Конспект занятия по мотивации к школе "Школьные оценки. Школьные правила"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Турмухаметова Махаббат Ермагамбетовна

Мотивационная готовность к школе является одной из составляющих общей готовности к школьному обучению. Вашему вниманию представлен конспект "Школьные оценки. Школьные правила"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №146» г.Тюмени

Формирование позитивной мотивации к обучению в школе у старших дошкольников

«Школьные оценки. Школьные правила»

Подготовила

педагог-психолог

Турмухаметова

Махаббат Ермагамбетовна

Тюмень 2017

 «Школьные оценки. Школьные правила».

Задачи:

  1. Формировать положительный настрой к обучению в школе
  2. Расширять представления детей о школе, новой социальной позиции – позиции ученика
  3. Учить через сказку позитивным моделям и правилам поведения в школе
  4. Формировать понимание зависимости школьной оценки от затраченного труда
  5. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками
  6. Формировать элементарные представления о том. Что школа и школьные правила существуют во всех странах мира.

Материалы: «Лесная школа», песочница, перышко, мягкие игрушки: лисенок, волчонок, медвежонок, еж, белочка, зайчонок, цифры 1, 2, 3, 4,5, колокольчик, палочки,  географическая карта.

Ход  занятия

Этап I. Организационный

Приветствие. Упражнение «Перышко»

Психолог. «Здравствуйте ребята! Давайте начнем нашу встречу с приветствия. Я дотронусь перышком до своего соседа справа и скажу: «Дима, я рада тебя видеть». Теперь Дима берет у меня перышко и ласково дотрагивается им до своего соседа справа и говорит: «Лиза, я рад тебя видеть» и т.д.

Этап II. Мотивационный

После того как дети поприветствовали друг друга, психолог им предлагает отправиться в лесную школу, сопровождая свою дорогу веселой речевкой. Дети встают друг за другом. Впереди идет психолог, указывая направление.

Игра «Билетики»

Психолог: «Сейчас ребята, мы с вами отправимся в Лесную школу. Садитесь скорее в трамвайчик! Я буду вагоновожатым. Дзынь, дзынь – трамвайчик отправляется. Ой, я забыла же вам раздать билетики».

Психолог рисует пальцем на ладошках детей, так, чтобы они не видели, цифры (1,2,3,4,5) всем разные, а дети отгадывают.

Веселый трамвайчик,

По рельсам беги,

И в школу лесную

Ты нас привези.

Там много зверей,

Учитель нас ждет.

Нас много чему там научат.

Вперед!

Появление персонажа Зайчонок.

Зайчонок «Здравствуйте ребята! Я рад снова видеть вас! Вы сейчас к нам в Лесную школу приехали на трамвайчике и наверное у вас были билетики и у каждого был свой номер. Скажите, а на что похожи цифры этих билетиков?». Дети отвечают, что эти цифры похожи на оценки в школе.

Зайчонок: «Верно, а теперь я предлагаю вам познакомиться с тем, какие же бывают школьные оценки. А для этого вам нужно найти в этом песочке цифры, которые здесь спрятались, и рассказать в каких случаях в школе ставят такие оценки. Но песочек у нас такой холодный, что искать мы их будем с помощью вот этих палочек».

Игра «Школьные оценки»

Дети с помощью палочек ищут в песочнице закапанные оценки и обсуждают, в каких случаях и за что ставят такие оценки.

 Зайчонок: «А на какие оценки вы хотели бы учиться в школе? Ребята, ты такие молодцы. Вы все хотите учиться на одни пятерки и четверки.  Я надеюсь и верю, что так и будет».

Пальчиковая гимнастика «Симметричные рисунки»

Психолог: «А сейчас давайте в воздухе обеими руками нарисуем эти оценки, начиная с цифры один».

Пальчиковая гимнастика «Лезгинка»

Левую руку сложить в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Необходимо добиться ускорения движений.

Зайчонок «А сейчас скажите мне, вы слышали когда-нибудь о школьных правилах? Я предлагаю об этом нам вместе посмотреть сказку».

Сказка «Школьные правила»

«Как всегда в один прекрасный день, наши лесные первоклассники спешили в школу. Когда прозвенел звонок, учитель Еж увидел готовность всех учеников к уроку.

- Здравствуйте, садитесь пожалуйста! - сказал Еж. - Сегодня на уроке мы поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

 - Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - что существует правило питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы не подавиться едой.

 - А мне папа говорил, - продолжил разговор Волчонок, - что во всем мире существует много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

 - "Правило" значит делать правильно! - сказал Медвежонок.

 - Молодцы! - похвалил всех учитель.  - А как вы думаете, что такое "школьные правила"?

Психолог обращается к детям с тем же вопросом. Дети отвечают.

 - Школьные правила - это правила, которые нужно соблюдать в школе - ответил Волчонок.

 - Верно, - сказал учитель Еж. -  Так какие же правила существуют в школе?

Психолог обращается к детям с тем же вопросом. Дети отвечают.

 - Я буду называть правило, а вы будете из него придумывать стихотворение. Правило первое: в школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

 - Готово! - обрадовался Лисенок. - В школе "Здравствуй" говорят.

                                                И с улыбкой дарят взгляд!

