Проект по духовно - нравственному воспитанию "Путешествие в мир прекрасного"
проект (старшая, подготовительная группа)

Болбат Светлана Александровна

Задачи воспитания духовно - нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Проект ориентирован на детей 5 - 7 лет, для объяснения и воспитания таких чувств как Любовь, Стыд,Сострадание с помощью интегрированных занятий в рамках общеобразовательной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТКИЙ САД №12 «ОРЛЕНОК»

(Г.Лобня)

Проект в рамках  духовно – нравственного воспитания дошкольников

«Путешествие в мир прекрасного»

(Группа №13 «Колобок»)

                                                        Выполнила и провела

                                                                                        Воспитатель группы №13:

                                                                                                          Болбат С. А.,

                                                                       при участии педагога дополнительного

                                                                    образования по  духовно – нравственному

                                                                      воспитанию дошкольников Грицак Т.С.

                                                                                                   

                                                          2016 г.

                                                            Детство от нас не уходит навек,

                                                            Детство у взрослого в сердце хранится,

                                                            И не грубеет душой человек,

                                                            И продолжает по – детски молиться.

                                                            С чувством горячим, со всей прямотой

                                                            С твердой, ничем не колеблемой верой, -

                                                            Детству Господь заповедал быть той

                                                            Незабываемой, чистой, святой

                                                            Душам, к спасенью стремящимся мерой…

  Актуальность.

Задачи воспитания духовно – нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования.

Дошкольный возраст, по мнению ученых специалистов в области духовно – нравственного воспитания, охарактеризовано как «золотое время» в эмоциональной жизни ребенка. Особенности возраста (до 7 лет) характеризуются: спонтанностью выражения чувств, эмоциональной бесконфликтностью, подверженностью быстрым сменам одномоментными впечатлениями, свободой выражения чувств.

В раннем детстве у детей проявляются такие положительные качества, которые уменьшаются с возрастом. Это душевная ценность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность. Именно эти качества являются главными сильными сторонами ребенка.

Важнейшей группой чувств, которая проявляется у детей дошкольного возраста, являются чувства  к самому себе. Применительно к теме православной культуры следует выделить чувства любви, стыда, сострадания.

Мы, как педагоги дошкольного образования, не можем упустить этот «шанс» воспитать высокоморальных детей, любящих свою Родину, отечество; детей, которые будут ценить свою семью, уважать родных и близких; детей, которые будут любить мир, ценить его красоту и неповторимость. Что и является самой главной задачей нашего проекта.

Цель: Развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи:

Познавательные.

Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия, учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение.

Воспитательные:

 - Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине, доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.

 - Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых и людей благочестивых.

Образовательные:

Развивать умение воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира(цвет, форму, звуковую окраску), развивая различные органы чувств (зрение, слух).

Интеграция образовательной области.

Ознакомление с окружающим миром.

Учить сравнивать предметы по их функциональной принадлежности, развивая умения отвечать на вопрос «Почему?, для чего?, как ?откуда?» на основе христианской картины мира.

Коммуникация.

Семья. Знать о родословной своей семьи. Знать об обязанностях детей по отношению к родителям, о послушании старшим. Учить детей заботиться о близких. Знать об обязанностях отца, матери, детей по отношении друг к другу как проявление любви. Воспитывать уважение к традициям жизни предков.

Родина. Расширять представления о родной стране, как стране православной культурной традиции, православных праздниках. Рассказывать о ее культуре, традициях, святых, героях. Воспитывать уважение к людям иных религиозных традиций как определенного человеку правила жизни – любить, заботиться о человеке.

Труд в жизни человека. Расширять представление о труде, как заповедной человеку обязанности. Прививать детям чувство благодарности к людям за труд. Воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда – прежде всего, бережное отношение к хлебу.

Художественно – эстетическое.

Использовать в процессе ознакомления с миром творений произведения художественной литературы, музыки, живописи. Развивать умение познания красоты окружающего мира в предметной среде детской жизни (на прогулке, в парке, лужайке, на улицах города). Совершенствовать изобразительные навыки, способность к творческой деятельности. Развивать интерес к музыкальному искусству как отражению красоты творений окружающего мира. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической, народной музыки.

Физическое.

Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения по средствам сюжетно – ролевых игр, дидактических игр, театрализованных игр.

Формировать у детей представление о будничных и праздничных днях. Приучать участвовать в их подготовке (Рождество Христово, Воскресение Христово, Новый Год, День Ангела, Масленица, Троица).

Предполагаемый результат.

 - Дети умеют показывать свои нравственные чувства: милосердие, дружелюбие, сострадание, переживание, послушание родителям, любовь к семье, Родине, доброе, гуманное отношение к окружающему миру, взаимопомощь, ответственность, заботу.

 - Дети умеют воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира (цвет, форму, звуковую окраску).

 - Дети научились сравнивать предметы по их функциональной принадлежности.

 - Знают о родословной своей семьи. Имеют расширенное представление  о родной стране, как стране православной культуры. Дети ценят и любят свою страну, на основе впитывания наших русских традиций. Подражают в поведении жизни русских святых: их мужеству, милосердию, состраданию, стойкости, любви к Богу и Отечеству.

 - Развитие эстетических качеств: интерес к живописи, русской классике. Совершенствуются изобразительные навыки, развивается интерес к музыкальному искусству, как отражению красоты творений окружающего мира.

Тип проекта: Творческий, ознакомительный, групповой, долгосрочный в два этапа: первый этап – старшая группа – 2015 – 2016 учебный год, второй этап -  подготовительная к школе группа – 2016 – 2017 учебный год.

Участники: воспитатели, педагог духовно – нравственного воспитания, родители, музыкальный руководитель, дети старшей, а затем подготовительной группы.

Возраст детей: первый этап -  5-6лет, второй этап – 5 – 7 лет.

Сроки реализации проекта: долгосрочный в два этапа: первый этап – старшая группа – 2015 – 2016 учебный год, второй этап -  подготовительная к школе группа – 2016 – 2017 учебный год.

Предметно-развивающая среда:

 - Дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, театрализованные игры для воспитания творческой самостоятельности.

 -  Подборка наглядно материала на темы « Осень», «Зима», «Весна», « Святые защитники Руси» и т.д.

 - Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, загадок, пословиц и поговорок о добре и зле, смирении, о любви к семье и Родине и т.д

 -  Подборка русских народных песен, плясок, музыки.

 -  Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.

 -  Оформление уголка изобразительного искусства.

Средства реализации проекта:

 -  Использование различных видов деятельности (познавательной, продуктивной, художественно – речевой, игровой) (2015  -2017 уч.гг)

 - Просвещение родителей (2015 – 2017 уч.гг)

 - Организация развивающей среды (2015 – 2017 уч.гг)

 - Специально-организованные занятия (2015 -2017 уч.гг)

 - Посещение Художественной галереи (2015 – 2017 уч.гг)

 - Подготовка утренников, развлечений на тему « Осень», «Зима», «Весна», «Рождество»,  « Троица»,  «Масленица», «Светлая Пасха» (2015 – 2017 уч.гг)

-  Создание уголка творчества (2015 – 2017 уч.гг.)

 - Посещение Храма Матроны Московской (2016 – 2017 уч.г)

 - Организация праздника народных игр к Троице (2016 – 2017 уч.г)

 -  Организация экскурсии в минизоопарк г.Лобня (2016 – 2017 уч.г)

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

• Определение темы проекта.

• Формулировка цели и задач.

• Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап


Первый этап реализации проекта (2015 – 2016 учебный год) старшая группа.

