продолжать  формировать интерес к «малой Родине». Расширять     представления о  родном крае, городе, селе.
  5. Продолжить работу по теме «Моя семья». Формировать у детей интерес к своей родословной.
  6. Расширять представления  детей о Российской армии, рассказывать о трудной, но почетной  обязанности  защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.
  7. Продолжить знакомство с социумом, на прогулках рассматривать  общественные здания,  обращать внимание на особенности архитектуры. Проводить занятия цикла «Мой город – моя малая Родина»; составлять альбомы «Мой город», макеты «Улицы, по которым мы ходим».
  8. Расширять  представления детей о людях разных профессий (строители, земледельцы; работники  транспорта, связи и т. д.).

Практико-ориентированные материалы:

1. Участие родителей в создании предметно – развивающей среды  в соответствии с содержанием   духовного, нравственного или патриотического воспитания детей.

2. Непосредственное участие родителей в педагогическом процессе воспитания ребенка.

3. Совоспитательский аспект участия родителей в педагогическом процессе.

4. Педагогический диалог  с родителями.

(для привлечения семьи  к   нравственно - патриотическому  и духовному  воспитанию дошкольников).

Содержание патриотического воспитания:

Объяснить, что  наша  страна называется  Российская Федерация (Россия); показать на карте  всю Россию, ее моря, озера, реки, горы, леса, отдельные города.  Познакомить с Москвой,  столицей  России. Рассказывать детям о том,  что Москва – главный город, столица нашей Родины.

Продолжать формировать интерес к «малой Родине», рассказывать  о достопримечательностях, культуре, традициях родного края.  Перед праздником прогуливать детей по  украшенным улицам, возложить цветы к памятникам погибшим воинам.

Побуждать  рассказывать о  родственных отношениях  в семье,  изобразить свое  генеалогическое древо (начать с бабушки и дедушки). Проводить встречи с близкими взрослыми. Рассматривать семейные альбомы. Создавать  альбомы «Наши сестры и братья», «Наши бабушки и дедушки» и т. д. Беседовать о младших  братьях и сестрах и воспитывать стремление заботиться о них в своей семье.

Познакомить с понятием «хозяйство семьи», поговорить  о том, у кого какие обязанности по дому; учить уважать  свой труд и труд других членов семьи.

Рассказывать  детям о  достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.

Дать детям знания о названии  родного города, (поселка), страны, ее столицы.  

Познакомить  с произведениями  живописи  (И.Шишкин, И. Левитан, В, Серов, И.Грабарь,  П.Кончаловский и др.) и изображением  родной природы в картинах художников.

Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

Рассказывать о  трудной, но почетной обязанности  защищать  Родину, охранять ее спокойствие  и безопасность; о том, как в годы войны храбро сражались  и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать  в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей.

Рассказывать о важности и значимости труда.

Знать, где работают родители, как важен для общества  их труд.

Духовное воспитание.

Задачи духовного воспитания:

  1. Всесторонне развивать личность ребенка, формировать духовные качества,  художественно – творческие способности.
  2. Формировать основы досуговой  культуры (игры, чтении е книг, рисование, лепка,  прогулки, походы и т. д.)
  3. Развивать эстетическое  восприятие  произведений искусства, формировать умение выделять  их выразительные средства.
  4. Продолжать формировать интерес  к музыке, живописи,  литературе, народному  искусству.
  5. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.
  6. Учить выделять, называть, группировать произведения  по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).
  7. Познакомить с жанрами изобразительного  и музыкального искусства.
  8. Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Знакомить  детей с национальным декоративно – прикладным искусством  (на основе региональных особенностей); с другими  видами  декоративно – прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм).  
  9. Учить  детей создавать  творческие группы для подготовки и   проведения спектаклей, концертов,  используя все  имеющиеся возможности.

Практико-ориентированные материалы:

1. Участие родителей в создании предметно – развивающей среды  в соответствии с содержанием   духовного, нравственного или патриотического воспитания детей.

2. Непосредственное участие родителей в педагогическом процессе воспитания ребенка.

