«Конструирование как средство развития у дошкольников пространственного мышления»
план-конспект занятия (старшая группа)

Овладение действиями построения графической модели реального предмета и его конструкции из строительного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Конспект совместной образовательной деятельности по конструированию с детьми старшей группы №2

Тема : «Конструирование как средство развития у дошкольников пространственного мышления»

Выполнила: воспитатель Черненкова

Любовь Михайловна

Рославль 2017

Цель: Овладение действиями построения графической модели реального предмета и его конструкции из строительного материала.

Возрастная группа: старшая

Форма организации: подгрупповая

Виды детской деятельности: конструирование, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Средства:

Наглядные: макет, пазлы.

Мультимедийные: ИКТ (музыка)

Литературные: текст пальчиковой гимнастики

Оборудование: деревянный конструктор, плоскостные геометрические фигуры, макет башни, пазлы в виде строительных деталей с изображением башен, шахматная фигура ладья; звездочки, вырезанные из картона.

Задачи:

Обучающие: Обучать ориентироваться в пространственных свойствах вещей (форме, положении, размерах, пропорциях).

Развивать умение анализировать архитектурные объекты с  разных позиций: вид спереди, сверху, сбоку.

Расчленять контурную схему предмета на части, обозначающие особенности их строения.

Развивающие:

Развивать пространственное мышление; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы. Развитие мелкой моторики, умения разрабатывать собственный замысел конструкции.

Воспитательные:

Воспитание самостоятельности и аккуратности в выполнении постройки, умение доводить начатое дело до конца.

Планируемые результаты: Воплощение задуманной постройки в строительстве, выкладывание ее схемы.

Предварительная работа: чтение произведений В. Маяковского «Эта книжечка моя про маяк и про моря», С. Маршака «Пожар», Ш.Перро «Спящая красавица», рассматривание иллюстраций «Маяк», «Радио башня», «Спасская башня» и др.

Ход СОД:

Дети стоят около воспитателя.

- Дети, вечером, уходя домой, я нашла возле стола интересную фигурку. Наверное, вы вчера ее обронили. Где она должна находиться, подскажите. (В шахматной коробке.)

- Кто знает, как называется эта фигура. (Ладья или тура.)

 - На что похожа ладья? (Ответы детей.)

- Какое строительное сооружение оно напоминает? (Башню.)

- Чем она похожа на башню? (Ответы детей.)

- Так как эта фигурка маленькая и невозможно увидеть все ее детали, я предлагаю вам рассмотреть макет похожей башни.

Догадается ли кто из вас, для чего служила такая башня? Почему? Как она называлась?

Если это башня сторожевая, то в ней кого-то не хватает. Как вы думаете, кого? (рыцарей, воинов)

- Где можно расставить рыцарей для охраны башни? Почему вы считаете это место наиболее удобным для их нахождения.

(Предложить детям расставить фигурки солдатиков. В процессе деятельности воспитатель спрашивает  у детей, почему данное место считаете самым удобным для нахождения охранников?)

(После рассматривания каждой из сторон воспитатель выкладывает названные геометрические фигуры на магнитной доске.)

- Посмотрим на башню спереди. Какую геометрическую фигуру вы видите? (прямоугольник)

- Посмотрите, я выкладываю прямоугольник в первое окошечко.

-Все ли мы обозначили на схеме - вид спереди - или какие-то детали еще не обозначены?

- Если мы откроем ворота? Что вы видите? (Арку)

- Как показать, что в нашей башне есть входные ворота? (Выложить арку.) Воспитатель накладывает на  прямоугольник внизу арку другого цвета.

- Каждая конструкция вверху должна быть завершена. Подумайте, чем можно завершить башню на схеме? (Выложить зубцы в виде брусков, призм.) На какую геометрическую фигуру похожи зубцы на башне? (На маленький прямоугольник.)  Воспитатель выкладывает вверху прямоугольника маленькие прямоугольники другого цвета.

- Если мы поднимемся высоко, как птицы и посмотрим на башню сверху, какую геометрическую фигуру увидим? (Квадрат.)

- Посмотрите, во второе окошечко я выкладываю квадрат. Это вид на башню сверху.

- Теперь давайте посмотрим на башню сбоку, на какую геометрическую фигуру похожа  башня? (Прямоугольник, кирпичик.)