Мероприятия

                   ОСЕНЬ

                      ЗИМА

         ВЕСНА - ЛЕТО

1.Наблюдение

Темы: Наблюдение за деревьями, облаками, небом, за осадками, состоянием погоды, экскурсия к ближайшему водоему.

Цели: Наблюдение за лиственницей для уточнения знания о хвойных деревьях, сравнение с другими хвойными  деревьями. Наблюдение за лиственными деревьями(березой, липой), для уточнения знаний о лиственных деревьях, сравнение с другими лиственными деревьями. Учить детей определять скорость движения облаков на глаз, в зависимости от ветра и движения облаков по небу. Воспитывать любовь к неживой природе, чуткость, внимательность. Определить зависимость температуры воздуха от высоты подъема солнца над землей.

Темы: наблюдение за снегом и его состоянием (липкий, рассыпчатый, сухой). Цели: научить различать состояние снега от температуры воздуха.

Набл. – е за деревьями. Цель: воспитывать любовь к природе, рассматривание деревьев зимой.

Набл. – е за красотой зимней природы. Цель: учить видеть и сравнивать , что происходило с природой осенью и что происходит зимой.

Набл. – е за изменением плотности снега в разных местах участка (на солнце и в тени).  Цель: определить что происходит со снегом на солнце и в тени.

Набл. – е за изменениями цвета снега, за облаками и небом, за деревьями. Цели : воспитывать любовь к живой и не живой природе.

Тема: наблюдение за таянием сосулек. Цели: воспитывать любовь к неживой природе.

Набл. – е за облаками. Цель: учить детей определять скорость движения облаков на глаз в зависимости о ветра и движения по небу, наблюдение за силой ветра.

Набл. – е за таянием снега и ручейками на участке. Набл. – е за деревьями и кустарниками в детском саду; сравнение дерева и куста. Наблюдение за рябиной, ее особенностями строения. Цель: закрепить и расширить представления детей о рябине, сравнить рябину с березой.

«Экскурсия к клумбе сада».  Цель: наблюдение за первоцветами на клумбе, за появлением цветов и их отличие от сорняков.

« Состояние погоды» Цель: учить видеть зависимость температуры от высоты подъема солнца над горизонтом.

« Наблюдение за майским жуком» Цель: наблюдение за майским жуком, его внешним видом и повадками; воспитывать любовь к живой природе.

«Наш цветник» Цель: развивать умение ухаживать за цветами.

«Одуванчики расцвели» Цель: рассмотреть одуванчики, их внешний вид, познакомить с особенностями и полезностью этих растений.

«наблюдение за облаками» Цель: уточнить знания об облаках, закреплять знания о неживой природе.

«Стрекоза», «Бабочка – красавица»  Цель: воспитать бережное отношение к живой природе.

Набл. – е за погодными изменениями (дождь, радуга, наблюдение за росой). Цель: воспитывать любовь к неживой природе.

2.Беседа

«Наступила осень» Цели: Уточнить признаки наступления осени в живой и неживой природе. Дать представление о труде в природе осенью. Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду. Упражнять в подборе эпитетов к осенним явлениям природы.

« Три осени» Цели: Обобщить представления о характерных признаках трех периодов осени: ранняя, золотая, поздняя, особенностях их проявления в растительном и животном мире. Уточнить представление о сельскохозяйственном труде людей в осенний период. Показать красоту и самобытность русской природы в разные периоды года.

«Наконец пришла зима» Цели: Уточнить представления о первых признаках зимы, зимних явлениях природы; изменение долготы дня, снегопад, метель. Закрепить знания о свойствах снега: белый, холодный, тает в тепле. Показать, как снег превращается в воду, нацелить  на длительное наблюдение за превращением воды в лед.

«Попрощаемся с зимой» Цели: Уточнить представление о зиме как наиболее благоприятном сезоне для жизни растений и животных в природе, о способах их приспособления к неблагоприятным условиям. Развивать способность воспринимать красоту природы в жизни и в искусстве.

«За что мы любим весну» Цели: закрепить знание о весенних явлениях природы. Уточнить и расширить представление об изменениях в жизни растений  и диких животных с наступлением весны.

« Как человек охраняет природу» Цели: дать представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Познакомить с Красной книгой, рассказать о самых охраняемых  растениях и животных региона. Воспитывать желание заботиться о природе и охранять ее. Ввести в словарь слова: заповедник, Красная книга.

3.Художественная литература.

А. Пушкин « Уж небо осень дышало…» Цели: способствовать формированию эстетических чувств. Побуждать сравнивать свои впечатления с содержанием стихотворения.

«Повторение стихов об осени»В. Драгунский»Друг детства»(чтение)Цели: Способствовать формированию представления о нравственной категории дружба. Закрепить умение читать стихи выразительно, передавая интонации вопроса, удивления, восхищения. Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа.

А Плещеев « Осень наступила…» (заучивание). Потешки о домашних животных (повторение).Цели: Закрепить знания о домашних животных. Уточнить представление об опасности контактов с незнакомыми животными. Развивать интерес к малым фольклорным жанрам. Формировать интонационную выразительность в процессе исполнения и обыгрывания потешек.

« А. Плещеев «Осень наступила…» (повторение). А. Толстой « Осень. Обсыпается…» (чтение). Цели: Уточнить представления о приметах поздней осени. Побуждать придумывать определения к словам осенней тематики. Побуждать выразительно читать стихотворение о природе, вслушиваться в мелодику поэтического текста.

И. Никитин « Встреча зимы» (чтение). Пословицы и поговорки о зиме. Цели: Обобщить представления о приметах наступающей зимы. Способствовать пониманию исторического смысла пословиц и поговорок воспитывать любовь к устному народному творчеству. Способствовать пониманию и осмыслению содержания стихотворения.

 А. Барто «Имя и фамилия» (чтение). Цели: Средствами художественного слова закрепить представление о своей родословной. Дать понятие о семейных традициях. Воспитывать уважение к страшим, заботливое отношение к близким.

С. Есенин « Береза» (заучивание стихотворения наизусть). Народные песни и потешки о природе. Цели: Закрепить знание о деревьях и кустарниках, учить различать их по внешнему виду без листьев. Закрепить представление о зимнем покое растений. Воспитывать бережное отношение к природе, особенно в зимний период, когда ветки растений очень хрупкие. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Помочь почувствовать красоту зимней природы в стихотворении. Закрепить знание о различии стихотворного и прозаического произведений.

«Новогодний хоровод стихов». Цели: Закрепить представление о новогоднем празднике. Упражнять в выразительном чтении стихотворений.

«Русская народная сказка « Царевна – лягушка» (рассказывание). Цели: Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Учить воспринимать образное содержание сказки. Закрепить знание о ее жанровых особенностях, композиции, языке. Учить выделять в тексте образные выражения.

« И. Суриков «Вот моя деревня…» (заучивание), Н. Виноградова         « Моя страна Россия» (чтение). Цели: Закрепить знание понятий : Страна, Родина. Воспитывать любовь к родным местам. Учить внимательно слушать стихотворение, высказывать свое отношение к содержанию.

А.Пушкин « Зимний вечер, Ф Тютчев « Зима не даром злится…» (чтение). Цели: Учить обосновывать свой выбор пейзажной картины. Учить воспринимать поэтические образы, находить пейзажную картину по образному описанию.

«Знакомство с творчеством писателей и поэтов – земляков». Цели: Воспитывать гордость за своих земляков. Познакомить с творчеством писателей и поэтов – земляков для детей, способствовать пониманию основного смысла их произведений.

