Тренинги с педагогами, родителями
материал

Радченко Инна Владимировна

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

«Гиперактивный ребенок в детском саду»

Цель тренинга:

- ознакомить педагогов с термином «гиперактивность»;

- определить основные причины гиперактивности у детей, отработать навыки эффективного взаимодействия с детьми и их родителями;

- познакомить педагогов с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития гиперактивных детей.

Задачи:

- подвести педагогов к глубокому пониманию психологических особенностей гиперактивных детей;

- познакомить с причинами и видами гиперактивного поведения;

- подготовить к внедрению активных форм работы с гиперактивными детьми;

- усилить потребность в психологических знаниях и желание использовать их в своей работе;

- способствовать эффективному взаимодействию всех участников учебно-воспитательного процесса.

Ход тренинга психолога с педагогами детского сада

1. Упражнение «Приветствие»

Цель: создать условия для эффективного сотрудничества; способствовать сплоченности коллектива.

Психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Согласитесь, если к вам в группу придет тихий, спокойный, послушный и умный ребенок, то вас, как минимум, это насторожит! Сразу начинаешь думать: «Ой, с ним что-то не так ...». Но нормально, когда ребенок 24 часа в сутки прыгает на глазах у своих родителей? Где граница между нормой и «перебором»?

Сегодня на нашем психологическом тренинге попробуем выяснить это и понять, что мы, как педагоги, должны делать с такими детьми.

Но для начала давайте поздороваемся. (Участники по очереди здороваются и рассказывают о своем любимом занятии.)

2. Правила работы группы

Цель: обсудить и принять общие правила в группе.

Психолог. Каждый участник называет одно или несколько условий сотрудничества, которые будут нужны именно ему для эффективной работы в группе при взаимодействии с другими ее членами. Далее происходит принятие общих правил для всех участников, обсуждение их и запись на плакате «Правила группы».

- Называть друг друга только по имени.

- Один говорит - все слушают.

- Быть активными.

- Работать здесь и сейчас.

3. Ожидание

Цель: определить ожидания от работы на тренинге.

Участники на стикерах пишут свои ожидания. После этого прикрепляют их на доску. Желающие участники семинара обсуждают свои ожидания.

4. Информационное сообщение «Что такое гиперактивность?»

Этих детей называют по-разному - гиперактивными, импульсивными, расторможенными.

Можно привести еще ряд медицинских диагнозов, которые им ставили на всех этапах развития детской психиатрии. Сейчас эксперты остановились на понятии «гиперактивный - синдром дефицита внимания» (СДВГ), синоним «гиперкинетическое расстройство, ММД-малая мозговая дисфункция.

Но, в конце концов, разве суть в тех этикетках, которые можно прилепить к этим малышам? Безусловно нет, важнее понимание таких детей - их общих особенностей и неповторимых индивидуальностей, их стремление к личностному росту и самореализации. В то же время нужно знать и угрозы, опасности, которые могут навредить их полноценному развитию.

Мы должны понимать этих детей, знать их особенности, чтобы помочь им ... Но прежде всего, пожалуй, должны верить в них, верить, что они, как и каждый ребенок, приносят с собой в этот мир что-то уникальное, важное и ценное, что своей жизнью они призваны сделать мир лучше ... А для того, чтобы выполнить свою миссию: дети нуждаются в любви и мудром воспитании, поддержке и помощи со стороны взрослых.

Видимо, все хотя бы частично знакомы с такими детьми благодаря известным персонажам детского мультфильма - Пете Пяточкину и Маше из популярного мультфильма «Маша и медведь» у них присутствуют типичные признаки этого расстройства - они гиперактивные, находятся в непрерывном движении. Именно чрезмерная активность Пети и Маши создает разные проблемы вокруг них. У Пети также присутствует и импульсивность, характерная для детей с СДВГ, видя на противоположной стороне улицы собачку, он, не думая, и не оглядываясь по сторонам, несмотря на опасность и пренебрегая правилами поведения на дороге, перебегает улицу. А еще мы имеем возможность наблюдать проблемы с вниманием. Мультсериалы точно указывает на то, что может помочь Пете и Маше - мудрый педагогический подход, основанный на любви, терпении и понимании.

Впрочем, к сожалению, в жизни изменения настают не так быстро, как в мультфильме, и становятся следствием длительного, последовательного воспитания.

В мультфильме Петя Пяточкин и Маша - позитивные персонажи, которые вызывает симпатию. И это правда, ибо гиперактивные дети имеют много позитивных черт, как Петя и Маша, часто бывают искренние, непосредственные, доброжелательные, энергичные. Впрочем, в их поведении есть много такого, что создает проблемы для окружающих и для них самих, именно через эти особенности поведения такие дети часто сталкиваются с негативными реакциями, отторжением, осуждением, непониманием.

Гиперактивность - органическое поражение мозга, а не, согласно распространенным мифам, плохое воспитание, главным проявлением которого является нарушение способности контролировать и регулировать свое поведение, проявляющееся моторной подвижностью, нарушением внимания и импульсивностью. Суждение о том, что эта активность является отклонением, делается на основе наблюдения за детьми того же возраста, за их поведением и интеллектуальным развитием.

Гиперактивность указывает на превышение нормы. Такой диагноз ставят неврологи, если эти проявления наблюдаются в течение длительного периода в различных сферах жизни ребенка: дома, в детском саду, в больнице. Вовремя пролеченные дети до 12 лет ничем не отличаются от своих сверстников.

Психолог:  Понятие «гиперактивности» мы выяснили. А вы хотели бы узнать, как выглядит гиперактивный ребенок? Тогда предлагаю всем вместе создать «Портрет гиперактивного ребенка».

5. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»

Цель: определить психологические черты гиперактивных и просто активных детей, разграничить их.

Оборудование: два набора частиц тела человека, разрезанных таким образом, чтобы складывались, как пазл. На каждой частице выписан один признак гиперактивного или просто активного ребенка.

Группа делится на две подгруппы. Каждая подгруппа самостоятельно составляет портрет ребенка, выбирая только его характерные особенности (для первой группы - задача составить портрет просто активного ребенка, а для второй - гиперактивного).

Предложенные ответы для гиперактивного ребенка:

- проявляет признаки беспокойства;

- легко отвлекается на посторонние раздражители;

- постоянно переключается с одного вида деятельности на другой;

- в разговоре часто перебивает;

- нередко теряет вещи;

- постоянно затрагивает других;

- создает конфликтные ситуации ...

