"Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста".
материал (старшая группа)

Опыт работы по теме "Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Художественно – эстетическое развитие – как средство развития творческой личности».

             

                                                                                                    Детство – это летний ветер,

  Парус неба и хрустальный звон зимы.

                                                                                                      Детство – это значит дети.

                                                                  Дети – это значит мы!

Дошкольный возраст- важный этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развиваются познавательные интересы детей, любознательность.

Особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

                       

Великий педагог В.А. Сухомлинский сказал:

«Творчество не приходит к детям по какому-то наитию.

                  Творчеству надо учить.  Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества.»

Работая с детьми дошкольного возраста, общаясь с ними, играя, занимаясь, я понимаю, что все дети наделены способностями: у кого-то получается возводить интересные постройки, кто-то обладает чудесным голосом, у кого-то хорошая пластика, а кто-то изобразит сказочного героя так, что дух захватывает. Нам, взрослым, надо постараться увидеть эти способности, рассмотреть их и дать возможность этим талантам и способностям проявиться и развиться, т.е. создать условия для развития и самореализации творческого начала в каждом ребенке. И я, как воспитатель, понимаю необходимость творческого развития каждого своего воспитанника.

                   

  Художественно – эстетическое воспитание происходит с первых шагов маленького человечка, с первых его слов, поступков. Освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая «красивая», и сам пытается на бумаге изобразить только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте ребенок, исходя из своих возможностей, творит красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас взрослых умением видеть окружающий мир.

Действенность художественно- эстетического воспитания зависит от соблюдения принципа художественно- творческой деятельности и самодеятельности детей. Она становится средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Именно поэтому я уделяю большое внимание в своей работе художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

              Художественно-эстетическое развитие направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

-развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

-развитие детского творчества.

-приобщение к изобразительному искусству.

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность ( рисование, лепка, аппликация), которая осуществляется на НОД. Она позволяет детям выразить в их творчестве свое представление об окружающем мире.

Поэтому овладение изобразительной деятельностью имеет для ребенка большое значение.

Дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный Эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества, эстетического восприятия, воображения.

Исключительно важное значение в эстетическом воспитании дошкольников имеет декоративно-прикладное искусство. Развитие художественного вкуса происходит через восприятие красоты наблюдаемых изделий. Рассматривая альбомы, предметы, знакомимся с элементами росписей, такими как: дымковская, лихославльская, хохломская.

    Лепим предметы и расписываем их. Предметы детского творчества украшают выставки, группы.

Для обогащения эмоционально- чувственного восприятия, знакомлю детей с художественной литературой, обращая внимание на средства выразительности и способствую употреблению их в речи. Рассматриваем портреты писателей, читаем их произведения. Знакомимся с фольклором: пословицы, потешки, колыбельные песни, заклички, загадки.

Приобщая детей к художественно-эстетическому воспитанию, использую в своей работе такие формы организации детей, как: наблюдение и рассматривание эстетически-привлекательных объектов природы, быта, произведений исскуств, иллюстраций. Собрана большая коллекция репродукций картин, с помощью которых дети знакомятся с основными жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт). Рассматривание репродукций картин, беседы об искусстве становятся подлинным средством воспитания и развития в детях чувства прекрасного.

Доброй традицией стало изготовление украшений для оформления зала, подарков, сувениров, открыток к праздникам; создание коллекций, выставки детских работ.

В своей работе по художественному творчеству большое внимание уделяю работе с бумагой, т.к. бумага-это первый материал, из которого дети начинают творить, мастерить.Я считаю, что большие возможности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста таит в себе искусство оригами.

Маг, что придумал бумагу цветную

Красную, белую и голубую,

Верил, конечно,что смогут ребята

Сделать фигурки из квадратов.

В небо стремящихся желтеньких птичек,

Быстро вспорхнувших с бумажных страничек.

Сказочных бабочек, розовых зайцев,

Выполнить можно при помощи пальцев.

Стоит лишь только подумать немножко,

Для вдохновения глянуть в окошко-

Символом мира стал белый журавлик,

Символом дружбы-бумажный кораблик.

Мы приглашаем вас отправиться с нами в увлекательное путешествие по стране ОРИГАМИ.

Оригами-искусство складывания фигурок из бумаги, оно очень древнее. Со временем завоевало весь мир. Секрет огромной популярности очень прост-несложные приемы работы с бумагой и творчество позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир.

Оригами-интересное, приятное и полезное занятие, задачами которого являются:

Развивать конструктивные, творческие способности с учетом индивидуальных возможностей ребенка; приобщать детей к мировой культуре; формировать эстетический вкус.

   Сначала мы познакомились со свойствами бумаги. Для игры «Воздушный футбол» мы сделали «мячи» из бумаги и дули на них, в процессе чего выяснили, что бумага легко мнется, что она легкая и сдвигается с места даже от воздушной струи.

Фигурки в стиле оригами мы складываем, используя пооперационные карты, в которых поэтапно показано изготовление поделки.

Выбор цветового решения-один из важнейших этапов работы.

Самый ответственный момент – складывание фигурок.

  Далее начинается кропотливая работа-художественное оформление.

На изготовление поделки достаточно 10-15 мин. Совершив 2-3 действия с бумагой, ребенок получает готовую игрушку.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка необходимо соглосование усилий дошкольного учреждения и семьи. Вся работа ведется в тесном контакте с родителями. Родители моих воспитанников являются активными участниками и победителями в конкурсах и выставках не только внутри ДОУ, но и на районном уровне.

При работе с родителями использую различные приемы и формы: дни открытых дверей, организация выставок-конкурсов, анкетирование, показ презентаций, родительские собрания в нетрадиционной форме. Мне очень хотелось, чтобы родители на некоторое время представили себя детьми, погрузились в мир фантазии и творчества и нарисовали своих детей такими, какими они их видят. Результат этого творчества украшает нашу группу.

Результатом моей работы стало то, что с каждым днем все больше детей проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными, раскрывают свой внутренний мир. Занимаясь рисованием, лепкой, оригами дети учатся воспринимать, наблюдать, придумывать образы, размышлять, продумывать этапы своей работы. Все эти психологические процессы – показатели не только умственного, но и творческого развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Проект «Коллекционирование как средство художественно – эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста».

Коллекционирование, как средство личностного развития ребёнка, можно применять независимо от реализуемой в группе базисной программы воспитания, развития и обучения, так как использование экспонатов к...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...

Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"

В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....