«Русская народная сказка «Сивка – бурка» (рассказывание).  А.Пушкин « У лукоморья дуб зеленый…» (заучивание). Цели: Учить воспринимать образное содержание сказки, стихотворения, характеры персонажей. Побуждать при чтении стихотворения передавать таинственность обстановки, необычность сказочных образов.

«А. Пушкин « Сказка о царе Салтане» (чтение). Цели: Знакомить с творчеством А.Пушкина. Учить воспринимать поэтические образы сказки. Закреплять представление об особенностях сказки , учить сравнивать народные и авторские сказки, находить сходство.

« С. Есенин «Черемуха» (чтение). Цели: Показать напевность языка стихотворения, развивать понимание образной речи. Упражнять в составлении  предложений, произнесении их с разной эмоциональной окраской. Закреплять умение выразительно читать знакомые стихи, передавать их настроение и естественные интонации.

«Устное народное творчество»  Цели: Формировать любовь к устному народному творчеству. Побуждать пересказывать любые сказки. Закреплять знание народных сказок, малых фольклорных форм, их своеобразие и особенности.

4.Музыка

Вивальди « Времена года» (Осень), Э. Григ «Утро», музыкальные композиции «Звуки природы», прослушивание русских народных песен и плясок.

Вивальди «Времена года»  (зима), релаксация « Пушистые облака», прослушивание музыкальной композиции  «Звуки природы» (зимний лес, как ветер дует, как трещит снег и т.д)

Вивальди « Времена года» (весна, лето), звуки природы «Пение птиц», прослушивание музыкальных произведений «Ромашковая Русь», П.И Чайковский «Подснежник», прослушивание русских народных  песен.

5. Знакомство с картиной и автором.

И. Левитан « Золотая осень»

Цель: Учить детей замечать красивое в природе и в пейзажной живописи: выделять цвет, как средство выразительности. Активизировать словарь : золотая, жаркая, пышная.

И. Грабарь « Февральская лазурь»

 Цели: Закреплять представление о жанре живописи пейзаже. Учить составлять небольшой описательный рассказ, используя план, предложенный воспитателем. Учить строить предложение из заданного набора слов.

Б. Кустодиев « Масленица»

Цели: Продолжать формировать у детей представление о русских народных традициях и обычаях, обогащать знания о  приметах Масленой недели, продолжать учить детей составлять рассказ по картинке, развивать речь ;  воспитывать уважение, патриотизм и пробуждать интерес к традициям русской народной культуры.

6.Закрепление в художественном творчестве.

Рисование «Осенний лес»,Лепка « Что нам осень принесла».

Рисование на стихотворение  С.Есенина « Береза», Аппликация «Деревья в снегу».

Рисование по произведению С.Есенина «Черемуха», Лепка «Пасха», Лепка «Лепим любимых героев сказок».

Итоговое мероприятие

Выставка рисунков « Золотая осень», Праздник осени.

Выставка аппликации « Деревья в снегу», Праздник «Новый Год у ворот», «Рождество Христово».

«Мамин праздник», «Праздник Масленицы», Праздник « Пусть не будет войны никогда», Экскурсия в художественную галерею «Ко дню славянской письменности  и культуры», экскурсия в детскую библиотеку по темам «А. Барто», « К. Чуковский»


 Реализация проекта. Тематические занятия.

Беседа на тему: «Наступила осень». А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Цели: Уточнить признаки наступления осени в живой и неживой природе. Дать представление о труде в природе осенью. Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду. Упражнять в подборе эпитетов к осенним явлениям природы. Побуждать сравнивать свои впечатления с содержанием стихотворения. Способствовать формированию эстетических чувств. Уточнить знание о возможности простудных заболеваний с наступлением холодной погоды и заботе о своем здоровье.

Оборудование демонстрационное: иллюстрации природы ранней осени, осенних работ в саду и огороде, плоскостные изображения бутылки, банки, вазы, овощей, ягод, фруктов, фонограмма спокойной мелодии.

Ход занятия.

Звучит спокойная мелодия, воспитатель читает «Уж небо осенью дышало…», отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А. Пушкин. После небольшой паузы обращает внимание на слова и выражения, которые использует поэт, рассказывая об осени. Просит вспомнить какие из явлений, описанных в стихотворении, дети могли наблюдать, предлагает рассмотреть иллюстрации о периоде ранней осени.

Вопросы :

 - как выглядят сейчас растения?

 - как ведут себя птицы?

 - почему одни птицы улетают в теплые края, а другие зимуют у нас?

 - как называются эти птицы?

 - какие изменения произошли в жизни диких животных?

 - как изменилась погода с наступлением осени?

 - как люди стали одеваться в холодную погоду?

 - что нужно делать, чтобы не заболеть при наступлении холодов?

При ответах на вопросы воспитатель побуждает подбирать определения к явлениям осенней природы: осень, погода, листва, ветер, облака.

Педагог обобщает, дополняет и уточняет ответы детей.

Физкультминутка.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Мы – листики осенние,

На веточках сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели – мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Педагог показывает иллюстрации осенних работ в саду и в огороде.

Уточняет, что делают жители сел и деревень осенью, как они трудятся, подводит к составлению короткого коллективного рассказа:

«Осенью у людей, живущих в селах и деревнях, много работы. Надо убирать урожай овощей и фруктов, перекопать землю на огороде, чтобы подготовить грядки для весенней посадки, обрезать засохшие ветки у плодовых кустов и деревьев, навести везде порядок»

Вопросы:

 - какие сельскохозяйственные работы нужно провести на нашем групповом участке?

 - что вы можете сделать сами?

 - кто может помочь в этих работах?

Задает вопросы об участии детей в сборе урожая на даче и в деревне, говорит о том, что богатый урожай плодов, собранных осенью, нужно сохранить для использования зимой. Предлагает подумать, как это можно сделать, подводит к выводу о заготовках из ягод, овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Сок, соленье и варенье». К изображениям  бутылки, банки, и вазы дети поочередно выбирают и прикладывают изображения овощей, ягод и фруктов, говоря при этом : «Это слива, можно сделать сливовый сок», или «Сварить сливовое варенье».

Заканчивая занятие, педагог читает стихотворение об осени.

Беседа на тему: «Три осени». Рассматривание репродукций картин об осени.

Цели: Обобщить представления о характерных признаках трех периодов осени: ранняя, золотая, поздняя, особенностях их проявления в растительном и животном мире. Уточнить представление о сельскохозяйственном труде людей в осенний период. Показать красоту и самобытность  русской природы в разные периоды года. В ответах на вопросы и высказываниях побуждать использовать  сложноподчененные предложения. Закрепить представление о необходимости оберегать себя от простуды в дождливую осеннюю погоду.

Оборудование демонстрационное: иллюстрации всех периодов осени, репродукции картин, изменения окраски диких животных.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева « Осень наступила…», спрашивает детей о времени года и о признаках осени, уточняет и обобщает ответы. Сообщает, что осень можно разделить на три периода. Выставляет иллюстрации ярких, характерных особенностей ранней, золотой и поздней осени. Предлагает детям рассмотреть их. Педагог рассказывает, что разные художники любили изображать осень, показывает репродукции картин.

Далее воспитатель спрашивает о том, что происходит с растениями и животными с приходом осени. Выслушивая ответы, делает акцент на точных  и полных высказываниях. Уточняет, что цветы на клумбах засохли , трава пожелтела и завяла, с деревьев и кустов облетела листва. Животные также чувствуют приход осени, они делают запасы, утепляют свои жилища, а некоторые меняют свои шубы на зимнюю. Например, зайка был серый, стал белый; белочка была рыженькая, а стала серенькая. Показывает иллюстрации.

Физкультминутка.

Тучи в небе кружатся,                    дети плавно покачиваются с ноги на ногу.

