Проект
проект

Сотникова Алена Александровна

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_sotnikovoy.docx130.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Баганский детский сад №2 «Солнышко»

Проект

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».

Выполнила:

Сотникова Алена

Александровна

Учитель-логопед

      2019г.

Пояснительная записка

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.

В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-психолого-педагогической  помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов.

Получив возможность выбора обучаться в соответствии со своими способностями и возможностями, в дальнейшем не все дети с тяжелыми нарушениями  речи продолжают обучение в специализированных учреждениях, многие из них идут в общеобразовательную школу и  успешно обучаются. В нашем учреждении  и ранее  имелся подобный  опыт интеграции детей с нарушениями речи, но он носил стихийный характер.

Данный проект необходим, поскольку он задуман разработчиками как шаг к решению ряда проблем, связанных с социализацией детей дошкольного возраста, гармонизации процесса личностного становления посредством развития социально-личностных умений детей. Реализация данного проекта поможет детям и их семьям, т.к. задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей. Создавать определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка, позволяют нам использование разнообразных форм, методов и приемов образования. Ситуация

развития ребенка станет более открытой, дети получат новый опыт эффективных социальных взаимоотношений.

В тоже время сам процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовании оказывается очень сложным,  как в своей организационной составляющей так в содержательной компоненте. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий  психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые  позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.

Необходимость разработки и  внедрения модели инклюзивного образования обусловлена задачами государственной политики в сфере образования:

Задачи государственной политики в сфере образования, на решение которых направлен проект

Задачи проекта, направленные на решение задач государственной политики

«Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» ст.3, п.27 ФЗ-273

Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

«Каждый имеет право на образование» Ст. 43 Конституции РФ.

Обеспечение полноценного образования детям с ОВЗ.

«Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения»

181-ФЗ ст.19 (ред. от 21.07.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (24 ноября 1995г.)

Обеспечение гарантии создания  необходимых условий для детей с ОВЗ.

«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» 273-ФЗ, ч. 4 ст. 79

Обеспечение на базе неспециализированного ДОУ дифференцированного обучения и воспитания детей с  ОВЗ, исходя из потребностей и психологических особенностей ребенка: коррекционная группа с возможностью интеграции детей в общеобразовательную группу, инклюзивное образование.

         

Кроме того,  введение инклюзивного образование обусловлено и объективными факторами: рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины.

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или полный  день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.

Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

  1. взаимное уважение;
  2. терпимость;
  3. осознание себя частью общества;
  4. предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
  5. взаимопомощь;
  6. возможность учиться друг у друга;
  7. возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

Как показали исследования, семьи выбирают инклюзивное образование по множеству причин, но главным образом, они надеются на более широкие возможности общения их детей с их типично развивающимися сверстниками. Обычно цели семьи таковы:

  • Больше возможностей перенять адекватные образцы для подражания.
  • Больше возможностей развивать и упражнять базовые навыки, например, коммуникативные.
  • Больше возможностей завязать дружеские и другие общественные отношения с типичными сверстниками.
  • Возможность доступа к основной программе обучения.
  • Доступ к многообразию способов обучения.

Возможность  инклюзивного образования  в нашем  ДОУ обусловлена:

  • Наличием условий предметно-развивающей среды (кабинет педагога - психолога, кабинет учителя-логопеда; музыкальный и физкультурный залы, сенсорная комната) и достаточной оснащенностью специальным оборудованием.
  • Положительным опытом реализации в МБДОУ разных моделей интегрированного образования детей с разными возможностями.
  • Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ.  
  • Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса, в том числе авторскими программами педагогов ДОУ.
  •  Востребованностью (по  результатам ТПМПК).

Цель проекта: Разработка модели инклюзивного образования детей с ОВЗ и создание условий ее реализации

Задачи:

  1. Разработать программное обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ.
  2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей  с ОВЗ.
  3. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
  4. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.