Предложенные ответы для активного ребенка:

- большую часть дня «не сидит на месте»,

- предпочитает подвижные игры  пассивным;

- быстро и много говорит, задает кучу вопросов;

- активность, но не везде: например, непоседливость и суетливость дома, но спокойствие - в садике, среди малознакомых людей;

- ребенок не агрессивен, но случайно или в запале конфликта может и поколотить «коллегу из песочницы», но сам редко провоцирует скандал.

Психолог. Взгляните на эти портреты. Что мы видим? Гиперактивный ребенок - это обычный ребенок, довольно симпатичный, милый мальчик, но с признаками гиперактивности. Почему же так случилось? Что могло привести к тому, что ребенок стал гиперактивным? Определим это и разместим на макете «психологического дерева». Каково ваше мнение, коллеги?

Ответы коллег:

- Органические повреждения мозга.

- Перинатальная патология.

- Генетический фактор.

- Пищевой фактор.

- Социальные факторы.

- Экологические факторы.

6. Мини-лекция «Причины гиперактивности»

Есть много теорий происхождения гиперактивности, однако точной  до сих пор не существует.

1.  Наследственность: как правило, один из родителей был или является гиперактивным, хотя до сих пор и не найдено такого гена. Родители этих детей часто болеют алкоголизмом, асоциальными психопатиями и аффективными расстройствами. Мальчики чаще, чем девочки - 4:1. Преимущественно эти дети светловолосые, голубоглазые.

2. Здоровье матери: гиперактивные дети рождаются от мам, страдающих аллергическими заболеваниями, астмой, экземой, мигренью.

3. Беременность и роды: в группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши на искусственном вскармливании, в частности те, которые родились с маленьким весом, недоношенные.

4. Окружающая среда: наличие свинца и нитрата в водопроводной воде, выхлопные газы и различные выбросы, пестициды и тому подобное. С взглядом на то, что экология и темп современной жизни не слишком хорошие, не удивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма сегодняшнего дня.

5. Дефицит макро и микроэлементов: недостаточность цинка, магния, витамина В1 и В2, дефицит основных жирных кислот в организме. Симптомами дефицита является постоянное чувство жажды, сухие волосы, сухость кожи, частое мочеиспускание.

6. Питание: пищевые красители, консерванты, нитраты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, апельсины, яйца в большом количестве.

Обсуждение «Какие проблемы могут возникнуть в жизни гиперактивного ребенка»

Психолог: Мы всегда концентрируемся на том, сколько проблем приносят такие дети воспитателям, педагогам, родителям, другим детям и тому подобное ... А вот какие проблемы могут возникнуть у них самих?

Ответы коллег:

- По моему мнению, у таких детей слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах.

- Я думаю, что у гиперактивного ребенка будут в дальнейшем трудности в школьном обучении.

- Могу сказать, что у таких детей неадекватная самооценка.

- Хочу сказать о том, что у гиперактивной личности есть проблемы во взаимоотношениях с другими.

7. Упражнение «Запрещенное движение»

Цель: способствовать развитию быстроты реакции, эмоциональному подъему, сплоченности.

Участники стоят лицом к ведущему и повторяют движения, которые он показывает. Затем выбирается одно движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто его повторит, - выбывает из игры.

Вместо показа движения можно называть цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры 3. Когда участники ее услышат, они должны хлопать в ладони (или кружиться на месте).

8. Информационный блок «Как помочь гиперактивному ребенку?»

Цель: создать условия для обмена опытом в работе с детьми и их семьями.

Психолог. Такой маленький ребенок, а проблем вон сколько. Кто, по вашему мнению, может помочь этому ребенку?

Ответы коллег:

- Родители.

- Воспитатели.

- Учителя.

- Медицинские работники.

- Психологи.

Такое сотрудничество многих людей называют «мультимодальным». Именно оно позволяет достигать определенных результатов.

Перед занятием желательно провести индивидуальную беседу, обсудив правила поведения, за выполнение которых ребенок получит награду.

Пригодятся упражнения на развитие дальновидности, формирование психоэмоциональной стойкости при неудачах, поднятие самооценки.

Следовательно, не нужно подавлять активность таких детей! Поскольку энергия, которая не имеет выхода, будет накапливаться внутри ребенка и когда-нибудь «взорвется». Нужно направить ее в позитивное русло. Работа с такими детьми проводится совместно с психологом, воспитателями и родителями. Ибо один в поле - не воин!

Гиперактивные дети могут быть талантливы и успешны!

Как показывают исследования, гиперактивные дети имеют, как правило, более высокий уровень интеллекта, чем другие дети. И очень часто выявляется, что ребенок, который не может усидеть с книгой в руках более 10 минут, за это короткое время успевает запомнить большой объем материала.

Такие дети имеют редкую особенность выражать свои чувства и поэтому часто становятся талантливыми актерами, танцорами и спортсменами. Считают, что гиперактивность наблюдалась у многих известных людей прошлых лет,  Моцарта, А. Македонского, Авраама Линкольна, Бернарда Шоу, Пушкина, Достоевского, Ньютона, Эйнштейна, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и .т.д.

Советы воспитателям по работе с гиперактивными детьми

- Поддерживать ребенка, быть терпеливыми.

- Не сравнивать его с другими, а только с самим собой.

- Давать короткие, четкие инструкции.

- Повторять задачу спокойным тоном, не делать замечаний слишком часто.

- Использовать зрительный, тактильный контакт, хвалить ребенка, когда сидит спокойно.

- Менять виды деятельности, давать возможность двигаться.

- Создавать ситуации успеха, поддерживать тесный контакт с родителями.

Всем известно, что гиперактивный ребенок слишком подвижен, возбужден, непоседлив, поэтому он быстро устает, становится невнимательным, растерянным и нервным. Восстановить его «энергетические силы» поможет следующее упражнение, которое называется «Очищение сознания». Ребенку предлагают в течение определенного времени сконцентрировать внимание на каком-то конкретном предмете. В нашем случае - это цветные палочки. Возьмите их, и держите перед собой и в течение ЗО секунд смотрите на них. Постарайтесь ни о чем не думать. Специалисты считают, что таким образом ребенок отвлекается от того, что его беспокоит и угнетает. Сознание очищенно и можно снова приниматься за работу. А какую форму работы могут нам предложить коллеги? (Каждый специалист рассказывает о конкретной форме работы и сопровождает практическим показом.)

Формы работы:

- релаксационные и медитационные упражнения;

- занятия хатха-йогой;

- песочная терапия;

- музыкальная терапия;

- сказкотерапия и др.