Что ни шаг, то лужица.                  Ходьба на месте с высоким подниманием коленей

День осенний хмурится,                 руки на поясе, повороты в стороны,

Листопад на улице.                          Кружатся на месте.

По дороге стелется                          легкий бег по кругу.

 Желтая метелица.

Далее педагог спрашивает детей о том, чем заняты люди осенью. Выслушав ответы, уточняет, что у людей на селе много работы: надо собрать урожай, перекопать землю, навести порядок в цветниках. Закрепляет понятие «сельскохозяйственный труд».

Затем говорит о том, что природа хороша в любое время года, и осенью можно увидеть красоту осеннего леса, полюбоваться разноцветными листьями, увидеть солнце, промелькнувшее сквозь низкие тучи, а как хорошо совершить прогулку по осеннему лесу или парку.

Далее воспитатель напоминает, что в осеннюю пору надо особенно внимательно относиться  к своему здоровью, тепло одеваться и беречь организм от простуды.

Беседа на тему: «Наконец пришла зима!»

Цели: Уточнить представления о первых признаках зимы, зимних явлениях природы: изменение долготы дня, снегопад, метель. Закрепить знания о свойствах снега: белый, холодный, тает в тепле. Показать, как снег превращается в воду, нацелить на длительное  наблюдение за превращением воды в лед. Упражнять в умении составлять сложные предложения противопоставлениями. Познакомить с опасностями обморожения и прикосновения на морозе к металлическим предметам. Формировать представление о необходимости тепло одеваться, чтобы не заболеть.

Оборудование демонстрационное: небольшая, прозрачная емкость с принесенным за ранее снегом, предметные картинки «Одежда», фланелеграф или магнитная доска, календарь погоды.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение А.Фета « Мама! Глянь – ка из окошка…».

Вопросы:

 -  о каком времени года говорится в стихотворении?

 - какими словами автор рассказывает о зиме?

 - какая бывает зима? (холодная, снежная, морозная) .

 - какие первые признаки наступающей зимы можно отметить сейчас? ( стало холоднее, начались первые заморозки, иногда идет снег, день стал короче, а ночь длиннее, дует холодный ветер, люди стали теплее одеваться.)

Дидактическое упражнение «Закончи предложение».  Воспитатель произносит начало предложения , побуждая детей повторить и продолжить:

 - Осенью бывает листопад, а зимой…(снегопад).

 - Осенью идет дождь, а зимой…(снег).

 - Летом жарко, а зимой…(холодно).

 - Летом деревья покрыты листвой, а зимой…(снегом).

 - Летом дети купаются в речке, а зимой…(катаются на лыжах и коньках).

 - Летом дети одеты в легкую одежду, а зимой надевают одежду…(теплую).

 - Зимой нужно тепло одеваться, чтобы…(не простудиться, не заболеть).

Физкультминутка

На дворе у нас мороз      Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами

Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать

И ладошками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки,    Имитация движения

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками,

А потом покажем маме.

А вокруг лежат сугробы,     Потягивания – руки  в стороны.

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,  Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем            Обычная ходьба на месте.

И к себе приходим в дом.      Дети садятся на места.

Воспитатель напоминает содержание стихотворения и просит подумать, что происходило, когда дети ловили снежинку на руку. Читает стихотворение Е.Андреевой «Снежок и Алешка»:

С улицы домой Алешка

Первый снег принес в ладошке.

 - Мама! – закричал мальчонка,

Протянул вперед ручонку.

 - Я снежок принес сюда!..

И замолк. Одна вода

На пол капала с ладошки.

В голос заревел Аленшка:

 - Кто – то снег мой утащил,

Мне в ладонь воды налил!

Лешке тут  его сестренка

Крикнула со смехом звонким…

( - Догадаться сам не мог,

Что растаял твой снежок!)

Вопросы:

 - Что ответила Алешке сестра?

 - Посмотрите, что стало со снегом, который мы утром принесли с улицы в группу?

Педагог помогает сделать вывод о превращении снега в воду под воздействием тепла, читает последние строки стихотворения Е.Андреевой.

Предлагает рассмотреть воду от растаявшего снега.

Вопросы:

 - как вы думаете, эта вода чистая?

 - почему вы так считаете?

 - что может быть в этой воде?

 - каким был снег, когда мы принесли его в помещение?

Обобщая высказывания детей, педагог уточняет: вода от растаявшего снега стала грязной от  частичек автомобильных выхлопов, отходов промышленных предприятий и того мусора, который люди бросают на землю. Помогает сделать вывод, что даже если снег кажется чистым, белым, вода при его таянии получается грязная, поэтому брать его в рот небезопасно.

Воспитатель просит детей подумать, что произойдет, если воду вынести на холод, предлагает сделать это и проверить свои предположения на вечерней прогулке.

Дидактическая игра «Что лишнее?». Воспитатель прикрепляет к доске картинки предметов одежды для разных сезонов. Просит детей по одному подходить к доске и убирать лишние предметы, мотивируя свое решений. Подводя итог, педагог напоминает, что с наступлением зимы нужно теплее одеваться, чтобы не заболеть, беречь сове здоровье. Обращает внимание детей на то, что все металлические предметы зимой очень холодные, поэтому нельзя прикасаться к ним голыми руками, можно примерзнуть, а это очень больно.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Снежок» Н.Некрасова, предлагает понаблюдать на прогулке за зимними явлениями природы и сделать отметки в календаре погоды:

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Беседа на тему: «Попрощаемся с зимой».  Рассматривание репродукций пейзажных картин о зиме.

Цели: Уточнить представление о зиме как наиболее неблагоприятном сезоне для жизни растений и животных в природе, о способах их приспособления к неблагоприятным условиям. Развивать способность воспринимать красоту природы в жизни и в искусстве.

Оборудование демонстрационное: репродукции знакомых детям зимних пейзажей, иллюстрации диких животных, фонограмма скрипа снега.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям поговорить об уходящей зиме.

Вопросы:

 - какие зимние месяцы вы знаете? Перечислите.

Педагог уточняет, что февраль – последний месяц зимы. Напоминает, что дети любят зиму, ведь для них очень много зимних развлечений и забав.

  - В какие игры вы любите играть зимой? (По ходу рассказа воспитатель помогает детям конкретизировать свой ответ.)

 - Какая погода бывает зимой? ( Холодная, морозная, ветреная.)

 - Какие зимние явления природы вы знаете?( Снегопад, метель, вьюга, гололед, мороз.)

Дидактическая игра «Я опишу, а вы отгадайте». Воспитатель называет определения, а дети – явление или предмет, характерный для них. Например: «Холодные, белые, пушистые, узорчатые, прозрачные - …(снежинки); снежная, вьюжная, морозная, суровая - …(зима)».

Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо,           Дети поднимают руки вверх – опускают.

По ночам трещит мороз.               Наклоны, руки на поясе.

Во дворе у снежной бабы              Повороты в стороны, руки на поясе.

Побелел морковный нос.                Касаются пальцем носа.

В речке стала вдруг вода               Прыжки на месте.

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится,

Снег кружится,                                 Кружатся на месте.

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.                  Имитируют движение падающих снежинок.

Воспитатель показывает репродукции знакомых детям картин зимней природы, предлагает полюбоваться их красотой.

Вопросы:

 - Расскажите, как выглядят деревья зимой? (педагог уточняет, что все растения зимой стоят без листвы, не растут, находятся в состоянии покоя.)

 - Как животные приспосабливаются к зиме? ( выставляет иллюстрации животных, и дети по выбору рассказывают о любом из них.)