- Отлично, Лисенок! Второе правило труднее: до звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения от учителя на урок около своей парты.

 - Можно я попробую? - предложил Зайчонок.

До звонка ты приходи

И порядок наводи!

По звонку все дружно в ряд

Ждут учителя стоят!

- Молодец Зайчонок! Третье правило: чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

- Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок.

Друга зря не беспокой.

Береги его покой.

На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,

Если хочешь отвечать

Или важное сказать.

 - Очень хорошо, Медвежонок! Правило четвертое: когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учиться думать.

 - Это легко! - воскликнул Волчонок.

На уроке ждут ответ.

Кто-то знает, кто-то нет.

Отвечает только тот,

Кого учитель назовет.

- Превосходно! Вы как настоящие поэты! Правило пятое: играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть, и товарищам не мешать. Да, и помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

- Сейчас моя очередь! – произнесла Белочка.

Вот звонок на перемену,

Приготовься отдыхать:

Можешь с другом прогуляться,

Можешь тихо поиграть,

Подготовь к уроку все,

Чтоб училось нам легко!

- Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим заданием, - порадовался за своих учеников учитель Еж.  – Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже.

После того как дети прослушали сказку, психолог просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Игра «Можно - нельзя»

Психолог: «А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая называется «Можно - нельзя». Внимание! Сейчас мы с вами узнаем, что можно делать в школе, а чего нельзя. Я сейчас буду называть разное поведение в школе. Если это можно делать, то вы хлопаете один раз в ладоши, если нельзя – вы топаете один раз ногой.

- здороваться со всеми;

- опаздывать на урок;

- кричать на уроке;

- поднимать руку, когда хочешь ответить;

- драться;

- бегать на перемене;

- готовиться заранее к уроку;

- быть внимательным на уроке.

Игра «Снежинки, сугробы, сосульки»

Дети встают в круг. Когда психолог говорит слово «сосульки», дети должны встать на носочки, вытянув руки вверх, «сугробы» - присесть, «снежинки» - кружиться, как снежинки. Психолог старается запутать детей и показывает движения не соответствующее названому.

Америка и Россия

Психолог: «Ребята, а как вы думаете, школьные правила существуют только в России или в других странах тоже?»  Дети отвечают. «А сейчас я предлагаю познакомиться с правилами и культурой американских школ. Давайте сначала подойдем к карте мира и найдем на ней Америку».  Дети рассматривают карту и находят на ней Америку. «А теперь присаживайтесь и давайте сравним, что же общего и в чем отличия между нашими и американскими учениками».

1) Фото первоклассников.

«Мы видим, что у российских первоклассников есть определенная форма. Она выглядит либо так (1 слайд), либо вот так (2 слайд). А у американских школьников строго определенной формы нет, они в школу могут пойти в свободной одежде (3 и 4 слайд). Скажите ребята, какая одежда вам больше нравиться? В какой одежде вы хотели бы ходить в школу? Это отличие или сходство?

2) Оценки

« В 1 классе ученикам еще не ставят оценки, в тетрадках им ставят разные значки. Так вот в Америке и у нас в России детям за хорошую работу ставят звездочку, это означает, что ты выполнил работу на отлично. Это отличие или сходство?

3) Правила поведения

«И в Американских и в Российских школах действуют одни правила поведения в школе, о которых мы с вами уже говорили». Это отличие или сходство?

Этап IV. Рефлексивный

Психолог: «Ребята, наша встреча подходит к концу. Я попрошу сейчас высказаться каждому, что вам понравилось на занятии, что запомнилось». Дети высказываются.

Упражнение «Молодцы!»

Все дети встают в круг, вытягивают ладошки к центру так, чтобы они легли друг на друга, и ритмично произносят: «Раз, два, три, мы сегодня молодцы!»

На этом наше занятие завершается. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия, направленного на развитие мотивационного компонента школьной готовности детей подготовительной к школе группы.

Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.Хочется предложить вашему вниманию один из конспектов занятий, разраб...

Конспект занятия в старшей группе по ОБЖ. Тема «Правила дорожные очень важны, правила дорожные знать все должны».

Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Учить детей избегать опасных ситуаций на дорогах. Уточнить знание детьми правил дорожного движения, правил поведения на ули...

Конспект занятия ЛЕГО-конструктора в старшей группе «Школьный автобус»

Тема: «Транспорт».Возраст детей: старшая группа.Цель: развивать пространственное воображение, внимание, память.Задачи: Развивать интерес к созданию вариативных конструк...

Конспект занятия в подготовительной группе «О «Всеобщей декларации прав человека» и о «Конвенции о правах ребёнка»

Цель: дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе,  защищающем их....

Конспект занятия в старшей группе "Путешествие в школьную страну"

Конспект направлен на знакомство детей со школьной жизнью и профессией учителя. ...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе « Школа. Школьные принадлежности».

конспект занятия по развитию речи для детей логопедической группы.Коррекционно- образовательные задачи. Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение представлений о школе...

Конспект занятия в 1 младшей группе детского сада. Правила дорожного движения Занятие в первой младшей группе: "На улице"

2. Пояснительная записка:Тема интегрированного занятия «На улице»Целевая аудитория: дети первой младшей группы №1Продолжительность занятия: 15 минутЦель занятия: формировать представление ...