9. Вывод, Рефлексия

Психолог: Гиперактивность - это не страшная болезнь, а небольшое отклонение от нормы, и при этом махать на нее рукой, мол, сама пройдет, - тоже не выход. К сожалению, не всегда проходит. Такой ребенок может столкнуться с проблемами в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, удержать его под заботливым маминым крылом также вряд ли удастся.

Важно полноценное развитие гиперактивных детей, потому что их будущая самореализация - под угрозой. Мы должны научиться понимать их и опыт семей, в которых они воспитываются, чтобы поддержать и помочь, чтобы, в конце концов, такие дети могли найти себя в этом мире, и чтобы их жизнь изменилась в самом глубоком смысле этого слова ...

Психолог. Наша встреча завершается. Давайте вспомним ожидания, оправдались ли они? (Обсуждение).

 

Тренинг для воспитателей:

«Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников»

Цель и задачи:

- актуализация знаний педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения гиперактивных дошкольников;

- популяризация опыта через использование практических упражнений;

- знакомство педагогов с некоторыми приемами саморегуляции эмоционального состояния детей и взрослых

Ход проведения тренинга для воспитателей детского сада

Вступительная часть

Просмотр мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал» (9 мин)

Упражнение «Ваши ожидания» (5 мин)

-  Что вы ожидаете от семинара?

Упражнение «Приветствие» (3 мин).

Цель: создание психологически непринужденной атмосферы; снятие мышечного напряжения.

Задача: по сигналу ведущего педагоги начинают хаотично двигаться и здороваются со всеми, кто встречается на их пути.

Правило: здороваться надо по сигналу ведущего  хлопком.

- Один хлопок - здороваемся за руку друг с другом;

- Два хлопка - здороваемся плечами;

- Три хлопка - здороваемся спинами.

Итог: разнообразие тактильных ощущений даст гиперактивным детям возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Мозговой штурм «Гиперактивность - это ...». (3 мин.)

Задача:  психолог  предлагает   педагогам продолжить   предложение: «Гиперактивность - это ...»

Информационное сообщение (10 мин)  

Диагноз «гиперактивность» устанавливает невролог, невропатолог.

В переводе с латинского языка «активный» означает деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.

Гиперактивность у детей - это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Пределы этого синдрома трудно провести, но обычно он диагностируется у детей, отличающихся импульсивностью и невнимательностью. Такие дети часто отвлекаются, их легко развеселить или огорчить, часто для них характерна агрессивность. В результате этих личных особенностей гиперактивным детям трудно концентрировать внимание на конкретных задачах.

Портрет гиперактивного дошкольника

- Находится в постоянном движении.

- Не может себя контролировать.

- Быстро и много говорит.

- Задает много вопросов, не всегда выслушивает ответы.

- Сон беспокойный.

- Частые кишечные расстройства, аллергии.

- Неуправляемый, не реагирует на запреты и ограничения.

- В каких - либо условиях ведет себя одинаково активно.

- Часто провоцирует конфликты.

- Не контролирует свою агрессию.

 Причины гиперактивности:

- Органические поражения мозга.

- Патология беременности (осложнения во время беременности, диатез).

- Генетический фактор (наследственность, то есть синдром дефицита внимания может иметь семейный характер).

-  Поражение ЦНС.

- Пищевые факторы (питание, которое содержит большое количество углеводов, приводит к ухудшению показателей внимания).

- Социальные факторы (вседозволенность, отсутствие системы воспитательных воздействий на ребенка

Упражнение: «Солнышко и тучка» (5 мин)

Цель: создание положительного группового взаимодействия между участниками, изучение индивидуальных особенностей гиперактивного ребенка.

- Психические отклонения родителей.

- Алкоголизм и курение родителей.

- Нежелательный ребенок.

Материалы: изображение солнышка и тучки на листе бумаги формата А4, фломастеры.

Задача: психолог предлагает участникам вспомнить какого-нибудь гиперактивного ребенка и на изображении солнышка написать достоинства и особенности ребенка, на облаке - отрицательные.

Итог: каких больше качеств - положительных или отрицательных?

Выполнение домашнего задания.

Заранее было предложено воспитателям представить себя гиперактивными детьми и обыграть ситуацию «Один день из жизни гиперактивного ребенка».

Ролевое проигрывание «Мы - гиперактивные дети» (7 мин.)

Цель: дать возможность участникам семинара побыть   в роли гиперактивных детей, почувствовать и понять те проблемы, с которыми они сталкиваются каждый день.

Игра «Рисунок на спине»

Обсуждение.

Просмотр фрагмента передачи «Гиперактивные дети» (5 мин)

Ведущий - врач Е. Комаровский.

Работа над проектом (20 мин.)

Упражнение «Что нужно гиперактивному ребенку»

Цель: формирование целостного взгляда на проблему психологии в педагогическом сопровождении гиперактивных дошкольников.

Два ватмана с изображением двух половинок солнышка, журналы, ножницы, клей, цветная бумага, фломастеры, маркеры.

Аптечка психологической помощи в работе с гиперактивными дошкольниками (3 мин)

-  Пытаться индивидуализировать работу;

- Поощрять хорошее поведение и игнорировать провокационные поступки ребенка;

-   Использовать гибкую систему поощрений и наказаний;

- Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться к воспитателю, просить помощи, если ему сложно, что-то выполнять (можно ввести невербальные сигналы)

- Использовать тактильный контакт.

Заключение Упражнение «Корзина желаний» (3 мин.)

Цель: изучить запросы педагогов по вопросам педагогического просвещения.

Материалы: бланк с вопросами.

Вопрос: какой психологический семинар вы хотели бы посетить?

-  Продолжить серию семинарских занятий по психолого-педагогическому сопровождению гиперактивных дошкольников;

- Сопровождение вновь прибывших;

- Детские страхи;

- Тревожность детей;

- Агрессивность детей;

- Никакой;

- Другое;

- Ваши предложения и рекомендации.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для психологов ДОУ:

«Организация психологического сопровождения при работе с детьми, которые нуждаются в коррекции в общении»

Цель: познакомить молодых практических психологов ДОУ с особенностями организации психологического сопровождения при работе с детьми, нуждающимися в коррекции общения.

Ход проведения семинара для психологов ДОУ

Упражнение «Дерево ожиданий»

Участникам предлагается на разноцветных листках написать свои ожидания и прикрепить их на дерево и стать в круг.