3. Совоспитательский аспект участия родителей в педагогическом процессе.

4. Педагогический диалог  с родителями.

(для привлечения семьи  к   нравственно - патриотическому  и духовному  воспитанию дошкольников).

Содержание духовного воспитания:

Создавать условия для  проявления  культурно – познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования  полученные знаний и умений для  проведения досуга.

Создавать условия для развития индивидуальных  способностей и интересов ( собирать коллекции и т. д.)

Развивать эстетическое  восприятие  произведений искусства, формировать умение выделять  их выразительные средства

Научить  различать произведения  изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное  декоративное искусство).

Продолжать знакомить с  народным декоративно – прикладным искусством ( Городец, Гжель), Расширять представления о народных игрушках  ( матрешки – городецкая богородская, бирюльки).  

Учить  выделять и использовать  в своей изобразительной, музыкальной,  театрализованной деятельности средства  выразительности  разных видов  искусства.

Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий  потенциал детей, вовлекая  их в различные  театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям  возможность выступать  перед сверстниками, родителями и другими гостями.   Развивать певческие навыки и исполнительское  умение в танцах

Развивать  художественно – творческие способности, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы, композиции. Учить практическим навыкам  рисования, лепки, выразительного чтения стихов, рассказывания.

Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством  художников – иллюстраторов.  Детских книг (Ю.Васнецов, Е. Рачев,  Е. Чарушин, И. Билибин и др.).

Расширять  представления детей о  народном  искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.

Развивать интерес к  участию в фольклорных праздниках.

Поддерживать  увлечения детей  в разнообразной художественной деятельности, создавать условия  для дополнительного  обучения в кружках и студиях.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детейрассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

Формы и режим проведения занятий.

Формой организации учебных занятий является групповойсовместно с родителями.

Работа педагога с обучающимися осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности. Осуществляется путём организации занятий 1 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет от  20-30 мин.

Ожидаемый результат. К концу года дети 5-6 лет должны уметь:

У детей сформирована любовь к Родине, чувство гордости за ее достижения, уверенность в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущем. Сформировано уважение к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; стремление в своих поступках следовать положительному примеру.

К концу реализации программы дети могут:

- Знать свой домашний адрес, название города, области.

- Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка и области, уметь рассказать о них.

- Хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения.

- Охотно вступать в общение, поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направленно.

- Отличается речевой активностью, готовностью принять общий замысел, умеет сам выдвинуть идеи, составить план действий, организовать партнеров.

- Проявлять активный познавательный интерес к миру.

- Хорошо знать  и называть членов своей семьи, родственников.

- Высказываться о знаменитых земляках, знает профессии, название транспорта, достопримечательности родного города.  

- Знать районный центр, областной центр, некоторые его достопримечательности.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, район

Учебный план.

Возраст

Время одного занятия

Периодичность в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

5-6 лет

20-30 минут

1

4

 36

Содержание образовательной программы.  

«Мой дом, моя семья».Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

«Родная природа». Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старших группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.

«С чего начинается родина?».Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе), об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелей культуры, знаменитых земляках.

«Знакомство с народными промыслами. Традиции и обычаи»». 

Очень важно привить детям чувство любви  и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.

Календарный учебный график

№ п.п

Содержание

Наименование возрастных групп

Средняя группа

1

Количество возрастных групп

Одна группа

2

Начало учебного года

01.09.2017г

3

Окончание учебного года

31.05.2018г

4

Количество часов в неделю

1

5

Количество часов в год

36

6

Зимние каникулы

С 01.01.2017г по 08.01.2017г

7

Время проведения ДО

Пятница, 16.00-16.20(+10мин)

8

Продолжительность ДО

20-30мин

9

Регламентирование ДО на один день

1 ДО, вечер

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями соблюдаются основные условия:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

Техническое оснащение комнаты

Наименование

Количество (шт.)

1.

Стол

6

2.

Шкаф для хранения пособий

1

3.

Стеллаж

2

4.

Магнитная доска

1

5.

Магнитофон

1

6.