Воспитатель обобщает ответы детей:

 - Лесные животные зимуют каждый по – своему: медведь и еж – спят, заяц и лось – кормятся корой и ветками, белка  -  своими запасами, лиса – охотится, мышкует, волк находится в постоянном поиске пищи. Зима – неблагоприятное время года для диких животных – им голодно, ведь еды очень мало, все с нетерпением ждут первого весеннего солнышка.

Воспитатель читает стихотворение С.Есенина «Береза» и спрашивает, какими словами автор передает красоту зимней березы, природы в целом. Говорит, что под впечатлением этой красоты художники пишут картины, они называются пейзажами. Педагог обращает внимание детей на зимние пейзажи.

Вопросы:

 - Какой из пейзажей вам особенно понравился? Почему?

 - О чем думал художник, когда писал эту картину?

Воспитатель включает фонограмму скрипа снега, предлагает детям закрыть глаза и пофантазировать: перенестись на лесную тропинку, глубоко вдохнуть свежий морозный воздух, зажмуриться от яркого солнца, послушать, как скрипит снег под ногами.

Просит детей запомнить свои ощущения от красоты зимней природы и отразить их в рисунке, выбрав материалы по желанию. Работу можно начать на занятии и продолжить в свободное время.

Беседа на тему: «Как человек охраняет природу».

Цели: дать представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Познакомить с Красной книгой, рассказать о самых охраняемых растениях и животных региона. Воспитывать желание заботиться о природе и охранять ее. Ввести в словарь слова: заповедник, Красная книга.

Оборудование демонстрационное: иллюстрации природы – лес, степь, море, горы, заповедники, Красная книга (или ее иллюстрации), иллюстрации растений и животных и растений из Красной книги.

Ход занятия.

Вопрос:

 - Как вы думаете, что такое природа?

Воспитатель выслушивает ответы детей и поясняет, сопровождая рассказ иллюстрациями:

 - Природа – это леса, поля, реки, цветы, животные, птицы.

К сожалению, человек не всегда разумно и правильно использует природу: люди рубят леса, потому что нужна древесина, заводы и фабрики сливают в моря много ядовитых веществ, а из – за этого погибают животные и растения. Все это плохо и для самого человека: воздух загрязняется, многие люди очень часто болеют. По телевизору мы часто слышим об авариях танкеров с нефтью, которые происходят в океане. Разливается нефть, поверхность воды покрывается густой черной пленкой, рыбы и другие морские обитатели не могут дышать и погибают. Это очень страшно! Поэтому люди задумались, поняли, что надо заботиться о природе и беречь ее, особенно охранять редкие и ценные растения, животных, участки природы. Для этого создали специальные территории. Там нельзя строить дома и заводы, отдыхать и гулять, собирать грибы и ягоды. Такие территории называются заповедниками. На территории заповедника встречаются редкие исчезающие виды животных, растений. Заповедники были созданы для того, чтобы сберечь их. В настоящее время в России 101  природный заповедник.

Воспитатель показывает иллюстрации, называет и показывает заповедники: Лосиный остров, Приокско – Террасный, Мещера. Показывает Красную книгу и говорит детям, что это необычная книга, предлагает обратить внимание на ее цвет, поясняет, что красный – цвет опасности. Эту книгу называют Красной книгой. В нее занесены очень редкие, исчезающие виды растений и животных.

Педагог показывает иллюстрации растений (ландыш майский, колокольчик персиколистный, венерин башмачок обыкновенный, женьшень пятилистный и др.), животных (красный волк, амурский тигр, синий кит, кит горбатый, дельфин белобокий, пятнистый олень, выхухоль), птиц (журавль даурский, дрофа, темноспинный альбатрос, лебедь малый и др.)

Воспитатель говорит, что человек– часть природы, и охранять природу, защищать редкие виды растений, животных и птиц – значит, защищать и самого человека. Педагог обращается к детям и спрашивает, а как же мы можем заботиться о природе и охранять ее, напоминает правила поведения в лесу. Выслушивая ответы детей, воспитатель побуждает детей сделать выводы: нужно сажать деревья и кусты, нельзя мусорить в лесах и парках, разжигать костры в неположенных местах, пугать животных и птиц. Необходимо соблюдать меры предосторожности, находясь на природе.

В конце занятия воспитатель читает отрывок из стихотворения «Лесные правила» Н.Рыжовой:

Если в лес пришли гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и грай,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки,

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!...

Беседа на тему: «За что мы любим весну».

Цели: Закрепить знание о весенних явлениях природы. Уточнить и расширить представление об изменениях в жизни растений и дикий животных с наступлением весны. Учить активно участвовать в беседе, задать вопросы, давать распространенные ответы.

Оборудование демонстрационное: иллюстрации о весенних изменениях в живой и неживой природе, картинки диких животных и детенышей, картинки с изображением частей растений.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение Г.Ладонщикова «Медведь проснулся».

Вопросы:

 - Что случилось с медведем?

 - Какое время года наступило?

 - По каким признакам мы узнаем, что пришла весна?

 - Что изменилось в жизни животных с приходом весны?

Воспитатель выслушивает ответы детей и помогает сделать выводы:

 - С наступлением весны стало заметно теплее, небо ярко – синего цвета, светит солнце. Мы чувствуем, как оно припекает, греет. Появились проталины, капель, повсюду журчат ручьи. Возвращаются птицы, они строят гнезда, откладывают яйца и скоро станут высиживать птенцов. Просыпаются и оживают насекомые, меняется и жизнь животных.

 -  Что же делают белки, зайцы, ежи с приходом весны?

Педагог организует свободное общение при рассматривании картинок и иллюстраций. Создает проблемные ситуации, побуждающие детей спрашивать об интересующих их явлениях. Воспитатель обобщает ответы детей: звери, проводившие  зиму в спячке, просыпаются, отправляются искать себе пропитание, а остальные чистят норы, создают семьи, кормят своих детенышей, заботятся о них.

Дидактическая игра» Животные и их детеныши». Воспитатель показывает картинку животного, а дети называют детеныша. Например: медведь – медвежонок, волк – волчонок, лиса – лисенок.

Физкультминутка.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, -

Так шевелят ушами

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирает кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садитесь тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда,

А где достать – не знал.

Воспитатель говорит о том, что весной пробуждается вся природа. На хорошо прогретых местах, где быстро сходит снег, появляются первые весенние цветы – их называют первоцветы(показывает иллюстрации: мать – и – мачеха – с одной стороны листок мягкий и приятный на ощупь, а с другой шершавый и грубый; подснежник – первым появляется из – под снега; одуванчик – маленькое солнышко; медуница – сначала появляются цветки, а потом листья.

Воспитатель спрашивает детей о том, какие условия необходимы растения для жизни, уточняет, что свет, тепло, влага – это самые главные условия для роста и жизни растений.

Показывает большую иллюстрацию цветка, обращает внимание на то, что растение (цветок) состоит из нескольких частей, предлагает рассмотреть и назвать эти части (стебель, листья, бутон или цветок).

Воспитатель спрашивает о том, что находиться в земле, какую часть растения мы не видим, уточняет, что корень – самая главная часть растения, он питает все растение, берет из земли питательные вещества, с помощью которых растение живет, растет и радует нас своим цветением.

Дидактическая игра «Найди и назови часть растения». Каждому ребенку предлагается карточка, на которой изображены части растений: корень, стебель, листья, цветы. Дети выкладывают части растения в правильном порядке (последовательности).

Воспитатель говорит о том, что весна – самое долгожданное и прекрасное время года. Все люди радуются весеннему солнышку, пению птиц, первой зелени. Педагог просит детей изобразить что их больше всего обрадовало с приходом весны.