Подзадачи

В работе с семьей:

  1. Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических  знаний и представлений.
  2. Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
  3. Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
  4. Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

В работе с педагогами:

  1. Создать условия в ДОУ для повышения квалификации педагогов по проблеме.
  2. Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
  3. Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.

Концептуальные основы проекта

Инклюзивное образование для России находится в стадии становления. Внедрение инклюзивных технологий началось у нас только в 90-е годы прошлого века. Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л. И. Акатов, Н. В. Антипьева, Д. В. Зайцев, П. Романов и др. В. З. Кантор, Н. Н. Малофеев, Е. Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного образования. Психологические проблемы инклюзивного образования нашли отражение в материалах многочисленных конференций, фундаментальных трудов отечественных психологов по заявленной проблеме нет. Таким образом, тема исследования в психологии недостаточно разработана как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.

Современная система дошкольного образования предполагает дифференцированное обучение и воспитание различных категорий детей в зависимости от диагноза ребенка и его возможностей. Такой подход отвечает современным потребностям мирового сообщества в предоставлении равных возможностей в образовании всем детям, независимо от их возраста, состояния здоровья и уровня развития.

Методологической основой  являются:

- Положения ведущих отечественных дефектологов и психологов: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина  -  об общности основных закономерностей  психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития и т. д.

- Положение известного представителя гуманистической педагогики и психологии  А. Маслоу о «самоактуализации» как центральной проблеме становления личности. Среди важнейших потребностей человека он определил потребность в любви и признании, которая удовлетворяется посредством равноправного включения ребенка в сообщество ровесников.

- Принципиально значимы для нас современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.

Основные принципы работы в рамках проекта

  1. Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса -  в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи.
  2.  Принцип дифференцированной помощи -  необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.
  3. Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого.
  4. Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности.
  5. Принцип наличия обратной связи.
  6. Принцип уважения и признания партнеров.
  7. Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.
  8. Принципы инклюзивного образования:

- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

- Каждый человек способен чувствовать и думать.

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

- Все люди нуждаются друг в друге.

- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

- Для всех обучающихся достижение прогресса.

- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Деятельность в рамках проекта

Целевую группу составляют  воспитанники  МБДОУ «Баганский детский сад №2 «Солнышко»»: здоровые дети и дети с тяжелыми нарушениями речи,  их родители.

Мы считаем, что для открытия и успешного функционирования инклюзивной модели образовательного процесса необходим системный подход, программная форма организации, создание команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности.

Системность подхода мы видим в выделении направлений, структурирующих модель инклюзивного образования:

  1. Педагогическое направление предполагает оказание адресной               дифференцированной помощи всем субъектам образовательной деятельности.
  2. Программно - структурное направление -  организация и содержательная разработка последовательных этапов по психолого - педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности.
  3. Содержательное направление - определение содержания, форм и методов интегрирования педагогических задач в практику дошкольного и семейного воспитания.
  4. Кадровое обеспечение - повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.    

Реализация будет обеспечена  созданием команды специалистов, осуществляющей «сопровождение»  всех субъектов образовательной деятельности (родителей, педагогов, детей).

В реализации проекта примут участие сотрудники ДОУ, составляющие  рабочую группу, обеспечивающую психолого - педагогическое сопровождение всех субъектов образовательной деятельности (детей, родителей и педагогов)

Ф.И.О.

Должность

Образование

 Пед. стаж

Роль в проекте

1

Алтухова Светлана Юрьевна

Заведующий

Руководитель: организует работу по реализации проекта, подбирает специалистов, контролирует текущую работу специалистов.

2

Лукьянцева Жанна Николаевна

Заместитель заведующего по ВМР

Координатор: координирует действия специалистов, осуществляет сбор и анализ информации об образовательном процессе в рамках проекта, составляет  отчеты по реализации проекта

3

Лукьянцева Жанна Николаевна

Старший воспитатель

Консультант: осуществляет научно-методическое руководство реализацией проекта, консультирует педагогов и родителей, осуществляет сбор и анализ информации об альтернативных программах инклюзивного образования

4

Баганова Светлана Викторовна

Педагог-психолог

Педагог-психолог: осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса с детьми, педагогами и родителями

5

Сотникова Алена Александровна

Учитель-логопед

Учитель-логопед: ведет коррекционно-развивающую работу, консультирует  и обучает родителей и педагогов.

