Приобщение детей к истокам народной культуры через устное народное творчество.
консультация на тему

Майорова Любовь Васильевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_istokam_narodnoy_kultury.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Приобщение детей к истокам народной культуры через устное народное творчество.

Воспитатель: Майорова Любовь Васильевна.

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по изодеятельности, педагогов по дополнительному образованию, родителей. Важно отметить, что качество проведения занятий по знакомству детей с русским народным творчеством зависит от уровня профессионального мастерства и творчества педагогов.

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа.

В народных детских играх и игрушках блестяще соединились художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей чарующей прелести его проявлений.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа.

Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта (т.е. в трансмиссии культуры), иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. К сожалению, когда-то мощный слой традиционной культуры давно уже размыт или вовсе смыт, так что обратиться к этому кладезю мудрости, опыта, хранителю национального сознания можно только опосредованно – через книги, звукозаписи, концерты.

Понятно, что невозможно полностью возродить традиционную культуру, восстановить естественные связи и способы передачи наследия. Время идет, общество меняется, и значительная часть того, что принадлежало народному быту и мировоззрению, изжило себя.

И все же есть целый ряд обычаев и обрядов, которые необходимо знать тем, кто интересуется системами традиционного воспитания детей. Основанная на многовековой традиции народная педагогика была направлена прежде всего на воспитание человека.

В традиционной культуре широко применялись словесные приемы воспитания. Считалось, что ребенок должен не просто расти в соответствии со своей природой (как дерево или травинка), его надо и «доделывать» через слово, движение. Вводя тем самым в мир человеческой культуры.

Поэтому приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Произведения народного творчества: потешки, песенки, сказки, забавляя детей, блестяще решают многие трудные задачи воспитания. В них и знакомство с окружающим миром, и начало нравственного воспитания, и постижение богатства родного языка. У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Созданные народом потешки, песенки, и первые сказки помогают малышу овладеть родной речью. Это дает ключ к познанию окружающего мира, человеческих взаимоотношений. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.

Словесные игры.

Играя, дети постоянно тренируют приобретенные навыки, повторяют свои знания. С возрастом дети осваивают словесные игры – незаменимые помощники в деле освоения речевой культуры. Словесные игры развивали и необходимые психологические качества.

Например, такая игра как молчанка, учила детей выдержке и терпению. Один из участников игры произносил условный текст. Все должны сидеть молча, любое слово, смех или даже улыбка засчитывались как проигрыш.

Небылицы-перевертыши – песенки или стишки, в которых говорят одно, а думают другое, развивала гибкость мышления, укрепляла понимание ребенком подлинных, реальных связей и явлений.

Скороговорки Играли большую роль в развитии речевых способностей детей. Как жаль, что сегодня словесные игры не столь распространены. Какую пользу они оказывали детям! У деревенских мальчишек и девчонок вряд ли были логопедические проблемы, столь часто встречающиеся у современных детей.

Пословицы и поговорки – это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим. Сложились пословицы и поговорки на основе огромного жизненного опыта. Обращенные детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы, например: «Поспешишь – людей насмешишь».

Загадки – форма словесного народного творчества, образной народной речи. Детям надо предлагать такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Дело не просто в том, чтобы ребенок быстро разгадал загадку, а том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответ.

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Доброе дело – добро и порождает – учат сказки русского народа: «Смоляной бычок», «Гуси». Ну, а тому, кто творит зло, - нет прощения, и Жихарка, расправившийся с лисой, прав. Сильного врага надо побеждать смекалкой, смелостью. Об этом говорит и сказка, «Бычок – черный бочок, белые копытца». Защитить слабого, помочь ему спастись – для этого тоже нужны мужество, смекалка, смелость. Никита Кожемяка при виде «девчонок махоньких», обреченных на гибель, идет на страшный бой. И от княжеских даров отказывается.

Очень важно научить ребенка думать над произведениями художественного слова, вглядываться в рисунки, вспомнить, глядя на них, например, всю сказку. Ваши разъяснения лишь нарушат обаяние сказки. Нужны собственные усилия ребенка. Важно пробудить в нем творческое воображение, чтобы появилась способность живо представить сказочную ситуацию, понять взаимоотношения персонажей, уловить причины их поступков, их характеры. Помогают этому игры в сказку: последовательное проигрывание всех сказочных ситуаций, при повторных играх ролями следует поменяться, чтобы стали понятны разные сказочные образы. Хорошо начинать такие игры с давно знакомой сказки. Перед игрой следует перечитать сказку. Не жалейте времени на чтение детям! Ведь ничто так не сближает взрослых и детей, как совместные переживания. Воспоминания о радостных минутах общения со взрослыми навсегда остаются в памяти, поддерживают всю жизнь.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка. Использование фольклорных форм, как сказки, песни, потешки, пословицы и поговорки помогают воспитывать любовь к родному краю и дает ребенку первые представления о культуре своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорны...

Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество

Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.    припевки, песенки, потешки дети с...

Консультация "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество"

Сказки, песни, былины, загадки, пословицы - отражение мечты народа, уточняет представление ребёнка об окружающем мире....

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.В данной статье обосновывается мнение о т...

консультация для воспитателей "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Данная тема знакомит детей с народными потешками, расширяет кругозор, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Воспитывает уважение к народной культуре и фольклору....

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

У современного подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к традициям русской народной культуре. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема, развить в детях любовь и уваж...