Упражнение «Волшебные очки»

Цель: сократить дистанцию ​​между участниками, способствовать установлению взаимопонимания, научить замечать хорошие черты коллег, доброжелательно относиться к товарищам, вызвать желание общаться.

Психолог сообщает, что у него есть «волшебные очки». «Тот, кто их наденет, будет видеть в других людях только хорошее, даже те хорошие черты, которые человек скрывает. Вот я сейчас их примеряю. Какие же вы все красивые, веселые и умные ». Затем психолог передает участнику возможность примерить «волшебные очки», и хорошенько рассмотреть своего соседа. Возможно, они помогут заметить в товарище то, чего вы не видели раньше. Участники по очереди надевают «волшебные очки» и называют хорошие черты своих товарищей.

Объединение участников семинара в три группы.

Упражнение «Осенние месяцы»

Работа в группах

Задача: изобразить портрет ребенка, имеющего проблемы в общении

- агрессивного ребенка;

- ребенка с нарушениями речи;

- застенчивого, тревожного ребенка;

- гиперактивного ребенка.

Информационное сообщение «Группы детей с коммуникативными проблемами»

Общение - это взаимодействие двух и более людей с целью обмена информацией, эмоционального воздействия.

Во время общения каждый человек учится регулировать как собственное поведение, так и поведение тех, с кем идет на контакт. Общаясь, люди постепенно взаимно сменяют друг друга.

Маленький дошкольник учится общаться и жить в окружающем мире.

Существуют определенные этапы развития коммуникативности детей дошкольного возраста.

 

- 3 - й год жизни

Формируется потребность в общении со сверстниками. Появляется новая форма общения - эмоционально окрашенные игровые действия, с помощью которых ребенок демонстрирует сверстникам свои умения.

- 4 - й год жизни

Усиливается потребность в общении со сверстниками. Дети становятся более чувствительными к проблемам и эмоциональному состоянию сверстников.

- 5 - й год жизни

Осознание своего места и роли в группе сверстников, формируется избирательное отношение к партнерам в общении.

- 6 - й год жизни

Ведущим новообразованием коммуникативной деятельности является способность к рефлексии - ориентация на взгляды, мысли, чувства других детей, оценка себя с позиции партнеров общения.

- 7 й год жизни

Новообразованием этого возраста является способность предвидеть возможные действия, поступки и оценки со стороны окружающих, что придает общению осознанный и произвольный характер.

В детском саду ребенок постоянно общается со своими ровесниками. Такое общение для него жизненно необходимо. Играя и учась, развлекаясь и работая, обмениваясь мыслями и обсуждая свои дела, споря и уступая, радуясь и сочувствуя, ребенок приобретает навыки взаимоотношений. И от того, в какой форме он устанавливает контакт с детьми, зависит его умение сосуществовать среди сверстников.

Но довольно часто встречаются дети с неустойчивыми и негативными навыками поведения и общения, то есть агрессивные, застенчивые, замкнутые и тревожные дети.

Портрет агрессивного ребенка. Почти в каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессивного поведения. Они нападают на детей, обзывают и бьют, отбирают и ломают игрушки, становятся источником обеспокоенности родителей и воспитателей.

Дети не умеют ждать, уступать, делиться. Им трудно ужиться в детском коллективе.

Однако агрессивный ребенок, как и - другой, нуждается в ласке и помощи, поэтому его агрессия, это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на события, происходящие вокруг него.

Агрессивный ребенок часто чувствует себя отверженным, ненужным. Жестокость и равнодушие родителей приводит к нарушениям родительско-детских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность в том, что ее не любят. Поэтому он и ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников к своей проблеме.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за содеянное на других. Такие дети часто не понимают собственной агрессивности. Они не замечают, что вызывают у окружающих страх и обеспокоенность. Им, наоборот, кажется, что весь мир - против них.

Причины агрессивности

- семейные проблемы (неуравновешенность, агрессивность родителей)

- стремление привлечь к себе внимание;

- стремление получить желаемый результат;

- стремление быть главным;

- заниженная самооценка.

Задачи работы с агрессивными детьми:

- лишить детей негативных проявлений агрессивного поведения;

- предоставить возможность для выхода негативной энергии, при этом перевести ее разрушительное действие в безобидную форму (рвать бумагу, лепить пластилин, выполнять физические упражнения);

- развивать умение слушать и понимать других;

- формировать положительное отношение к сверстникам;

- быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки;

- научить распознавать собственное эмоциональное состояние и состояние людей;

- учить брать ответственность за свои поступки.

Перечень диагностических методов определения агрессивности

Дети:

- Наблюдение за поведением ребенка.

- Тест для определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля;

- Тест Розенцвейга для определения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях;

- Рисунок семьи;

- Проективная методика «Несуществующее животное», «Кактус».

Педагоги:

- Анкета «Признаки агрессивности»;

- Анкета для воспитателей детского учреждения.

Портрет замкнутого ребенка. Ведут себя скованно, неуверенно. Волнуются в новых ситуациях, боятся чужих людей, чем-то обеспокоены, часто неуравновешенные и плаксивые.

Особенности поведения замкнутых детей:

- Недоверие и подозрительность к сверстникам;

- Подавленное настроение;

- Эмоциональная холодность;

- Равнодушие товарищей.

Причины замкнутости:

- Низкая самооценка;

- Неуверенность в себе;

- Завышенные требования родителей.

Задачи работы с замкнутыми детьми:

- Формировать у детей желание общаться;

- Развивать коммуникативные навыки;

- Расширять круг общения;

- Повышать самооценку, укреплять уверенность в себе.

Портрет гиперактивного ребенка. Гиперактивный ребенок привлекает к себе внимание, прежде всего чрезмерной подвижностью, неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью реакций. Он постоянно дергается, крутит что-то в руках, не может усидеть на месте, отвлекается сам и отвлекает сверстников.

Признаки гиперактивного ребенка:

- Неспособный сосредоточиться на деталях;

- Ошибается по невнимательности;

- Неспособный доводить до конца задания;

- Постоянно отвлекается на посторонние раздражители;

- Постоянно что-то забывает;

- Не может дождаться своей очереди.

Причины возникновения гиперактивности:

- Генетические факторы;

- Родовые травмы;

- Изнуряющие соматические заболевания;

- Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы и годы жизни;

- Психосоциальные проблемы - взаимоотношения в семье, тип семейного воспитания.