6

Блюм Диана Викторовна

Инструктор по физической культуре

проектирует и осуществляет работу по физкультурной и оздоровительной работе

7

Воспитатели

Осуществляют воспитательно-образовательный процесс

         В системе  взаимодействия членов рабочей группы мы определили цели и методы работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в следующей таблице:

Участник сопровождения

Цели

Методы работы

Администрация

Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагогов, повышения социально - педагогической грамотности родителей.

-Собеседование, интервью.

-Информирование о перспективах деятельности в рамках проекта.

-Организация научно - методических семинаров, работы мастер – класса.

-Использование системы мотивации на сотрудничество и самообразование по проблеме.

Методическая служба

Профессиональная подготовка и помощь педагогу в разрешении проблем  профессиональной деятельности.

Проектирование и реализация педагогического сопровождения инклюзивного образования

-Анализ и оценка профессиональной деятельности педагогов, функциональной грамотности родителей.

-Организация и проведение разных форм методической работы с педагогами и родителями по проблеме.

-Информирование о научно - теоретической и методической литературе по проблеме.

-Помощь в проектировании и реализации индивидуальных творческих планов.

Психологическая служба

Повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

-Психологический анализ педагогической деятельности.

-Психологическая диагностика развития детей, тестирование педагогов и родителей.

-Проведение психолого-педагогических тренингов, семинаров, консультаций.

Педагог (воспитатели, специалисты)

Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме.

-Самоанализ педагогической деятельности.

-Участие в семинарах, конференциях, методической работе ДОУ по проблеме.

Работа по самообразованию.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативное обеспечение

  1. Конституция РФ;
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014.) ст. 19;
  3. Конвенция о правах ребенка;
  4. Конвенцию ООН «О правах инвалидов» (2008 г.).
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  6. Локальные акты и Устав учреждения.

Материально-техническое обеспечение

- 6 групп,  все групповые помещения оснащенны в соответствии с требованиями ФГОС ДО

- 2 кабинета учителей-логопедов

- 1 кабинет  педагога-психолога

- 1 медицинский кабинет

- 1 музыкальный зал

- 6 игровых  площадок

- 1 спортивная  площадка

-1 физкультурный зал

Во всех кабинетах имеются компьютеры

Музыкальный зал

Наборы народных музыкальных инструментов и атрибутов для игр, театрализации, фонотека, нотный материал, библиотека методической литературы по музыкальному воспитанию, костюмы.

Физкультурный зал

Стандартное и нетрадиционное оборудование, необходимое для ведения физкультурно-оздоровительной работы (мячи всех размеров, предметы для выполнения общеразвивающих упражнений, гимнастические стенки, скамейки, кольца для метания, музыкальный центр, тренажеры и др.)

Кабинет учителя-логопеда

Диагностический материал для обследования речи.

Программно-методический комплекс "Логопедическое обследование детей 4-8 лет" (Методика В.М. Акименко).

Учебные пособия и дидактический материал  для развития речи и коррекционной работы, ЭОРы.

ДЭНАС-для  активизации работы мышц речевого аппарата и мимических мышц, а также улучшения зрительно-моторной координации.

Индикатор компьютерный слабых низкочастотных сигналов «Волна-03-М»    с программным  обеспечением "Волна" для обучения диафрагмальному дыханию  и навыкам психофизиологической саморегуляции.

Справочная и методическая литература по логопедии, дефектологии и детской психологии.

Кабинет педагога-психолога

Диагностический материал для обследования,

дидактический материал для коррекционно-развивающих занятий, оборудование для релаксации и пескотерапии.