Ноутбук

1

7.

Проектор

1

8.

Экран

1

Используемые материалы при работе:  

Дидактические и наглядные пособия;

современные средства ТСО;

методическая литература;

Репродукции картин;

картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»; «Моя семья»;

художественная литература;

грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;

символика Грязинского района.

ПереченьНаглядно – дидактических пособий.

Серия «Мир в картинках» издательства  М.: Москва – Синтез.:

* День Победы.

* Великая отечественная война в  произведениях  художников.

* Родная природа.

* Времена года.

* Мой город.

* Профессии.

*Кем быть.

* Мой дом.

* Филимоновская народная игрушка.

*Городецкая роспись.

*Дымковская игрушка.

*Хохлома.

*Гжель.

Способы работы:

Программа содержит три раздела: нравственное, патриотическое и духовное воспитание детей.  В  практико-ориентированные материалы,  необходимые для реализации задач программы, входит содержание работы воспитателей и четыре курса вовлеченности родителей  в педагогический процесс (формы вовлечения родителей в педагогический процесс детского сада)  

Курсы вовлеченности родителей   в педагогический процесс:

1. Участие родителей в создании предметно – развивающей среды  в соответствии с содержанием  раздела воспитания  Программы:

  • Создание     игровых    оригинал   –  макетов:   « В  русской избе», «Русское подворье» и т. д.
  • Участие в сборе экспонатов для мини – музея в группах;
  • Помощь в создании  тематических фотоуголков; фотовыставок;
  • Помощь в создании  для групп тематических коллекций: значков, открыток, и т. д.
  • Помощь в изготовлении тематических альбомов: «Достопримечательности города Грязи»,  «Фольклорные праздники на Руси», «Они сражались за Родину»; «Столица нашего государства», «Народные гуляния на Масленицу в старину»; «Виды изобразительного искусства» и т. д.  
  • Подбор иллюстраций для тематических папок;
  • Организация выставки семейных фотоальбомов: «Армейский альбом дедушки  и бабушки» и «Армейский альбом папы» и др.
  • Помощь в организации групповой выставки генеалогических древ семьи.

2. Непосредственное участие родителей в педагогическом процессе духовного воспитания ребенка. Совместные экскурсии;

  • Совместные походы  и прогулки;
  • Совместное  педагогическое мероприятие «Традиции в нашей семье»;
  • Проведение совместных акций: «Сирень  Победы»,  « Встречаем птиц с кормушками», «Аленький цветочек»,  «Масленица. Блинная неделя» и т. д.
  • Совместные спортивные развлечения: «Мама, папа, я -  дружная семья», и т. д.
  • Совместные посиделки «Масленица дорогая – наша  гостюшка годовая» и др.
  • Досуг и развлечение: « Инсценирование военных песен».
  • Военно-спортивные развлечения: «Командные эстафеты», «Зарница»
  • Совместные викторины: «О военных профессиях и  родах войск», «О военной технике»,  «О военных праздниках» и др.
  • Встречи: Операция  «Радость» - изготовление подарков и вручение  их участникам Великой Отечественной  войны.
  • Встречи с  ветеранами ВОВ – праздничные концерты и чаепитие.

3. Совоспитательский аспект участия родителей в педагогическом процессе.

  • Совместное рисование   на предложенную воспитателем тему.
  • Беседы с детьми  о своей родословной, изготовление генеалогического древа своей семьи.
  • Помощь в осуществлении предшествующей работы с  детьми при подготовке занятия или Образовательного проекта: рассказы, беседы, экскурсии, чтение, разучивание стихов, пословиц и т. д.

4. Педагогический диалог с родителями.