Задачи работы с гиперактивными детьми:

- Установить правила поведения и систему поощрений и наказаний;

- Дать возможность ребенку тратить избыток энергии через физические занятия, но не переутомлять - это приводит к снижению самоконтроля;

- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;

- Научить управлять эмоциями;

- Использовать элементы массажа, поглаживание.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми

- Обучать приемам саморегуляции через использование релаксации, визуализации;

- Обучать самомассажу;

- Использовать игры на развитие координации движений;

- Использовать игры для развития тактильного взаимодействия;

- Развивать мелкую моторику (пальчиковые игры)

- Псхогимнастические упражнения с целью понимания эмоционального состояния детей;

- Использовать работу с глиной, песком

- Коррекционную работу строить поэтапно: индивидуальная, парная, подгрупповая.

Портрет тревожного, застенчивого ребенка. Постоянно испытывают угрозу, пугливы, растеряны, не могут долго работать, быстро устают, трудно сосредотачиваются, какое - либо задание вызывает чрезмерное беспокойство, при выполнении задач очень напряжены, скованы. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Для тревожных детей характерны соматические проблемы: боли в животе, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, учащенное сердцебиение.

Причины тревожности

- нарушение взаимоотношений между родителями и детьми;

- авторитарный стиль родительского воспитания в семье;

- психологические травмы (испуг)

- завышенные требования к ребенку;

- постоянное сравнивание ее с другими детьми;

- развод родителей;

- высокая тревожность родителей, невроз или другие психические расстройства.

Задачи работы с тревожными детьми

- Нет соревнований и видов работ на скорость.

- Не сравнивайте ребенка с другими.

- Способствует повышению самооценки ребенка, чаще хвалите, но так, чтобы она знала, за что.

- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

- Демонстрируйте образцы уверенного поведения.

- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

- Не унижайте ребенка, наказывая его.

- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

Диагностические методики для определения причин тревожности, застенчивости:

Дети:

- «Лесенка» - определение самооценки;

- Рисунок семьи;

- Кинетический рисунок семьи;

- Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена).

- Стандартизированное наблюдения. Социометрия.

- «Страхи в домиках».

Родители: - Тест на оценку уровня тревожности А. Захарова.

Нарушение речи - большая помеха в общении детей со сверстниками и взрослыми. Поэтому в дошкольном учреждении должно уделяться особое внимание процессу социализации ребенка с речевыми проблемами.

Одни дети могут даже не обращать внимания на свои недостатки, они охотно вступают в контакт со сверстниками, у них отсутствуют элементы застенчивости и уязвимости.

Другие чувствуют, в связи с дефектом речи, неприятные переживания, скрывают его, компенсируя манеру речевого общения с помощью уловок (что выражается в протесте).

Но есть группа детей, которые фиксированы на речевом недостатке, глубоко переживают его. Для них характерна склонность к самоуничтожению, болезненность, выраженный страх, тревожность перед неизвестным, незнакомым.

Особенности эмоционально - волевой сферы:

- Повышенная возбудимость;

- Раздражительность;

- Общая заторможенность;

- Склонность обижаться;

- Быстрая смена настроения;

- Тревожность, неуверенность.

В тесном сотрудничестве с учителями-логопедами, воспитателями и родителями необходимо формировать у детей

- Умение воспринимать и оценивать себя как личность;

- умение определять свое место в коллективе;

- готовность адекватно реагировать на ошибки и неудачи, принимать компромиссные решения;

- способность решать конфликты положительным путем;

- позитивное восприятие других детей, желание общаться с ними.

3. Практическая часть

(выполнение комплекса упражнений, направленных на коррекцию нарушений проблем в общении)

Упражнение «Опыт с водой»

Цель: познакомить с понятием эмоции и настроение, учить понимать собственные чувства.

Материал: 3 стакана с водой, чайная ложка, блестки, кусочек глины.

К детям пришел мишка Винни-Пух. Посмотрите, дети, какой он добрый, веселый. Его любят все зверьки. У мишки хорошее настроение и водичка в стакане чистая и прозрачная. К мишке пришли друзья Пятачок и Зайчик. Они вместе играют, веселятся, танцуют, поют. Взрослый бросает в другой стакан блестки и показывает детям:

«Посмотрите на водичку во второй стакане. Она блестит, переливается. Какая веселая и хорошая водичка, как и настроение у наших зверушек».

И вот мишка рассердился на Пятачка и начал его бить. Пятачок плачет, его обидели, а зайчик грустит. Всем зверям плохо. Взрослый бросает в третий стакан комочек глины и перемешивает. - «Посмотрите на водичку в третьем стакане. Какая она? Да, грязная и мутная. Это потому, что настроение у зверюшек испорчено, как водичка. Злость, обида, печаль спрятались в ней. Как нам исправить ситуацию, чтобы всем снова стало весело? Надо помирить друзей».

Дети поют мирилки. Взрослый ставит стакан с прозрачной водой и говорит: «Друзья помирились и у них снова хорошее настроение».

- Дети, в каком стакане спряталось хорошее настроение? В каком веселое, радостное? А в какой злой, грустный?

- А у вас настроение?

Давайте сейчас потренируем наши эмоции.

Упражнение «Мои эмоции»

Задание. Детям предлагается:

- Обрадоваться, как цветы солнышку;

- Нахмуриться, как осенняя туча, разгневанный человек;

- Позлиться, как голодный волк;

- Испугаться, как кошка, которая увидела собаку;

- Улыбнуться, как хитрая лисичка, счастливый ребенок.

А сейчас мы с вами немного споем. Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель: создавать условия для укрепления духа и тела.

Стоять нужно ровно, состояние спокойное, расслабленное. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А - положительно влияет на весь организм.

Е - хорошо влияет на щитовидную железу.

И - влияет на мозг, глаза, нос, уши.

В - связь с сердцем, легкими.

Я - влияет на работу всего организма.

Х - влияет на очищение организма.

ХА - улучшает настроение.

Упражнение «Обезьянки»

Цель: стабилизировать, оптимизировать атмосферу в группе; развивать умение координировать вербальную и двигательную активность; формировать способность регулировать процессы возбуждения и торможения.

Мы малыши - обезьянки (приседают, руки согнуты в локтях, пальцы растопыренные).

Дом наш - в джунглях на полянке.

Любим банан жевать (сжимают и разжимают пальцы перед ртом),

Бросать кокосы (имитируют бросок),

Качать лианы (поднимают и опускают руки, расшатываются влево и вправо).

Широко открыть рот (открыть рот)

И дразнить весь народ (высовывают язык).