Индикатор компьютерный слабых низкочастотных сигналов «ТЕРМ-01»    с программным  обеспечением "Экватор" для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по периферической температуре.

«Развитие нравственной сферы личности дошкольника»                                                  (практическое пособие для психологов Р.В. Овчаровой).

Программа компьютерной обработки блока психологических тестов                             «Диагностика готовности к школьному обучению».

Программа компьютерной обработки и тестирования                                                        «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен».

Стол для рисования на песке.

Сенсорная комната.

Групповые помещения

Подбор мебели для детей проведен с учетом антропометрических показателей.

Разнообразные материалы для развивающих игр и занятий (в соответствии с материалами и оборудованием для детского  сада).

Инвентарь и оборудование для физической активности детей.

Медицинский кабинет

Основное здание: Весы медицинские.

Ростомер.

Динамометр ручной детский (до 10 кг, до 30 кг).

Таблица для определения остроты зрения.

Тонометр с детской манжеткой.

Материал по санитарно-просветительской, лечебно-профилактической работе.

Фонендоскоп.

Спирометр.

Кадровое обеспечение

Наличие в ДОУ специалистов:

  • старшие воспитатели - 1  
  • учителя- логопеды – 2
  •  педагоги-психологи - 1
  •  инструкторы по ФИЗО - 1
  •  музыкальные работники – 1

Педагогический состав ДОУ, уровень профессиональной компетенции

Образование:

Высшее

Среднее специальное

Из них учатся в вузах

38-69%

17-30%

1-2%

Категорийность:

Высшая категория

1-я категория

2-я категория

Соответствие занимаемой должности

Без категории

6-11%

13-24%

16-29%

12-22%

8-14%

Педагогический стаж:

От 0 до 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 15 лет

15 лет и более

5-9%

11-20%

4-7%

35-64%

Возраст:

Моложе 25 лет

От 25 до 29 лет

От 30 до 49 лет

От 50 до 54 лет

От 55 до 59 лет

60 лет и более

1-2%

5-9%

30-54%

6-11%

12-22%

1-2%

Методическое обеспечение

  • Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с особыми детьми.
  • Успешно реализуются разные формы интеграции.
  • Разработана система диагностики развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи).
  • Разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития дошкольников.

Ожидаемые результаты

В МБДОУ «Баганский детский сад №2 «Солнышко»» системно ведется работа с детьми с речевыми нарушениями. Дети с нарушением  речи обучаются в комбинированных по системе инклюзивного образования. После выпуска из детского сада воспитанники продолжают обучение в общеобразовательных школах села.

К прогнозируемым результатам можно отнести следующее:

  1.  Разработка и введение модели инклюзии в процесс совместного обучения и воспитания детей с нарушением речи.
  2. Устойчивое продвижение детей с нарушением речи в развитии за счет вариативности организационных форм сопровождения в системе дошкольного образования.
  3. Разработка методических рекомендаций по содержанию разделов индивидуальной программы реабилитации для детей с нарушением речи и межведомственному сопровождению по ее внедрению.
  4. Разработка программно-методического обеспечения по сопровождению детей с нарушением речи.
  5. Расширение работы методической службы ДОУ.
  6. Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.
  7. Повышение качества образовательного процесса.
  8. Повышение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг. 

В работе с семьей:

  1. Повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.
  2. Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.
  3. Стойкое продвижение детей в развитии.
  4. Возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи.

В работе с педагогами:

  1. Повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями.
  2. Повышение мотивационной готовности к сотрудничеству.
  3. Результативность самообразования - обобщение и трансляция опыта работы по проблеме,  расширение границ профессиональных интересов педагогов.

Индикаторы результативности

  1. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов

( аналитические материалы).

2.Результаты диагностики (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности):

- развития детей,

- уровня детско-родительских отношений,

-личностное  развитие родителей и педагогов

3.Востребованность родителями психолого - педагогических мероприятий

( журналы посещаемости, книги отзывов).