  • Консультации для родителей  по вопросам нравственного и патриотического воспитания и формирования черт духовности ребенка.
  • Организация  обмена опытом семейного воспитания по вопросам  нравственно – патриотического и духовного воспитания детей.
  • «Педагогическая гостиная».
  • «Телефон педагогического доверия».
  • Дискуссия «Спрашивали? А давайте подумаем вместе над правильным  решением».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гербова В.В. Приобщение  детей к художественной литературе. М.: Мозаика-Синтез , 2005г.
  2. Дыбина  О.Б.  Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997г.
  3. Дыбина  О.Б.  Ребенок и окружающий мир. М.: Мозаика–Синтез ,2005г.
  4. Зацепина М.Б., Антонова Т.В.  Праздники и развлечения  в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2005г.
  5. Зацепина М.Б. Культурно досуговая деятельность  - М.: Педагогическое общество  России,2005г.
  6. Зацепина М.Б., Дни воинской славы. Патриотическое воспитание  дошкольников. М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
  7. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.  М.: Педагогическое общество России, 2005г.
  8. Куцакова Л.В.  Нравственно – трудовое  воспитание в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2005г.
  9. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005г.
  10. Петрова В.И. , Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми  4 – 7 лет М.: Мозаика – Синтез, 2007г.
  11. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 -7 лет с народным искусством. М.: Мозаика0- Синтез, 2005г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области

Рабочая программа курса

"МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ"

(для детей 5-6 лет)

Срок реализации-1 год

Составила – Плохих Т.А.

Воспитатель высшей категории

г. Грязи

2017-2018г

Пояснительная записка

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом - это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

План образовательной деятельности по Рабочей программе

Количество ОД в неделю

Количество ОД в месяц

Количество ОД в год

1

4

36

Расписание образовательной деятельности по Рабочей программе

Возраст

День недели

Время

5-6 лет

пятница

16.00-16.20(+10мин)

Продолжительность образовательной деятельности:

Старшая группа-20 -30 мин.

Структура ОД

Структурный компонент

Содержание

Начало ОД

Рассматривание фотографий своей семьи; беседы о семье «Моя семья», «Праздники в моей семье», «Моя бабушка самая хорошая», словесная игра «Вопрос - ответ» о членах семьи.

Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке.

Ход (процесс)ОД

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Беседа «Что умеет делать папа?».

Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».

Рассматривание иллюстраций из альбома «Защитники Отечества».

Рисование «По морям, по волнам…».

Словестная игра «Вопрос - ответ» (о членах семьи).

Лепка «Самолет мы слепим сами…»

Изготовление открыток поздравительных для пап.

Изготовление газеты для пап, дедушек «Защитникам Отечества - слава!».

Папка-передвижка для родителей «Будущий мужчина».

Беседа «Что значит любить родителей?»

Беседа с детьми о членах своей семьи.

Проведение пальчиковых игр про семью.

«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи, «Как я помогаю дома».

Д/и «Назови ласково», «Назови по имени».

Рассматривание семейных фото.

Рассматривание иллюстраций «Все работы хороши».

Создание фотогазеты «Моя мамочка самая, самая…».

Оформление выставки «С праздником!»

Пение песен, чтение стихов о маме, бабушке.

Рисование «Цветочек для любимой мамочки…»

Окончание ОД

Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.

Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг.

Расширять представления детей, пополнять словарный запас и активизировать в речи детей новые и знакомые слова.

Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.

Дать представление о труде взрослых, различных профессиях; воспитывать уважение к людям труда.

Дать представление о семейных обязанностях.

Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

1.

"Мой дом, моя семья"

9

Тематическое планирование 1 год обучения

месяц

Наименование мероприятия

Цель

1.

сентябрь

«Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?» «Что в имени тебе моем?» 

формировать представления о том, для чего даются имена. Имя - часть каждого человека. Дать детям сведения о том, что у каждого человека есть имя, показать функцию имен в обществе; помочь осознать собственное я, свои способности, характер, чувства; рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали; воспитывать чувство собственного достоинства.

2.

октябрь

«Моя семья».

познакомить детей с понятием "семья" (члены семьи, внутрисемейные отношения, отношения к родителям и другим членам семьи).

3.

ноябрь

«Быт и традиции моей семьи»

дать детям знание о быте и жизни русских людей - славян, их душевных качествах - доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании им; вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам; закрепить представление детей о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе; продолжать формировать представление о социальной роли каждого члена семьи.

4.