             

Знакомство с картиной И. Левитана «Золотая осень»

Программное содержание:

Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.

Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений, эмоционального отношения художника к изображаемому.

Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.

Обогатить и активизировать словарь детей; ввести в него эмоционально – оценочную лексику, эстетические термины, отражающие качество объектов, их форму, фактуру и вызываемые ими у человека эмоциональные состояния – радости, удовольствия, наслаждения. Поощрять высказывания детей.

Интеграция познавательных областей: «Художественное творчество»«Музыка»,«Коммуникация»

Активизация словаря: пейзажная живопись, березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона, золотая, жаркая, пышная.

Подготовительная работа

Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему: осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке.

Ход занятия.

Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной!

Воспитатель: Ах, как дивно сказал об осени поэт! А художники берут мольберты, краски и идут на природу писать осень. Вот мы сейчас и посмотрим картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень». Давайте полюбуемся ею. А я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года»)

Дети слушают музыку и рассматривают картину.

Воспитатель: Радостно или грустно звучала эта музыка?

Дети: Грустно.

Воспитатель: Да, в музыке слышится светлая, лёгкая печаль. Мелодия звучала нежно и светло. Вот так композитор чувствовал золотую осень. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень. Как он смог выразить свои чувства красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. А вот как поэт А. С. Пушкин сказал об этом времени года:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса…

Вот такие красивые и проникновенные слова о золотой осени нашел поэт. Как художник может рассказать о золотой осени? Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку. А с помощью красок он может передать время года (зиму, лето, осень, весну, своё настроение (радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину).

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим картину. Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?

Дети: Березки.

ВоспитательРасскажите о них. Какие они?

Дети: Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва ещё есть золотая, желтая, оранжевая.

Воспитатель: А ещё дальше, на дальнем плане, видна группа берёзок. Такую группу березок называют «берёзовая роща». Художник нарисовал чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, поэтому он расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?

Дети: Речка.

Воспитатель: Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее, вдали она голубеет и белеет. А дальше, на излучине речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». Справа от неё хоровод зелено – коричневых деревьев. А что изобразил художник на дальнем плане, там, где начинается небо? Да, там, на горе мы видим зелёную пашню, несколько домиков, а дальше – стена берёзок и лес. А какого цвета небо?

Дети: Небо голубое, с лёгкими белыми облаками.

Воспитатель: Чего больше на картине – неба или земли? (ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше и выбрал прямоугольный формат картины. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Да, мы видим тени от деревьев, значит солнышко есть. Солнышко «зажгло»золото листвы жёлто – оранжевым светом! Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. Сегодня мы послушали музыку, стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана «Золотая осень». Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке. Музыка, картина и стихи подарили нам эти воспоминания, эту радость и лёгкую грусть. А сейчас вы, дети, попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень. Возьмите краски и приступайте к работе. Самостоятельная художественная деятельность детей.

Воспитатель: Дети, полюбуйтесь своими рисунками, расскажите, какими изобразительными средствами удалось передать красоту золотой осени. Мне было так приятно на вас смотреть во время работы. Если бы вы видели себя! Знаете, какими вы были красивыми! У каждого из вас в глазах горело по волшебной искорке! Знаете почему? Когда вы творили Красоту, вы делали и не только для себя, но и для других. Вашими рисунками мы украсим группу, пусть ими полюбуются ваши мамы и папы.

Рассматривание картины И.Грабарь «Февральская лазурь».

Цель: Познакомить детей с картиной известного художника

И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». Продолжать учить детей видеть красоту пейзажной живописи, своеобразной для каждого времени года. Обогащать словарь детей за счет красочных эпитетов сравнений. Воспитывать чувство восхищения красотой живописи русских художников.

Словарик-помощник: фиолетовый цвет, как драгоценный камень, сверкающее дерево, искрящийся снег, красавица зимушка-зима, лазоревое, ясное небо, сказочная волшебная природа.

Ход ЗАНЯТИЯ

1-я часть

- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с очень красивой, зимней картиной «Февральская лазурь». Написал ее известный русский художник Игорь Эммануилович Грабарь. Однажды зимой он приехал на дачу. Ночью был сильный мороз. Утром, выглянув в окошко, художник увидел чудную зимнюю картину и сказал сам себе«Скорее, скорее написать, пока ветер, метель и вьюга мне не помешали!» Художник рисовал, а зимушка ходила все вокруг него и напевала свои песенки. Так появилась картина, ставшая знаменитой во всем мире, -«Февральская лазурь». Показываю картину.

- Какое же на картине выросло настоящее чудо-дерево, как в сказке. Смотрите, какое оно высокое, словно продолжает расти у нас на глазах. Давайте все вместе поднимем руки и покажем, как художник рисовал это дерево. На белом стволе березки появляются драгоценные капельки. На фоне лазоревого, ясного и чистого неба солнце высветило жемчужную белизну березок и кружево ветвей… Рыхлый снег в его лучах стал розовым, с глубокими синими тенями от деревьев. Кажется, что сам воздух звенит от чистоты и прозрачности. Это конец зимы, ее последний праздник.

- Что вас порадовало в этой картине? Какую мелодию зимы услышал художник? Расскажите, что вы чувствуете, глядя на картину? Какой предстает перед нами зима, ее окончание? Какие краски помогли передать февральскую лазурь? В каком уголке картины вам хотелось бы побывать и почему?

2-я часть

Игра – этюд «Мы – снежинки»

- Сейчас мы с вами окажемся на снеговой туче. Закройте глаза. Я притронусь к каждому из вас волшебной палочкой. Вы – снежинки. И уже на облачке. Вдруг облачко отпустило вас! Вы закружились в воздухе, опустились на землю и начали исполнять свой любимый танец. Подул ветерок, и вы разбежались в разные стороны. Но вот ветер успокоился. присели на полянке. Отдохнули? Чудесно! Пришло время возвращаться. Раз, два, три – снова дети мы!

Игру можно провести под музыку П. И. Чайковского «Февраль» из цикла «Времена года».

3-я часть

Чтение и пересказ рассказа В. Сухомлинского «Как звенят снежинки».

Это было темным зимним вечером. Солнце спряталось за горизонт. Зарозовел зимний ковер. Стало тихо-тихо. Замерцали звезды в глубоком небе. Вдруг с севера надвинулась черная туча. Плывет над снегами. Потемнел снежный ковер. Падают снежинки на землю. Тихо ложатся на поле, на лес, на дорогу. Я прислушиваюсь к тихому снегопаду и слышу нежный звон. Словно где-то далеко звенит большая хрустальная чаша, к которой притрагивается серебряный молоточек. Что это звенит? Иду, прислушиваюсь. Звон идет от маленькой елочки, которая растет у нас на школьном дворе. Вслушиваюсь и удивляюсь. Это звенят маленькие снежинки. Висят на елочных веточках, притрагиваются друг к другу, словно серебряные колокольчики, и звенят, звенят. Даже месяц прислушивается.

- Чем отличается природа на картине и в рассказе? Какие слова из этого рассказа могут быть использованы при описании картины «Февральская лазурь»?

4-я часть

Чтение стихотворения Н. Григорьевой «Зима»

Вьюга нынче потрудилась

Все дороги замела.

Подо льдом речушка скрылась

Стала вся белым бела.

И мороз трудился тоже

Он сковал на склоне дня

Ожерелье для березы,

Кружева из хрусталя.

- Какими словами автор описывает зиму? Какие сравнения вам наиболее понравились? Попробуйте придумать свои сравнения и эпитеты о зиме.