Показать ушки людям (тянут руками себя за уши),

Вверх на цыпочках прыгать (прыгают на месте),

Громко - громко что-то кричать (громко выкрикивают гласные звуки «а», «о», «у»

А теперь мы остановились (опускают руки)

И на землю опустились (успокаиваются, садятся на место).

Отдохнули? Давайте работать дальше. Все вы знаете, что можно общаться не только с помощью языка, но и с помощью мимики, жестов, движений.

Упражнение «Кричалки, шепталки, молчалки»

Цель: развитие саморегуляции и самоконтроля.

Участники внимательно следят за сигналами. Когда психолог поднимает красную ладонь - «кричалку», можно бегать, кричать, петь; желтую ладонь - «шепталку» - можно тихо двигаться и шептать, на сигнал «молчанка» - синяя ладонь - все должны замереть на месте или лечь на пол и не двигаться. Закончить игру следует «молчалками».

Упражнение «Тух - тиби - дух»

Цель: выработка навыков ослабление негативных эмоций, обучение нормам поведения в ситуации агрессивности.

Я скажу вам по секрету волшебное слово. Это заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по - настоящему, нужно ходить по комнате и ни с кем не разговаривать. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды сердито произнесите «волшебное» слово. Чтобы это слово подействовало, нужно говорить его глядя в глаза человеку, который стоит перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя и должны участники произносить слово «тух - тиби - дух» сердито, через некоторое время они не смогут не смеяться.

Упражнение «Встреча»

Необходимо рассчитаться на «Добрый», «Веселый» и стать в два круга: внешний и внутренний лицом друг к другу и, используя невербальные средства общения, поочередно поздороваться с каждым участником противоположного круга так, как будто они встретили:

- друга;

- врага;

- первую свою любовь;

- незнакомца;

- директора;

- маленького ребенка.

Обсуждение:

- Какие ощущения были, когда вы встретились с другом, незнакомцем, директором?

- Как изменились жесты, движения, эмоции? Какие были трудности?

Ведущая обобщает:

- В разных ситуациях, в общении с разными людьми мы действуем по - разному.

Упражнение «Руки»

Цель: знакомить участников с невербальными формами общения, помочь преодолеть замкнутость, скованность.

Упражнение выполняется в парах. Психолог говорит фразу, а все повторяют ее:

- руки знакомятся;

- руки здороваются;

- руки обнимаются;

- руки ссорятся;

- руки мирятся.

Упражнение «Письмо в руке»

Цель: научить фиксировать ощущения, связанные с определенными образами на основе тактильных ощущений, формировать навыки эмпатии.

Участники стоят лицом друг к другу. Один закрывает глаза и протягивает правую раскрытую ладонь к другому участнику.

«Зрячий» партнер должен нарисовать (написать) словом, одну фигуру или образ. «Слепой» участник должен расшифровать фигуру, образ или слово и сказать партнеру, что он нарисовал.

Упражнение «Рисование одним карандашом»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, развивать навыки восприятия, способность тонко чувствовать партнера; формировать навыки взаимопонимания.

Участники садятся за свои столы. Каждая команда получает лист бумаги, карандаши. Команда рисует картинку, сидя за одним столом. Участники не должны разговаривать, договариваться о том, что они рисуют. Можно только смотреть друг на друга, чтобы отгадать что хотят партнеры. После завершения упражнения участники демонстрируют свои работы.

Составление схемы психологического сопровождения при работе с детьми, нуждающимися в коррекции в общении в условиях ДОУ:

1 группа описывает методы диагностики;

2 группа описывает особенности коррекционной работы;

3 группа описывает работу с родителями;

4 группа описывает направления работы с воспитателями.

Ведущая - А теперь представители от каждой группы озвучат результаты коллективной работы.

4. Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Вручение памяток по системе работы психолога ДОУ с детьми, родителями и педагогами по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей.

Психолог:

- Коррекционную работу следует вести параллельно с ребенком, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо сосредоточиться на изменении негативной установки в отношении к ребенку на позитивную и стиля взаимодействия с ребенком. Я всем вручаю памятки, которые будут Вам полезны при работе с детьми, имеющими проблемы в общении.

Памятка

Коррекционная работа с замкнутыми, застенчивыми и тревожными детьми

1. Включение в занятия задач на коррекцию речевых нарушений, коммуникативной сферы, повышение самооценки, развитие нравственной и эмоциональной сферы.

2. Установление положительного контакта между участниками. На первых 2 - 3 занятиях важнейшими станут невербальные формы общения.

3. Использование коллективных форм работы, направленных на открытие для детей красоты окружающего мира, повышение самооценки и восприятия себя.

4. Использование различных форм арт-терапии, музыкальной терапии.

Коррекционная работа с агрессивными:

1. В комплекс коррекционных методик следует включить обучение детей навыкам саморегуляции.

- Прежде чем перейти к действию, скажи себе «Стоп». (Можно нарисовать знак «Стоп» в виде кружочка, внутри которого большими буквами написать «Стоп». Раскрасить его вместе с малышом в спокойные тона: желтый, синий, голубой, золотистый. Этот кружок лучше положить в карман брюк. Перед тем как сделать агрессивное действие, предложите ребенку подержаться за этот знак.)

- Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни, посчитай до 10.

- Прежде чем кого-то ударить, сильно сожми кулаки и разожми их (до 10 раз).

2. Упражнения на развитие и коррекцию внимания, эмоциональной и коммуникативной сферы, самоконтроля, тонкой и общей моторики, снятие физического напряжения.

3. Для установления эмоционального контакта между участниками группы следует использовать скороговорки, направленные на сплоченность группы или жест приветствия.

4. Рекомендуется обсуждение правил поведения игры в группе и строгое их соблюдение.

5. Надо предоставить возможность для выхода энергии, при этом пытаясь перевести ее разрушительное действие в безобидную сферу (рвать бумагу, использовать различные физические упражнения). Элементы танцевальной терапии помогут снять эмоциональное напряжение, поддержать позитивный настрой.

6. Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания, возбуждения и торможения, создание ситуаций успеха.

7. На занятиях целесообразно использовать цветотерапию в сочетании с пальчиковыми играми, так как развитие мелкой моторики стимулирует деятельность зон коры головного мозга.

8. Стабилизация эмоционального состояния детей обязательно в конце занятия. Достичь этой цели можно разными способами: релаксация под музыку, дыхательная гимнастика.

Коррекционная работа застенчивым ребенком:

- Следует расширять круг знакомств своего ребенка, чаще приглашать к себе друзей, брать малыша в гости к знакомым людям, учить ребенка спокойно реагировать на новые места и людей.

- Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, пытаться полностью оберегать его от всяких опасностей, не делайте сами все за ребенка, дайте ему свободу деятельности.

- Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

- Привлекайте ребенка к различным поручениям, связанным с общением, создавайте ситуации, в которых стеснительному ребенку пришлось бы вступать в диалог с незнакомыми взрослыми (в магазине, на улице, в детском парке).

С агрессивным ребенком:

- Следует помнить, что запрет и повышение голоса - неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения, можно надеяться на то, что агрессивность будет преодолено.

- Показывайте ребенку личный пример позитивного поведения. Не допускайте проявлений гнева или критических высказываний о своих друзьях или коллегах.

- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, перенести ее на другие объекты. Позвольте побить подушку или разорвать бумагу на мелкие кусочки, покричать в «мешочек для крика», и вы увидите, что агрессивность снизится.

- Пусть ваш ребенок постоянно чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз приласкать или пожалеть его. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

С гиперактивным ребенком:

- Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером;

- Снизьте рабочую нагрузку на ребенка;

- Делите работу на более короткие, но частые периоды. используйте  физкультминутки.

- Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;

- Во время занятий сажайте ребенка рядом со взрослым;

- Используйте тактильный контакт (элементы массажа, поглаживания, объятия)

- Давайте четкие, краткие инструкции;

- Используйте гибкую систему поощрений и наказаний;

- В своих взаимоотношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку.

- Хвалите его каждый раз, когда он это заслужил, замечайте успехи.

Это позволит закрепить уверенность в своих силах.

- Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»;

- Говорите сдержанно, спокойно и мягко;

- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить;

- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

- Поощряйте ребенка ко всем видам деятельности, требующих сосредоточения внимания (например, работа с кубиками, конструктором, раскраска, рисование, лепка пластилином, глиной, игры с песком)

- Поддерживайте дома четкий распорядок дня;

- Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

- Задачи должны быть простыми и конкретными, скажем «Почисти зубы. А теперь одевайся».

- В комнате ребенка должно быть как можно меньше предметов, игрушки  должны быть расставлены так, чтобы не отвлекали внимание.

Обратная связь

- А сейчас хотелось бы узнать, сбылись Ваши ожидания относительно проведенного семинара. Взгляните на наше «Дерево ожиданий», где вы приклеили ожидания-листочки.

Ритуал прощания Ведущая: А сейчас мы все встанем в круг друзей, возьмемся за руки, и поочередно пожелаем всем нам чего-то достичь в нашей деятельности, того что станет эффективным и полезным для каждого из вас.



Предварительный просмотр:

Тренинг психолога для педагогов детского сада:

«Влияние установок и стереотипов на личность педагога»

Цель: осознание влияния установок и стереотипов на личность педагога, его профессиональную деятельность.

Задачи:

  • повысить психологическую компетентность педагогов;
  • выявить и корректировать неадаптивные стереотипы профессиональной деятельности;
  • определить и осознать свои стереотипы;
  • развивать командное взаимодействие;
  • овладеть навыками общения.

Ход проведения тренинга

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание доброжелательной атмосферы во время работы.

Психолог предлагает участникам создать круг. Затем он в произвольном порядке раздает им бланки с вариантами незаконченных предложений. Задача состоит в том, чтобы каждый из педагогов продолжил предложения так, чтобы оно характеризовало его коллегу справа.

Психолог также участвует в упражнении. Его задача - продолжить предложение, пользуясь стереотипными представлениями. Например, «Если бы мой коллега был французом, то его манеры были бы галантными».

Варианты незаконченных предложений:

Если бы мой коллега был начальником, то его внешний вид был бы ...

Если бы мой коллега был фотомоделью, то его семейное положение было бы ...

Если бы мой коллега был байкером, то его любимым напитком был бы ...

Если бы мой коллега был художником, то его внешний вид был бы ...

Если бы мой коллега был танцором, то его осанка была бы ...

Если бы мой коллега был итальянцем, то его темперамент был бы ...

Если бы мой коллега был военным, то его речь была бы ...

Если бы мой коллега был парикмахером, то его прическа была бы ...

Упражнение «Мои ожидания»

Цель: осмысление каждым участником своих ожиданий от занятия.

Психолог предлагает участникам каждому по очереди рассказать о своих ожиданиях от занятия и пожелания, которые возникают по этому поводу.

Формулировка и утверждение правил работы

Цель:

  • формирование единого рабочего пространства;
  • создание и утверждение правил поведения во время занятия.

Психолог предлагает группе в форме открытой дискуссии сформулировать правила работы. Утвержденные правила он записывает на флипчарте.

Упражнение «Какой я?»

Цель: осознание влияния установок и стереотипов на поведение, на представление об окружении и о себе.

Педагоги объединены в две группы. Одна группа получает фотографию человека так, чтобы другая группа не видела ее. Психолог сообщает, что на фото - преступник, грузин Гога Гогадзе, и предлагает описать этого человека по следующим характеристикам:

  • характер;
  • поведение;
  • манера общения;
  • семейное положение;
  • образование
  • вредные привычки;
  • отношение окружающих к человеку.

Другой группе участников психолог показывает то же изображение, говоря, что на нем - известный детский врач, армянин Саркис Саркисян. И предлагает описать его по тем же пунктам.

После составления описаний, обе группы педагогов по очереди озвучивают их, не называя профессии или имени человека. Затем психолог показывает обеим группам фотографии лиц, которых они описывали, и педагоги узнают, что это один и тот же человек.

Обратная связь:

Совпадают ли описания?

Почему описания одного человека оказались разными?

Что больше всего повлияло на создание описания?

Как люди больше всего влияют на формирование представлений о себе и окружающим?

Какие вы знаете установки и стереотипные представления? (Ответы записывают на флипчарте).

Вернемся к упражнению «Приветствие». Почему большинство окончаний предложений были стереотипные?

Что мешало продолжить предложение по-другому?

Упражнение «Какие эмоции испытывает персонаж?»

Психолог: на ваши описания повлияла установка о том, кем является человек на фотографии. Не существует объективных факторов - все они личностно окрашенные, поскольку мы живем в обществе, где так или иначе прислушиваемся к окружающим. Вот так установка влияет на наши представления о себе и других, о добре и зле. Всю жизнь человек проходит под влиянием установок. Некоторые из них мы создаем самостоятельно, другие формируют наши родители, учителя, друзья.