декабрь

«Моя мама - лучше всех»

воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

5.

январь

«Братья и сестры»

закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

6.

февраль

«В гости к бабушке».

воспитывать любовь и уважение к близким людям, расширять знания о родном крае.

7.

март

Изготовление альбома «Моя семья» 

совместная практическая деятельность педагога, детей и родителей

8.

апрель

Составление фотолетописи «Дом, в котором я живу»

закрепление знаний детей об их родословной.

9.

май

Изобразительная деятельность: рисование на тему: «Я и мое имя»«Моя семья», «Гербы моей семьи»,

оптимизация детско-родительских отношений; приобщение родителей к краеведению; повышение у родителей теоретических знаний в вопросах духовно- патриотического воспитания детей; воспитание у детей патриотических чувств путем формирования знаний и представлений о семье;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области

Рабочая программа курса

"С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?"

(для детей  5-6 лет)

Срок реализации-1 год

Составила – Плохих Т.А.

Воспитатель высшей категории

г.Грязи

2017-2018г

Пояснительная записка

В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня является одной из наиболее актуальных.

О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.

Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет…». Его идею поддерживали Ж. -Ж. Руссо, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.

План образовательной деятельности по Рабочей программе

Количество ОД в неделю

Количество ОД в месяц

Количество ОД в год

1

4

36

Расписание образовательной деятельности по Рабочей программе

Возраст

День недели

Время

5-6 лет

пятница

16.00-16.20(+10мин)

Продолжительность образовательной деятельности:

Старшая группа-20 -30 мин.

Структура ОД

Структурный компонент

Содержание

Начало ОД

Знакомство с природой родного края, ее особенностями поздней осенью.Просмотр фотографий,

иллюстраций, вырезок из газет.

Развитие интереса, любознательности, кругозора детей. Умение составлять небольшие рассказы, истории о своемгороде. Воспитывать уважение к традициям и культуре своего города. Беседа, рассматривание материалов.«С чего начинается Родина» Развитие интереса, любознательности к месту, где живёт семья, где ребенок делает свои первые шаги.

Беседа, составление рассказов, заучивание стихов, чтение произведений Грязинских писателей, поэтов.

Ход (процесс)ОД

Составление и просмотр фотоотчета о путешествии в музей. Познакомить детей с историей Грязинского района, предметами старины, убранством жилья людей, с трудом наших земляков.

Создание альбома «Вот, моя деревня, вот мой дом родной». Рисование красками «Дом в котором я живу»

Оформление стенда в группе «Мой город».

Окончание ОД

Анализ готовых поделок своих и товарищей.

Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

1.

«С чего начинается Родина?»

9

Тематическое планирование 1 год обучения

месяц

Наименование мероприятия

цель

1.

сентябрь

«Мой край родной».

формировать чувства патриотизма путем осмысления таких понятий, как род, родители, Родина. Воспитание чувства долга и любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями с товарищами.

2.

октябрь

«Люби и знай свой край».

закрепить и расширить представления детей о том, какие административные здания и культурно-исторические памятники находятся на главной улице города.

3.

ноябрь

Изготовление макета города будущего  «Город будущего, город мечты».

придумать с детьми Город, где нет зла, где все дружат, где сбываются мечты.

4.

декабрь

Изобразительная деятельность «Достопримечательности города».

дать представление о том, что для каждого человека малая Родина - это то место, где он родился и где прошло его детство. Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему; познакомить детей с историей города, воспитывать чувство гордости за своих земляков, чувство восхищения красотой родных мест.

5.

январь

«Быт и основные занятия Грязинских крестьян». 

продолжать знакомить детей со стариной, бытом, образом жизни крестьянства, с орудиями труда. Закрепить знания пословиц, поговорок, хороводных игр, закличек. Воспитывать уважение к традициям русского народа. Развивать интерес к истории родного края.

6.

февраль

Художественно –эстетическое развитие аппликация «Гербы Грязинского района». 

познакомить с гербом города Грязи. Воспитывать у детей уважение к геральдическим символам, любовь к родному краю.

7.