4.Повышение рейтинга учреждения.

Этапы реализации проекта

I этап  реализации проекта (организационный)

1.Изучить потребности в образовательных услугах ДОУ для детей с ОВЗ

- Выявить количество детей с ОВЗ (нарушения речи), нуждающихся в создании специальных образовательных условиях (направления ТПМПК)

2. Провести анализ условий:

-Материально-технических (выявить потребности в специальном оборудовании).

-Кадровых  (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов).

-Финансово-экономических.

-Научно-методических (разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса).

3. Привести нормативно-правовую базу ДОУ в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании

-Разработать положение о комбинированных группах.

-Скорректировать должностные обязанности персонала.

-Разработать форму договора с родителями.

-Разработать модели взаимодействия  с детьми и родителями.

4.Разработать программно-методическое обеспечение

-Разработать примерную адаптированную основную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи.

-Сформировать пакет диагностических методик.

-Разработать форму индивидуального образовательного маршрута.

5.Сформировать группу детей с разными возможностями

- Заключить договоры с родителями.

-Согласовать с родителями направления деятельности, содержание и формы сотрудничества.

-Провести родительское собрание.

II этап  реализации проекта (практический)

Создание специальных образовательных условий

         1. Реализация  примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

- Форма обучения – очная.

- Режим – полный день.

- Использование учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой.

- Индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами: учителем – логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре.

  1. Работа  психолого-медико-педагогического консулиума (ПМПк)
  • Проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на протяжении всего периода его пребывания в д/саду.
  • Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции.
  • Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности воспитательно-образовательного процесса.
  • Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

В состав ПМПк входят:

Председатель ПМПк

Члены ПМПк:

  • - педагог-психолог;
  • - учитель-логопед;
  • - медицинский работник;
  • - педагоги, работающие с детьми.

Структура организации деятельности ПМПк

ПМПк  плановые – проводятся 1 раз в квартал.

Задачи:

  • определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;
  • выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка;
  • динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.

ПМПк внеплановые – собираются по запросам участников образовательного процесса

Задачи:

  • решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
  • изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.

Прием детей на консилиум осуществляется

  • по запросу родителей
  • по инициативе педагогов
  • по медицинским показаниям

Родители дают письменное согласие на обследование ребенка.

Этапы работы ПМПк:

1 этап – подготовительный

2 этап – индивидуальное обследование специалистами консилиума

3 этап – коллегиальное обсуждение, определение образовательного маршрута и коррекционной помощи

4 этап – направление ребенка на ПМПК, подготовка документов

5 этап -  согласование деятельности  специалистов по коррекционно-развивающей работе

6 этап – реализация рекомендаций ПМПК

7 этап – оценка эффективности коррекционно- развивающей работы

Интеграция специалистов и законных представителей ребенка в ходе коррекционно-развивающей работы

    3. Работа с родителями

Модель сотрудничества с семьей

Формы работы

Цели и задачи

Содержание работы

Индивидуальные:

  • Беседы
  • Анкетирование
  • Консультирование
  • Индивидуальные практикумы

- Изучение микросоциальных условий воспитания

- Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию

- Разъяснение конкретных  мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта

- Обсуждение проблем родителей в вопросах воспитания.

- Социальная характеристика семьи

- Адекватность оценки состояния ребенка

- Степень инициативы в плане сотрудничества

- Продуктивность использования психолого-педагогических рекомендаций

-Успехи и проблемы в развитии ребенка

Групповые формы:

  • Консультации
  • Семинары - практикумы
  • Групповые собрания
  • Клубы, тренинги

- Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы

- Оказание психолого-педагогической помощи в решении проблем развития личности ребенка

- Формирование воспитательной компетентности родителей через расширение круга их педагогических  знаний и представлений

- Изменение родительской позиции и отношения к своему  ребенку

- Выработка общей стратегии и тактики в вопросах воспитания и развития особых детей (с тяжелыми нарушениями речи)

- Навыки наблюдения за ребенком

- Приемы коррекционно-развивающей работы: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, массаж,  и т.п.

