Приобщение детей к истокам народной культуры
статья

Отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobr_rus_n_kult.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Отчет по самообразованию на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством музыки»

Музыкальный руководитель

 Елисеева Т.А.

Богородицкое 2017 г.


Цель:

1. Приобщение дошкольников к истокам русский народной культуры, воспитание чувства патриотизма средствами музыкального фольклора и фольклорных праздников.

Задачи:

1. Расширять знания и представления детей о национальной культуре, истории и жизни русского народа.

2. Приобщать детей к русским народным традициям, обычаям, старинным обрядам, прививать любовь к народному творчеству

3. Способствовать развитию всех музыкальных способностей и творчества детей

4. Формировать музыкальную отзывчивость на восприятие народного творчества и фольклорных праздников

5. Воспитывать чувство причастности к русской культуре

Актуальность:

     В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, политике. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к прошлому России, поэтому сегодня стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре - основе самосохранения народа.

     Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он рождается и живет. Вероятно, поэтому рано или поздно человек все ровно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого.

      Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется к солнышку. Дети, очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослым. Поэтому наша задача прививать любовь к прекрасному, развивать в детях такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородства, чувство любви к Родине и родным истокам, народной музыке и народной песне.

       Известно, что музыка имеет огромное значение в формировании внутреннего мира ребенка, помогает стать духовно богаче, развивает эмоции, мышления, память, фантазию, творчества, восприимчивость к красоте. Ребенок эмоционально реагирует на музыку уже с первых дней жизни. Приобщение его к истокам русской народной культуре начинается  с колыбельной, в которой воплощены народная мудрость, обычаи, традиции. Если знакомить детей с раннего возрасте с народной культурой, народными песнями, народной музыкой, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию эстетического, духовного, нравственного воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.

     Современный мир таков, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальный ценности, человек перестал задумываться о том, что без знания своих корней, истории прошлых лет не может быть хорошего будущего.

    Дети должны знать ответы на вопросы: что такое русский фольклор? Каковы виды русского фольклора? Какую роль в жизни народа играет русский фольклор? Историю возникновения фольклорных праздников и их традиции.

Предполагаемые результаты:

1. В результате работы предполагается, что у детей сформируется правильное и полное представление о Родине, о своей национальной принадлежности, о традициях и обычаях русского народа

2. У детей сформируется устойчивый интерес к народной музыке, желание ее петь, слушать, эмоционально на нее откликаться

3. Сформируется чувство национального достоинства

4. У родителей повысится заинтересованность к возрождению культуры своего народа

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

1. Подбор и изучение литературы по данной теме

2. Подбор и изучение музыкального материала по данной теме

3. Работа в интернете в поисках информации

4. Проведение организованной, образовательной деятельности по данной теме

5. Составление сценариев и провидение фольклорных праздников и развлечений

6. Работа с родителями по изготовлению костюмов, атрибутов к праздникам и развлечениям, консультации, папки-передвижки, беседы, выставки совместных работ(выставки поделок на тему "Какие краски осени", "Символ года Петух" беседы, выставки совместных работ(выставки поделок на тему "Какие краски осени", "Символ года Петух"


ПЛАН РАБОТЫ:

Раздел плана

Сроки

Форма, содержание работы

Изучение методической литературы

В течение всего периода работы над темой

1.М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «Народные праздники в детском саду»

2. Л. А. Терихова,

В. Н. Осипова «Добрый человек придет, словно свету принесет»

3. Г. А. Лапшина «Календарные и народные праздники в детском саду»

4.О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

5.О. П. Радынова «Народные колыбельные песни» Слушаем и поем. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры»

6. О. П. Радынова «Музыкальные инструменты и игрушки» от 6 до 7 лет

Работа с детьми

В течение всего периода работы над темой

ООД по теме (знакомство с обрядами, традициями, разучивание музыкального материала по теме, чтение художественной литературы, разучивание народных игр, слушание музыки, просмотр картин, иллюстраций) Подготовка к фольклорным праздникам, участие детей в праздничных действиях.

Работа с родителями

В течение всего периода работы над темой

Консультации, папки-передвижки  по темам:  «Масленичные традиции», «Коляда, Коляда! Отворяй ворота…», «Масленица идет, блин да мед несет», «Скоро Пасха», «Рождество»

Методическая работа ( по этапам)

Сентябрь-октябрь (установочный)

Ноябрь-февраль (обуч)

Февраль-май (практич)

Подбор и формулирование темы, установка целей и задач, обдумывание последовательности работы

Изучение литературы, составление консультаций и сценариев

Подготовка к празднику «Рождественские Святки», «Весенняя ярмарка».

Написание консультаций, Презентация, оформление папок-передвижек, подведение итогов


     Cейчас к нам постепенно возвращается  национальная память  и мы по-новому начинаем относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, прошедших сквозь века. Пожалуй ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать пение, а  на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые люди, сгребая сено на скошенном лугу пели, облегчая тем самым себе труд. Хороводы, ярмарки были испокон веков любимыми развлечениями молодежи. Приезжих в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы,  песни и пляски.