- В третье окошечко, которое вверху, я выложила прямоугольник. Все ли детали мы отметили на схеме? Когда смотрим на башню  сбоку вверху видно завершение конструкции? Какой геометрической фигурой  можно обозначить зубцы на башне? (маленький прямоугольник)

- Дети, давайте подумаем какими деталями можно построить башню?  (Воспитатель обращает внимание детей на схему постройки, с деталями, обозначенными пунктирными линиями.) Постройка начинается снизу, значит, в ее основе должны быть прочные детали, чтобы выдержать конструкцию. Какие это могут быть детали? (Куб, брусок. Показать детали, обратить внимание детей на стороны деталей.)

- Затем,  какие детали могут быть детали? (Брусок)

- Далее,  могут быть полукубы? (Два полукуба. Кирпич.)

- Треугольные призмы можно использовать? (Две призмы,  сложенные вместе, похожи на куб.)

- Какими деталями можно украсить конструкцию башни вверху? (Маленькие бруски, призмы.)

- А знаете ли вы еще какие-нибудь башни, кроме сторожевой? (Дети называют башни и объясняют их назначение.)

- Все башни, какие бы вы не назвали, очень высокие.

- Как вы думаете, из какого материала могут быть построены башни? (кирпич, камни, глина, дерево)

Собирание пазлов - кубиков с различными башнями.

- Для строительства башни необходимы строительные детали. Мы попали на сортировочный пункт. Посмотрите, сколько в коробке деталей, но они все перемешались.  (Высыпать на стол строительные детали.)

\- Как можно их рассортировать? ( По цвету)

- Все ли они одинаковые?

- Чем они еще отличаются? (Форма)

- Здесь что-то нарисовано. Как же узнать? (Выложить кубики, чтобы получилось изображение.)

- Посмотрите, правильно ли вы их рассортировали? Какие башни у вас получились?

- Какая картинка получилась на желтых деталях? Синих? (Называют башни.)

- А сейчас давайте потанцуем.

Физминутка под музыку.

Башня

Мы берем карандаши  (руки согнуты, пальцы сжаты в кулак)

Нарисуем гаражи.         (взмах вперед руками поочередно)

Нарисуем мы дома,       (взмаз рукой в сторону)

Чтоб построить города.  (присесть, руки над головой показывают крышу)

Тук да тук – 2 раза         (постукивание кулак о кулак)

Раздается звонкий стук.

Раз -  кирпич,                   (рука согнута перед собой, показ лесенки)

Два – другой.

Башню выстроим с тобой! (прямые руки поднять вверх)

- Хотите ли вы придумать и построить свои башни? Подумайте, для чего будут нужны ваши башни, какой строительный материал вам понадобится для постройки.

Дети строят башни, отбирают необходимый строительный материал.

- А теперь посмотрите на свою башню прямо. Где ее вход. И выложите схему башни из геометрических фигур, которые лежат у вас на подносе.

- Начинайте выкладывать с основания и выше, выше. Совмещайте ровно фигуры.

- Вот какие прочные, необычные у вас башни построены. Расскажите, для чего предназначены ваши построенные  башни. (Дети стоят каждый около своей постройку, называют ее.)

Рефлексия.

- Сейчас возьмите звездочку и положить на ту башню, которая вам понравилась. (Дети оценивают работы друг друга.)

- Ребята, все ваши башни очень  нужны.  Где  они могут находиться?  (В городе.)

- Сейчас давайте поиграем с нашими башнями.

- А если у вас будет желание,  можно  построить город с другими постройками, в котором будут ваши башни.

Дети обыгрывают постройки с мелкими игрушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"

Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...

: "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников".

    Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технолог...

Образовательная ситуация по конструированию как средство развития пространственного мышления для воспитанников 5-6 лет «Посещение Архитектурной мастерской»

Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития в...

Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста

Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста...

Лего-конструирование, как средство развития речи дошкольников

Статья, опубликованная в сборнике "Методическая копилка педагога"...

Конструирование как средство развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста

Одним из лучших способов формирования подобных особенностей мышления психологи считают конструирование трехмерных моделей. Если в 2 года малыш складывает детали наобум, то к 5 годам дошкольник отчетли...