Рассматривание картины Б. Кустодиева «Масленица»

на тему «Широкая Масленица» Б. М. Кустодиев

Цели: Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целое восприятие, последовательное рассматривание, знакомить детей с живописью. Развиватьхудожественное восприятие картин видение содержания и средств выразительности живописи. Воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству. Познакомить с названия 7 дней Масленицы, объяснить их значение. Расширять знания детей о традициях и обычаях русского народа. Развивать речь, обогащать словарный запас.

Оборудование: репродукции картины Б. М. Кустодиев «Широкая Масленица», стихи русских поэтов

Ход занятия:

I. Оргмомент.

Приветствие воспитанников.

Наша земля очаровательна и прекрасна во все времена года. Но особенно сказочной и таинственной она становится с приходом белоснежной зимы

Отгадайте мою загадку: Снег на полях Лед на реках, Ветер гуляет. Когда это бывает? Дети: Зимой.

- Правильно. Какое, сейчас, время года? Какие вы знаете зимние месяцы?

Сегодня мы с вами будем говорить о Масленице. Но вначале я хочу вам напомнить, что праздник Масленица называют еще проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю.

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый веселый, разгульный и ожидался он всегда с большим нетерпением. В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать. Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча. Во вторник — заигрыши. Среда — лакомки. Четверг назывался разгуляем. Пятница — тещины вечерки Суббота — золовкины посиделки Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье.

Встречали гостей, устраивали массовые игрища, а самое главное – мастерили чучелоМасленицы из соломы, наряжали ее в женскую одежду.

- Что является символом Масленицы? Почему?

- Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица – это праздник встречи с солнышком. А на Руси этот праздник встречали песнями, плясками и веселыми играми. ВМасленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают, Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит, Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой, Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи – Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Игра «Назови ласково» Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок. Сосулька – сосулечка. Мороз – морозец. Дерево – деревце. Ветер- ветерок. Горка – горочка. Лёд – ледок. Холод – холодок. Зима – зимушка. Санки – саночки.

Игра«Добавь слово».

Цельразвивать мышление, внимание, смекалку, расширять словарный запас, речь.

(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег») .

Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю, (снег) С неба все скользят пушинки -Серебристые,(снежинки) На поселке, на лужок. Все снижается, (снежок) .Вот веселье для ребят -Все сильнее, (снегопад) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в. (снежки) Словно в белый пуховик. Нарядился, (снеговик) Рядом снежная фигурка - Это девочка. (снегурка) На снегу - то, посмотри? -С красной грудкой. (снегири) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил. (снег

Физкультурная минутка

Снег сегодня шел с утра (руки сверху вниз опускаются) Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)

Снег на ветках (руки вверх, на дорожках (наклон вниз) На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки)

2. Демонстрация картины

-Ребята, давайте рассмотрим картину повнимательнее. Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести.

Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти. Но после операции, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни. Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.

Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение праздника можно почувствовать по мчащимся саням. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса. Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев: расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви - символ православия. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Это выражает его отношение к вере. Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.

Воспитатель: Понравилась ли вам эта картина?

- Мне эта картина очень понравилась. Она пронизана невероятной красотой русской зимы и оставляет неизгладимое впечатление от ее просмотра.

-Воспитатель: ребята, послушайте, как обращается к зиме русский поэт. Кто сможет пересказать кратко сюжет картины в двух-трех предложениях? (пересказ двух детей) .

Беседа по картине.

- Какое время года изображено на картинах(Зима)

- Скажите, пожалуйста, что художник изобразил на переднем плане картины? Что мы видим на заднем плане?

- А какая зима в нашем городе: суровая (очень холодная, снежная) или мягкая?

- Кто из вас любит зиму? Почему?

-В какие игры можно играть зимой? (Кататься на лыжах, коньках, санках, лепить снеговиков)

-Дети, какие стихотворения вы знаете о зиме? (Чтение детьми стихов о зиме) .

-Посмотрите на картину и скажите, что делают ребята?

- У кого есть санки, лыжи, коньки? Кто умеет кататься на лыжах, коньках? (ответы детей) .

-Воспитатель: Молодцы ребята, на этом занятие наше заканчивается. Вы все хорошо потрудились и узнали много нового. А запомнили ли вы автора картины «Широкая Масленица», кто может назвать? Правильно. Я всех благодарю за отличную работу

Второй этап реализации проекта: Перспективное планирование на 2016 – 2017 учебный год (подготовительная к школе группа.

Мероприятия

                   ОСЕНЬ

                      ЗИМА

         ВЕСНА - ЛЕТО

1.Наблюдение

Темы: Наблюдение за деревьями, облаками, небом, за осадками, состоянием погоды, экскурсия к ближайшему водоему.

Цели: Наблюдение за лиственницей для уточнения знания о хвойных деревьях, сравнение с другими хвойными  деревьями. Наблюдение за лиственными деревьями(березой, липой), для уточнения знаний о лиственных деревьях, сравнение с другими лиственными деревьями. Учить детей определять скорость движения облаков на глаз, в зависимости от ветра и движения облаков по небу. Воспитывать любовь к неживой природе, чуткость, внимательность. Определить зависимость температуры воздуха от высоты подъема солнца над землей.

Темы: наблюдение за снегом и его состоянием (липкий, рассыпчатый, сухой). Цели: научить различать состояние снега от температуры воздуха.

Набл. – е за деревьями. Цель: воспитывать любовь к природе, рассматривание деревьев зимой.

Набл. – е за красотой зимней природы. Цель: учить видеть и сравнивать , что происходило с природой осенью и что происходит зимой.

Набл. – е за изменением плотности снега в разных местах участка (на солнце и в тени).  Цель: определить что происходит со снегом на солнце и в тени.

Набл. – е за изменениями цвета снега, за облаками и небом, за деревьями. Цели : воспитывать любовь к живой и не живой природе.

Тема: наблюдение за таянием сосулек. Цели: воспитывать любовь к неживой природе.

Набл. – е за облаками. Цель: учить детей определять скорость движения облаков на глаз в зависимости о ветра и движения по небу, наблюдение за силой ветра.

Набл. – е за таянием снега и ручейками на участке. Набл. – е за деревьями и кустарниками в детском саду; сравнение дерева и куста. Наблюдение за рябиной, ее особенностями строения. Цель: закрепить и расширить представления детей о рябине, сравнить рябину с березой.

«Экскурсия к клумбе сада».  Цель: наблюдение за первоцветами на клумбе, за появлением цветов и их отличие от сорняков.

« Состояние погоды» Цель: учить видеть зависимость температуры от высоты подъема солнца над горизонтом.

« Наблюдение за майским жуком» Цель: наблюдение за майским жуком, его внешним видом и повадками; воспитывать любовь к живой природе.

«Наш цветник» Цель: развивать умение ухаживать за цветами.

«Одуванчики расцвели» Цель: рассмотреть одуванчики, их внешний вид, познакомить с особенностями и полезностью этих растений.

«наблюдение за облаками» Цель: уточнить знания об облаках, закреплять знания о неживой природе.

«Стрекоза», «Бабочка – красавица»  Цель: воспитать бережное отношение к живой природе.

Набл. – е за погодными изменениями (дождь, радуга, наблюдение за росой). Цель: воспитывать любовь к неживой природе.

2.Беседа

«Наступила осень» Цели: Уточнить признаки наступления осени в живой и неживой природе. Дать представление о труде в природе осенью. Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду. Упражнять в подборе эпитетов к осенним явлениям природы.

« Три осени» Цели: Обобщить представления о характерных признаках трех периодов осени: ранняя, золотая, поздняя, особенностях их проявления в растительном и животном мире. Уточнить представление о сельскохозяйственном труде людей в осенний период. Показать красоту и самобытность русской природы в разные периоды года.

