«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
консультация

Шайдуллина Ландыш Рафитовна

Цель мастер-класса:

Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:

Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи:

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация;

Раздаточный материал: мнемотаблицы; тексты заданий

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

- внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицамипри заучивании текста.

 

Ход мастер-класса

- вводная часть

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление.

  У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще  К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:

Воробьёва Вал. Конст. Называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Тат. Александр. – предметно- схематическими  моделями, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.

Основная часть

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

 Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. 

Моделирование:

Педагоги деляся на 3 команд. Каждая команда получает листок с заданием (см. приложение)

  1. Зашифровать сказки
  2. Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу
  3. : Нарисовать мнемокарточки к игре «Подбери слово»

- есть слово простое, короткое – … (лист)

- есть слово обозначающее много - … (листья)

- есть слово маленькое, ласковое - … (листочек)

- есть слово красивое, слово-признак - (лиственный)

- есть слово длинное, состоящее из 2-х - … (листопад)

- есть слово – название дерева - … (лиственница)

Демонстрация выполненного материала

Заключительная часть

Итак, мнемотехника :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью рефлексии

Рефлексия Прием "Чемодан, Корзина, Мясорубка":

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.

Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.

Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».

Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить».

Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе....

Планирование по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Планирование воспитателя по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принцип...

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....