- Развивающие игры в коррекционной   работе

- Грамматика общения с детьми с ОВЗ

- Коррекция эмоциональной сферы (совместные детско-родительские тренинги)

- Растим детей здоровыми (развитие моторной сферы)

- Помоги себе сам (домашний логопед)

- Особенности психофизического развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями

- Проблемы развития речи и пути их решения

- Формирование познавательной активности ребенка с  тяжелыми речевыми нарушениями

- Психология семейных отношений

- Готовность детей с ОВЗ  к школе

Наглядные формы просвещения:

  • Презентации
  • Папки-передвижки
  • Буклеты
  • Памятки
  • Информация на стенде
  • Устный журнал  (информация на сайте учреждения)

III этап реализации проекта (итоговый)

1. Алгоритм построения модели инклюзивного образования в МБДОУ «Детский сад №12»

1 ЭТАП       Получение информации о ребенке, диагностика

2 ЭТАП       Формулирование основных проблем развития ребенка

3 ЭТАП        Выявление ресурсов развития ребенка

4 ЭТАП        Оценка «Зоны ближайшего развития» дошкольника с ОВЗ

5 ЭТАП        Постановка позитивной цели

6 ЭТАП        Выбор техник и средств, режим их использования

2. Модель образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ

Условные обозначения:

Управляющие действия -

Коррекционно-рефлексивные действия -

Р – ребёнок

В - взрослый (кроме педагога)

П - педагог

Характеристиками образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ являются:

-структура среды,

-образовательная модель обучения и воспитания,

-функции и позиции взрослого по отношению к ребенку.

Структура среды состоит из 3-х компонентов. Управляющими параметрами в организации ДОУ являются состояние предметно-развивающей, коррекционно-развивающей и коммуникативной сред.

Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка с ОВЗ, функционально моделирующая содержание его обучения, воспитания и развития.

Коррекционно-развивающая среда предполагает создание искусственной среды со специально организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка с ОВЗ, т.е. это среда, в которой деятельность ребенка будет успешной.

Коммуникативная среда – совокупность условий, позволяющих ребенку, педагогу и взрослому (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу.

Образовательная модель обучения и воспитания представляет собой показатели психического, физического, умственного и социального здоровья детей с ОВЗ, которые являются ведущими в модели, объединяющими все элементы в целостное единство.

Функции и позиции взрослого по отношению к ребенку представлены в виде управляющих действий. Управляющие действия идут в направлении от педагога и взрослого к ребенку, коррекционно-рефлексивные действия осуществляются в обоих направлениях.

Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию и возможностям. Составляющие развития ребенка с ОВЗ (физическое, психическое, умственное и социальное) представлены как целевой ориентир, сформированный в процессе обучения и воспитания его в ДОУ в соответствии с возможностями ребенка

Список литературы

  1. Бутко Г.А. Проблема повышения профессиональной компетентности педагогов-дошкольников в вопросах помощи детям с ОВЗ.// Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3.
  2. Евтушенко С. Г.  Инклюзивное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная модель работы (из опыта работы МДОУ д/с № 8) /С. Г. Евтушенко // Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья  : материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей, 22-23 апр. 2009 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2009.
  3. Казакова Е.Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» // Лидеры образования. — 2004. — № 9—10.
  4. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивном классе, сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. — М.: Изд-во Теревинф, 2010.
  5. Панова А. Факты и комментарии : [инклюзивное образование] / А. Панова// Здоровье детей. - 2011. - № 6. - С. 37-41.
  6. Семаго М.М.Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель / Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003. С. 24—37.
  7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. (Библиотека психолога-практика) — М.: АРКТИ, 2005.
  8. Шматко Н. Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности  /Шматко Н. Д. // Дефектология. - 2010. - № 5.
  9. Яковлева, И.М. Личностная готовность педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.// Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...