март

Оформить выставки совместных творческих работ детей и родителей «Родные просторы»

воспитывать чувство любви и уважения к малой Родине, родной природе.

8.

апрель

«Щедрые дары природы»

познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

9.

май

«Малая родина. За что мы любим свой город»

уточнить представление детей о родном городе, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области

Рабочая программа курса

"РОДНАЯ ПРИРОДА"

(для детей от 5-6 лет)

Срок реализации-1 год

Составила – Плохих Т.А.

Воспитатель высшей категории

Г.Грязи

2017-2018г

Пояснительная записка

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.

План образовательной деятельности по Рабочей программе

Количество ОД в неделю

Количество ОД в месяц

Количество ОД в год

1

4

36

Расписание образовательной деятельности по Рабочей программе

Возраст

День недели

Время

5-6 лет

пятница

16.00-16.20(+10мин)

Продолжительность образовательной деятельности:

Старшая группа-20 -30 мин.

Структура ОД

Структурный компонент

Содержание

Начало ОД

Формировать у детей дошкольного возраста ответственность за судьбу природы родного города, привлечение детей к посильной помощи в ее охране, воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать любовь к природе, родному городу, стремясь сохранять и приумножать его богатство, воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

Ход (процесс)ОД

– экскурсии (в лес, парк, луг),

– непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная),

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,

– целевые прогулки на природе, походы,

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,

– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,

– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,

– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,

– сбор коллекций, семян, камней, листьев,

– опыты и эксперименты, поисковая деятельность;

– проигрыванием экологических ситуаций, обсуждение;

– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные

– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,

– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,

– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Окончание ОД

• Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

• Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

• Желание заботиться о живых объектах природы;

• Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;

• Попытка оценивать свое поведение.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

1.

«Родная природа»

9

Тематическое планирование 1 год обучения

месяц

Наименование мероприятия

цель

1.

Сентябрь

«Растительный мир города Грязи»

закреплять представления детей о разных породах деревьев, произрастающих в данной местности, воспитывать бережное отношение к деревьям.

2.

Октябрь

Развлечение «Подарки осени».

Привлечение родителей и детей к бережному отношению к природе.

3.

Ноябрь

Интегрированное занятие «Наши лесные друзья – деревья»

воспитывать бережное отношение к природе;формироватьу детей представление о хозяйственном значении древесины; закрепить правила поведения в лесу.

4.

Декабрь

Растения из Красной книги»

подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство - мир растений; ввести и обосновать их классификацию на дикорастущие и культурные.

5.

Январь

Викторина «Знаешь ли ты лес?»

расширить запас знаний детей об обитателях леса, используя народные песни, потешки, прибаутки, загадки.

6.

февраль

«Пришел мороз - береги ухо и нос»

закрепить знание пословиц, поговорок о зиме; выяснить, какие приметы о зиме известны детям; рассказ о русских морозах; воспитывать бережное отношение к природе, друг к другу.

7.

Март

«Пробуждение природы весной».

дать детям представление о встрече весны, закрепить знания детей о первых признаках весны, развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать любовь к народным традициям.

8.

Апрель

Смотр-конкурс «У природы нет плохой погоды»

расширять знания детей о явлениях природы в разное время года с помощью стихотворений, пословиц, загадок, народных песен, потешек, прибауток.

9.

май

Выставка детских рисунков «Отгадай мое любимое животное».

привлечь внимание детей к окружающему миру.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области

Рабочая программа курса

"ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ"

"ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ"

(для детей от 5-6 лет)

Срок реализации-1 год

Составила – Плохих Т.А.

Воспитатель высшей категории

Г.Грязи

2017-2018г

Пояснительная записка

Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.

План образовательной деятельности по Рабочей программе

Количество ОД в неделю

Количество ОД в месяц

Количество ОД в год

1

4

36

Расписание образовательной деятельности по Рабочей программе

Возраст

День недели

Время

5-6 лет

пятница

16.00-16.20(+10мин)

Продолжительность образовательной деятельности:

Старшая группа-20 -30 мин.