«Наконец пришла зима» Цели: Уточнить представления о первых признаках зимы, зимних явлениях природы; изменение долготы дня, снегопад, метель. Закрепить знания о свойствах снега: белый, холодный, тает в тепле. Показать, как снег превращается в воду, нацелить  на длительное наблюдение за превращением воды в лед.

«Попрощаемся с зимой» Цели: Уточнить представление о зиме как наиболее благоприятном сезоне для жизни растений и животных в природе, о способах их приспособления к неблагоприятным условиям. Развивать способность воспринимать красоту природы в жизни и в искусстве.

«За что мы любим весну» Цели: закрепить знание о весенних явлениях природы. Уточнить и расширить представление об изменениях в жизни растений  и диких животных с наступлением весны.

« Как человек охраняет природу» Цели: дать представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Познакомить с Красной книгой, рассказать о самых охраняемых  растениях и животных региона. Воспитывать желание заботиться о природе и охранять ее. Ввести в словарь слова: заповедник, Красная книга.

3.Художественная литература.

А. Пушкин « Уж небо осень дышало…» Цели: способствовать формированию эстетических чувств. Побуждать сравнивать свои впечатления с содержанием стихотворения.

«Повторение стихов об осени»В. Драгунский»Друг детства»(чтение)Цели: Способствовать формированию представления о нравственной категории дружба. Закрепить умение читать стихи выразительно, передавая интонации вопроса, удивления, восхищения. Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа.

А Плещеев « Осень наступила…» (заучивание). Потешки о домашних животных (повторение).Цели: Закрепить знания о домашних животных. Уточнить представление об опасности контактов с незнакомыми животными. Развивать интерес к малым фольклорным жанрам. Формировать интонационную выразительность в процессе исполнения и обыгрывания потешек.

« А. Плещеев «Осень наступила…» (повторение). А. Толстой « Осень. Обсыпается…» (чтение). Цели: Уточнить представления о приметах поздней осени. Побуждать придумывать определения к словам осенней тематики. Побуждать выразительно читать стихотворение о природе, вслушиваться в мелодику поэтического текста.

И. Никитин « Встреча зимы» (чтение). Пословицы и поговорки о зиме. Цели: Обобщить представления о приметах наступающей зимы. Способствовать пониманию исторического смысла пословиц и поговорок воспитывать любовь к устному народному творчеству. Способствовать пониманию и осмыслению содержания стихотворения.

 А. Барто «Имя и фамилия» (чтение). Цели: Средствами художественного слова закрепить представление о своей родословной. Дать понятие о семейных традициях. Воспитывать уважение к страшим, заботливое отношение к близким.

С. Есенин « Береза» (заучивание стихотворения наизусть). Народные песни и потешки о природе. Цели: Закрепить знание о деревьях и кустарниках, учить различать их по внешнему виду без листьев. Закрепить представление о зимнем покое растений. Воспитывать бережное отношение к природе, особенно в зимний период, когда ветки растений очень хрупкие. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Помочь почувствовать красоту зимней природы в стихотворении. Закрепить знание о различии стихотворного и прозаического произведений.

«Новогодний хоровод стихов». Цели: Закрепить представление о новогоднем празднике. Упражнять в выразительном чтении стихотворений.

«Русская народная сказка « Царевна – лягушка» (рассказывание). Цели: Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Учить воспринимать образное содержание сказки. Закрепить знание о ее жанровых особенностях, композиции, языке. Учить выделять в тексте образные выражения.

« И. Суриков «Вот моя деревня…» (заучивание), Н. Виноградова         « Моя страна Россия» (чтение). Цели: Закрепить знание понятий : Страна, Родина. Воспитывать любовь к родным местам. Учить внимательно слушать стихотворение, высказывать свое отношение к содержанию.

А.Пушкин « Зимний вечер, Ф Тютчев « Зима не даром злится…» (чтение). Цели: Учить обосновывать свой выбор пейзажной картины. Учить воспринимать поэтические образы, находить пейзажную картину по образному описанию.

«Знакомство с творчеством писателей и поэтов – земляков». Цели: Воспитывать гордость за своих земляков. Познакомить с творчеством писателей и поэтов – земляков для детей, способствовать пониманию основного смысла их произведений.

«Русская народная сказка «Сивка – бурка» (рассказывание).  А.Пушкин « У лукоморья дуб зеленый…» (заучивание). Цели: Учить воспринимать образное содержание сказки, стихотворения, характеры персонажей. Побуждать при чтении стихотворения передавать таинственность обстановки, необычность сказочных образов.

«А. Пушкин « Сказка о царе Салтане» (чтение). Цели: Знакомить с творчеством А.Пушкина. Учить воспринимать поэтические образы сказки. Закреплять представление об особенностях сказки , учить сравнивать народные и авторские сказки, находить сходство.

« С. Есенин «Черемуха» (чтение). Цели: Показать напевность языка стихотворения, развивать понимание образной речи. Упражнять в составлении  предложений, произнесении их с разной эмоциональной окраской. Закреплять умение выразительно читать знакомые стихи, передавать их настроение и естественные интонации.

«Устное народное творчество»  Цели: Формировать любовь к устному народному творчеству. Побуждать пересказывать любые сказки. Закреплять знание народных сказок, малых фольклорных форм, их своеобразие и особенности.

4.Музыка

Вивальди « Времена года» (Осень), Э. Григ «Утро», музыкальные композиции «Звуки природы», прослушивание русских народных песен и плясок.

Вивальди «Времена года»  (зима), релаксация « Пушистые облака», прослушивание музыкальной композиции  «Звуки природы» (зимний лес, как ветер дует, как трещит снег и т.д)

Вивальди « Времена года» (весна, лето), звуки природы «Пение птиц», прослушивание музыкальных произведений «Ромашковая Русь», П.И Чайковский «Подснежник», прослушивание русских народных  песен.

5. Знакомство с картиной и автором.

И. Левитан « Золотая осень»

Цель: Учить детей замечать красивое в природе и в пейзажной живописи: выделять цвет, как средство выразительности. Активизировать словарь : золотая, жаркая, пышная.

И. Грабарь « Февральская лазурь»

 Цели: Закреплять представление о жанре живописи пейзаже. Учить составлять небольшой описательный рассказ, используя план, предложенный воспитателем. Учить строить предложение из заданного набора слов.

Б. Кустодиев « Масленица»

Цели: Продолжать формировать у детей представление о русских народных традициях и обычаях, обогащать знания о  приметах Масленой недели, продолжать учить детей составлять рассказ по картинке, развивать речь ;  воспитывать уважение, патриотизм и пробуждать интерес к традициям русской народной культуры.

6.Закрепление в художественном творчестве.

Рисование «Осенний лес»,Лепка « Что нам осень принесла».

Рисование на стихотворение  С.Есенина « Береза», Аппликация «Деревья в снегу».

Рисование по произведению С.Есенина «Черемуха», Лепка «Пасха», Лепка «Лепим любимых героев сказок».

Итоговое мероприятие

Выставка рисунков « Золотая осень», Праздник осени.

Выставка аппликации « Деревья в снегу», Праздник «Новый Год у ворот», «Рождество Христово».

«Мамин праздник», «Праздник Масленицы», Праздник « Пусть не будет войны никогда», Экскурсия в художественную галерею «Ко дню славянской письменности  и культуры», экскурсия в детскую библиотеку по темам «А. Барто», « К. Чуковский»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей!

Главная цель проекта формирование духовно-нравственных качеств личности через общение детей к семейным традициям и ценностям....

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...