Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) как основное условие развития ребенка.
материал

Мельниченко Елена Сергеевна

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО и учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, должна обеспечить условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_predmetno_nasha.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) как основное условие  развития ребенка.

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО и учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, должна обеспечить условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

  2 слайд Среда в нашем детском саду выполняет различные функции: образовательную,

  • развивающую,
  • воспитывающую,
  • стимулирующую,
  • организационную,
  • коммуникативную.

Но самое главное–она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

3 слайд Уличная площадка
• уличная площадка оснащена закрывающимися песочницами, малыми скамейками, домиками, имеется 1 небольшая горка, столик, двухместная и одноместная качели.

Так же на территории детского сада есть крытые навесы для прогулки в дождливое время. 

4 слайд РППС в нашем детском саду организована по принципу небольших полузамкнутых микро-пространств, для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек.

5 слайд Все материалы и игрушки расположены так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, созданы условия для общения со сверстниками. В группах предусмотрены «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Там размещены мягкие игрушки, книги, игры.

6 слайд Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений для детей дошкольного возраста  делится на три зоны:

­   рабочая зона деятельности

- спокойная зона деятельности

­  активная зона деятельности

7 слайд В группах созданы центры активности:

  • Центр познания обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, с буквами и слогами; опыты и эксперименты);
  • центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
  • игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
  • литературный центр  обеспечивает литературное развитие дошкольников;
  • спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию о здоровье сберегающей деятельности детей.

Эти центры делятся на некоторые микро центры

Центры

Микро-центры

Центр познания

Центр экологии

Центр занимательной математики (сенсорики)

Центр строительно-конструктивных игр

Нравственно-патриотический центр

Центр творчества

Творческая мастерская

Музыкально-театрализованный центр

Игровой центр

Центр сюжетно-ролевой игры

Музыкально-театрализованный центр

Литературный центр

Мир книги

Речевое творчество

Спортивный центр

Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

РППС организована с учётом требований ФГОС ДО, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.

Рассмотрим организацию РППС с учетом образовательных областей.

8-9 слайд Направление: Социально-личностное развитие.

 При проектировании РППС мы стараемся учитывать принципы половых и возрастных различий детей. В группах подобраны предметы, подчеркивающие гендерную принадлежность дошкольников. Например, наряды, сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Хозяюшки» «Больница» для девочек. Происходит  формирование у детей  основ  культуры  общения, закрепления знаний  об  окружающей   действительности.

 В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы»

10 слайд В группах расположены центры строительно-конструктивных игр, в которых в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы

11 слайд Направление: Художественно — эстетическое развитие.

В Центре «Творческая мастерская»   для развития  детей подобраны различные картинки, рисунки  с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок изобразительный и вспомогательный материал для художественного конструирования, изобразительного творчества, лепки и объемного рисования, аппликации.

     12 слайд Направление: Познавательное развитие.

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической  и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный  дидактический   материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях,  и взаимодействии всех  объектов.

В «Нравственно-патриотическом» центре    помещена  государственная символика родного города,  России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором  дети  могут  познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей.  В уголок родного края входит  художественная литература по краеведению

  13 слайд Созданию центра занимательной математики предшествовал подбор игрового материала, что определилось возрастными возможностями и уровнем развития детей возрастных групп. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

В новом учебном году воспитатели пополнили данный центр лэпбуками.

Центр занимательной математики решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности; воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

  14 слайд Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

   15 слайд      Направление: Речевое развитие. 

В группе оформлен центр речевого творчества, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.  Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал по лексическим темам и для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Мы считаем, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе

 16-17 слайд      «Музыкально — театрализованный» Центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера

 Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.

18 слайд      Направление: Физическое развитие

Яркий, веселый, физкультурный уголок Он реализует потребность детей в двигательной активности Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей

Таким образом, РППС в наших группах создает атмосферу заинтересованности каждого воспитанника, сопровождает его в собственном развитии.

Выполнение требований к РППС

РППС должна быть:

  • безопасной,
  • содержательно-насыщенной,
  • трансформируемой,
  • полифункциональной,
  • вариативной,
  • доступной.

Безопасность РППС

• Все конструкции, мебель, оборудование надежно закреплены.

• Все оборудование и игровой материал соответствуют требованиям САНПИНа.

• Освещение в помещениях проходят специальную проверку, ведется

контроль над исправностью ламп, замена всегда своевременная.

• две группы оснащены мебелью по росту детей.

Насыщенность РППС

• Наполнение среды соответствует принципу «необходимо и достаточно»;

уличные площадки не достаточно оснащены игровым оборудованием;

каждый центр стараемся наполнять материалом в соответствии с сезоном

года, темой программы, интересами ребенка.

• Насыщение соответствует содержанию ОП ДО, гендерным и возрастным

потребностям, индивидуальным потребностям детей и педагогов.

Трансформирование

Каждое помещение ДОУ имеет возможность для изменения пространства за

счет мобильного оборудования: стульев, столов.

Полифункциональность

В арсенале детского сада и каждой группы достаточно материала, обеспечивающего возможность для различного их использования: природный и бросовый материал; мягкие модули, коллекции детских звуковых и музыкальных инструментов и др.

Вариативность

В ДОУ есть место для хранения сменного игрового, демонстративного и дидактического материала, медиотеки, которые позволяют привносить и

менять насыщение группы по потребностям.

Доступность:

• помещения ДОУ не доступны и не приспособлены для по-

сещения детей с ОВЗ.

 Организован и работает сайт с версией «для слабовидящих», вся инфор-

мация по образовательному процессу, нормативной базе доступна для

ознакомления через сайт ДО.

• Все игровое оборудование находится в открытом доступе ребенка на вы-

соте его роста и в поле его зрения; педагоги знают и имеют возможность

использовать материалы других групп и специально оборудованных по-

мещений; в детском саду действует понятие «общая база пользования».

Достижения.

  1. В новом учебном году воспитатели каждой возрастной группы пополнили тематическими лэпбуками следующие центры: центр познания, центр творчества.
  2. В детском саду организовали уголок по ПДД, который находится в отдельной комнате. Дети имеют возможность вместе с воспитателем, помощником воспитателя прийти и поиграть, почитать произведения на тему ПДД.
  3. Дополнили нравственно-патриотический центр картой Иркутской области большого масштаба.
  4. Пополнилась медиотека ДОУ.
  5. На субсидию в 2017-2018 г приобретено игровое оборудование во все возрастные группы: книги, куклы, коляски, наборы для сюжетно-ролевых игр, игры, плакаты в центры познания.

Перспектива

Продолжить организацию и поддержание РППС в соответствии с про-
граммой развития ДОУ, ООП ДО и текущими потребностями детского са-
да, педагога и ребенка.

  1. Пополнить центр экологии каждой возрастной группы различными видами комнатных растений, соответствующие программе. Для всех растений оформить паспорта с условными обозначениями.
  2. Для большей возможности изменения пространства детьми в группах приобрести или изготовить ШИРМЫ
  3. Оборудовать прогулочные участки, среда которых будет обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала в соответствии с ФГОС - приобрести: спортивный комплекс, горку для малышей, гимнастическое бревно для детей старшего возраста и др. современное детское игровое оборудование.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....