Структура ОД

Структурный компонент

Содержание

Начало ОД

Родители, дети, воспитатели - сбор материалов: художественная литература, предметы народного промысла, изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций и т. д.

Ход (процесс)ОД

Знакомство с народными промыслами:

1. Диагностирование детей (до начала работы над проектом и после окончания).

2. Рассматривание предметов народного творчества, которые были принесены детьми и родителями.

3. Циклы образовательных ситуаций художественно – творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, поделка из папье - маше): знакомство с историей создания росписей, вырисовывание базовых элементов каждой росписи, раскрашивание трафаретов или рисование народных изделий, создание своего рисунка на основе базовых элементов, изготовление поделок из папье – маше или лепка предметов и т. д.).

В каждой образовательной ситуации используется ИКТ - презентации, музыкальное сопровождение образовательных ситуаций, игровые моменты, показ образцов изделий, знакомство с историей создания росписей и т. д.

4. Чтение и заучивание стихотворений по каждому разделу.

5. Чтение художественной литературы.

6. Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно - ролевые.

7. Выставки рисунков и поделок.

8. Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах.

9. Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу.

10. Помощь родителям вмастер – классах по изготовлению поделок.

11. Тематический вечер «Народные промыслы».

12. Участие в оформлении мини – музея по народным промыслам в группе.

Окончание ОД

Оформление выставок детских работ, выставок литературы и созданных альбомов по каждому виду декоративно – прикладного искусства, проведение тематического вечера «Народные промыслы», показ итоговой презентации для родителей и педагогов.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

1.

«Знакомство с народными промыслами». «Традиции и обычаи»

9

Тематическое планирование 1 год обучения

месяц

Наименование мероприятия

цель

1.

Сентябрь

Экскурсия в «Русская изба» в детском саду.«Предметы русского быта»

знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства. Развивать у детей интерес к народно-прикладному искусству. Воспитывать уважение к народным мастерам. Познакомить детей с крестьянской избой, ее убранством, утварью

2.

Октябрь

«Знакомство с русским костюмом»

познакомить детей с историей русского национального костюма (женского и мужского, его элементами, особенностями: ткань, окрас, юбка, кофта, штаны, рубаха и т. д.

3.

Ноябрь

Продуктивная деятельность детей: рисование и плетение «Ковры и половики наших бабушек», аппликация «Украшение полотенца»,

знакомить с бытом русского народа в доступной для детей форме. Продолжать рассказывать о русских традициях.

4.

Декабрь

.«Одежда наших предков»

познакомить детей с историей одежды.

5.

Январь

«Уродилась Коляда накануне Рождества» 

Знакомство с традициями Рождественских праздников.

6.

Февраль

«Ждем весну, готовимся к Масленице»

рассказать о том, как празднуется Масленица, знакомство с приметами Сретенья.

7.

Март

Развлечение «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка»

обобщить имеющиеся знания о народных промыслах.

8.

Апрель

Развлечение «Жавороночки весну кличут».

Знакомство с праздником Пасхи: обрядами, традициями.

9.

май

«Играем в забытые детские игры»

формировать характер, волю, воспитывать патриотические и интернациональные чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О ходе реализации в дошкольных учреждениях программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей».

Анализ методиста управления образования реализации в дошкольных учреждениях района программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. Анализ представлен на за...

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме

Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...

Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!"

Проект  по духовно – нравственному  и  гражданско – патриотическому   воспитанию   детей .Тема: "Родной  свой  край  люби  и...

Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Эта презентация демонстрир...

Формирование основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в системе ДО в соответствии с ФГОС ДО и нацпроектом «Образование»

Формирование основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в системе ДО в соответствии  с ФГОС ДО и нацпроектом «Образование»...

Программа духовно –нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста (3-5 лет) "НАСЛЕДИЕ".

Содержание Пояснительная записка Комплексно - тематический план реализации программы Ожидаемый результат реализации программы Взаимодействие с родителями по патриотическому воспита...

«МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ.» Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей

Рабочая программа " Мы живем в России" по  духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста разработана на 2 года....