Информационное сообщение

Установка - психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенному виду активности в определенной ситуации. По-другому этот внутреннее состояние готовности человека к действию, предшествующему поведению. Установка формируется на основе предварительного социально-психологического опыта. Она действует на осознанном и неосознаваемом уровнях: осуществляет регулятивную функцию поведения человека. Установка определяет устойчивое, последовательное поведение в случае изменения ситуаций; освобождает субъект от необходимости принимать решения и произвольно контролировать поведение в типичных ситуациях; может вызывать инертность действий и тормозить приспособление к новым ситуациям, обусловливающим изменение программы поведения.

На прочность связи между установкой и поведением человека влияют следующие факторы:

  • ситуационные (например, функционирование социальных норм, ограниченное время и т.д.);
  • качество самих установок (например, их сила, важность)
  • личностные (например, самоконтроль).

Важность установки для человека определяют следующие факторы:

  • собственные интересы - чем больше заинтересован человек, тем для него важнее установка;
  • социальная идентификация - чем сильнее группа, в состав которой входит человек с определенной установкой, тем важнее эта установка;
  • ценностная релевантность - чем больше установка связана с личностными ценностями человека, тем она важнее.

Поэтому взаимосвязь установки с основными социальными и индивидуальными потребностями, ценностями повышает уровень ее важности.

Индивидуальные различия также влияют на связь между установками и поведением: она сильнее у одних людей и слабее у других. Поэтому установки позволяют прогнозировать поведение людей с низким уровнем самоконтроля, поскольку такие люди используют свои установки как важные регуляторы их поведения. И, наоборот, эта связь оказывается слабее у людей с высоким уровнем самоконтроля.

Понятие установки тесно связано со стереотипами. Стереотипы являются упрощенными, предварительно сформированными представлениями о мире, традиционными способами мышления, восприятия и деятельности человека, ригидными кодами-знаниями, которые применяют в «готовом» виде. У педагога закономерно возникают трудности, связанные с несоответствием социальных требований имеющимся педагогическим стереотипам. То есть не стереотипы меняют в соответствии с новыми реалиями, а, наоборот, к новым условиям выбирают предварительно сложившиеся стереотипы.

Педагогические стереотипы - это когнитивные или эмоциональные образцы, на которые ориентируется педагог во время своей профессиональной деятельности. Из их числа выделяют стереотипы мышления, эмоций, реакций, поведения и т. На определенном этапе педагогические стереотипы дают молодому специалисту возможность быстро сориентироваться в различных ситуациях, проводить деятельность в реальных образовательных условиях.

Обычно сложная деятельность не обходится без системы стандартов и механической реализации, но когда парадигма устаревает, то стереотипы, которые ей отвечали, становятся существенными препятствиями и тормозят обновление практики. Педагогические стереотипы являются устойчивыми образованиями. Стереотипное мышление и соответствующее поведение педагога не дают ему возможности реализовывать творческую деятельность, поскольку алгоритмический подход к ее осуществлению не присущ дошкольному образованию.

Педагогические стереотипы тесно связанные с планированием, алгоритмическим подходом и механичностью профессиональной деятельности. Основными признаками стереотипа являются:

упрощение - ориентирование на минимум, на примитивные конструкции, невозможность действовать вариативно с большим количеством сложных объектов;

типизация - процесс создания моделей, конструкций на основе общих характеристик, стандартизация окружающего мира. Стереотип применяют так, чтобы не он соответствовал реальности, а для реальности подбирают соответствующий стереотип;

несознательность - отсутствие критического восприятия ежедневных действий, связанных со стереотипами, то есть отсутствие рефлексии;

ригидность - неготовность изменять программу действий в зависимости от новых мотивационных требований; отсутствие модификации стереотипов.

«Мозговой штурм» «Как избавиться от стереотипов и установок?»

Цель: побуждение педагогов к поиску собственных способов избавления от стереотипов и установок.

Педагогов объединяют в две группы и предлагают им разработать способы преодоления установок и стереотипов. Каждая группа записывает на ватмане разработанные ею методы. Затем листы ватмана обеих групп размещают на флипчарте и участники по очереди представляют свои записи.

При необходимости психолог дополняет способы борьбы со стереотипами и установками, представленные педагогами, предлагает им другие варианты.

Психолог: Преодолеть установки и стереотипы позволяет метод сравнения. Он совсем не сложный, ведь и само стереотипное мышление - довольно примитивно. Метод заключается в том, чтобы сравнивать неблагоприятную ситуации с другой, более отрицательной, которая гипотетически могла бы произойти. Это не решает проблему, но значительно снижает негативный эффект полярного мышления.

Преодолеть стереотипы относительно необоснованных ожиданий поможет «детское» восприятие. Ведь дети настолько открыты, что воспринимают все таким, каким оно есть: например, к взрослым они относятся независимо от их материального положения, профессии и успешного/негативного опыта. Поэтому попробуйте «примерить» на себя модель детского мышления - будьте открыты ко всему и делайте выводы о человеке только после того как пообщаетесь с ним, а не основываясь на своих субъективных представлениях о том, какой он есть. Каждый раз, когда вы поймали себя на ожиданиях, спросите себя: «На чем основаны мои ожидания в этой ситуации - на реальных предпосылках или на моем желании получить что-то?», «Не создаю ли я сам обстоятельства, затрудняющие осуществление моих ожиданий?», «Понимают ли люди, чего я от них жду и почему чувствую раздражение, если мои ожидания не оправдываются?».

Итоговые вопросы для обсуждения:

  • Чему вы научились на занятии?
  • Над чем вы порассуждаете после занятия?
  • За что вы благодарны участникам?
  • Что вам не понравилось? Что вам мешало?
  • Какие упражнения вы выполнили бы еще раз?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов ДОУ по построению эффективного взаимодействия с родителями «Я хороший педагог»

Тренинг для  педагогов ДОУ по построению эффективного взаимодействия с родителями«Я хороший педагог»...

Тренинг для педагогов "Навыки самопрезентации педагога в работе с родителями"

Одно из направлений работы педагога-психолога ДОУ «Психологическая профилактика». Важнейшей составляющей профилактической работы в ДОУ является профилактика конфликтов, возникающих между с...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Психологический тренинг для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагога с родителями"

Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения(по-другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Воспитатель в детском саду ...

Тренинг для педагогов: "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями"

Тренинг для педагогов-Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями...

Тренинг для педагогов «Родители и педагоги: учимся понимать друг друга»

Тренинг направлен на формирование готовности педагогов к социальному партнерству с родителями....