    В наше время постепенно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить  «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в отдельных случаях.

Именно музыкальные занятия воспитывают в детях умение ладить друг с другом, понимать, прислушиваться друг к другу, любить, прощать.

     С русскими народными песнями и мелодиями мы  начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки»,  «Зайка», «Солнышко», «Сорока-сорока» и т.д.

     Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями постоянно использую русские народные мелодии: «Ах, вы сени», «Из-под дуба», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, береза». Народные мелодии просты и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные игры учат ориентироваться в пространстве, развивают координацию движений, внимание, умение контролировать свои действия, выполнять правила игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька выходи», «Кто у нас хороший» и т.д.

      В старших группах русская народная музыка звучит при разучивании танцевальных движений, инсценировок, плясок, игр, хороводов: «А я по лугу», « Как у наших у ворот», «Где был Иванушка», «Земелюшка-чернозем», «Как пошли наши подружки», «Пошла млада за водой», «Ворон» и т.д.

      Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией. На этих песнях, хороводах  дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, доброе отношение друг к другу.

       Результатом моей деятельности, как музыкального руководителя, является проведение календарных и фольклорных праздников и развлечений как:  «Осенины на Руси», «Рождественские Святки», «Масленица», «Сороки», «Встреча Весны», «Весенняя ярмарка», «Пасха».

    Дети активно участвуют в подготовке праздников и становятся не просто зрителями, а участниками происходящего, распевая песни, участвуя в народных танцах, хороводах, играя на музыкальных инструментах, играя в народные игры.

         

    В заключении можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает у детей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно - русского народного творчества.

    Моя тема по самообразованию: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» тесно переплетается с  работой воспитателей, которые на занятиях и в свободное время знакомят детей с жизнью русского народа в старину, его бытом и одеждой, которую носили наши предки, ходят на экскурсии в школьный музей «Русская изба», читают детям литературу по ознакомлению дошкольников с национальной культурой, традициями русского народа, его жизнью.

     «Без прошлого нет будущего»- гласит народная пословица и с этим нельзя не согласится.

     Я планирую и дальше продолжать работу над этой темой, приобщая детей к русской народной культуре.


Приложение.

План работы на 2016-2017 уч.г. по месяцам:

Октябрь

«Осенины – осени именины» (праздник)

Беседа об осени, признаки, приметы, обычаи, связанные с осенним праздником, загадки, пословицы. Хоровод «На горе – калина» «Каравай» Народная игра «Дрема», «Ворон»

Ноябрь

«Русские народные инструменты»

Знакомство с русскими народными инструментами. Слушание их звучания в записи. Слушание в записи русской народной музыки. Подыгрывание на детских музыкальных инструментах.

Декабрь

«Зимние Святки»

Беседы о праздниках, которые отмечают в дни Святок, о традициях празднования Нового года. Пение новогодних песен. Разучивание русских народных игр «Как на тоненький ледок», «Жмурки».

Январь

«Пришла Коляда - отворяй ворота»

Рассказ о Рождестве, познакомить с особенностями гадания, колядования, ряжения. Развлечение «Рождественские Святки». Слушание в записи детских колядок, праздничного звона Архангельских колоколов. Русская народная игра «Бабка Ёжка».

Февраль

«Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая»

Познакомить с обрядами Масленицы, поговорки, пословицы, загадки, потешки. Драматизация русской народной сказки «Теремок». Русские народные игры: «Гори – гори ясно», «Горелки», «Пятнашки», «Колобок»

Март

«Гуляй и присматривайся»

Беседы о признаках весны, о русских обычаях встречи весны. Разучивание заклички «Жаворонки прилетите», «Песенки веснянки», потешка «Идет матушка – весна». Народная игра «Золотые ворота», «Заря – заряница»

Апрель

«Весна – красна»

«Пасха»

Знакомство с народным праздником весны, пословицы поговорки, повторение знакомых закличек, поговорок, пословиц о весне, загадок. Фольклорный праздник «Весенняя ярмарка». Разучивание русских народных песен: «Во кузнице», «Ой, вставала я ранешенько», «Земелюшка чернозем». Разучивание русской пляски «Кадриль», свободные пляски под русскую народную плясовую

мелодию.

Беседы о праздновании Пасхи. Слушание детских пасхальных песен, колокольного пасхального перезвона (запись).

Май

«У самовара»

Чаепитие с русский самоваром. Слушание в записи детских частушек. Разучивание хоровода «Во поле береза стояла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество

Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.    припевки, песенки, потешки дети с...

Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры. Изготовление народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»

Цель:   вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, продолжить знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции( кукла – ...

Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Мастер-класс на тему: "Народная кукла как средство приобщения к истокам народной культуры"...

Презентация. Приобщение детей к истокам народной культуры, через народные игры Южного Урала

acute;Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с дв...

Консультация для воспитателей Приобщение детей к истокам народной культуры через устное народное творчество

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовност...